Викторина по математике "Пропорция"
методическая разработка по математике (6 класс)
Викторина по теме "Пропорция" может быть использована как на уроках, так и во внеурочной деятельности по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proportsiya.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Топкановская основная общеобразовательная школа»
Викторина по теме:
«Пропорция»
Учитель математики
Гусак Е.Н.
2018-2019 учебный год
- Знайка прочитал в энциклопедии юного математика, что слово «пропорция» произошло от латинского слова proportion – соразмерность, определенное соотношение частей между собой. Но он не нашел сведений о том, кто ввел в употребление слово «пропорция». Кто же из учёных ввел в употребление слово «пропорция»?
Цицерон, Рене Декарт, Лейбниц, Оутред
Ответ: слово «пропорция» ввёл в употребление Цицерон (древнеримский политик и философ) в І веке до н.э. , переводя на латынь платоновский термин «аналогия».
- Экскурсовод исторического музея поведала сказочным человечкам о пропорции, в том числе и о том, что до 16 века пропорции записывали большей частью словесно, полностью или сокращенно. А о том, кто ввел современную запись пропорции с помощью двоеточия и знака равенства, забыла сказать. Так кто ввел современную запись пропорции с использованием двоеточия и знака равенства?
Декарт, Лейбниц, Оутред, Омар Хайям.
Ответ: современная запись пропорции с помощью двоеточия и знака равенства была введена Г.В.Лейбницем в 1693 г.
- На уроке математики Мальвина узнала, что основное свойство пропорции заключается в следующем: «Произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов». Замечтавшись, она прослушала, кем было доказано основное свойство пропорции. Скажите, кем было доказано основное свойство пропорции?
Фалес, Аристотель, Евклид, Пифагор
Ответ: в VII книге «Начал» изложена теория отношений и пропорций для целых чисел, где в 19-м предложении книги Евклид доказывает основное свойство пропорции.
- Выполняя проектную работу по теме «Пропорция», Буратино нашел материал, что древнейшие сведения о золотой пропорции относятся ко времени расцвета античной культуры, но не нашел ничего о первооткрывателе о золотой пропорции. Подскажите, кого исследователи считают первооткрывателем золотой пропорции?
Евклида, Архимеда, Аристотеля, Пифагора
Ответ: многие исследователи считают первооткрывателем золотой пропорции греческого математика и философа Пифагора.
- Учитель МХК подобрала материал для проектной работы Буратино: «В скульптуре у древних основу составляла теория пропорций. Отношение размеров частей человеческого тела связывалось с формулой «золотого сечения». Буратино потерял один из листов, где указывалось отношение размеров частей человеческого тела. Чему равно это отношение?
3,14; 2,7; 1,618; 0,5
Ответ: скульпторы утверждают, что талия делит человеческое тело (образцом которого является Апполон Бельведерский) в отношении «золотого сечения». а:х=1,618.
Измерение нескольких тысяч человеческих тел обнаружило, что для взрослых мужчин это отношение равно 1,625, для взрослых женщин 1,6. Пропорции мужчины ближе к «золотому сечению», чем пропорции женщины. Для новорожденного это отношение равно 2, т.е. талия делит его рост на две равные части.
- В пропорции члены имеют названия крайние и средние. Помогите Чебурашке узнать, какие из чисел являются крайними членами пропорции: 2:5=10:25 ?
2 и25; 5 и 10; 2 и 10; 5 и 25
Ответ: крайними - которые стоят с краю, а средними - которые в середине. Например:
а : b = c :d. а и d - крайние члены, b и c - средние члены, следовательно 2 и 25 –крайние члены пропорции.
- Подскажите крокодилу Гене, какие из чисел являются средними членами пропорции: 36:6=18:3?
36 и 3; 36 и 6; 6 и 18; 18 и 3.
Ответ: в пропорции a : b = с : d числа a и d называют крайними, а числа b и с — средними членами пропорции, следовательно 6 и 18 – средние члены пропорции.
- Пятачок из пропорции 40 : 15 = 32 : 12 составил 4 равенства, укажите верное?
15 : 40 = 32 : 12; 40 : 12 = 15 : 32; 12 : 32= 15 : 40; 40 : 32 = 12 : 15.
Ответ: заданная пропорция останется верной, если в ней поменять местами средние или крайние члены, следовательно, из предложенных пропорций верной является только 12:32=15:40.
- Мудрая Сова подготовила ряд заданий по теме «Пропорция». Вот одно из них. Какое из перечисленных ниже равенств отношений составлено неверно, если 12*5=0,6*100?
12:5=0,6:100; 12:100=0,6:5; 5:100=0,6:12; 12:0,6=100:5
Ответ: из заданного равенства произведений, на основе перестановки сомножителей и основного свойства пропорции, можно составить четыре верные пропорции:
12:0,6=100:5 ; 5:0,6=100:12 ; 12:100= 0,6:5 ; 5:100=0,6:12 , следовательно, из предложенных ответов неверным равенством является 12:5=0,6:100.
- Старушка Шапокляк решила заняться не только русским языком, но и математикой. Но поняла, что забыла, как решаются равнения. Помогите старушке решить уравнение 49:7=х:2?
49; 14; 3,5; 28
Ответ: по правилу нахождения среднего члена пропорции х=49*2:7=14
- Незнайка выразил х через остальные члены пропорции 3: m=х:а. Какое из его решений правильное?
х= 3а: m ; х=m:3а ; х=(3+а):m; х=3аm
Ответ: выразим х через остальные члены пропорции; х – средний член пропорции, воспользуемся правилом нахождения среднего члена пропорции х=3а:m
- В трех одинаковых бочонках у Винни Пуха оказалось 12 кг мёда. Сколько кг мёда в 8 таких бочонках?
2 кг; 4 кг; 24 кг; 32 кг .
Ответ: в 3 бочонках – 12 кг мёда; в 8 бочонках – х кг мёда. Так как количество кг мёда прямо пропорционально количеству бочонков 3:8=12:х . По правилу нахождения крайнего члена пропорции: х=8*12:3=32 кг.
- Барбарики из 7 кг винограда получили 2 кг изюма. Сколько надо взять винограда, чтобы получить в 4 раза больше изюма?
14кг; 3,5кг; 8кг; 28 кг
Ответ: 4*2=8 кг изюма надо получить. 7 кг винограда – 2 кг изюма, х кг винограда – 8 кг изюма. Составим пропорцию 7:х=2:8, найдем х, воспользовавшись основным свойством пропорции: 2х=7*8, х=56:2=28кг.
- Снежная Королева написала Каю задание: при каком х верна пропорция 7:9=(15+х):36 ?
43, 13, 57, 101
Ответ: можно поменять местами крайние члены и воспользоваться основным свойством пропорции 36:9=(15+х):7, 4=(15+х):7, 4*7=15+х, 28=15+х, х=13.
- Мишки Гамми решили расчистить участок земли для спортивной площадки используя экскаваторы. 2 экскаватора работали 250 минут. За сколько минут эту площадку расчистили бы 5 экскаваторов?
100; 625; 25; 2500
Ответ: чем больше экскаваторов, тем меньше время работы.
2 экскаватора – 250 минут
5 экскаваторов — х минут
2:5=х:250, х=2*250:5=100 минут
- Змей Горыныч летел над лесом в 500 га. И случайно сжег 25% площади леса. Сколько га сжег Змей Горыныч?
20, 125, 200, 5
Ответ: всего – 500 га -100%
Сжёг х га – 25%
500:х=100:25, х= 500*25:100=125 га.
- Если Царь Салтан будет плыть со скоростью 40км/ч, то он может добраться до острова Буяна за 8 ч. С какой скоростью должен плыть Царь Салтан, чтобы добраться до острова за 5 ч?
25; 64; 320; 200
Ответ: чем больше скорость, тем меньше времени будет затрачено
40км/ч – 8 ч
х км/ч - 5 ч
40:х=5:8, х=40*5:8=64 км/ч
- Мишка Косолапый решил построить новый дом. Длина дома на плане составила 15 см. Сколько метров будет длина дома на местности, если план сделан в масштабе 1:50?
75; 7,5; 750; 3
Ответ: 1 см на плане – 50 см на местности
15 см на плане – х см на местности
Составим пропорцию и решим её 1:50=15:х, х=50*15:1=750см=7,5 м
- Фунтик вырастил на своём огороде арбуз весом 3 кг. Известно, что арбуз состоит на 98% из воды. Сколько воды содержится в 3 кг арбуза?
2,94; 0,294; 2,89; 2,98
Ответ: вся масса арбуза 3 кг составляет 100%. Вода составит х кг или 98%.
Составляем пропорцию:
3:100 = х:98.
х=(3·98):100;
х=2,94
в 3кг арбуза содержится 2,94 кг воды
- Лунтик прочитал на пачке мороженого «пломбир», что оно содержит 16 % сахара и это составляет 40 г. Сколько весит мороженое?
250 г 240 г 320 г 640 г
Ответ: вся масса мороженого составляет 100%, сахар составит 40 г или 16%
16% - 40г
100% - х г
16:40=100:х, х= 40*100:16=250 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы викторин.Викторина №1
Викторина по русскому языку :"Проверь себя"....
Материалы викторин.Викторина №2
Викторина 2 "Проверь себя" Уважаемые учителя, вы можете проверить себя или использовать этот материал на уроках....
Материалы викторин.Викторина № 3
Проверь себя!...
Материалы викторин.Викторина №4
Проверь себя....
"Веселая математическая викторина" -викторина для обучающихся 5 - 7 классов
Внеклассое мероприятие по математике 5-7 классов....
Викторина « Все работы хороши - выбирай на вкус» Викторина « Все работы хороши - выбирай на вкус» викторина "
Цель:- расширить и конкретизировать знания детей о профессиях,- способствовать самостоятельности мышления и выбора,- формировать у детей интерес к будущей профессии,- воспитывать уважительное от...
Викторина для 5-6 класса "Хвостатая викторина"
Викторина позволяет вызвать интерес у учащихся в области изучения темы" Царства "Животные"...