Организация контроля и самоконтроля учащихся.
материал по математике (5 класс)
Организация контроля и самоконтроля учащихся.
Реализация контроля и самоконтроля учащихся по основному материалу изучаемого раздела учебного предмета выполняется путем включения в содержание диагностических работ учебных задач, направленных на реализацию требований системно-деятельностного подхода в преподавании математики.
Обучение есть всегда обучение деятельности. Знания – ориентировочная сторона деятельности. Навыки – технологическая сторона деятельности.
Знания не сообщаются ученику в виде готового материала, а добывается каждым учеником самостоятельно. Есть смысл рассмотреть урок контроля и оценки знаний с позицией требования стандарта второго поколения в сравнении с уроком постсоветского периода. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и ученика.
Самостоятельная работа учащихся и рефлексия выступают как обязательные компоненты современного урока по диагностике качества освоения учебного материала. Оценочный и рефлексивный блоки дают учащимся право выбора мотивов успеха или избегания неудач.
Цели уроков по контрольной диагностике полученных знаний обязательно формулируются на занятии вместе с ребятами, и эти цели находятся не только в сфере интересов школьников, но и в интересах родителей. Поэтому здесь важно взаимодействие «учитель-ученик-родитель», в котором имеет место треугольник взаимоконтроля.
В связи с реализацией ФГОС ООО в 5 классах необходимо осуществлять мониторинг сформированности планируемых предметных, метапредметных личностных результатов, используя контрольно-измерительные материалы.
Цель: Разработать комплекс контрольно-диагностических материалов для осуществления текущей и промежуточной оценки сформированности предметных и метапредметных результатов у учащихся 5 класса.
Задачи:
- Изучить основные подходы к системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС ООО.
- Освоить технологию разработки учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Подготовить комплекс контрольно-измерительных материалов для оценки сформированности предметных и метапредметных результатов учащихся 5 классов.
- Сделать выбор критериев для построения модели диагностической контрольной работы в соответствии с требованиями к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.
- Разработать контрольно-диагностические работы по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_kontrolya_i_samokontrolya_uchashchihsya.doc.docx | 62.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация контроля и самоконтроля учащихся.
Реализация контроля и самоконтроля учащихся по основному материалу изучаемого раздела учебного предмета выполняется путем включения в содержание диагностических работ учебных задач, направленных на реализацию требований системно-деятельностного подхода в преподавании математики.
Обучение есть всегда обучение деятельности. Знания – ориентировочная сторона деятельности. Навыки – технологическая сторона деятельности.
Знания не сообщаются ученику в виде готового материала, а добывается каждым учеником самостоятельно. Есть смысл рассмотреть урок контроля и оценки знаний с позицией требования стандарта второго поколения в сравнении с уроком постсоветского периода. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и ученика.
Самостоятельная работа учащихся и рефлексия выступают как обязательные компоненты современного урока по диагностике качества освоения учебного материала. Оценочный и рефлексивный блоки дают учащимся право выбора мотивов успеха или избегания неудач.
Цели уроков по контрольной диагностике полученных знаний обязательно формулируются на занятии вместе с ребятами, и эти цели находятся не только в сфере интересов школьников, но и в интересах родителей. Поэтому здесь важно взаимодействие «учитель-ученик-родитель», в котором имеет место треугольник взаимоконтроля.
В связи с реализацией ФГОС ООО в 5 классах необходимо осуществлять мониторинг сформированности планируемых предметных, метапредметных личностных результатов, используя контрольно-измерительные материалы.
Цель: Разработать комплекс контрольно-диагностических материалов для осуществления текущей и промежуточной оценки сформированности предметных и метапредметных результатов у учащихся 5 класса.
Задачи:
- Изучить основные подходы к системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС ООО.
- Освоить технологию разработки учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Подготовить комплекс контрольно-измерительных материалов для оценки сформированности предметных и метапредметных результатов учащихся 5 классов.
- Сделать выбор критериев для построения модели диагностической контрольной работы в соответствии с требованиями к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.
- Разработать контрольно-диагностические работы по математике.
Технологии организации мониторинга достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
В условиях реализации ФГОС одной из актуальных для образовательных учреждений задач является разработка контрольно-измерительных материалов для оценки достижения школьниками планируемых результатов освоения основной образовательной программы (ПРООП).
Для проведения мониторинга достижения школьниками планируемых результатов освоения учебных программ по математике требуется разработать:
- содержание заданий для мониторинга;
- диагностические работы;
- инструкции по организации и проведению диагностических работ;
- бланки с заданиями для обучающихся;
- оценочные листы;
- протоколы затруднений;
- таблицы учета времени выполнения диагностических работ.
Организуя методическое сопровождение введения в образовательных учреждениях (ОУ) федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС), разработали технологию организации мониторинга достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООО). Технология включает в себя создание диагностических работ для обучающихся.
Также разработаны материалы, позволяющие педагогам планировать результаты по формированию УУД в течение обучения.
Задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и специфических способов действий по математике.
Развернутое описание диагностической работы включает в себя:
- задания;
- перечень результатов, на получение которых они направлены;
- описание умений, характеризующих достижение этого результата;
- образец правильного ответа (для тестов);
- перечень критериев достижения планируемого результата.
Оценочные листы заполняются в строгом соответствии с критериями оценки по всем классам, в которых проводилась работа. Протокол затруднений состоит из двух частей: затруднения обучающихся при выполнении работы и затруднения педагогов при проверке работы. В протоколе затруднений обучающихся при выполнении диагностической работы фиксируются: все вопросы, которые задавали обучающиеся; трудности, которые испытывали обучающиеся, в порядке их возникновения; номера заданий, выполнение которых вызвало затруднение. В протоколе затруднений педагога при проверке диагностической работы фиксируются: все вопросы, которые возникли у учителя, в порядке их появления; номера заданий, позиции оценивания, при работе с которыми возникли затруднения.
Новый подход к организации мониторинга достижения планируемых результатов освоения ООО.
Новизна подхода к организации мониторинга достижений обучающимися планируемых результатов освоения ООО состоит в следующем:
- изменились целевые установки контроля (задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и специфических способов действий);
- появилась необходимость в использовании критериального подхода при разработке заданий. Основными критериями оценивания при этом выступают планируемые результаты освоения ООО;
- предметом диагностики выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения;
- изменилась роль учителя при проведении работ (активный участник, рефлексивная позиция при анализе и коррекции, наблюдатель при проведении).
Именно такой подход обеспечивает педагогам возможность в деятельностном режиме осваивать новые способы организации оценочной деятельности.
Особенность технологии организации мониторинга достижений учащимися планируемых результатов освоения ООО заключается в том, что в проектировании КИМов принимают участие не только учителя математики и заместители директора по УВР, но и сотрудники ИРО. В ходе совместной деятельности по разработке контрольно-измерительных материалов педагоги получили возможность повысить уровень компетентности в организации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. Технологию организации мониторинга можно описать через представление этапов и целей, содержания и результатов совместной деятельности сотрудников ИРО и педагогов пилотных ОУ.
Диагностика достижения планируемых результатов учащимися проводится на каждом этапе освоения текущего материала. В формулировке планируемых результатов необходимо соблюдать единообразие и соответствие задачам: сколько задач- столько планируемых результатов должно быть. Современные контрольно-измерительные материалы отличаются от традиционных тем, что они нацелены не только на проверку усвоения школьниками знаний и навыков, входящих в содержание учебной программы, но и на выявление метапредметных (универсальных) учебных действий.
Перечень планируемых результатов по формированию универсальных учебных действий у обучающихся включает:
– предметные;
– метапредметные результаты;
– личностные результаты.
Метапредметные результаты представляют собой познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Личностные результаты формируются за счёт реализации программ отдельных учебных предметов, программы духовно-нравственного развития и воспитания, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех учебных предметов.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.
Перечень универсальных учебных действий, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Математика» в 5 классе
в Личностном направлении:
- уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли устной и письменной речи;
- понимать смысл поставленной задачи;
- уметь аргументировать, отличать гипотезу от факта;
- уметь контролировать процесс и результат математической деятельности;
в Регулятивном, Познавательном, Коммуникативном направлениях:
- уметь составлять план действий;
- вносить необходимые коррективы;
- выбирать эффективные способы решения;
- уметь пользоваться алгоритмом;
- обладать логикой мышления, интуиции;
- иметь навыки аккуратного и грамотного выполнения математических расчётов;
- понимать смысл прочитанного;
- создавать модели и схемы;
- понимать и использовать математические средства наглядности;
- принимать решения в условиях полной или недостаточной информации.
в Предметном направлении:
- владеть базовым понятийным аппаратом;
- выполнять арифметические задания;
- пользоваться изученными формулами;
- самостоятельно действовать в условиях неопределенности;
- работать с текстом;
- проводить классификацию;
- владеть знаково-символьным языком математики.
2. СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
2.1. Структура контрольных измерительных материалов
Каждая из контрольных работ, кроме годовой, содержит 6 заданий и рассчитана на один урок (40–45 мин.). Годовая контрольная работа состоит из 10 заданий и рассчитана на два урока. График проведения контрольных работ содержится в тематическом планировании.
При оценивании предметных знаний и умений, проверяемых при выполнении контрольных работ, рекомендуется использовать правила, ориентированные на формирование индивидуального развития учащихся. В соответствии с этими правилами, каждая контрольная работа состоит из двух частей – обязательной и дополнительной.
Задания обязательной части (в каждой из контрольных работ, кроме годовой, это первые четыре задания, а в годовой контрольной работе – первые шесть заданий) относятся к базовому или необходимому уровню. Они соответствуют необходимым требованиям овладения учебными умениями и навыками, отражённым в стандартах российского образования.
Задания дополнительной части (в каждой из контрольных работ это последние два задания), в свою очередь, относятся к двум разным уровням: программному (в каждой из контрольных работ, кроме годовой, это задание № 5, а в годовой контрольной работе – задания № 7) и творческому. Другие названия этого уровня: максимальный, а также креативный – это самое последнее задание каждой контрольной работы (во всех контрольных работах, кроме годовой, задание № 6, а в годовой контрольной работе – задание № 8).
Программный уровень, как явствует из его названия, соответствует требованиям авторской программы. Творческий уровень соответствует требованиям, превышающим как требования стандарта, так и требования авторской программы и предполагает высокую степень самостоятельности мышления учащихся. В приложении 1 представлены несколько контрольных работ.
2.2 Система оценивания
Программный уровень, как следует из его названия, соответствует требованиям авторской программы. Творческий уровень соответствует требованиям, превышающим как требования стандарта, так и требования авторской программы и предполагает высокую степень самостоятельности мышления учащихся.
Перечисленные уровни можно охарактеризовать следующим образом.
К необходимому уровню относятся задания, позволяющие выяснить, насколько ученик овладел знаниями на уровне стандарта. К программному уровню относятся задания, позволяющие отследить, насколько ученик овладел знаниями на уровне авторской программы. Наконец, к творческому уровню относятся задания креативного характера, позволяющие определить, насколько ученик может самостоятельно применять имеющиеся у него знания в нестандартной ситуации, в необычных обстоятельствах, не описанных подробно в учебниках и не отработанных на занятиях.
Таким образом, за каждую контрольную работу может быть выставлено от одной до трёх отметок, в зависимости от того, сколько уровней из трёх (необходимый, программный, творческий) смог пройти учащийся (проще говоря, за каждый уровень выставляется отдельная отметка). При этом обязательной является только одна отметка – за обязательную часть контрольной работы, состоящую из заданий базового (необходимого) уровня.
Результаты выполнения заданий программного и творческого уровней оцениваются только в том случае, если они выполнены полностью и только положительной отметкой, причём эта отметка выставляется в журнал только по желанию учащегося. Если задания одного из этих уровней выполнены неправильно, ошибки фиксируются, но пишется фраза «без отметки».
Заключение
В связи с реализацией ФГОС ООО в 5 классах необходимо осуществлять мониторинг сформированности планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов, используя контрольно-измерительные материалы. В связи с этим мы разработали комплекс контрольно-измерительных материалов для осуществления текущей и промежуточной оценки сформированности предметных и метапредметных результатов у учащихся 5 класса.
Каждая контрольная работа состоит из двух частей – обязательной и дополнительной.
Задания обязательной части относятся к базовому или необходимому уровню.
Задания дополнительной части относятся к двум разным уровням: программному и творческому.
К необходимому уровню относятся задания, позволяющие выяснить, насколько ученик овладел знаниями на уровне стандарта. К программному уровню относятся задания, позволяющие отследить, насколько ученик овладел знаниями на уровне авторской программы. Наконец, к творческому уровню относятся задания креативного характера, позволяющие определить, насколько ученик может самостоятельно применять имеющиеся у него знания в нестандартных ситуацииях, не описанных подробно в учебниках и не отработанных на занятиях.
Таким образом, за каждую контрольную работу может быть выставлено от одной до трёх отметок, в зависимости от того, сколько уровней из трёх (необходимый, программный, творческий) смог пройти учащийся. При этом обязательной является только одна отметка – за обязательную часть контрольной работы.
Планируемые результаты освоения программы:- предметные, личностные, метапредметные результаты. Личностные результаты формируются за счёт реализации программ отдельных учебных предметов, программы духовно-нравственного развития и воспитания, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех учебных предметов.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.
Ожидаемые результаты применения КИМ:
1. Умение увидеть способы достижения планируемых результатов освоения образовательной программы.
2. Совершенствование учебных действий.
3. Умение контролировать и корректировать приемы достижения учебной цели.
4. Производить самооценку достигнутых результатов.
5. Предполагаемый продукт – контрольно-диагностический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
№1 «НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА»
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1 Проверяем умение записывать и читать натуральные числа в пределах 1 000 000.
Запишите числа: а) Двести тридцать три тысячи семьсот три.
б) Семьсот двадцать тысяч пятьсот сорок девять.
в) Девятьсот шесть тысяч сто девяносто шесть.
г) Тридцать тысяч тридцать.
2 Проверяем умение сравнивать натуральные числа и сравнивать величины.
Сравните (>, <, =).
900 см2 * 90 дм2 20 000 м2 * 5 а
3 000 см3 * 3 дм3 12 000 л * 12 м3
3 Проверяем умение откладывать отрезки и находить их длины.
Отметьте на прямой точки А и В так, чтобы АВ = 7см. Отметьте на той же прямой точку С так, чтобы АС = 4 см. Сколько решений имеет задача?
4 Проверяем умение округлять натуральные числа до нужного разряда.
а) Округлите числа до указанного разряда:
2 063 до сотен 295 319 до десятков тысяч.
б) Выразите приближённо:
814 мм в сантиметрах 263 159 г в центнерах.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
5 Проверяем умение записывать числа римскими цифрами.
Запишите числа с помощью римских цифр:
94 428 2039
6 Проверяем умение решать нестандартные задачи.
В нашем распоряжении имеется линейка без делений. Длина линейки 8 см, причём на расстоянии 3 см от одного края линейки имеется отметина. Как с помощью этой линейки на заданном луче отложить от начала луча отрезок длиной 12 см?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №7 «ДОЛИ И ДРОБИ»
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1 Проверяем умение записывать и читать дроби.
Запишите дроби:
а) Три семьсот третьих.
б) Двадцать пять сорок девятых.
в) Девятьсот шесть тысяча сто девяносто седьмых.
г) Сто девятнадцать стотысячных.
2 Проверяем умение преобразовывать дроби.
Сократите дроби:
а) ; б) ; в) .
3 Проверяем умение находить часть от числа и число по его части.
а) В гирлянде 115 лампочек, причём известно, что всех лампочек – жёлтые. Сколько жёлтых лампочек в гирлянде?
б) Найдите число, от которого равно 63.
4 Проверяем умение сравнивать дроби.
Сравните дроби:
а) и ; б) и .
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
5 Проверяем умение решать текстовые задачи в 2–4 действия.
Катер проплыл 60 км по течению за 3 ч, а против течения за 5 ч. Найдите скорость катера в стоячей воде.
6 Проверяем умение решать нестандартные задачи.
При сложении двух натуральных чисел Ваня ошибочно поставил лишний нуль в конце одного из слагаемых и получил в сумме 4857 вместо 1617. Какие числа он складывал?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №8
«УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ»
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1 Проверяем умение производить арифметические действия с дробями.
Вычислите.
а) ; | б) ; | в) . |
2 Проверяем умение решать уравнения изученных видов.
Решите уравнения:
а) – х = б) х · = .
3 Проверяем умение находить часть от числа и число по его части.
Найдите число, от которого равно от числа 84.
4 Проверяем умение решать текстовые задачи в 2–3 действия.
Первый рабочий, работая один, выполняет работу за 20 дней, а второй рабочий, работая один, выполняет эту же работу за 30 дней. За сколько дней выполнят эту работу оба рабочих, работая совместно?
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
5 Проверяем умение решать текстовые задачи в 2–3 действия.
Грузовая машина проезжает расстояние между двумя городами за 15 ч. Если грузовая и легковая машины одновременно выедут навстречу друг другу из этих городов, то они встретятся через 6 ч. За сколько часов проезжает расстояние между городами легковая машина?
6 Проверяем умение решать нестандартные задачи.
Имеется плитка шоколада, разделённая выемками на дольки так, что она имеет размеры 4 × 4. Нужно разломать эту шоколадку на 16 отдельных долек, проводя разломы вдоль выемок. Любую образовавшуюся после предыдущих разломов часть шоколадки можно разломать вдоль любой выемки на ней. При этом прикладывать друг к другу перед разломом разные части шоколадки не разрешается. За какое наименьшее количество разломов можно разломать шоколадку на 16 долек? Обоснуйте ваш ответ.
ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант 1
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1 Проверяем умение производить арифметические действия с дробями.
Вычислите.
а) 5 – 2; | б) 5 : 2. |
2 Проверяем умение находить часть от числа и число по его части.
Коля нашёл от первого числа, а Толя – от второго числа, и у них получились одинаковые результаты. Чему равно первое число, если второе число равно 95?
3 Проверяем умение решать уравнения изученных видов.
Решите уравнения.
а) 546 : х = 26 ∙ 7 б) (631 − 478) ∙ у = 772
4 Проверяем умение производить арифметические действия с десятичными дробями дробями.
Найдите значение выражения: 5,02 ∙ 3,8 + 5,02 ∙ 6,2.
5 Проверяем умение решать задачи на проценты.
За две недели тротуарной плиткой была выложена площадь в 10,6 м2. За первую неделю тротуарной плиткой было выложено 47 % всей площади тротуара, Какова площадь тротуара, выложенная за первую неделю?
6 Проверяем умение решать текстовые задачи в 2–3 действия.
Автомобиль ехал из пункта А в пункт В со скоростью 48 км/ч, а назад возвращался со скоростью 36 км/ч. Какая поездка – из А в В или из В в А – заняла больше времени и на сколько, если расстояние между пунктами А и В равно 288 км?
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
7 Проверяем умение решать текстовые задачи с помощью уравнения.
Два поля занимают площадь 79,9 га. Площадь первого поля в 2,4 раза больше площади второго. Какова площадь каждого поля?
8 Проверяем умение решать нестандартные задачи.
Параллелепипед с длинами рёбер 5 см, 7 см и 9 см сделан из проволоки так, что он разбит на проволочные кубики с длиной ребра 1 см. Сколько сантиметров проволоки понадобилось для того, чтобы сделать такой параллелепипед?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология педагогического контроля и самоконтроля учебно-тренировочного процесса
В материале освещены вопросы планирования учебно-тренировочного процесс секции волейбола....
"Использование тренажеров по математике, как эффективных методов контроля и самоконтроля""
Статья "Из опыта работы"...
Организация контроля и самоконтроля во время занятий физической культурой
От того, как и сколько мы двигаемся, в значительной степени зависит состояние нашего здоровья. Кроме того, влияние двигательной активности на наше настроение и умственную рабо...
Применение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала для организации контроля за обучением учащихся с низким уровнем мотивации
Выступление на заседании ГМО от 05.04.2016...
Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Контроль и самоконтроль учащихся"
В данном сообщении представлен опыт по контролю знаний учащихся начальных классов...
Использование мотивирующих способов организации контроля и оценивания учащихся при подготовке к ОГЭ
Использование мотивирующих способов организации контроля и оценивания учащихся при подготовке к ОГЭ...
Методический сборник тестов для контроля и самоконтроля знаний учащихся 9 классов по дисциплине "Английский язык"
Методический сборник тестовдля контроля и самоконтроля знаний учащихся 9 классовпо дисциплине "Английский язык"...