«Личностно-ориентированный подход в обучении»
статья по математике на тему

Ковалёнок Нэля Тимофеевна

                    Личностно-ориентированный подход в обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannyy_podhod_v_obuchenii.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

                     «Личностно-ориентированный подход в обучении»

Ковалёнок Н.Т учитель математики муниципального  казённого общебразовательного учреждения
Кыштовская средняя образовательная школа №2 им.Тимермана К.А
с. Кыштовки Кыштовского района Новосибирской области.
 

   Основная и очень ответственная задача школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

Цели и задачи личностно-ориентированного обучения: создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усредненного" ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Технология личностно ориентированного обучения математике обусловлена следующими задачами: заинтересовать каждого учащегося математикой и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества; развить творческий потенциал учащихся; развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка; помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Особенности диагностики развития личности учащихся.

Одной из приоритетных задач при личностно ориентированной организации учебного процесса я считаю выявление уровня развития учащихся.

Чтобы каждому ребёнку помочь стать личностью, необходимо хорошо знать его индивидуальные возможности, склонности, интересы. А поскольку главными показателями развития личности являются психолого - интеллектуальные качества, развитие познавательной активности, сформированность самостоятельности, навыков самоанализа, развитие коммуникативных умений, то для разрешения данной проблемы необходима последовательность диагностической работы по изучению личности каждого ребенка. Педагогические наблюдения, результаты психологических тестирований
Диагностика позволяет отслеживать результат развития учащихся, но и самому ребёнку видеть своё продвижение на всех этапах обучения,  намечать пути и способы профилактики и коррекции развития личности каждого
 Согласно И.Е. Маловой [ Личностно ориентированная организация урока – это такая организация деятельности учащихся с содержанием урока, при которой учащиеся поставлены в позицию субъектов обучения и собственного развития. Личностно ориентированная организация проявляется как на протяжении всего урока, так и на отдельных его этапах. На всем протяжении урока деятельность учащихся мотивирована, они осознают цель и задачи своей деятельности, планируют ее, осуществляют контроль и подводят итоги по процессу достижения цели. Организация отдельных этапов урока зависит от их учебных целей (изучение нового, усвоения нового, тренажер, диагностика, углубление, работа над ошибками, систематизация, подготовка к контрольной работе и др.). В соответствии с поставленными целями выстраивается учебный диалог с учащимися, выводящий их на ведущие позиции в достижении этих целей. Организация отдельных этапов предусматривает использование различных приемов работы с учебным содержанием.

М.И. Махмутов при описании проблемных уроков выделяет следующие трудности их конструирования:

организация самостоятельной познавательной деятельности;

подбор материала для индивидуальной, групповой и фронтальной работы;

обеспечение экономии времени;

мотивация деятельности учащихся.

С теми же трудностями сталкивается учитель при конструировании личностно ориентированных уроков. Согласно И.Е. Маловой, преодолеть их помогают:

специальные приемы личностно ориентированной организации урока;

учебные задания для учащихся и их мотивация;

дидактические материалы – протоколы деятельности учащихся.

Поэтому при конструировании личностно ориентированных уроков и при их последующем анализе будем обращать внимание на особенность реализации каждого из трех компонентов: специальных приемов, учебных заданий, способов мотивации заданий и каждого этапа урока в том числе, использование протоколов деятельности учащихся.

Для личностно ориентированного урока характерно:

- при постановке цели урока учитывать потребности и возможности учащихся;

-учащимся предоставлять возможность вносить изменения в планирование работы на уроке;

- наглядность урока, учитывать специфику восприятия учащихся;

- использовать различные источники информации и возможности кабинета;

- формулировать вопросы так, чтобы выявить субъективный опыт учащихся по теме урока;

- объем, способ предложения домашнего задания дифференцирован по форме и по содержанию, даются индивидуальные задания;

- уважительно и внимательно выслушивает каждого ученика, использует ситуацию успеха, поддержки, одобрения, умеет строить беседу с учащимися на равных, поддерживает ответы детей;

- позиция учащихся активна, они проявляют инициативу в процессе учебной работы;

- дети задают вопросы, комментируют получаемую информацию, дополняют ее;

- учащиеся не испытывают страха перед ошибкой, так как она является предметом анализа»

- коллективное решение учебных задач, взаимопомощь;

- раскрепощенность учащихся в поведении наряду с уважительным отношением к учителю.

          Основные особенности личностно ориентированного урока.

К уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения предъявляется ряд требований:

   Основная цель уроков данной педагогической технологии – создание условий для проявления познавательной активности учеников. 
  Каковы средства достижения этой цели?
Прежде всего, осуществляю комплексное планирование и реализацию задач развития, образования и воспитания на основе продумывания триединой задачи урока:

- образовательная:  вооружить учащихся системой  знаний, умений и навыков;
- воспитательная:  формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения;
- развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности  – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Нужно определить место урока в системе уроков, сообщить не только тему, но и предполагаемый порядок организации учебной деятельности, совместно с учениками выбирать пути, способы и примеры решения учебных задач. При этом создать условия, обеспечивающие ученику позицию субъекта при постановке учебных задач, в ходе их реализации. 
На уроках надо создать атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительного эмоционального настроя на работу в течение всего урока.
               Приёмы работы

Организации взаимодействия учащихся друг с другом:
 Временная работа в группах. Этот приём представляет собой работу учащихся в составе малых групп по выполнению небольших учебных заданий. Такими заданиями могут быть: - обмен идеями, собственным опытом;  - обмен информацией, получен из разных источников и её обсуждение; 
- постановка вопросов для предстоящего обсуждения; 
- проведение «мозгового штурма»; 
- выход чувств и переживаний, возникающих как реакция на происходящее в классе. 
      Используя дифференцированный подход в обучении, применяю приём подготовки заданий, допускающих несколько способов решения. Ученик решает задачу на своём уровне сложности. Использование данного приёма влечёт рост числа нестандартных решений.
 Активизации механизмов мышления способствует применение приёма размышления вслух, использовании активизирующих вопросов. Эти приёмы ведут к повышению уровня осмысления учебного материала.
Огромную роль в достижении хороших результатов играют формы обучения:
- Коллективные (фронтальные) общеклассные
- Групповые
- Индивидуальные
Индивидуальная форма обучения, при такой форме достигается наилучший результат обучения. (Карточки, творческие задания, составление кроссвордов, сказок, «озвучивание мульфильмов» и т.д.)
Нужно организовать работу каждого школьника, создавая рабочий настрой, искреннее общение и деловой контакт. Все это повышает интерес, внимание, активность.
На уроках нужно сочетать формы коллективной и индивидуальной работы, организовать самостоятельную работу учащихся, сокращать однотипные упражнения. Создавать на уроках ситуацию активного общения, не только монолога, но и диалога, позволять ученику выразить себя, проявить инициативу, самостоятельность в способах выбора познавательной деятельности, типов заданий, вида и форм учебного материала.
        Данная технология позволяет выстраивать процесс познания «от ученика»: 
осознание школьниками хода своих умственных действий; коллективный поиск на основе наблюдения, сравнивания, группировки, выяснения закономерностей; интенсивная самостоятельная работа; работа в паре «ученик-ученик» во время проведения самоконтроля и самооценки; групповая работа в процессе поиска способа решения учебной задачи (учитель играет роль консультанта); межгрупповое взаимодействие при обобщении, формулировании выводов; индивидуальная работа во время выполнения заданий по пройденному материалу и творческих работ; оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждения использовал, почему и в чём ошибся; обсуждение с детьми в конце урока не только того, что нового узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому.

Осуществление технологии личностно ориентированного обучения требует использования разнообразных форм занятий (ролевые игры, диалоги, урок формирования умений и навыков, урок обобщения и систематизации знаний и др.), разных вариантов дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и тем самым индивидуализировать процесс обучения. 
    Очень важной является процедура оценивания, которая также должна быть направлена на раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учётом их индивидуальных достижений. В начале урока или перед началом вида работы, которую предстоит оценить вместе с учениками, определяю, каким образом будет оцениваться их учебная деятельность. При этом оговариваются возможные уровни выполнения работы и требования, соответствующие каждому уровню, определяются требования к освоению учащимися изучаемой темы.
    На этапе изучения нового материала, выполнения тренировочных упражнений, в процессе поисковой работы оценивать учащихся некорректно и допустимо только в случае значительных достижений. В основном ведётся лишь наблюдение за ходом работы, за тем, как относится школьник к учению, какова его познавательная активность.

      Если ученик не справился с заданием, выяснить причины, организовать необходимую коррекционную работу по ликвидации пробелов в знаниях и умениях.               Контроль учебной деятельности позволяет выявить динамику приобретения знаний, развития умений и навыков.
     Для отслеживания этой динамики различные виды контроля:
-стартовый, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся;  -прогностический; -контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполнения операций с образцом; -итоговый, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.

Для осуществления контроля учебной деятельности можно применить различные варианты составления и оценивания работ:
– ученик сам выбирает уровень и выполняет задания этого уровня в течение отведённого на выполнение работы времени.
– школьник выбирает и выполняет те задания, с которыми может справиться. При этом он самостоятельно определяет последовательность их выполнения.
– ученику предлагается задание, которое содержит несколько уровней мыслительной деятельности. Он самостоятельно выбирает уровень мыслительной деятельности, на котором будет выполнять задание и демонстрирует необходимые для данной работы умения и навыки. 
       Динамика развития учащихся фиксируется при анализе тестовых, тематических контрольных, самостоятельных работ и срезов, итоговых контрольных работ.
      При задании на дом указываю не только тему, но и объём заданий, которые часто носят дифференцированный характер и ученику, как и в ходе урока, предоставляется право выбора уровня, вида и формы изучения учебного материала.
                           Педагогические средства
    Практическое применение знаний по математике – одна из задач современного курса математики. Для решения этой задачи мною формируется учебно-методический комплекс, который является составной частью всех педагогических средств.Данный комплекс дидактических материалов обеспечивает преподавание математики в соответствии с концепцией личностно-развивающего обучения.
     В его состав входят теоретические разработки, использования форм групповой работы на уроках математики, комплект уровневых взаимосвязанных и взаимодополняющих заданий, комплект задач, имеющих несколько способов решения и др., библиотека творческих заданий.

При непрерывном и качественном обучении математики появляется возможность целенаправленного развития системного мышления каждого школьника. Средством в таком процессе выступают уровневые задания. При их выполнении использую как дифференцированную, так и индивидуализированную групповую деятельность учащихся. В последнем случае учащиеся распределяют свои обязанности так, чтобы слабые ученики выполняли посильные для них задания.
    Средством активизации познавательной деятельности учащихся выступают индивидуальные и групповые, творческие задания, предполагающие проектную деятельность учащихся.
    Личностно ориентированный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно- урочной системы обучение по обязательным учебным программам, предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышение качества и развития каждого ученика. 
    Успешно развивается познавательная активность, интеллектуальная деятельность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Но успех обучения возможен тогда, когда изучены потребности, интересы, уровень подготовки, умственные возможности и познавательные особенности ученика, а также созданы оптимальные условия для овладения ЗУН, развития способностей.


Литература

1.Горбачева О.А., Куприков В.Н. О структуре личностно ориентированного урока изучения нового материала.

2.Малова И.Е. Непрерывная методическая подготовка учителя математики к осуществлению личностно ориентированного обучения учащихся: Монография. – Брянск: Изд-во БГУ, 2003. – 225с.

3.Махмутов М.И. Современный урок – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Педагогика, 1984 – 184 с.

4.Наумкина И.А. Пупанов А.Д. О проблеме классификации уроков с позиций личностно ориентированного обучения. //

5.Эрдниев П.М. Преподавание математики в школе: Из опыта обучения методом укрупненных упражнений. М.: Просвещение, 1978. – 303с.

6.https://www.infouroki.net/doklad-lichnostno-orientirovannyy-podhod-v-obuchenii-matematike.html

7.https://pedportal.net/starshie-klassy/algebra/metodicheskaya-razrabotka-quot-tehnologiya-lichnostno-orientirovannogo-podhoda-v-obuchenii-quot-1200230 

8. http://tvov.ru/docs/100/index-21772.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.

В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство осуществления личностно-ориентированного образования в процессе обучения биологии.

Презентация и тезисы  одного из направлений работы со школьниками . находящимися на обучении в форме "экстерната."...

Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.

Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку...

Личностно-ориентированное образование в процессе обучения игры на фортепиано.

В данной статье рассмотрены некоторые моменты личностно-ориентированной модели образования в процессе освоения музыкального искусства как фактора формирования успешной личности ребенка....

Личностно ориентированная образовательная среда в обучении технологии с одаренными учащимися.

В работе представлен опыт создания личностно ориентированной образовательной среды при обучении технологии с одаренными учащимися....

Личностно-ориентированные технологии. Технология диалогового обучения

Личностно-ориентированные технологии2.1. Технология диалогового обученияСущность диалоговых технологий. Функции учебного диалога.  Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую си...

Статья на тему: «Создание личностно ориентированной образовательной среды при обучении предмета технологии с одаренными учащимися.»

Высокий уровень методической подготовки, глубокое знание педагогики и психологии, творческий подход к своей работе позволяют мне строить учебный процесс в соответствии с требованиями государственных о...