Статья "Организация учебной дискуссии на уроке математики"
статья по математике на тему

Статья "Организация учебной дискуссии на уроке математики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл org_uchebnoy_diskussii.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Морозова О.А., учитель

ГБОУ школа-интернат «Олимпийский резерв» Курортного о района

Санкт-Петербурга

Организация учебной дискуссии на уроке математики.

Одним из компонентов технологии развивающего обучения является особым образом организованное общение. Такой формой общения может быть учебная дискуссия. Многие учителя фактически заменяют самоорганизацию детей прямым управлением. Некоторые сводят дискуссию к обмену вопросами и ответами между учителем и учениками или смешивают ее с полемикой.

Что же такое учебная дискуссия?

Учебная дискуссия являет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истин, причем каждый из присутствующих по-своему участвует в организации этого обмена идеями. Важно, что организуется поиск нового знания -оценки, ориентира для последующей самостоятельной работы. Для проведения дискуссии класс может делиться на подгруппы от 5 до 10 человек. Чем больше учащихся приучаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, тем значительнее становится творческий потенциал.

Дискуссия уступает по эффективности изложению, передаче информации, но продуктивна при этом для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентации. Среди факторов углубленного усвоения материала в ходе дискуссии выделим следующие:

- обмен информацией;

- стимулирование разных подходов к одному и тому же предмету, явлению;

- сосуществование несовпадающих мнений и предложений;

- возможность отвергать любое из высказываемых мнений;

- побуждение участников к поиску группового соглашения.

Дидактические цели и типы  дискуссий

Дискуссию не следует проводить, если решения заранее известны учителю и могли бы излагаться обычным способом. Проблемность является обязательным дидактическим ориентиром.

Последовательность этапов группового обсуждения проблемы:

- поиск и определение проблемы (затруднения), решаемые групповыми методами (путем выработки общего подхода, достижения согласия);

- формулировка проблемы в ходе группового анализа, обсуждения;

- анализ проблемы;

- попытки найти решение проблемы (они могут представлять собой процесс, включающий обсуждение, сбор данных, привлечение дополнительных источников информации и т.д. Группа делает предварительные выводы, проводит сбор мнений и т.д., продвигаясь к согласию);

В ходе традиционного, обычного урока может быть "эволюционный" переход к дискуссии:

а) дискуссия с преподавателем в роли ведущего;    

б) дискуссия с учащимися в роли ведущего;      

в) дискуссия без ведущего (самоорганизующаяся).

Формы дискуссии

В педагогической практике получили распространение также свернутые формы дискуссии:

1. "Круглый стол" - беседа, в которой на равных участвуют все участники небольшой группы учащихся. Происходит обмен мнениями как между ними, так и с остальной частью класса.

2. "Заседание экспертной группы" - обычно группа учащихся с заранее назначенным председателем вначале обсуждает проблему в группе, а затем излагает свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с кратким сообщением по проблеме обсуждения.

3. "Форум" — обсуждение, похожее на "заседание экспертной группы", в ходе которой эта группа обменивается мнениями с классом.

4. "Судебное заседание" - обсуждение, имитирующее судебное слушание дела.

5. "Дебаты" - формализованное обсуждение, построенное на заранее фиксированных выступлениях участников двух соперничающих групп (команд). Обсуждение начинается с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется участникам для вопросов и комментариев.

Подготовка дискуссии, создание временных групп

Среднее число участников групп - 6 человек. Разбивка класса на группы проводится на ограниченное время (5-6 мин.). Группам ставятся задачи, направленные на подготовку базы для следующего этапа учебного процесса.

Задачи временных групп:

- подготовка общеклассной дискуссии;

- возможная переформулировка темы дискуссии, если она зашла в тупик;

- выбор варианта дискуссии или переход к планированию практических заданий, проектов и т.д.;  

- проведение "мозговой атаки";

- обмен мнениями, личным опытом;

- постановка вопросов, проблем для предстоящего учебного исследования или общеклассной дискуссии;

- выявление и обсуждение возникающих расхождений. Работая с малыми временными группами, необходимо помнить о цели, времени, итогах. Группы должны знать, какого рода результат ожидается от их обсуждения. Внутри групп назначается ведущий, выбирается докладчик. Иногда на доске (или с помощью кодоскопа) записывается перечень предложений или основных идей.

Межгрупповой диалог

В каждой группе распределяются роли-функции. "Аналитик" задает вопросы участникам группы по ходу обсуждения, подвергая сомнению идеи, формулировки. Протоколист" фиксирует все, что относится к решению проблемы, он же обычно выступает с "позицией" от всей группы. "Наблюдатель" оценивает участие каждого члена группы на основе заданных учителем критериев.

Порядок работы класса при этом таков:

а) постановка проблемы;

б) разбивка участников на группы, распределение ролей, пояснения учителя о том, что ожидается от участников дискуссии;

в) обсуждение проблемы в малых группах;

г) представление результатов обсуждения всему классу;

д) продолжение обсуждения и подведение итогов.

Начало дискуссии

Рассадить всех участников так, чтобы каждый мог видеть лица других.

Приемы, введения в дискуссию:

- изложение проблемы и описание конкретного случая;

- ролевая игра;

- демонстрация фильма или видеозаписи, иллюстративных материалов;

- приглашение экспертов;

- ЭВМ и магнитофонные записи;

- стимулирующие вопросы, типа "что произошло бы, если бы...?" и т.д.

Руководство ходом дискуссии

Учитель руководит дискуссией при помощи вопросов, не требующих однозначного ответа.

Продуктивность сбора идей повышается, если учитель:

- дает время на обдумывание ответов;             

- не допускает двусмысленных вопросов;       

- не игнорирует ни одного ответа;

- меняет ход рассуждения (например, вопрос: "Какие еще факторы могут оказывать влияние?" и др.);

- проясняет высказывания детей, задавая уточняющие вопросы;          

- побуждает учащихся к углублению мысли (например:

"Итак, у тебя есть ответ, как ты к нему пришел?") и др.

Ход дискуссии

В проведении учебных дискуссий значительное место принадлежит созданию атмосферы доброжелательности и внимания к каждому. При этом воздерживайтесь от какого бы то ни было - скрытого или тем более открытого -

одобрения или неодобрения. Репликами проясняйте утверждения.

Важным условием руководства обсуждением является фокусирование внимания и мыслей участников на обсуждаемых вопросах. Иногда можно заметить: "Кажется, мы отошли от темы дискуссии..."

При продолжительном обсуждении проводится промежуточное подведение итогов дискуссии. И тогда вступает "протоколист", подводит итоги обсуждения на текущий момент, чтобы класс лучше сориентировался в ходе дальнейшего обсуждения.

Подведение текущих итогов обсуждения учителем:

- резюме по основной теме;

- обзор представленных" данных, сведений;

- суммирование того, что уже обсуждено, и предъявление вопросов, подлежащих дальнейшему обсуждению;

- переформулирование, пересказ всех сделанных к данному моменту выводов;

- анализ хода обсуждения.

Общий итог должен стать ориентиром для перехода к изучению следующей темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии: организация и содержание учебной дискуссии на уроках литературы как предмета эстетического цикла.

В статье рассматривается вопрос формирования дискуссионной культуры на уроках литературы. Раскрыто понятие "дискуссия", дана характеристика  приемов организации обмена мнениями: крыглый стол...

Новые педагогические технологии: организация и содержание учебной дискуссии на уроках литературы как предмета эстетического цикла.

В статье рассматривается вопрос формирования дискуссионной культуры на уроках литературы. Раскрыто понятие "дискуссия", дана характеристика  приемов организации обмена мнениями: крыглый стол...

Технология организации учебных дискуссий на уроках литературы.

Данный доклад был представлен на общероссийской дистанционной конференции " Современные технологии обучения как средство повышения качества образования"на интернет - портале pedakademy.ruВ нём предста...

Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной результативности на уроках математики

   В настоящее время особо актуальной проблемой развития системы образования является внедрение новых образовательных стандартов как начального, так и основного общего образования. Ес...

Организация учебной дискуссии на уроке литературы

Данная методическая разработка  "Организация учебной дискуссии на уроке литературы" знакомит читателя с методикой проведения учебной дискуссии на уроке литературы.Методическая разработка может бы...

Организация учебной дискуссии на уроке английского языка (из опыта учителя)

Организация учебной дискуссии на уроке английского языка(из опыта учителя)Одним из приемов работы учителя по обучению общению является дискуссия.Дискуссия – это метод обсуждения и разрешения спо...