Образовательные технологии на уроках математики
статья по математике на тему

Бадинова Жанна Станиславовна

Для достижения поставленной цели и задач в своей  педагогической деятельности отдаю предпочтение современным образовательным технологиям личностно-ориентированного обучения, такие как технология проблемного обучения и технология ВДК. Считаю, что активное использование в учебном процессе данных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в нашей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_tehnologii.docx103.37 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные технологии, которые я использую в своей педагогической деятельности

Технология проблемного обучения.

     Именно технология проблемного обучения позволяет мне на каждом уроке увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему, чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание учиться лучше.

           Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. В своей работе я использую такие виды проблемного обучения:

1 вид. «Научное творчество» – теоретическое исследование, то есть поиск и открытие учеником нового правила, формулы, теоремы.

Например: На уроке геометрии на тему «Трапеция» предложена задача учащимся: в трапеции АВСD (ВСװАD) проведена средняя линия MN. Основание ВС =8см., AD=14 см, АВ=5 см, CD=9 см. Вычислить периметр трапеции MBCN.

Решая задачу, ребята находят боковые стороны новой трапеции; одно основание им известно, а найти длину второго, которое является средней линией трапеции, не могут (недостаточно знаний о трапеции). Возникает противоречие между потребностью в решении задачи и недостаточностью прежних знаний.

2 вид. «Практическое творчество» – поиск практического решения, способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение.

Приведу пример создания такого вида проблемной ситуации на уроке алгебры в 9 классе. Перед выводом формулы суммы n членов геометрической прогрессии школьникам предлагается, например, такая жизненная ситуация.

     Однажды незнакомец постучал в окно к богатому купцу и предложил такую сделку: « Я буду ежедневно в течение 30 дней приносить тебе по 100 000 руб. А ты мне в первый день за 100 000 руб. дашь 1коп., во второй день за 100 000 руб. – 2 коп. и так каждый день будешь увеличивать предыдущее число денег в 2 раза. Если тебе выгодна сделка, то с завтрашнего дня начнем».

Купец обрадовался такой удаче. Он подсчитал, что за 30 дней получит от незнакомца 3 000 000 руб. На следующий день пошли к нотариусу и узаконили сделку.

Создается проблемная ситуация. Кто в этой сделке проиграл: купец или незнакомец?  Большинство школьников стремятся составить всю последовательность, чтобы потом найти ее сумму. Но видят, что это громоздкая работа, которая требует времени. Обращаются с вопросом: «Возможно ли вывести формулу n членов геометрической прогрессии в общем виде?» Под руководством учителя учащиеся выводят формулу, убеждаются, что купец проиграл.        

3 вид. «Художественное творчество» – художественное отображение действительности на основе творческого воображения (например, сочинение математической сказки в 5-7 классах, смешные рисунки, составленные из геометрических фигур, рисунки - симметрия в природе, архитектуре, искусстве и др.).

     Таким образом, применение технологии проблемного обучения способствует достижению учащимися следующих метапредметных результатов:

-  умение работать с информацией, делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- умение применять полученные  знания в практической  деятельности;

- способность к рефлексии, целеполаганию, планированию, моделированию и активной коммуникации;

- воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству;

- развитие личностных качеств.

Технология ВДК

      На протяжении ряда лет я занимаюсь проблемой организации самостоятельной работы учащихся на уроке, адаптируя ту или иную образовательную технологию к уроку нередко совмещая их. В своей работе я стараюсь использовать разнообразные виды  работы для активизации учебной самостоятельности школьников.
    По характеру учебной самостоятельной деятельности можно выделить 4 уровня.
Первый уровень - простейшая воспроизводящая самостоятельность. Этот уровень проявляется при выполнении простого воспроизведения имеющихся знаний. Второй уровень проявляется в умении из нескольких правил выбрать одно и использовать в решении. На данном уровне учащийся показывает умение производить мыслительные операции, такие как сравнение, анализ. Третий уровень – частично – поисковый. На этом уровне проявляется умение из имеющихся правил формировать обобщённые способы для решения более широкого класса задач. В деятельности ученика на этом уровне значительное место занимает контроль результатов. Четвёртый уровень – творческая самостоятельность. Всех этих четырех уровней позволяет достигать технология ВДК (вариативных дидактических карточек).

Формула  технологии ВДК может быть озвучена так: «У каждого ученика на уроке должен быть свой успех, своя пусть маленькая, но покоренная высотa». Анализируя свою работу, я задумалась над вопросом: почему один ученик работает на уроке активно, с увлечением, даже с азартом, не устает даже при самой интенсивной нагрузке.  Другой же, напротив, пытается любыми путями избежать ситуации опроса.  То ли причина в способностях, то ли в мотивации, то ли в чем-то еще. Как бы то ни было, обобщенный ответ будет следующим: все дети – разные, каждый – индивидуальность. И поэтому их потребности, мотивы, способности различны. Но все они сидят в одном классе и слушают одного учителя и выполняют одни и те же действия. Сегодня много говорят о дифференцированном подходе, появляется масса дидактического материала, различного по сложности, по форме подачи задания, однако они в полной мере не позволяют выступать ученику субъектом учения. Так происходит потому, что учитель решает, что необходимо выполнять в данный момент конкретному ученику. Безусловно, учителю виднее, однако где же здесь познавательная активность ребенка?   В личностно ориентированном образовании ВДК выполняют три основных функции:

Во-первых, вариативные дидактические карточки (как собственно и следует из их названия) являются дидактическим материалом. Тем самым они способствуют решению учебных задач по овладению детьми программными знаниями, умениями и навыками.

Во-вторых, ВДК и методология их использования на уроке позволяет достигать метапредметных результатов, которые ставит перед собой личностно ориентированная система образования. Например, работая с карточками, дети учатся принимать самостоятельные и взвешенные решения, делать осознанный и ответственный выбор, пользоваться различными источниками информации, сотрудничать со сверстниками в процессе решения общих задач.

В-третьих, использование технологии работы с ВДК позволяет учителю на уроке не только обучать, но и (что не менее важно) изучать детей, выявлять их индивидуальные особенности: побудительные мотивы и познавательные интересы, характерные способы учебной работы и предпочтения к содержанию и форме учебного материала, социальный статус среди одноклассников.

На уроке создаю ситуацию выбора. Существует несколько основных принципов построения вариативно-дидактических карточек:  материал в карточке различается

              По сложности

      По форме работы

По степени проявления творческой активности

легкое

сложное

индивидуальное

групповое

упражнение

проблема

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=115970510-37-72&n=21

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=23708923-28-72&n=21

http://www.tapety.nja.pl/images/wallpapers/16707379/Inne/71.jpg

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=43422265-67-72&n=21

       http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=416439580-67-72&n=21

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=119719633-37-72&n=21

    Применение технологии ВДК позволяют добиваться следующих метапредметных результатов:

1) умение адекватно оценивать свои способности и результаты своей деятельности;

2) самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

3) готовность и способность к саморазвитию, самоорганизованности;

4)  потребность в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий;

5)  заинтересованность в расширении и углублении получаемых  знаний;

6) способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;

7)  высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

8) владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса;

9)  планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;

10)   понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;

11)   умение работать в информационной среде.

Конечно, готовясь к урокам, я применяю элементы и других современных технологий.

  1. Игровые технологии. Так, включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Например, в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Так же мною разработаны викторины, часы занимательной математики и другие методы.

2)Тестовые технологии. Задания на тестовой основе получили широкое распространение в моей практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. На мой взгляд, тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляю с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся.

3)Информационно-коммуникационные технологии. На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса математики.

     Для подготовки учащихся 10-11-х классов к ЕГЭ использую дистанционное обучение. Сайт uztest.ru организован в виде виртуального кабинета учителя, в котором размещены информационные ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки и проведения занятий по математике.

4)Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяет равномерно   распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, соблюдать  гигиенические  требования (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота), благоприятный эмоциональный настрой, профилактика стрессов, стимулирование  учащихся – все это  дает положительные результаты в обучении. Обязательно соблюдаю нормы объема домашнего задания для избежания перегрузки учащихся. В дидактический материал включаю задачи, пропагандирующие здоровый образ жизни.

5)Рефлексные технологии. Для формирования личностных компетенций использую рефлексивные технологии, которые  формируют умение личности регулировать свою учебно-познавательную деятельность, которое лежит в основе самообразования личности. Развивают способности ученика к самомотивации учебной деятельности, к ее саморегуляции и самооценке. Рефлексия в педагогике – это процесс фиксирования участниками процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. В своей практике использую следующие методы рефлексии:

«Рефлексивная мишень» (по С.С. Кашлеву)

        На листе бумаги формата рисуется мишень, которая делится на четыре (можно и больше/меньше) сектора. В каждом из секторов записываются параметры — вопросы рефлексии состоявшегося взаимодействия. Например, 1-й сектор — насколько было интересно;  2–й сектор — оценка своей деятельности и активности на уроке; 3-й сектор — насколько материал был понятен; 4-й сектор — узнал новое для себя. Можно включить в название секторов и другие параметры: учащиеся выбирают, какая деятельность доминировала на уроке и была более значимой - моя деятельность, деятельность группы, деятельность класса, деятельность учителя, мое настроение.

    Каждый из участников четыре раза (по одному в каждый сектор) «стреляет» в мишень, делая отметку (точку, плюс). Отметка (выстрел) соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то отметка ставится им в «молоко», если выше — то в поле «3» или «4», если очень высоко  - то в поле

http://festival.1september.ru/articles/412486/Image2445.jpg

«5» мишени.  После того как каждый из участников взаимодействия «выстрелил» (поставил  четыре отметки) в рефлексивную мишень,  я делаю ее краткий анализ.

 «Рефлексный круг» (по С.С. Кашлеву) и другие методы.

      Рефлексная технология способствует формированию у учащихся таких метапредметных результатов, как умение организовывать свою деятельность на уроке и взаимодействовать с другими участниками, осознание смысла их деятельности и ее корректировке, моделирование, целеполагание и определение направленности характера, результативности своей деятельности.

Итак, системная работа по использованию мною современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость по математике в классах 100%, растет качество знаний, увеличивается число учащихся, принимающих активное участие в предметных неделях, в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету, у слабых учащихся снижается порог тревожности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии на уроках математики

В данном выступлении охвачен теоретический материал по данной теме. Рассмотрены те технологии, которые использую в работе. Приведены конспекты уроков, на которых показана работа с данными технологиями...

Использование современных образовательных технологий на уроках математики

Информационные технологии, вторгшиеся в современную жизнь, меняют наши представления  о мире, знании и о самих себе. Основная задача современного образования – не только давать знания,...

Применение современных образовательных технологий на уроках математики

В статье рассмотрены  конкретные «образовательные технологии», применяющиеся на уроках математики...

Применение образовательных технологий на уроках математики

использование информационно-коммуникационных технологий...

Применение образовательных технологий на уроках математики

Необходимость использования современных образовательных технологий;Игровые технологии;Информационно-коммуникативные технологии;Проблемное обучение......

Современные образовательные технологии на уроках математики

В статье раскрыты возможности реализации современных образовательных технологий на уроках математики...

Использование современных образовательных технологий на уроках математики

Создание условий для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключ...