Математическая игра "Своя игра"
методическая разработка по математике (6 класс) на тему
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида обучаются дети с нарушением интеллекта. Многим детям особенно трудно дается усвоение программного материала по математике. Практика показывает, что если у детей появляется интерес к предмету, то и значительно повышается их познавательные способности. С целью развития интереса к предмету математики, повышения познавательной активности и познавательных возможностей учащихся является использование математических игр во внеурочное время. Актуальность определяется тем, что использование математических игр связанно с развитием познавательных интересов у школьников с нарушением интеллекта Игры активизирует познавательный интерес и познавательные способности учащихся. Появление у учащихся интереса к обучению в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов. Поэтому учитель должен найти такие методы и примеры, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным. Получение знаний на математических играх дает возможность приблизить учащихся к реальной жизни, помогает больше узнать о математике как науке, о людях ее создавших, обогащает детей социальными знаниями и умениями.
Прежде чем использовать игру во внеурочное время необходимо учитывать психологические особенности детей этого возраста и то, какие виды игр наиболее приемлемы для этого возраста.
База исследования: БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 Минобразования Чувашии».В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида обучаются дети с нарушением интеллекта. Многим детям особенно трудно дается усвоение программного материала по математике. Практика показывает, что если у детей появляется интерес к предмету, то и значительно повышается их познавательные способности. С целью развития интереса к предмету математики, повышения познавательной активности и познавательных возможностей учащихся является использование математических игр во внеурочное время. Актуальность определяется тем, что использование математических игр связанно с развитием познавательных интересов у школьников с нарушением интеллекта Игры активизирует познавательный интерес и познавательные способности учащихся. Появление у учащихся интереса к обучению в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов. Поэтому учитель должен найти такие методы и примеры, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным. Получение знаний на математических играх дает возможность приблизить учащихся к реальной жизни, помогает больше узнать о математике как науке, о людях ее создавших, обогащает детей социальными знаниями и умениями.
Прежде чем использовать игру во внеурочное время необходимо учитывать психологические особенности детей этого возраста и то, какие виды игр наиболее приемлемы для этого возраста.
База исследования: БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 Минобразования Чувашии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoya_igra.docx | 30.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра
«Своя игра»
Номинация: интеллектуальные игры в урочной и внеурочной деятельности
Выполнил: учитель математики БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 Минобразования Чувашии»
Надузьева Светлана Владимировна
Чебоксары 2016
Пояснительная записка
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида обучаются дети с нарушением интеллекта. Многим детям особенно трудно дается усвоение программного материала по математике. Практика показывает, что если у детей появляется интерес к предмету, то и значительно повышается их познавательные способности. С целью развития интереса к предмету математики, повышения познавательной активности и познавательных возможностей учащихся является использование математических игр во внеурочное время. Актуальность определяется тем, что использование математических игр связанно с развитием познавательных интересов у школьников с нарушением интеллекта Игры активизирует познавательный интерес и познавательные способности учащихся. Появление у учащихся интереса к обучению в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов. Поэтому учитель должен найти такие методы и примеры, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным. Получение знаний на математических играх дает возможность приблизить учащихся к реальной жизни, помогает больше узнать о математике как науке, о людях ее создавших, обогащает детей социальными знаниями и умениями.
Прежде чем использовать игру во внеурочное время необходимо учитывать психологические особенности детей этого возраста и то, какие виды игр наиболее приемлемы для этого возраста.
База исследования: БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 Минобразования Чувашии».
Объектом исследования является игровая деятельность во внеурочное время в 5-6 классах.
Практическая значимость интеллектуальной игры «Своя игра» по математике состоит в том , что учитель сможет использовать математическую игру как на уроке математики так и внеклассных мероприятиях. Эта игра может быть применена педагогами специальных (коррекционных) учреждениях для детей с нарушением интеллекта.
Название: Интеллектуальная игра «Своя игра»
Краткая аннотация. Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди учащихся 5-6 классов школы. Мероприятие проводится в рамках недели математики. Аналог телевизионной викторины «Своя игра».
Уровень образования школьников. Для участия в игре не требуется углубленных знаний по математике, однако необходим широкий кругозор, знания, полученные на кружках, внеклассных занятиях, общая эрудиция.
Форма учебной работы: внеклассная.
Приобретаемые навыки. В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одной области в другую. Повышается эрудиция игроков.
Особенности роли учителя. Роль учителя заключается в подготовке вопросов игры и компьютерной презентации по этим вопросам, в подборе участников игры. Велика роль учителя в эмоциональном настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, задорно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся.
Технологические особенности. Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация «Своя игра», карточки с цифрами для подсчета баллов, «смайлики» разных цветов, изготовленные из картона для игроков, призы.
Организация работы
Организация подготовки к игре. Необходимо подготовить 25 вопросов из разных тем по математике. Вопросы разделить на пять уровней сложности: стоимостью 10, 20 и 30, 40,50. баллов. Внести составленные вопросы в компьютерную презентацию. Участники игры выбираются заранее по желанию. Всего 8 игроков. Подсчет баллов игроков производит учитель
Цель игры: Привитие интереса к математике как элементу общечеловеческой культуры; популяризации среди учащихся занимательных задач, развитие познавательного интереса.
Задачи игры:
Образовательные:
Формировать умение концентрировать внимание, соотносить усвоенные знания с воспринимаемым материалом
Развивающие:
Развивать внимание, сообразительность, находчивость, мышление, наблюдательность, любознательность.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в команде, ответственность, целеустремленность.
Способствовать формированию положительной мотивации учения.
Время игры: 40 мин
Планируемые результаты:
- закрепить умение решать задачи изученных видов;
-оценивать свои достижения;
-коммуникабельность.
Ход игры:
Современный мир не может без математики. Математика нужна всем людям на земле. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести автомобиль и другую технику или компьютерную программу. Первое условие, которое надлежит выполнять в математике, – это быть точным, второе – быть ясным и, насколько можно, простым. Наша игра сегодня пройдет под девизом: «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий».
Игровое поле представляет собой таблицу, где вы видите графы «Математика в литературе», «Горы Мозгодром», «Геометрическая поляна», «Озеро Смекалкино», «Город Мастеров». В каждом столбике по 5 заданий. Каждая команда по очереди выбирает задание, назвав столбик и количество баллов. Обдумав задание, отвечает капитан. Если ответ правильный, то команда получает указанное количество баллов. В конце игры баллы суммируются. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов. В категории «Математика в литературе» математические задания связаны с литературой – это пословицы, загадки, вопросы по известным сказкам. «Горы Мозгодром» содержат задания, связанные с логикой, здесь вам предстоит разгадать ребус, найти спрятанные слова, связанные с математикой. На «Геометрической поляне» вам предстоит выполнить геометрические задания. «Озеро Смекалкино» содержит задачи, которые нельзя решить как обычно, нужно искать ответ, проявив смекалку. Задания категории «Город Мастеров» связаны с одной из возможных ваших будущих профессий.
Каждой команде дается лист с заданием. Найди лишнее слово.
1)Килограмм, центнер, метр, грамм.
2)Умножение, определение, сложение, вычитание
3)Карандаш, линейка, квадрат, циркуль
4)Четыре, восемь, сорок, девять
5)Квадрат, круг, треугольник, ромб
- Математика в литературе.
10 – Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
20 – Сколько лет отслужил Балда у попа? (1 год)
30 – Угадай загадку:
Он двуногий, но хромой,
Чертит лишь ногой одной.
В центр встал второй ногой,
Чтоб не вышел круг кривой. (Циркуль)
40 – Задача в стихах:
3. Как-то милая Мальвина
Считать учила Буратино.
Он решил 103 примера,
Ровно 100 из них неверно.
Сколько правильных примеров?(3)
50 - Назови литературные произведения, в названиях которых содержатся цифры.
- Горы Мозгодром.
10 - Найди лишнее слово:
Неделя
Число
Минута
Сутки
Год (Число, меры времени)
20 – Эстафета: ((63:9+23):5+3)×10+10
30 – Разгадай ребус: с3ж (стриж)
40 – Правильно прочитай цвета
50 – Найди спрятанные слова: отрезок, минус, грамм, сто, вес, куб, градус, конус.
- Геометрическая поляна.
10 – Определи на ощупь геометрическое тело из волшебного мешочка
20 – Назвать из каких геометрических фигур состоит клоун на рисунке:
30 - Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов осталось?
40 - О какой фигуре идет речь?
Эта геометрическая фигура имеет три стороны и три угла.
50 – Острый угол рассматривают в лупу, увеличивающую в 4 раза. Какой угол можно будет увидеть?
- Озеро Смекалкино
10 - На картине Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору» три медведя? (Четыре)
20 - Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км)
30 - Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Семен Петрович. Какое отчество у Васиной мамы? (Семеновна)
40 - Два мальчика играли на гитарах, а один на балалайке. На чем играл Юра, если Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных инструментах. (Юра играет на гитаре)
50 - Парадоксы словесного сложения.
Нет сомнения, что
двести сорок + двести сорок = четыреста восемьдесят
Но верно и то, что
двести сорок + двести сорок = четыреста сорок.
Как же так? (Во втором случае речь идет о птицах - сороках)
- Город Мастеров
10 - Профессия «Садовник»
Для посадки в парк привезли 25 ёлочек, а лип на 20 больше. Сколько лип привезли для посадки? (45 лип)
20 - Профессия «Изготовитель художественных изделий из дерева». Перерисовать геометрический рисунок.
30 - Профессия «Маляр»
На стройке работали160 маляров женщин, а мужчин в 4 раза меньше. Сколько всего
маляров работало на стройке? (200 маляров).
40 - Профессия «Столяр»
Столяр изготовил 18 оконных рам, а его ученик в 3 раза меньше. Сколько всего оконных рам изготовлено? (24 рамы)
50 - Профессия «Швея»
Для пошива 2 комплектов постельного белья требуется 20м полотна. Сколько полотна потребуется для пошива 4 комплектов? (40 м)
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в итоге отличился?
Заключение
Благодаря использованию интеллектуальных игр во внеклассных мероприятиях по математике можно добиться более прочных знаний, умений и навыков. В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое число математических действий, упражнений, тренируются в счете, сравнивают множества и числа, решают задачи. Внимание учащегося приковано к игре, к выполнению игровых целей, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку. Это приобретает особое значение в специальной (коррекционной) школе, где очень трудно обучить детей оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание учащихся на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Положительные эмоции, которые возникают в процессе игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Это свидетельствует о корригирующей роли игр. В играх, особенно коллективных, формируются качества личности учащихся. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания. У ученика развивается чувство ответственности, воспитывается воля и характер.
Наряду с уроком – основной формой учебного процесса все большее значение приобретают внеклассные мероприятия по математике. Способствуя глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению математической культуры, развитию логического мышления, привитию навыков самостоятельной работы, внеклассные мероприятия по математике развивают интерес к изучению математике и развитию творческих способностей школьников. Взаимосвязь уроков, внеклассных мероприятий по математике является следствием принципа воспитывающего и развивающего обучения.
В качестве средства развития логического мышления часто используют занимательные задачи, так как они в большинстве случаев содержат сюжет, понятный учащимся на начальных стадиях изучения математики.. Задачи занимательного характера могут служить инструментом для развития логического мышления, математических способностей учащихся и прекрасным способом вызывать у учащихся интерес к изучению математики.
Литература
- Гончарова, Л. В. Предметные недели в школе. - Волгоград. 2003.
- Степурина, С.Е. Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия.- Волгоград: Учитель, 2007.-78 с.
- Залялетдинова, Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. - М.: Вако, 2007. - 122 с.
- Капустина, Г.М., Математика учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 4-е изд./ Г.М.Капустина, М.Н.Перова . - М.: Просвещение, 2004. - 240 с.
- Перова, М.Н., Капустина Г.М. Математика учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида- 10-е изд./. - М.: Просвещение, 2015. - 224 с.
- Степурина, С.Е. Математика.7-8тклассы: тематический и итоговый контроль. – Волгоград: Учитель.2008. - 142 с.
- Степурина, С.Е. Математика.5-9 классы: коррекционно-развивающие задания и упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009. – 121 с.
- Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс /авт.-сост. Н.Е.Кордина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 111 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по математике "Математические олимпийские игры"
Данная игра включает в себя оригинальные практические задания и задачи на смекалку, которые помогут содержательно организовать досуг учащихся. Это мероприятие можно проводить для учащихся 5-8 классов....
Математический поезд (игра для учеников 5-6 классов)
В данном конспекте представлена игра для учащихся 5 – 6 классов, цель которой позволить учащимся применить свои знания во внеклассном занятии на практике, что положительно скажется на повышении ...
Физико-математическая бизнес-игра
В настоящее время в условиях развития новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы образова...
"Веселый математический поезд" игра для учащихся 3-4 классов коррекционной школы
Игра командная в виде путешествия по математическим станциям....
«Учебная математическая командная игра (УМКИ)».
Внеклассное математическое мероприятие для предметной недели. Цель игры: закрепить пройденный материал за курс 8-го класса (предметы алгебра и геометрия), а также укрепить командный дух и сплочен...
Внеклассное мероприятие "Математические олимпийские игры"
В связи с предстоящими олимпийскими играми в Сочи,актуальностью данной темы ,я решила провести это мероприятие...
Внеклассное мероприятие "Математические олимпийские игры"
В связи с предстоящей олимпиадой в Сочи и актуальностью данной темы, я решила провести это мероприятие....