ВПР как форма контроля достижения планируемых результатов.
статья по математике (5 класс) на тему
Рассматривается теория и практика подготовки к ВПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Арндт И.В., учитель математики
МБОУ «Весенненская сош»
ВПР как форма контроля достижения планируемых результатов.
В настоящее время в Российской Федерации сформирована единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая позволяет вести мониторинг знаний учащихся на разных ступенях обучения в школе, оперативно выявлять и решать проблемы системы образования в разрезе предметов, школ и регионов.
Данная система дает возможность получить полное представление о качестве образования в стране, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ. Она позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям получать информацию о качестве знаний своих детей.
Система оценки качества школьного образования в России в настоящее время является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур. Первая важная процедура этой системы – единый государственный экзамен (ЕГЭ), который является обязательным для всех выпускников школ с 2009 года.
Вторая важная процедура системы оценки качества образования – государственная итоговая аттестация 9-х классов (ГИА-9), ключевой формой которой является основной государственный экзамен (ОГЭ). По результатам ГИА-9 школьник может продолжить обучение в старшей школе и в учреждениях среднего профессионального образования.
Промежуточные срезы знаний обучающихся проводятся по разным предметам и в разных классах при помощи всероссийских проверочных работ (ВПР). Всероссийские проверочные работы представляют собой контрольные работы, которые пишут школьники по завершении обучения в каждом классе. Проведение этих работ позволяет отслеживать изменение уровня знаний школьников в динамике после завершения учебного года.
ВПР – самая массовая оценочная процедура в российской системе образования. В варианты ВПР включаются задания, проверяющие наиболее значимые и важные для общеобразовательной подготовки учащихся элементы по каждому учебному предмету.
Всё-таки чем ВПР отличается от школьных контрольных работ?
Во-первых, это единые для всей страны задания – так больше возможности отследить уровень знаний в каждой конкретной школе и в регионе в целом.
Во-вторых, это единые требования к процедуре проведения работы.
В-третьих, использование современных технологий позволяет обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны. Тексты для контрольных работ разрабатываются на федеральном уровне под руководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) на основе федеральных государственных образовательных
стандартов.
Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Задачи ВПР:
- Выявление сильных и слабых сторон в подаче материала по определенному предмету и корректировка обучающего процесса
- планирование процесса повышения квалификации педагогов на специальных курсах
- определение для педагога и родителей образовательной траектории учащегося и текущего уровня образованности школы, класса, ученика по отношению к требованиям, установленным ФГОС.
Что дают ВПР?
Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР в результате позволит:
- психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ГИА и ЕГЭ;
- определить качество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения;
- даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах. Будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам;
- родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка;
- даст возможность улучшить общую систему обучения.
Алгоритм подготовки к ВПР:
- выписать перечень планируемых результатов по предмету;
- подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен предмет;
- провести повторение по разделам учебной предметной программы;
-выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.
- вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.
Как можно организовать работу по подготовке к ВПР:
с одаренными детьми:
- выполнение нестандартных заданий сформулированных в нетрадиционной форме: на уроках и во внеурочное время;
- участие в дистанционных олимпиадах по предметам;
- проведение пробных проверочных работ;
- психологическая подготовка обучающихся к проведению ВПР.
со слабыми учащимися:
- проведение дополнительных групповых и индивидуальных занятий с учащимися;
- ежедневно на уроках проводить подготовку учащихся, совершенствовать методы и приёмы работы с текстовой информацией;
- психологическая подготовка обучающихся к проведению ВПР.
с родителями:
- выступление на классных родительских собраниях по вопросам подготовки и участия в ВПР;
- ознакомления родителей с нормативной базой и порядком проведения мониторинга;
- индивидуальные консультации для родителей;
- организация «горячей линии» для педагогов и родителей на школьном сайте, стенде;
- психологическая подготовка родителей к проведению ВПР.
Математика – один из главных предметов как в начальной школе, так и в основной, и здесь важно приучить ребят побеждать трудности упорным трудом. Все уроки математики следует начинать с математического диктанта, устного счета, направленного на отработку вычислительных навыков, знаний компонентов и результата действия, а также решению простых арифметических задач. Дети любят работать в группах, парах, где каждый ученик должен высказать и отстоять своё мнение. Большое внимание уделяю развитию логического мышления, для этого включаю задания, направленные на логическое мышление, воображение, тренировку памяти.
Работу можно построить по следующим направлениям:
- в рамках урока;
- в рамках дополнительных консультаций по подготовке к ВПР.
- составить банк тренировочных заданий, которые можно ежедневно включать в урок;
- в рамках дополнительных консультаций можно проводить блочные задания, состоящие из 4-6 упражнений и рассчитанные на 10-20 минут.
Как помочь учащимся подготовиться к ВПР? (рекомендации для учителей)
1. Составьте план подготовки по вашему предмету и расскажите о нем учащимся.
Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного материала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.
2. Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе.
Обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.
3. Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто.
Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на них внимание.
4. Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.
Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации.
5. «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин).
Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.
6. Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.
Покажите простой пример демонстрационного задания и разберите подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.
7. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.
ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.
8. Хвалите своих учеников.
Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.
9. Общайтесь с коллегами!
Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.
10. Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни.
Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.
11. Поддерживайте внеучебные интересы учащихся.
Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.
12. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!
Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.
А главная задача родителей — убедить ребенка, что если не запускать учебу на протяжении всего учебного года, то не будет проблем с подготовкой к ВПР.
Но наши дети нуждаются и в психологической подготовке к контрольным работам и экзаменам. И родители могут в этом помочь своим детям, даже если не умеют решать задачи. Часто дети плохо пишут проверочные работы потому, что не уверены в себе. Они волнуются, смогут ли оправдать ожидания своих родителей. Тогда родителям следует говорить ребёнку, что их любовь к нему не зависит от оценок или других успехов. Слова «Твоя главная задача – хорошо учиться» создают стресс, который в конце учебного года уже не сделает из троечника хорошиста. А вот достаточный сон, хорошее питание, своевременный отдых на свежем воздухе и понимание близких людей добавят сил и помогут сосредоточиться в нужный момент.
В конце выступления ещё раз хочу обратиться к учителям — мы все хотим, чтобы наши результаты были не хуже, чем у других, но постарайтесь обеспечить объективность выполнения работы, чтобы результатам можно было доверять. Это очень важно, прежде всего, для родителей: они смогут получить объективное представление о знаниях своих детей. Также очень важно сразу увидеть пробелы в подготовке ребенка, понять, какие трудности он может испытывать при обучении в дальнейшем. И помочь ему, не дожидаясь, когда к восьмому-девятому классу проблемы в учёбе ребенка вырастут как снежный ком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС НОО. Новые подходы к системе оценивания достижения планируемых результатов.
В данной статье рассматриваются новые подходы к системе оценивания, заложенные в ФГОС НОО. Представлен опыт работы ГОУ СОШ № 425 САО г. Москвы в городской экспериментальной площад...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/23/picture-1000707-1516728097.jpg)
Доклад учителя изобразительного искусства Харло Ольги Николаевны МБОУ "СОШ № 17" г. Майкопа РА Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) и система оценки достижения планируемых результатов
Одной из основных задач реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности УУД и представление данных результатов. Хочу поделиться разработками основных поло...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/16/picture-1137678-1555421989.jpg)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, ООО (использование результатов мониторинговых исследований по предметам, ВПР, ГИА)
ВПР как средство диагностики уровня досижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП ООО...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/10/picture-1225655-1583845537.jpg)
Опыт по отработке форм контроля и системы требований технологических, организационно-содержательных основ проектно-исследовательской деятельности для объективной и достоверной оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО; ООП СОО
Описание опыта организации проектно-исследовательской деятельности, апробоции критериеа оценивания проектов ....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/29/picture-1325366-1617003028.jpg)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/29/picture-1325366-1617003028.jpg)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/06/picture-1529768-1722953188.jpg)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилова
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программы начального общего образованияв «Школе 2100» (технология оценивания образовательных дос...