Школьный этап Всероссийской олимпиады по математике, 2018 г.
олимпиадные задания по математике (5, 9 класс)
Задания школьного этапа олимпиады по математике в 5 классах и 9 классах
Скачать:
Предварительный просмотр:
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике
Тугулымский городской округ
2018 – 2019 учебный год
5 класс
Дорогой друг!
Вам предлагается выполнить 6 заданий по математике. За каждое правильно выполненное задание начисляется 7 баллов, максимальная сумма 42 балла.
Задания необходимо выполнять на отдельном листе в любом удобном для вас порядке. Перед записью решения указать номер задания. Условие записывать необязательно, а вот решение запишите как можно подробнее. Пользуйтесь черновиком для поиска решения, черновик не забудьте сдать вместе с чистовиком.
Пишите разборчиво, яркой пастой!
При решении заданий можно пользоваться только ручкой, карандашом и линейкой. Использовать калькулятор, сотовый телефон, планшет и другие электронные средства, справочные материалы не разрешается.
Время выполнения заданий 2 часа.
Желаем успеха!
Задания для 5 класса
Задание 1.
Найти значение выражения:
2018 – 2017 + 2016 – 2015 + 2014 – 2013 + 2012 – … + 4 – 3 + 2 – 1.
Задание 2.
Расшифруйте следующую запись примера на сложение, в котором разным буквам соответствуют разные цифры, а одинаковым буквам – одинаковые цифры:
+ | С П О Р Т |
С П О Р Т | |
К Р О С С |
Задание 3.
Для нумерации книги для детей понадобилось 204 цифры. Сколько страниц в книге, если нумерация книги начинается с первой страницы?
Задание 4.
Соедините точки А и В линией длиной 19 см, так чтобы она прошла через все точки, изображенные на рисунке (расстояние между двумя соседними точками по горизонтали и по вертикали равно 1 см).
∙ | ∙ | ∙ | ∙ | ||||
А | ∙ | ∙ | ∙ | ∙ | ∙ | ∙ | В |
∙ | ∙ | ∙ | ∙ | ||||
∙ | ∙ | ∙ | ∙ | ||||
∙ | ∙ |
Задание 5.
Лебедь, Щука и Рак тянут груз. Лебедь тянет в небо и говорит: «Рак не самый сильный», Рак: «Я сильнее Лебедя!», Щука: «Рак сильнее меня». Двое из них говорили правду, а самый сильный соврал. Кто самый сильный?
Задание 6.
Емеля Дурачок однажды стал хвастаться размерами Волшебной Щуки, которую выловил в проруби: «Эта такая рыбища! У нее хвост весит 1 кг, голова весит столько, сколько хвост и половина туловища, а туловище – столько, сколько голова и хвост вместе». Сколько весила Волшебная Щука?
Предварительный просмотр:
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике
Тугулымский городской округ
2018 – 2019 учебный год
9 класс
Дорогой друг!
Вам предлагается выполнить 6 заданий по математике. За каждое правильно выполненное задание начисляется 7 баллов, максимальная сумма 42 балла.
Задания необходимо выполнять на отдельном листе в любом удобном для вас порядке. Перед записью решения указать номер задания. Условие записывать необязательно, а вот решение запишите как можно подробнее. Пользуйтесь черновиком для поиска решения, черновик не забудьте сдать вместе с чистовиком.
Пишите разборчиво, яркой пастой!
При решении заданий можно пользоваться только ручкой, карандашом и линейкой. Использовать калькулятор, сотовый телефон, планшет и другие электронные средства, справочные материалы не разрешается.
Время выполнения заданий 4 часа.
Желаем успеха!
Задания для 9 класса
Задание 1.
Все трехзначные числа записаны в ряд: 100 101 102 … 998 999. Сколько раз в этом ряду после двойки идет нуль?
Задание 2.
Вычислите
Задание 3.
Имеются два сосуда, в первом из них 1 л воды, второй сосуд пустой. Последовательно проводятся переливания из первого сосуда во второй, из второго в первый и т. д., причем доля отливаемой воды составляет последовательно 1/2, 1/3, 1/4 и т. д. от количества воды в сосуде, из которого вода отливается. Сколько воды будет в сосудах после 2019 переливаний?
Задание 4.
На острове рыцарей и лжецов (лжецы всегда лгут, рыцари всегда говорят правду) каждый болеет ровно за одну футбольную команду. В опросе приняли участие все жители острова. На вопрос «Болеете ли Вы за «Спартак»?» ответили «Да» 40% жителей. На аналогичный вопрос про «Зенит» утвердительно ответили 30%, про «Локомотив» - 50%, а про ЦСКА – 0%. Какой процент жителей острова действительно болеет за «Спартак»?
Задание 5.
Дан ромб 𝐴𝐵𝐶𝐷 с углом 𝐵𝐴𝐷 равным 600. На стороне 𝐴𝐵 взяли точку 𝑇, а на стороне 𝐵𝐶 — точку 𝑁 так, что 𝐴𝑇 = 𝐵𝑁. Докажите, что 𝑇𝑁 = 𝐷𝑇.
Задание 6.
В параллелограмме ABCD биссектриса угла С пересекает сторону А в точке М и прямую АВ в точке К. Найдите периметр параллелограмма, если АК = 12, СМ = 24, МК = 18.
Предварительный просмотр:
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике
Тугулымский городской округ
2018 – 2019 учебный год
5 класс
Уважаемые коллеги!
Для единообразия проверки работ Участников в разных школах необходимо придерживаться критериев оценивания работ.
На всех уровнях олимпиад (школьном, муниципальном и других уровнях) используется 7-балльная шкала. Каждая задача оценивается целым числом баллов от 0 до 7. Итог подводится по сумме баллов, набранных Участником.
Основные принципы оценивания приведены в таблице.
Баллы | Правильность (ошибочность) решения |
7 | Полное верное решение |
6 | Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение. |
5 | Решение в целом верное. Однако оно содержит ряд ошибок, либо не рассмотрение отдельных случаев, но может стать правильным после небольших исправлений или дополнений |
4 | Верно рассмотрен один из двух (более сложный) существенных случаев |
2-3 | Доказаны вспомогательные утверждения, помогающие в решении задачи |
1 | Рассмотрены отдельные случаи при отсутствии решения (или при ошибочном решении) |
0 | Решение неверное, продвижения отсутствуют |
0 | Решение отсутствует |
Любое правильное решение оценивается в 7 баллов. Недопустимо снятие баллов за то, что решение слишком длинное, или за то, что решение школьника отличается от приведенного в методических разработках или от других решений, известных жюри; при проверке работы важно вникнуть в логику рассуждений участника, оценивается степень ее правильности и полноты;
Олимпиадная работа не является контрольной работой участника, поэтому любые исправления в работе, в том числе зачеркивание ранее написанного текста, не являются основанием для снятия баллов; недопустимо снятие баллов в работе за неаккуратность записи решений при ее выполнении;
Баллы не выставляются «за старание Участника», в том числе за запись в работе большого по объему текста, но не содержащего продвижений в решении задачи;
Победителями олимпиады в одной параллели могут стать несколько участников, набравшие наибольшее количество баллов. Поэтому не следует в обязательном порядке «разводить по местам» лучших участников олимпиады.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! если вы считаете, что участник заслуживает за решение баллы, но это не отражено в критериях, то выставляйте ему баллы в соответствии с общей таблицей критериев.
Решение заданий для 5 класса
Задание 1.
Найти значение выражения:
2018 – 2017 + 2016 – 2015 + 2014 – 2013 + 2012 – … + 4 – 3 + 2 – 1.
Ответ: 1009
Решение:
Разность 2018 и 2017 равна 1, следующая разность 2016 и 2015 также равна 1 и т.д. Всего таких разностей будет 1009. Значит значение выражения равно 1009.
Баллы | Правильность (ошибочность) решения |
7 | Полное верное решение с обоснованием |
5 | Есть верный ответ, но нет обоснования счета |
3 | Сказано (показаны), что разности равны 1, но ответ не верен из-за того что участник не верно сосчитал количество этих разностей. Вычислительная ошибка |
0 | Участник нашел сумму только чисел, записанных в выражении, т.е. 2017 |
Задание 2.
Расшифруйте следующую запись примера на сложение, в котором разным буквам соответствуют разные цифры, а одинаковым буквам – одинаковые цифры:
+ | С П О Р Т |
С П О Р Т | |
К Р О С С |
Решение:
+ | 4 3 9 7 2 |
4 3 9 7 2 | |
8 7 9 4 4 |
Баллы | Правильность (ошибочность) решения |
7 | Полное верное решение |
5 | Верно указаны значения 4 или 5 букв |
1 | Верно указано значение 1 или 2 букв |
0 | Решение неверное, продвижения отсутствуют |
Задание 3.
Для нумерации книги для детей понадобилось 204 цифры. Сколько страниц в книге, если нумерация книги начинается с первой страницы?
Ответ: в книге 104 страницы.
Решение:
Для нумерации страниц с первой по девятую понадобится 9 цифр, для нумерации страниц с 10 по 99 понадобится 90∙2 = 180 цифр. Итак, использовано 189 цифр. Осталось 204 – 189 = 15 цифр. Так как с сотой страницы на нумерацию одной страницы потребуется 3 цифры, то всего страниц в книге будет 99 + 15:3 = 99 + 5 = 104.
Баллы | Правильность (ошибочность) решения |
7 | Полное верное решение с пояснениями |
5 | Ход решения верный, решение доведено до конца, но участник допустил одну ошибку в подсчете количества однозначных или двузначных или трехзначных чисел. Либо допущена вычислительная ошибка. |
2-3 | Указано количество цифр, необходимых для нумерации страниц с однозначным или двузначным номером при отсутствии остального решения |
0 | Решение неверное, продвижения отсутствуют |
Задание 4.
Соедините точки А и В линией длиной 19 см, так чтобы она прошла через все точки, изображенные на рисунке (расстояние между двумя соседними точками по горизонтали и по вертикали равно 1 см).
∙ | ∙ | ∙ | ∙ | ||||
А | ∙ | ∙ | ∙ | ∙ | ∙ | ∙ | В |
∙ | ∙ | ∙ | ∙ | ||||
∙ | ∙ | ∙ | ∙ | ||||
∙ | ∙ |
Ответ:
Баллы | Правильность (ошибочность) решения |
7 | Полное верное решение |
0 | Решение неверное, продвижения отсутствуют |
Задание 5.
Лебедь, Щука и Рак тянут груз. Лебедь тянет в небо и говорит: «Рак не самый сильный», Рак: «Я сильнее Лебедя!», Щука: «Рак сильнее меня». Двое из них говорили правду, а самый сильный соврал. Кто самый сильный?
Ответ: самая сильная – Щука.
Решение: Пусть самый сильный – это Лебедь. Тогда он солгал, сказав, что Рак не самый сильный. Значит, Рак должен быть самый сильный. Но Лебедь и Рак не могут быть одновременно самыми сильными. Значит, Лебедь не самый сильный и он сказал правду, что Рак не самый сильный. Тогда получается, что самая сильная Щука. Действительно, так как самый сильный соврал, то получается, что Рак не сильнее Щуки. А так как Рак и Лебедь сказали правду, то все сходится.
Баллы | Правильность (ошибочность) решения |
7 | Полное верное решение с обоснованием |
5 | Ответ верен, есть пояснения, но логика рассуждений не совсем понятна. |
2-3 | Доказаны вспомогательные утверждения, помогающие в решении задачи |
1 | Верный ответ без пояснений |
0 | Решение неверное, продвижения отсутствуют |
Задание 6.
Емеля Дурачок однажды стал хвастаться размерами Волшебной Щуки, которую выловил в проруби: «Это такая рыбища! У нее хвост весит 1 кг, голова весит столько, сколько хвост и половина туловища, а туловище – столько, сколько голова и хвост вместе». Сколько весила Волшебная Щука?
Ответ: Щука весила 8 килограмм
Решение: Из условия задачи ясно, что голова весит 1 кг и половина туловища. Туловище 1 кг (хвост) + 1 кг + половина туловища, т.е. 2 кг + половина туловища. Следовательно, половина туловища – это 2 кг. Все туловище – 4 кг, голова 3 кг. Общий вес 4 + 3 + 1 = 8 кг.
Задача может быть решена и другими способами, в том числе с помощью уравнения.
Баллы | Правильность (ошибочность) решения |
7 | Полное верное решение |
5 | Решение в целом верное. Однако оно содержит одну ошибку, например, связанную с неумением решать уравнение. |
4 | Указан вес туловища или головы рыбы, но решение не доведено до конца |
0 | Дан верный ответ, но нет решения. |
0 | Решение неверное, продвижения отсутствуют |
Предварительный просмотр:
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике
Тугулымский городской округ
2018 – 2019 учебный год
9 класс
Уважаемые коллеги!
Для единообразия проверки работ Участников в разных школах необходимо придерживаться критериев оценивания работ.
На всех уровнях олимпиад (школьном, муниципальном и других уровнях) используется 7-балльная шкала. Каждая задача оценивается целым числом баллов от 0 до 7. Итог подводится по сумме баллов, набранных Участником.
Основные принципы оценивания приведены в таблице.
Баллы | Правильность (ошибочность) решения |
7 | Полное верное решение |
6 | Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение. |
5 | Решение в целом верное. Однако оно содержит ряд ошибок, либо не рассмотрение отдельных случаев, но может стать правильным после небольших исправлений или дополнений |
4 | Верно рассмотрен один из двух (более сложный) существенных случаев |
2-3 | Доказаны вспомогательные утверждения, помогающие в решении задачи |
1 | Рассмотрены отдельные случаи при отсутствии решения (или при ошибочном решении) |
0 | Решение неверное, продвижения отсутствуют |
0 | Решение отсутствует |
Любое правильное решение оценивается в 7 баллов. Недопустимо снятие баллов за то, что решение слишком длинное, или за то, что решение школьника отличается от приведенного в методических разработках или от других решений, известных жюри; при проверке работы важно вникнуть в логику рассуждений участника, оценивается степень ее правильности и полноты;
Олимпиадная работа не является контрольной работой участника, поэтому любые исправления в работе, в том числе зачеркивание ранее написанного текста, не являются основанием для снятия баллов; недопустимо снятие баллов в работе за неаккуратность записи решений при ее выполнении;
Баллы не выставляются «за старание Участника», в том числе за запись в работе большого по объему текста, но не содержащего продвижений в решении задачи;
Победителями олимпиады в одной параллели могут стать несколько участников, набравшие наибольшее количество баллов. Поэтому не следует в обязательном порядке «разводить по местам» лучших участников олимпиады.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если участник набрал результат близкий к 50% порогу, т.е. 19 или 20 баллов, то внимательно пересмотрите его решения, может есть смысл его результат повысить до 21 балла и еще раз рассмотреть работу предметной комиссией.
Решение заданий для 9 класса
Задание 1.
Все трехзначные числа записаны в ряд: 100 101 102 … 998 999. Сколько раз в этом ряду после двойки идет нуль?
Ответ: 19 раз.
Решение: Так как трехзначное число не может начинаться с нуля, то двойка, после которой идет нуль, не может стоять в разряде единиц одного из трехзначных чисел ряда. Пусть двойка стоит в разряде десятков трехзначного числа. Тогда идущий за ней нуль стоит в разряде единиц того же числа, т.е. это число оканчивается на 20. Таких чисел 9: 120, 220, …, 920. Наконец, если двойка, после которой идет нуль, стоит в разряде сотен, то соответствующее трехзначное число начинается на 20. Таких чисел 10: 200, 201, …, 209. Таким образом, всего после двойки нуль будет встречаться 19 раз.
Задание 2.
Вычислите
Ответ: 4 060 220.
Решение: Пусть n = 2015, тогда . Преобразовав, получим Возможен и прямой подсчет и извлечение корня. Если вычислительных ошибок нет, то это решение также оценивается 7 баллами.
Задание 3.
Имеются два сосуда, в первом из них 1 л воды, второй сосуд пустой. Последовательно проводятся переливания из первого сосуда во второй, из второго в первый и т. д., причем доля отливаемой воды составляет последовательно 1/2, 1/3, 1/4 и т. д. от количества воды в сосуде, из которого вода отливается. Сколько воды будет в сосудах после 2019 переливаний?
Ответ: ½ л воды
Решение: «Просчитав» несколько первых переливаний, нетрудно обнаружить, что после первого, третьего, пятого переливаний в обоих сосудах будет по ½ л воды. Необходимо доказать, что так будет после любого переливания с нечетным номером. Если после переливания с нечетным номером 2k-1 в сосудах было по ½ л, то при следующем переливании из второго сосуда берется 1/(2k + 1) часть, так что в первом сосуде оказывается — 1/2 + (2/ 2(2k + 1)) = (k + 1)/(2k + 1) (л). При следующем переливании, имеющем номер 2k+1, из него берется 1/(2k + 2) часть и остается (k + 1)/(2k + 1)-(k + 1)/((2k + 1)(2k + 1)) = 1/2 (л). Поэтому после седьмого, девятого и вообще любого нечетного переливания в сосудах будет по ½ л воды.
Задание 4.
На острове рыцарей и лжецов (лжецы всегда лгут, рыцари всегда говорят правду) каждый болеет ровно за одну футбольную команду. В опросе приняли участие все жители острова. На вопрос «Болеете ли Вы за «Спартак»?» ответили «Да» 40% жителей. На аналогичный вопрос про «Зенит» утвердительно ответили 30%, про «Локомотив» - 50%, а про ЦСКА – 0%. Какой процент жителей острова действительно болеет за «Спартак»?
Ответ: 30%.
Решение: Пусть x% жителей острова составляют лжецы. Тогда (100 – х)% составляют рыцари. Так как каждый рыцарь утвердительно ответил ровно на один из вопросов, а каждый лжец – на три, то (100 – х) + 3х = 40 + 30 + 50, откуда х = 10. Так как ни один из жителей острова не сказал, что болеет за ЦСКА, то все лжецы болеют за ЦСКА. Каждый из них заявил, что болеет за «Спартак», поэтому действительно болеют за «Спартак» 40% — 10% = 30% жителей.
Задание 5.
Дан ромб 𝐴𝐵𝐶𝐷 с углом 𝐵𝐴𝐷 равным 600. На стороне 𝐴𝐵 взяли точку 𝑇, а на стороне 𝐵𝐶 — точку 𝑁 так, что 𝐴𝑇 = 𝐵𝑁. Докажите, что 𝑇𝑁 = 𝐷𝑇.
Решение. Треугольник 𝐴𝐷𝐵 равнобедренный, и угол 𝐵𝐴𝐷 равен 600, значит 𝐴𝐷𝐵 правильный. Отсюда следует, что 𝐴𝐷 = 𝐷𝐵. Диагональ 𝐷𝐵 ромба есть биссектриса угла 𝐴𝐵𝐶, значит ∠𝐷𝐵𝑁 = 600 . И так как 𝐴𝑇 = 𝐵𝑁 по условию, то треугольники 𝐷𝐴𝑇 и 𝐷𝐵𝑁 равны по двум сторонам и углу между ними. Отсюда следует, что 𝐷𝑇 = 𝐷𝑁 и ∠𝑇𝐷𝑁 = ∠𝑇𝐷𝐵 + ∠𝐵𝐷𝑁 = ∠𝑇𝐷𝐵 + ∠𝐴𝐷𝑇 = ∠𝐵𝐷𝐴 = 600. Значит треугольник 𝑇𝐷𝑁 правильный и 𝑇𝑁 = 𝐷𝑇.
Комментарий. Доказано равенство треугольников 𝐷𝐴𝑇 и 𝐷𝐵𝑁 — 3 балла.
Задание 6.
В параллелограмме ABCD биссектриса угла С пересекает сторону А в точке М и прямую АВ в точке К. Найдите периметр параллелограмма, если АК = 12, СМ = 24, МК = 18.
Ответ: 88.
Решение:
1) Из подобия треугольников ∆ AMK и ∆ DMC:
MK/MC = AK/DC ⇒ 18/24 = 12/CD, т. е. CD = (24 · 12)/18 = (24 · 2) /3 = 16.
2)ﮮ BCM = ﮮ MCD (CM – биссектриса ﮮ BCD), ﮮ BKM = ﮮ DCM как накрест лежащие при параллельных прямых BK и DC, и секущей KC. Следовательно, ∆ BKC – равнобедренный.
3)Таким образом, PABCD = 2 ∙ (16 + 28) = 88.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный этап Всероссийской олимпиады по математике 2011-2012 учебного года
Материал подготовлен автором-составителем школьного тура Всероссийской олимпиады по математике, проводимого в Челябинской области. Олимпиада проводилась в форме интернт-олимпиады. В комплект входят пр...
Задание школьного этапа Всероссийской олимпиады по математике для 8 класса.
Задание школьного этапа Всероссийской олимпиады по математике для 8 класса....
Задания школьного этапа всероссийской олимпиады по астрономии (2018 год)
Задания школьного этапа всероссийской олимпиады по астрономии разработаны для учащихся 7-11 классов в соответствие с методическими рекомендациями....
Задания школьного этапа всероссийской олимпиады по физике (2018 год)
Задания школьного этапа всероссийской олимпиады по физике разработаны для учащихся 7-11 классов в соотвествие с методическими рекомендациями....
Приказ "О проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2018\2019 учебном году".
Приказ №125-О от 24.09.2018 г....
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников МАТЕМАТИКА 5 класс 2017- 2018 учебный год
Олимпиада помогает показать ученикам 5 класса уровень своих знаний...