Раскрытие скобок
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Шерстобитова Светлана Алексеевна

Урок математики 6 класс ФГОС по теме : Раскрытие скобок. УМК. Виленкин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок математики 6 кл607.26 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 6.

Учебник: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2013.

Тип урока: открытия нового знания.

Цель урока: формировать навык раскрытия скобок при упрощении выражений

Планируемые результаты обучения, формирования УУД:

Предметные: формировать способность к раскрытию скобок с учётом знака, стоящего перед скобками

Метапредметные: развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.

Познавательные УУД: развивать вычислительные навыки; умение работать с учебником, дополнительными источниками информации (анализировать, извлекать необходимую информацию); умение делать обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: воспитывать уважение друг к другу, развивать умение вступать в учебный диалог с учителем, с одноклассниками, соблюдая нормы речевого поведения, умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, умение выдвигать гипотезу.

Регулятивные УУД: определять цель задания, учиться планировать этапы работы, контролировать свои действия, обнаруживать и исправлять ошибки, критически оценивать результаты своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, формировать способность к мобилизации сил и энергии, к преодолению препятствий.

Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, инициативность, развивать навыки грамотной устной и письменной математической речи, способность к самооценке своих действий.

Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Дети читают и как они понимают эти слова

Скажи мне и я забуду

Покажи мне и я запомню

Дай мне действовать самому и я пойму (Слайд №1)

Давайте запишем число в рабочей тетради.

Включаются в деловой ритм урока

Актуализация знаний и умений

Актуализация опорных знаний и способов действий

Постановка проблемной ситуации с затруднением и побуждающий диалог с последующей формулировкой темы урока.

 (Слайд №2)

2. Устные счет.

     

СЛАЙД 3

Учитель  предлагает 3 задания, записанные на доске.

Упростить выражение:

а) 2х-3х+4х  б)- у-5у-3у   в) +(х-1) г) -(х+1)

Считают устно, применяя ранее изученные правила 

Ученики успешно выполняют первые  задания, но затрудняются  сделать последнее потому. что не знают пока правила раскрытия скобок. Далее учащиеся сами пытаются сформулировать тему урока.

Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Запишем в тетради тему урока « Раскрытие скобок »

СЛАЙД 4

Цель:  Узнать как раскрыть скобки, если перед скобками стоит «+» и если стоит «-»    НА ДОСКЕ

 

Задачи: НА ДОСКЕ

Работать с учебником

Выполнить тренировочные упражнения с проговариванием во внешней речи

Применить полученные ранее знания

Сделать выводы

Выполнить самостоятельную работу

Дети пытаются раскрыть скобки, делая различные гипотезы

- Делают записи в тетрадях, ориентируясь на пункт учебника, выполняют задание

Работают с текстом учебника

Формулируют правила, пользуясь учебником

Усвоение новых знаний и способов усвоения

Организация первичного закрепления

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы: раскрытие скобок

Установление правильности и осознанности изучения темы «Раскрытия скобок».

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Правило раскрытие скобок   Слайд 5,6.7

 

Слайд 8 Давайте сверим  наше предположение с определением из учебника стр 214 и 215(1 и 3 правило)

 № 1234 выполняем в парах(каждый выбирает по 2 примера), затем решение своих  примеров в полголоса проговариваем соседу, используя изученное правило.

Слайд 9,10 Физминутка: Если скобки раскрыты верно. То встаем на цыпочки поднимаем руки  и тянемся вверх, если неверно. То остаемся на месте и слегка покачиваемся в разные стороны

Слайд 11, 12 Закрепление:

Установите соответствие

1) а +(в – с)        А)  а – в – с

2) а – (в + с)       Б) –а + в – с

3) а – (в – с)         В)  а – в + с

4) – (а – в) – с      Г)  – а  – в – с

5) – а + (– в – с)    Д)  а + в – с

Практическое задание (Слайд №13, 14 )

Групповая работа( 6 групп по 4 человека).

Раздаются карточки для каждой группы. В карточке даны четыре задания на раскрытие скобок с решениями и ответами ,в одном из которых допущена ошибка .Каждому заданию соответствует слово. Ученики должны внимательно прочитать решение .обнаружить ошибку, соответствующее слово написать на доске   в порядке возрастания номеров групп(по одному представителю каждой группы).Если все группы верно выполняя задание, то мы прочитаем такое высказывание «Математика – царица наук. Так будет всегда».

Образец 1 карточки:  

-(х +у +z) = -х -у-z    сложение  

  -(2-в)- в= -2+ в - в= -2  скобки

2,8-(а-1,4)=2,8-а-1,4=1,4-а   математика

 -(-5,9+d)-10=5,9-d-10= -4,1 –d  уравнение

Образец 2 карточки:  

-(х + z -у) = -х - z- у    вычитание  

  -(2-в)- в= -2+ в - в= -2  скобки

2,6-(а-1,4)=2,6-а-1,4=1,2-а   царица

 -(-5,9+d)-10=5,9-d-10= -4,1 –d  умножение

Образец 3 карточки:  

-(х +у +z) = -х -у-z    сложение  

    -(2-в)- в= -2+ в - в= -2  скобки

2,8-(а-1,4)=2,8-а-1,4=1,4-а   наук

 -(-5,9+d)-10=5,9-d-10= -4,1 –d  уравнение

Образец 4 карточки:  

-(х + z -у) = -х - z- у    нас

    -(2-в)- в= -2+ в - в= -2  когда

2,6-(а-1,4)=2,6-а-1,4=1,2-а   так

 -(-5,9+d)-10=5,9-d-10= -4,1 –d  мы

Образец 5 карточки:  

-(х +у +z) = -х -у-z   было  

  -(2-в)- в= -2+ в - в= -2  стало

2,8-(а-1,4)=2,8-а-1,4=1,4-а   будет

 -(-5,9+d)-10=5,9-d-10= -4,1 –d  станет

Образец 6  карточки:  

-(х + z -у) = -х - z- у    сейчас

  -(2-в)- в= -2+ в - в= -2  потом

2,6-(а-1,4)=2,6-а-1,4=1,2-а   всегда

 -(-5,9+d)-10=5,9-d-10= -4,1 –d  было

Записывают определение  с примерами в шпаргалку

Решение № 1234. С проговариванием правила во внешней речи

Ответы детей:

Запись соответствия:

1Д   2А   3В  4Б  5Г

Работа в группах и выбор  нужного слова

Математика – царица наук. Так будет всегда

Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Самостоятельная работа    Слайд 15, 16

1 вариант                                  2 вариант

           Раскройте скобки:

 1). b+(c-d)                      1).  b- (c-d)

2)   b-(-c-d)                      2)  b+ (-c-d)

3). (a+b)-(-c-d)              3) (a+b) +(-c+ d)

4).  -(a+b)+(-c-d)            4)   -(a-b)+(c-d)

5).  -(a-b)-(c+d)              5)  -(a+b)-(c+d)

Критерий оценок: выполнено верно

5заданий «5» , 4 задания «4», 3 задания «3»

Ученики получают задания на карточках, выполняют самостоятельную работу, сверяют ответы с доской и выставляют себе отметки

(критерии оценивания на доске)

Взаимопроверка в парах. Обмениваются карточками и проверяют. Затем сами сверяют по эталону.

Подведение итогов урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Достигли ли мы наши цели?

ИТОГИ   СЛАЙД 17,18

 Что изучали сегодня на уроке?

Как раскрыть скобки?

С каким знаком при раскрытии скобок проблем будет больше, а с каким меньше?

Перед скобкой плюс стоит

Он о том и говорит,

Что ты скобки опускай,

Да все числа выпускай.

Перед скобкой минус строгий

Загородит нам дорогу.

Чтобы скобки убирать,

Надо знаки поменять.

Дети отвечают на вопросы.

Информация о домашнем задании

  Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

СЛАЙД 19  Номера из учебника  п.39 № 1254 (а-в), 1255 (а-в)

( Учитель поясняет выполнение д/з, если у ребят возникают вопросы)

Творческое задание: написать стихотворение, о том как влияет знак «-» или «+» на скобки.

В дневник записывают домашнее задание

Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Слайд  Так что же означает наш эпиграф?

 Слайд 20

- Я предлагаю вам сейчас оценить свою работу на уроке, используя Лист успешности

Учитель комментирует позиции

- Какие отметки вы поставили себе за работу на уроке?  (Выставление положительных отметок, после общего обсуждения)СЛАЙД 21

Лист успешности Ф.И.                                                                                                

Выбери в каждой строке  утверждение, соответствующее твоему пониманию темы и обведи нужную  букву

1

Как раскрыть скобки?

А

Знаю и могу ответить

Б

Затрудняюсь ответить, но могу дать ответ с помощью учебника

В

Не знаю

2.

Смогу раскрыть скобки в предложенных заданиях без чьей – либо помощи

А

Да

Б

Нет

В

Не знаю

3.

Практическое задание в группе выполнил (а) без затруднений

А

Да

Б

Нет

В

Не знаю

4.

Выполнил (а)  самостоятельную работу на уроке

А

на «5»

Б

на «4» или на «3»

В

Не справился/не справилась

с работой

5.

Моя активность на уроке была

А

высокой

Б

средней

В

низкой

За работу на уроке я бы поставил (а) себе отметку