Мониторинг УУД по математике во внеурочной деятельности
методическая разработка по математике (5 класс) на тему
Получение информации о состоянии и динамике системы формирования УУД в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения по математике во внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_uud_vo_vneurochnoy_deyatelnosti_po_matematike.doc | 616 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг универсальных учебных действий по математике во внеурочной деятельности.
Григорьева Ольга Николаевна, учитель математики МБОУ «СОШ № 10» г.Чебоксары
Смыслова Любовь Юрьевна, учитель
информатики МБОУ «СОШ № 10» г.Чебоксары
Макарова Надежда Владимировна, учитель математики МБОУ «СОШ № 10» г.Чебоксары
Данилова Людмила Валериановна, учитель математики МБОУ «СОШ № 10» г.Чебоксары
Мешков Андрей Николаевич, учитель математики МБОУ «СОШ №10» г.Чебоксары
Цель- получение информации о состоянии и динамике системы формирования УУД в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения по математике во внеурочной деятельности.
Задачи, которые решаются с помощью мониторинга:
- развитие мотивов предметной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи деятельности;
- формирование умения грамотно строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование умения излагать свою точку зрения и аргументировать её;
- формирование умений использования методик смыслового чтения.
Адресаты: мониторинг ориентирован на обучающихся 5-6 классов.
Уровень апробации и публикации: 2013-2015 учебные годы, 5-ые и 6-ые классы МБОУ «СОШ №10» г. Чебоксары.
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.
Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие, развитие мышления, способности воображения или развитие способности самоопределения.
Углубляя собственную предметную специализацию, мы сами порой очень плохо ориентируемся в устройстве другой научной дисциплины и учебного предмета. Особенно глубокая пропасть пролегает между гуманитариями и представителями естественно-научных дисциплин.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Научная обоснованность. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов. Несмотря на долгую историю понятия, до сих пор нет единого его толкования, различные научные школы трактуют его по-разному.
Так, у Ю.В. Громыко под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета. В работах А.В. Хуторского учебный метапредмет, а также метапредметные темы строятся вокруг фундаментальных образовательных объектов. «Метапредмет – это не особый, деятельностный «срез» предмета, но именно основосоздающая часть предмета. Такая основа связана с понятием «фундаментальный образовательный объект».
Примечательно, что, двигаясь на полном ходу в будущее, мы все равно действуем с оглядкой на прошлое. Так оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода, чрезвычайно популярного в 20-е годы прошлого века.
Никто не собирается в связи с принятием новых стандартов вводить метапредметы в таком виде, как предложил их ученый-педагог Громыко: он разделил их на четыре большие группы — знание, знак, проблема и задача. Сегодня мы говорим лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.
Таким образом, существующие подходы, хотя и рассматривают метапредметность с разных позиций, имеют явные области пересечения (см. рисунок). При этом именно подход Научной школы А.В. Хуторского является наиболее полным, представляющим, в том числе, и поле для реализации метапредметности с позиций ФГОС.
Возникает вопрос о реализации требований новых стандартов на практике.
На основании приказа Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики наша школа вошла в список пилотных школ для аппробации введения ФГОС ООО в 5-х классах на территории Чувашской Республики в 2013-2014 году. Первый год участия в апробации показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем, одной из которых было отсутствие диагностических материалов и инструментария для оценки метапредметных результатов обучающихся. Творческая группа разработала материал для мониторинга УУД в 5-6 классах. В нашей работе представлен пример для проведения и автоматической обработки УУД по математике в 5-х классах.
Длительность: в течение учебного года.
Условия реализации: наличие у каждого обучающегося текста мониторинга. Реализуется администрацией образовательного учреждения, учителями-предметниками, работающими в данных параллелях.
Внеурочная деятельность по математике имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод), которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Шаг 1. Составление рабочей группой, состоящей из авторов данной работы, плана контрольной работы
Шаг 2. Подбор текстового материала для мониторинга
Шаг 3. Формулировка учебных заданий, которые нацеливают обучающихся на проверку сформированности УУД
Шаг 4. Разработка критерия оценивания работы
Шаг 5. Разработка электронной формы для обработки результатов мониторинга
Шаг 6. Проведение мониторинга УУД
Шаг 7. Проверка выполнения заданий обучающимися
Шаг 8. Анализ
Эффективность реализации.
Эффективность - дающий эффект, приводящий к нужным результатам, действенный (словарь С.И. Ушакова). Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребенка.
Результатом метапредметного мониторинга является развитие мышления, понимания, действия, повышение уровня качества знаний по предмету, умения работать с текстовой информацией: вычитывать подтекстовую информацию, анализировать, сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи.
Итог: результаты сформированности у обучающихся определенных УУД при наименьших временных и материальных затратах.
Заключение
Задача формирования универсальных учебных действий заявлена в Федеральном образовательном государственном стандарте как одна из приоритетных. Развитие УУД — сложный и растянутый во времени процесс. Управлять этим процессом, не отвечая на вопросы: «На каком мы этапе? Все ли идет так, как мы запланировали? Далеко ли мы продвинулись? Какие есть сложности?» — невозможно. Мониторинг нужен обязательно.
Диагностические мероприятия позволяют учителю выявить уровень сформированности важнейших универсальных учебных действий на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию по достижению каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
3. Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования. Сайт «Центр инструкционного дизайна в образовании». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eduscen.ru/?q=node/3965.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты. Сайт «Национальный образовательный проект «Умная школа». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn----7sbb3bfchl3b4c4d.xn--p1ai/wiki/edu/fgos/v/.
5. Метапредметное содержание образовательных стандартов.Сайт «Молодой ученый». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/19/1105/.
6. Метапредметный подход как одна из составляющих стандартов второго поколения. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/613599/.
7. Метапредметные функции образовательных компетенций // Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Приложения.
Приложение 1.
Сохатое чудо.
Длина тела самца до 3 м, высота в холке до 2,3 м, длина хвоста 12—13 см; масса 360—600 кг; на Дальнем Востоке России и в Канаде — до 655 кг. Самки меньше. По внешнему облику лось заметно отличается от других оленей. Туловище и шея у него короткие, холка высокая, в виде горба. Ноги сильно вытянутые, поэтому, чтобы напиться, лось вынужден заходить глубоко в воду или становиться на колени передних ног. Голова крупная, горбоносая, с нависающей мясистой верхней губой. Под горлом мягкий кожистый вырост («серьга»), достигающий 25—40 см. Шерсть грубая, буровато-чёрная; ноги светло-серые, почти белые.
У самцов огромные (самые крупные из современных млекопитающих) лопатообразные рога; их размах достигает 180 см, масса — 20—30 кг. Рога лось сбрасывает ежегодно в ноябре — декабре и ходит без них до апреля — мая. Самки безрогие.
Часто лося называют сохатым из-за рогов, своей формой напоминающих соху.
Лось распространён в лесной зоне Северного полушария, реже в лесостепи и на окраинах степной зоны. В Европе встречается в Польше, Прибалтике, Чехии, Венгрии, Белоруссии, на севере Украины, в Скандинавии и в европейской части России. В зарубежной Европе был истреблён: в Западной Европе в XVIII в., в Восточной — в XIX в. В Польше, Чехии, Венгрии и в Скандинавии лось вновь расселился в результате охраны, начатой с 1920-х годов. В Азии обитает от северной Монголии и северо-восточного Китая до северной части сибирской тайги. В Северной Америке водится на Аляске, в Канаде и на северо-востоке США, доходя до штата Колорадо. В России распространён до Ростовской области на юг[3] и до Тихоокеанского побережья на восток, преимущественно в лесах.
В России живёт приблизительно 730 тысяч особей (примерно половина общей популяции), а всего на Земле — около полутора миллионов.
Всего на Земле — около полутора миллионов особей. Обитают на территории России, Белоруссии, Украины, Латвии, Эстонии, Литвы и Казахстана. На долю РФ приходится около 88%, Белоруссии — 4%, Украины —2,2%, Латвии — 2,8%, Эстонии — 1,7%, Литвы — 1,1% и Казахстана — 0,2%.
Лоси населяют различные леса, заросли ивняков по берегам степных рек и озёр, в лесотундре держатся по березнякам и осинникам. В степи и тундре летом встречаются и вдали от леса, иногда на сотни километров. Большое значение для лосей имеет наличие болот, тихих рек и озёр, где летом они кормятся водной растительностью и спасаются от жары. Зимой для лося необходимы смешанные и хвойные леса с густым подлеском. В той части ареала, где высота снежного покрова не более 30—50 см, лоси живут оседло; там, где она достигает 70 см, на зиму совершают переходы в менее снежные районы. Переход к местам зимовок идёт постепенно и продолжается с октября по декабрь—январь. Первыми идут самки с лосятами, последними — взрослые самцы и самки без лосят. В день лоси проходят по 10—15 км. Обратные, весенние перекочёвки происходят во время таяния снегов и в обратном порядке: первыми идут взрослые самцы, последними — самки с лосятами.
Лоси питаются древесно-кустарниковой и травянистой растительностью, а также мхами, лишайниками и грибами. Летом они поедают листья, доставая их благодаря своему росту со значительной высоты; кормятся водными и околоводными растениями (вахта, калужница, кубышки, кувшинки, хвощи), а также высокими травами на гарях и лесосеках — кипреем, щавелём. В конце лета отыскивают шляпочные грибы, веточки черники и брусники с ягодами. С сентября начинают скусывать побеги и ветви деревьев и кустарников и к ноябрю почти полностью переходят на веточный корм. К числу основных зимних кормов лосей относятся ива, сосна (в Северной Америке — пихта), осина, рябина, берёза, малина; в оттепели они гложут кору. За сутки взрослый лось съедает: летом около 35 кг корма, а зимой — 12—15 кг; за год — около 7 т. При большой численности лоси повреждают лесные питомники и посадки. Почти повсюду лоси посещают солонцы; зимой слизывают соль даже с шоссейных дорог.
Лоси быстро бегают, до 56 км/ч; хорошо плавают. Разыскивая водные растения, могут держать голову под водой больше минуты. От хищников обороняются ударами передних ног. Даже бурый медведь не решается нападать на открытой местности на самца лося. Как правило медведь старается напасть при наличии кустарника, чтобы лось был ограничен в движениях. Из органов чувств у лося лучше всего развиты слух и обоняние; зрение слабое — неподвижно стоящего человека он не видит на расстоянии немногих десятков метров.
Выполните задания используя данный текст.
- Сколько километров может пройти лось за неделю?
- 10 – 15 км;
- 100 – 150 км;
- 70 – 105 км.
- Установите соответствие между временем года и количеством корма, съеденным взрослым лосем за сутки.
Лето 0,34 ц
Зима 7000 кг
Год 0,014 т
- Найдите соответствие между результатом числового выражения и размерами лося
89,4 – 16,46 : 2 – 81,05
| 1,8 м | ||
(18,63 : 0,3 - (20,2 – 12,4)) : 18,1 | 2,3 м | ||
(2,5 + 0,03) · 2 – 3,26 | 3м | ||
18,63 : 0,15 + (23,1 – 7,2) · 6,1 –218,89 | 0,12 м |
- Какое расстояние может пробежать лось за 3,5 часа? Выбери правильные варианты ответов.
- 19,6 км;
- 196 км;
- 196 000 м;
- 19 600 м.
- Запишите названия стран в порядке убывания численности лосей.
- Подсчитайте число особей лосей, обитающих на территории Белоруссии.
- Представьте информацию из 6 абзаца в табличном виде.
Приложение 2.
Инструкция по заполнению таблицы обработки результатов мониторинга.
- Заполнить в табличном виде данные мониторинга по каждому обучающемуся.
- Если ученик набрал ниже базового уровня, то его результат выделен красным цветом.
- Считается количество каждой оценки.
- Считается средний балл по каждому умению.
- На отдельном листе строится гистограмма по каждому умению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса учащихся к математике через внеурочную деятельность.
Опыт работы представлен в виде системы работы во внеурочное времяс учащимися, которые проявляют повышенный интерес к математике....
ИКТ на уроках математике и внеурочной деятельности учителя. Обобщение опыта работы.
В работе представлены собственные разработки учителя по использованию ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности по математике....
«Проектная деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, ее роль в реализации концепции ФГОС ООО»
Что такое проект – замысел? Разработанный план?...
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше.»Золя Э....
Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по проектно-исследовательской деятельности на уроках...
Мониторинг УУД учащихся на занятиях внеурочной деятельности по физике
Мониторинг УУД учащихся на занятиях внеурочной деятельности по физике...
Проектная деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, де...