«Проблемное обучение». Доклад на заседании кафедры политехнических наук
материал по математике на тему
Небольшое выступление на КПН об использовании элементов проблемного обучения на профильном и базовом уровнях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_kafedre.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Кафедра политехнических наук Гимназии №19 Доклад по теме: «Проблемное обучение» Учитель : Павлюк И.В. г. Липецк |
Павлюк И.В.
Доклад по теме «Проблемное обучение»
Что такое проблемное обучение?
Некоторые педагоги склонны считать, что проблемное обучение лишь иное название исследовательского метода, хорошо известного в советской диалектике 20-х годов (организация практической работы учащихся в мастерских, лабораторные работы и т.п.). Но этот метод обучения оказался неэффективным, т.к. 1) самостоятельные исследования не экономны (требуют слишком много времени); 2) результаты исследовательского метода не всегда достоверны; 3) в школьных программах есть информация, которую нужно просто заучить, запомнить и научиться пользоваться.
Проблемное обучение – более широкое понятие, чем исследовательский метод, оно охватывает весь диапазон деятельности ученика – от репродуктивной до творческой. А исследовательский метод – лишь один из путей реализации принципов проблемности.
Проблемное обучение – это не метод, это и не группа методов поискового характера, а целостный тип обучения, необходимый, потому что на первый план выходит развития творческих способностей и познавательной самостоятельности учащихся.
В основе этого типа обучения лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем. Проблемное обучение – не непрерывная цепь самостоятельных открытий учащихся в виде новых законов и правил, а оптимальное сочетание их репродуктивной и творческой деятельности по усвоению системы научных понятий и приемов, способов логического мышления.
Новые знания (содержание) для учащихся всегда проблемны, методы же их усвоения могут быть проблемными и непроблемными (репродуктивными). Проблемное обучение как новый тип обучения включает в себя все ранее известные приемы работы учителя и учащихся, активизирующие учебный процесс. Оно содержит такие принципы и правила (например умение анализировать проблемные ситуации, видеть проблемы и решать их), которые обеспечивают активизацию не только учебной, но и познавательной деятельности ученика, обеспечивают его систематическую поисковую деятельность. В результате поисковой деятельности формируется опыт творческого усвоения знаний и, что еще важнее, усвоение способов творческой деятельности.
Проблемное преподавание – это деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его (полным или частичным) объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний – как традиционным путем, так и путем самостоятельной постановки проблем и их решения.
Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение посредством (логического и интуитивного) выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.
Средства организации проблемного обучения.
- Вопросы учащихся и учителя.
При объяснении нового материала учитель умелой постановкой вопросов создает проблемные ситуации, которые обостряют у учащихся необходимость найти ответ, снимающий противоречие.
Проблемный вопрос содержит в себе еще не раскрытую учащимися область неизвестного. Но формулировка вопроса должна быть логически связана не только с новыми, но и с прежними знаниями ученика.
Рассмотрим пример.
На уроке математики в 6-м классе изучается приведение дробей к общему знаменателю. Изучено основное свойство дроби. Уже выполнялись задания по приведению дробей к новому заданному знаменателю и был найден ответ на вопрос: ко всякому ли знаменателю можно привести дробь.
Задание: приведите к наименьшему общему знаменателю дроби и .
Вопросы: 1.Каким свойством должен обладать общий знаменатель? (Он должен быть кратен каждому из старых знаменателей)
2. Какие числа обладают этими свойствами? (Это общие кратные старых знаменателей: 30, 60, 90, 120, ... ,в том числе их НОК (30))
3.Чему равен наименьший общий знаменатель? (НОК старых знаменателей)
4.а) Как привести дробь к знаменателю 30?
б) Как привести дробь к знаменателю 30?
5.Сформулируйте алгоритм приведения дробей к общему знаменателю?
Итак, н.м. не сообщается учителем учащимся декларативно, а формулируется самими учащимися при ответах на вопросы учителя. Затем при решении типовых упражнений по приведению дробей к общему знаменателю учащиеся используют не выданный учителем или прочитанный в учебнике алгоритм, а алгоритм, который они разработали и сформулировали сами. Новый навык усваивается без проблем.
- Проблемные задачи.
Проблемные задачи бывают:
- проблемными по содержанию;
- проблемными по постановке задания учителем.
Рассмотрим пример задачи первого типа.
В 9-м классе при изучении темы «свойства квадратичной функции» учащимся дается на дом следующее задание: выясните, при каких значениях параметра уравненеие имеет два различных корня одного знака.
Дома учащиеся, решая эту задачу, приходят к совокупности , причем к этому времени учащиеся еще не владеют навыками решения иррациональных неравенств.
На следующем уроке учитель предлагает учащимся поискать другой способ решения (с использованием знания свойств квадратичной функции).
2 Способ.
Рассмотрим функцию . Ее график – парабола, ветви которой направлены вверх, с вершиной .
1.Для того чтобы заданное уравнение имело два различных корня должно выполняться условие ;
2.Для того, чтобы при этом и были одного знака, должна выполняться система условий: (*)
Итак, для решения задачи достаточно решить систему (*):
Ответ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проблемное обучение физике через интеграцию наук посредством исследовательской деятельности"
Динамика преобразований окружающего мира такова, что ребёнок все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. На ученика сегодня обрушивается целая лавина многообразно...
Технологические карты и аннотированные каталоги. Сообщение на заседании кафедры ЕМД
Применение технологических карт и аннотированных каталогов на уроках физики и информатики способствует формированию навыков организации самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР. В ар...
Выступления на заседании кафедры естественно-математических наук школы
Выступления на заседании кафедры естественно-математических наук школы по проблемам "Технология проведения зачетного урока по математике", "Контроль знаний учащихся на уроках математики" предст...
Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка (выступление на заседании кафедры гуманитарных дисциплин ОУ)
В выступлении содержится материал о технологии деятельностного метода и опыт работы педагога по реализации компетентностного подхода на уроках русского языка....
"Решение неравенств с параметром". Фрагмент мастер класса для кафедры политехнических наук.
Рассматриваются некоторые способы решения неравенств с параметрами и приёмы обучения этим способам....
Протокол заседания кафедры точных наук
Тема: «Профессиональные компетенции учителей математики с учетом требований профессионального стандарта. Анализ ККР, ВПР 2019»...
Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.
Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...