Рабочая программа по математике для 9 класса
рабочая программа по математике (9 класс)
Рабочая программа по математике для 9 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО по учебникам "Алгебра 9 класс", автор Мордкович А.Г. и "Геометрия 7-9 классы", автор Атанасян Л.С. Алгебра - 3 часа в неделю, геометрия - 2 часа в неделю. Рабочая программа содержит следующие разделы: пояснительная записка, краткая характеристика предмета, содержание предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_dlya_9_klassa.rar | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Урлукская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО: Фёдорова С.Д. /_____/ Протокол № ___ от «__»_________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ Урлукская СОШ Фёдорова И.В./______/ «__»__________20___г. | «Утверждаю» Директор МОУ Урлукская СОШ Семёнова О.В. /____/ Приказ № ___ от «__»____________20___г. |
Рабочая программа
по математике:
алгебра и геометрия
для 9 класса
Халецкой З.Н.
учителя математики
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»____________20___ г.
2018 г
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по математике для 9 класса составлена на основе Содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и на основе учебников: «Алгебра 9 класс» Мордкович А.Г. и «Геометрия 7-9 классы» Атанасяна Л.С. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Вид реализуемой программы –общеобразовательная.
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- в направлении личностного развития
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
- В метапредметном направлении
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
Задачи предмета:
- Развитие алгоритмического мышления, необходимого для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений, развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
- Получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
- Формирование языка описания объектов окружающего мира для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.
- Формирование у учащихся умения воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.
Изучение математики в 9 классе направлено на формирование следующих компетенций:
- учебно-познавательной;
- ценностно-ориентационной;
- рефлексивной;
- коммуникативной;
- информационной;
- социально-трудовой.
Математическое образование в школе строится с учетом принципов непрерывности (изучение математики на протяжении всех лет обучения в школе), преемственности (учет положительного опыта, накопленного в отечественном и за рубежном математическом образовании), вариативности (возможность реализации одного и того же содержания на базе различных научно-методических подходов), дифференциации (возможность для учащихся получать математическую подготовку разного уровня в соответствии с их индивидуальными особенностями).
Планируется использование таких педагогических технологий в преподавании предмета, как дифференцированное обучение, КСО, проблемное обучение, ЛОО, технология развивающего обучения, тестирование, технология критического мышления, ИКТ. Использование этих технологий позволит более точно реализовать потребности учащихся в математическом образовании и поможет подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации.
Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения и освоению содержания курса «Математика – 9 класс»
Изучение математики в 8 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов:
- в направлении личностного развития
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- умение контролировать деятельность и резкльтат обучения;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
- в метапредметном направлении
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и деятельности;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Общая характеристика предмета «Математика»
в 9 классе
Основные задачи реализации содержания
Формирование представлений о математике как универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; освоение языка математики в устной и письменной формах; развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления; понимание роли информационной деятельности как фундаментальной реальности окружающего мира; формирование способностей выделять основные информационные процессы в реальных ситуациях, оценивать окружающую информационную среду и формулировать предложения по ее улучшению.
Содержание математического образования применительно к 9 классу представлено в виде следующих содержательных разделов: алгебра, функции, вероятность и статистика, геометрия.
Содержание раздела «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчёркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира. В задачи изучения алгебры входит также развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений, а вопросы, связанные с иррациональными выражениями, с тригонометрическими функциями и преобразованиями, входят в содержание курса математики на старшей ступени обучения в школе.
Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Раздел «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.
При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Цель содержания раздела «Геометрия» - развивать у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путём систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний. Материал, относящийся к блокам «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несёт в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.
Место предмета «Математика – 9 класс» в учебном плане
Согласно действующему в школе плану на изучение математики в 9 классе отводится 5 учебных часов в неделю, всего 170 часов. При этом параллельно изучаются предметы «Алгебра» (3 часа в неделю) и «Геометрия» (2 часа в неделю).
Предмет «Алгебра» включает в себя некоторые вопросы арифметики, развивающие числовую линию 5-6 классов, собственно алгебраический материал, элементарные функции, а также элементы вероятностно-статистической линии.
В рамках учебного предмета «Геометрия» традиционно изучается евклидова геометрия, элементы векторной алгебры, геометрические преобразования.
Алгебра
- Рациональные неравенства и их системы (16 часов)
Линейные и квадратные неравенства. Рациональные неравенства. Множества и операции над ними. Системы неравенств.
- Системы уравнений. (13 часов)
Основные понятия. Методы решения систем уравнений. Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.
- Числовые функции. (27 часов)
Область определения числовой функции. Область определения, область значения функций. Способы задания функций. Свойства функций. Чётные и нечётные функции. Функции у = хn, nN, их свойства. Функции у = -n, nN, их свойства и графики Функция у =, её свойства и график.
- Прогрессии. (14 часов)
Числовые последовательности. Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия.
- Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. (8 часов)
Комбинаторные задачи. Статистика: дизайн информации. Простейшие вероятностные задачи. Экспериментальные данные и вероятности событий.
Геометрия
- Повторение (2 часа).
- Векторы. Метод координат (18часов).
Понятие вектора. Абсолютная величина (длина) и направление вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по координатным осям. Координаты вектора.
- Соотношения между сторонами и углами треугольника (12 часов).
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
- Длина окружности и площадь круга (16 часов).
Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга. Длина дуги, площадь сектора.
- Движение (10 часов).
Понятие движения. Параллельный перенос и поворот.
- Об аксиомах планиметрии (2 часа).
- Повторение (8 часов).
Решение упражнений и задач по всему курсу.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для проведения уроков математики имеется кабинет математики.
Оснащение процесса обучения математике обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.
- Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
- Нормативные документы: Примерная программа основного общего образования по математике, Планируемые результаты освоения программы основного общего образования по математике, стандарт основного общего образования, Федеральный государственный стандарт основного общего образования (проект).
- Авторские программы по курсу математики в 9 классе.
- Учебники по алгебре и геометрии для 9 класса.
- Учебные пособия: рабочие тетради по алгебре и геометрии, дидактические материалы, сборники контрольных работ по алгебре и геометрии для 8 класса.
- Научная, научно-популярная, историческая литература.
- Справочные пособия (энциклопедии, справочники по математике0.
- Методические пособия для учителя.
- Печатные пособия:
- Таблицы по алгебре и геометрии для 7-9 классов.
- Портреты выдающихся деятелей математики.
- Информационные средства:
- Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания.
- Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.
- Инструментальная среда по математике.
- Технические средства обучения:
- Компьютер.
- Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
- Аудиторная доска.
- Доска магнитная.
- Комплект чертёжных инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450. 450), циркуль.
- Набор планиметрических фигур
Список учебной литературы
Основная литература
- А.Г. Мордкович «Алгебра» в двух частях: учебник и задачник – М.: Мнемозина, 2015-231с.: ил.
- Л.С. Атанасян «Геометрия» 7-9 класс – М.: Просвещение
Дополнительная литература
(для педагога)
- ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика
Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов. Задачи, рассматриваемые в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс к учебнику Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М. : Мнемозина, 2014.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс
Рабочая программа учебного курса по математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...