Использование новых образовательных технологий в преподавании математики
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В статье описаны 3 вида технологий при обучении математике :здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные и технология обучения в сотрудничестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novye_obrazovatelnye_tehnologii.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование новых образовательных технологий в преподавании математики
Технологии | Обоснование выбора | Системность использования | Результат |
1.Здоровье сберегающие технологии | В большинстве исследований отмечается четкая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Многие дети приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения их психофизического развития. В условиях систематических школьных перегрузок они оказываются неуспевающими учениками или учениками, успехи которых в школе достигаются ценой здоровья. Постоянное пребывание в ситуации неуспешности или тревожного ожидания неуспеха усугубляет поведенческие и нервно-психические отклонения и нередко толкает к асоциальным формам поведения. Чтобы выйти из этого замкнутого круга, и требуются охраняющие здоровье технологии обучения. Современные учебные программы рассчитаны на здорового ребёнка, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся. Одной из важнейших задач по реализации здоровьесберегающих технологий является использование активных, творческих методов обучения. Их применение нацелено на снижение риска появления у школьников переутомления, способствует более гармоническому развитию личности, способствует снижению утомляемости на уроке при возрастании учебной нагрузки; поможет учащимся самостоятельно преодолевать усталость; снизит степень тревожности из-за боязни не быть успешным; однообразие видов деятельности на уроке. | Системность использования заключается в создании условий для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий: деятельностных, проблемно-поисковых, согласно изучаемой теме и возрастным особенностям; компетентностно-ориентированных; информационно-коммуникативных;здоровьесберегающих. Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Использую элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида задания во время урока. Релаксация – использую спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы, при выполнении некоторых заданий во время урока. Гимнастика пальчиковая - использую во время урока в качестве физкультминутки, если работа выполняется письменная на весь урок. Гимнастика для глаз – на каждом уроке по 3 мин. в качестве физкультминутки. . | Как учитель, я должна на уроках создать условия для сохранения здоровья, сформировать у ученика необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Поэтому: на уроках соблюдаю требования САНПиНа; на уроке создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее; чёткая организация учебного труда для предупреждения утомляемости; при планировании урока предусматриваю смену деятельности, чередую различные виды активности: интеллектуальная – эмоциональная– двигательная; использование динамических пауз, минут для здоровья (профилактические упражнения для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки) для снятия напряжения, усиления работоспособности; предлагаемые упражнения для физминутки органически вплетаются в канву урока; на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “здоровый образ жизни”, “правильное питание”, “экология”; осуществляю индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей; провожу тренинговые мини-занятия для уменьшения степени тревожности учащихся, такие как “Учитесь поддерживать друг друга”, “Приветствия бывают разными”, “Работа в группах”, “Мы и успех”. |
2.Информационно-коммуникативные технологии | Использование информационно-коммуникативных технологий позволило мне существенно обогатить содержание учебного материала, что, в свою очередь, способствовало разнообразию учебного материала, установлению метапредметных связей, повышению мотивации детей к учёбе. | В своей работе использую и информационно-коммуникативные технологии. Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся; индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации; раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагируют на ошибки; совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи; организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся Использую ИКТ на разных этапах урока (в виде презентаций): устный счёт включает в себя устные упражнения, необходимые либо для закрепления, либо для дальнейшего изучения нового материала; на этапе первичного закрепления. Предложенные учителем задания по новой теме, позволяют определить степень усвоения нового материала; при проверке домашнего задания. Педагог предлагает кому – нибудь из учеников выполнить домашнюю работу или её часть в форме презентации. На этапе проверки домашнего задания он показывает и озвучивает своё решение. Проверяются самые важные домашние работы или наиболее проблемные задания (при объяснении нового материала; при закреплении, повторении используются готовые демонстрационные – энциклопедические программы из серии: “Открытая математика. Функции и графики”, “ Познавательная геометрия”, “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” и др.; на этапе контроля ЗУН). Использую ИКТ и на уроках решения тренировочных заданий при подготовке к ГИА. Эффективное повторение материала по темам школьного курса осуществляется с помощью электронных пособий: Математика 5-11. “Новые возможности для усвоения курса математики”, Москва, изд. “Дрофа”, 2004 г. “Алгебра 7-9”. Серия “Все задачи школьной математики”. Изд. “Просвещение”,2006 г. и др. Электронные пособия включают теоретическую базу данных и базу математических задач, двигаясь при этом от простых заданий к более сложным. Применяю информационные технологии и на уроках геометрии, где учащиеся много работают с графическим изображением пространственных фигур, которые не всегда наглядно отражают их свойства. Поэтому особый интерес представляют графические редакторы (программа “Живая геометрия”), которые позволяют создавать и изменять компьютерные модели геометрических объектов. В этой программе ученики работают с целым семейством фигур, что способствует развитию геометрической интуиции детей. Мультимедийная среда организована таким образом, что более значимыми становятся наблюдение, разного рода эксперименты, математическое моделирование и конструирование. Уроки с применением ИКТ вызывают большой интерес у учащихся, являются более наглядными, разнообразными. На них учащиеся получают большой объём знаний, и полученные знания прочнее усваиваются. Широко использую ресурсы сети Интернет. Рекомендую сайты и ученикам, где собран теоретический и практический материал для самостоятельной подготовки кГИА. Информационные технологии использую и во внеурочной деятельности. Важным направлением организации внеурочной деятельности является научно-практическая деятельность учащихся, т.е. выполнение долговременных трудоёмких творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создаёт благоприятные условия для организации такой деятельности. Обработка собранной в ходе исследования информации, подготовка электронных таблиц, диаграмм, документов учащимися выполняется в текстовом редакторе. Применение данной технологии позволило мне повысить у учащихся компьютерную грамотность, формировать математическую, информационную, коммуникативную, межкультурную компетенции, необходимые для творческой социально-ориентированной личности “информационного общества”; подготовки выпускников к изменяющимся социально-экономическим условиям. | Для подготовки к разработкам уроков, мультимедийных презентаций, Flash-игры. использую интернет-ресурс. Использую в своей деятельности разработки компании «Физикон» «Открытая математика. Планиметрия» (7 – 9 кл.), «Открытая математика. Стереометрия» (10 – 11 кл.), «Открытая математика. Графики и функции» (7 – 9 кл.), «Интерактивная математика» (5 – 9 кл.) издательства «Дрофа», «Тригонометрия не для отличников», «Алгебра не для отличников» и другие. Систематизировала материал по геометрии 7 – 11 класс программы «Физикон» «Открытая математика». Использую при объяснении нового материала модель – чертеж. Задачи, тесты для самостоятельной работы применяю выборочно, т.к. зависит от уровня подготовки класса. Диски содержат множество материала, которые можно использовать и на факультативных занятиях. Активно пользуюсь информацией из Интернета (при подготовке рефератов, уроков, для проведения внеклассной работы). Большое количество ЦОРов по изучаемым темам взяла с Интернет-порталов Министерства образования. Систематизирую и формирую папки по темам, вкладывая в них устный счет, демонстрационный материал, самостоятельные и контрольные работы, тесты, тренажеры. Применяю ЦОРы при организации контроля и самоконтроля. Применение на уроке компьютерных тестов позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения учебного материала и вовремя ее скорректировать. Проверка заданий при компьютерном обучении идет автоматически, что экономит время урока. Продумывая ход, урок с использованием ИКТ, не забываю о здоровьесбережении учеников. Неоднократно делилась опытом по использованию ИКТ на уроках математики на МО. Это позволило - повысить мотивацию моих учащихся к обучению -отмечается 100% вовлечённость детей в урок -я одномоментно на уроке работаю с детьми разного уровня подготовленности - сравнительно быстро провожу объективную проверку качества знаний - мне удалось повысить заинтересованность учеников к изучению предмета; -я смогла увеличить эмоциональную составляющую уроков и внеклассных мероприятий - обеспечиваю обратную связь -увеличила плотность и темп урока - удалось сделать обучение и воспитание моих ребят более творческим, что подтверждают полученные детьми сертификаты участников и призёров дистанционных конкурсов -осуществляю быстрый поиск информации -повышаю своё профессиональное мастерство. |
3.Технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа). | По опыту знаю, что некоторые уч-ся лучше усваивают учебный материал, работая не индивидуально, а наоборот, в группе, это положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, способствует успехам каждого ребенка и детского коллектива в целом, который можно рассмотреть через деятельностный и проблемно-поисковый подход. Использование основных 6 способов формирования групп на уроке (и во внеклассной деятельности), разработанные в проблемно-поисковых образовательных технологиях, которые в значительной степени определяют результативность группового взаимодействия обучаемых. | Групповую форму работы использую как при изучении нового материала, так и при закреплении, повторении, обобщении пройденного. Организуя на уроке групповую работу, я по-разному формирую состав групп. Для более четкой и быстрой организации групповой работы мною, совместно с детьми, были разработаны «Правила работы в группе». На первых этапах обучения детей работе в группах даю очень подробные планы (инструкции) выполнения задания. При подведении итога урока, на котором использовалась групповая работа, обязательно акцентирую внимание детей на лучшее в работе группы (четкая организация, сплоченность действий, взаимопомощь, интересный подход к решению проблемы) и на недостатки. Я считаю, что такой анализ необходим для того, чтобы дети видели «плюсы» и «минусы» своей работы, брали на вооружение положительное и устраняли недостатки. Деятельностный и проблемно-поисковый подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики “открывали” новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности. На уроках использую формы работы: – эвристическая и проблемно-поисковая беседа; Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяю уже не в целях активизации запоминания, а для создания проблемной ситуации на уроках. Это серии рисунков, схем, графиков на которых изображается определенная учебная ситуация, требующая самостоятельных размышлений учеников, для высказывания каких-то обобщений, выявления доминирующих причин. При изучении темы 6 класса “Сложение дробей с разными знаменателями” в устный счёт, состоящий из примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (“Ситуация успеха”) включаю задание, где знаменатели разные. Происходит “заминка” (проблема), и начинаем думать: “почему не получилось?”. Индуктируем, дедуктируем, анализируем, синтезируем, сравниваем, обобщаем… Итог: верное решение и понимание – что делаем? как делаем? зачем? Все определения понятий и способов стараемся формулировать самостоятельно, сверяясь затем с текстом учебника. Базовую тему по математике для 5 класса “Десятичные дроби и действия над ними” изучали, используя приёмы и методы сопоставления, наблюдения, анализа. В итоге по теме “Деление десятичных дробей на натуральное число” детьми было выведено самостоятельно правило, которое в последствие использовалось для проверки правильности постановки запятой в частном. Это правило было проверено детьми на различных примерах, и возгласы: “Работает!” ознаменовали наше Открытие. При изучении тем “Симметрия относительно точки”, “Симметрия относительно прямой” учащимся дается творческое домашнее задание: изобразить фигуры, имеющие центр симметрии, ось симметрии. Выполнять работы можно как угодно: нарисовать, наклеить. | Использую основные способы формирования групп 1. По выбору педагога (он сам распределяет учащихся в мини-группы). При таком делении я учитываю симпатии и антипатии учащихся. 2. По желанию учащихся В этом случае объединяю в группы по желанию, по предварительному опросу и составлению списка на все учебное время. Сами учащиеся определяют своего лидера, который оказывает помощь учителю во время урока и выполняет внутренний контроль внутри своего мини-коллектива. 3. По набору лидеров Лидеры в данном случае я назначаю сама - организатором групповой работы, а они по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что лидеры выбирают в первую очередь тех, кто действительно способен продуктивно работать и достигать результата (иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план). Но при таком способе формирования группы психологически трудно тем учащимся, кого выбирают последними, или вообще не хотят выбирать. Иногда советую провести “аукцион” последних 3 - 4 человек в классе - лидеры должны не просто назвать имя желаемого игрока, но и обосновать его ценность для команды. Таким образом, вокруг “непопулярных” членов группы тоже возникнет интерес. 4. По определенному признаку: по первой букве имени (оно начинается на гласную - согласную); в соответствии с тем, в какое время года родился ученик (на четыре группы); по тому, какого они знака зодиака (знаки воды, огня, воздуха или земли); по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые), и т.д. Иногда я сама делю участников на группы по определенному признаку, не сообщая им его. Задача учащихся - понять, какой признак объединил их между собой и одновременно отделил от других учеников класса (совместное решение задачи). Этот способ деления интересен тем, что может объединить людей, которые редко взаимодействуют друг с другом. Но, изначально задавая некоторый общий признак, он создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе. 5. По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит, критик, скептик, генератор идей, аутсайдер). Используется на продвинутом этапе обучения. Здесь требуются хорошие знания индивидуальных особенностей учащихся, чтобы равномерно распределить их по группам и обеспечить достаточно высокий творческий потенциал в каждой подгруппе. Но данный способ формирования групп не всегда соответствует симпатиям - антипатиям учащихся поэтому в своей работе я очень редко использую данный способ. 6. Случайным образом. Данный способ использую только на зачетных занятиях в виде урока-игры, используя жребий (учащихся просят рассчитаться на первый - второй или распределяют четные номера - в одну группу, нечетные - в другую); предлагают обучаемым вытянуть фигуры разные по форме (квадрат, треугольник, овал, ромб, прямоугольник) или по цвету (желтый, красный, голубой, белый и др) – это для 5 и 6 классов. На ступени 7 и 8 класса практикую объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных “фантов” (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент учитель) и т.п. Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней волей случая могут объединиться учащиеся, которые вне учебных условий никак не взаимодействуют между собой. Таким образом, работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным партнерам. В конце каждого года подвожу итоги своей работы по данным технологиям результатами такой работы являются: -сплочённость действий детей при выполнении заданий -взаимопомощь -мои ребята привыкают к чёткому алгоритму действий. В классе организована своя мини-школа среди сильных учеников класса по оказанию помощи в выполнении домашнего задания или пояснения определенного номера из учебника во время перемены или вне учебных занятий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование новых образовательных технологий на уроках русского языка
Примеры использования на уроках русского языка технологии РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо). Статья написана в соавторстве с Бабушкиной О.В....
Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка
Использование новых педагогических технологий на уроках русского языка...
Использование новых информационных технологий на уроках татарского языка
Я считаю, что презентация - это самый оптимальный вариант изложения учебного материала на каждом этапе урока. В процессе обучения я регулярно применяюмультимедийный проектор. Использование доски позво...
«Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методов и технологий в условиях введения новых образовательных стандартов на уроках предмета «технологии»
laquo;Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методов и технологий в условиях введения новых образовательных стандартов на уроках предмета «технологии»...
Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы
В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...
Тема доклада: «Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»
laquo;Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»...
Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы
В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...