Формы проведения родительских собраний
презентация к уроку
Презентация и текст доклада для совещания классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskie_sobraniya.pptx | 232.37 КБ |
doklad_soderzhanie_i_formy_provedeniya_roditelskih_sobraniy.docx | 29.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1) о знакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса в школе ; 2) психолого-педагогическое просвещение ; 3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (конкурсы, экскурсии, походы) ; 4) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины). Функции родительского собрания
Причины посещения родительских собраний Во-первых , родители желают получить от педагогов и администрации информацию о своем ребенке, его учебных успехах и поведении. Психологически за этим часто кроется неосознанное желание родителей убедиться, что их ребенок не хуже других детей. Во-вторых, на родительских собраниях родители могут получить конкретные рекомендации о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать в учебной и внеучебной деятельности ребенка. В-третьих, родителям важно узнать и сформировать свое собственное впечатление о тех людях, с которыми ребенок взаимодействует в учреждении. В-четвертых, в ходе собраний проходит обсуждение с педагогами и администрацией различных конфликтных ситуаций.
Рекомендации по проведению родительского собрания Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер : разбор ситуаций, тренинги, дискуссии.
4) Собрание следует проводить в удобное для родителей время. 5) Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности. 6) Собрание должно быть хорошо подготовленным и полезным в педагогическом отношении. 7) Классный руководитель должен спокойно и тактично общаться с родителями.
1) недопустимо проведение собрания «по классному журналу» ; 2) снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора ; 3) показать, что у школы и семьи – одни проблемы, одни задачи, одни дети ; 4) подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций ; 5) уметь разговаривать с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересовано. Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
Секреты успешности родительского собрания Расставить столы и стулья по кругу Подготовить визитки с именами родителей Использовать форму разговора за чашкой чая Жестко определить регламент собрания Использовать групповые формы работы, игровые элементы Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей Закончить собрание принятием конкретного решения
Этапы родительского собрания I этап – ОРГАНИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ (организация явки, оформление помещения, оформление приглашений)
Этапы родительского собрания II этап – ПОДГОТОВКА СЦЕНАРИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОБРАНИЯ 1) ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе ; 2) психолого-педагогическое просвещение ; 3) обсуждение организационных вопросов ; 4) личные беседы с родителями.
Этапы родительского собрания III этап – ОСМЫСЛЕНИЕ ИТОГОВ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ 1) выводы, решения 2) опросные листы для оценок и пожеланий родителей 3) информация о следующем собрании 4) аналитическая справка для администрации школы (протокол)
Советы психологов : - перед началом собрания «оставить за дверью» плохое настроение ; - самый приятный звук для человека – его имя ; положите перед собой список с именами родителей ; - не забудьте золотое правило педагогического анализа : начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее ;
- предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей ; - поблагодарите всех, кто нашел время прийти ; - д айте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться ; - в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей ; - доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
НЕ СТОИТ : - осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлый раз ; - сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов ; - давать негативную оценку всему классу ; - избирать для общения назидательный тон.
Виды родительских собраний 1. Организационные - это стандартные родительские собрания, посвященные текущим событиям школьной жизни : организации мероприятий, началу учебного года, результатам обучения по итогам четвертей, полугодий, года и т.д.
Виды родительских собраний 2. Тематические - посвящаются актуальным вопросам воспитания. Обычно родители с интересом посещают их и нередко сами инициируют обсуждение той или иной темы.
Родительские собрания эффективны, если родители: интересуются содержанием учебно-воспитательного процесса; идут на индивидуальный контакт с классным руководителем; находят самостоятельно ответы на волнующие большинство вопросы, делятся личным опытом. Качественно подготовленное родительское собрание позволяет объединить возможности семьи и школы в воспитании и обучении детей.
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Администрация городского округа «Город Калининград»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа № 24
(МАОУ СОШ № 24)
Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний
Выступление
Мавлютовой Е.И.
на заседании
МК Классных руководителей
Калининград 2019
Родительское собрание является важнейшей формой взаимодействия классного руководителя с семьей ученика. На собрании родители должны не только знакомиться с особенностями учебно-воспитательного процесса в школе (с методами обучения, учебными программами, внеурочными мероприятиями, кружками и факультативами). Такие встречи должны способствовать психолого-педагогическому просвещению родителей, привлечению их к совместной деятельности с детьми. Безусловно, именно на собрании в ходе коллективного обсуждения должны находиться ответы на организационные вопросы о дисциплине, питании, дежурствах и т.д.
По статистике, средний родитель за время обучения своего ребенка в школе посещает примерно 40 родительских собраний и проводит на них около 80 часов своей жизни.
Для чего нужны родительские собрания.
Родительское собрание - форма взаимодействия с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по важным вопросам жизнедеятельности школьного коллектива, воспитания учащихся в школе и дома.
Родительское собрание должно выполнять несколько функций:
1)ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);
2) психолого–педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);
4) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).
Для того чтобы родительское собрание прошло интересно и эффективно как для родителей, так и для классного руководителя, необходимо учитывать ряд психологических аспектов его подготовки, организации и проведения.
Прежде чем начать подготовку к родительскому собранию педагогу полезно вспомнить о том, зачем родители посещают родительские собрания.
Причины посещения родительских собраний
Во-первых, родители желают получить от педагогов и администрации информацию о своем ребенке, его учебных успехах и поведении. Психологически за этим часто кроется неосознанное желание родителей убедиться, что их ребенок не хуже других детей.
Во-вторых, на родительских собраниях родители могут получить конкретные рекомендации о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать в учебной и внеучебной деятельности ребенка.
В-третьих, родителям важно узнать и сформировать свое собственное впечатление о тех людях, с которыми ребенок взаимодействует в учреждении.
В-четвертых, в ходе собраний проходит обсуждение с педагогами и администрацией различных конфликтных ситуаций.
С чего начинается подготовка к родительскому собранию?
С определения его тематики. Необходимые темы нередко сообщаются администрацией, определяются самостоятельно педагогами (классным руководителем, или учителями – предметниками), предлагаются родителями. Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют.
Выбор темы должен обусловливаться целевыми ориентирами, особенностями каждого коллектива в отдельности в зависимости от возрастных особенностей учащихся, находиться в логической связи с предыдущими собраниями.
Цели, которые ставятся на собраниях, должны содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнедеятельность школьного общества, пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, способствовать выработке единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.
От темы собрания зависит принятие решения о том, кого следует пригласить на собрание (представителей администрации, учителей, школьного психолога, гостей).
Далее следует определить форму проведения собрания и его содержание, так как выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.
Среди видов можно выделить:
- информационные (для быстрого получения разнообразной информации о детях, для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, итогами медицинских обследований и т. д.) Но это должен быть аналитический материал, «без жареных фактов», фамилий родителей и детей;
- установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т. д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;
- организационные (посвященные, например, предстоящей дальней экскурсии детей или подготовке к многодневному походу),
- консультативные по профориентации, трудоустройству детей, занятости в системе дополнительного образования, программе каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, педагога дополнительного образования, инспектора ОДН, учителей-предметников и т. п. Помнить, что это консультации, а не претензии к родителям и детям;
- экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
- творческий отчет, когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;
- тематические собрания по актуальным проблемам учебно-воспитательного процесса Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц) как школу для родителей;
- итоговые (четвертные) и т.д.
Формы проведения родительских собраний:
- педагогический ринг (столкновение мнений детей и родителей: каким быть родителю, каким быть ученику);
- презентация семейного воспитания (родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание);
- родительское собрание в форме кафе;
- пикник (родительское собрание в походе у костра);
- деловая игра;
-пресс-конференции (родительское собрание в форме пресс-конференции, когда, либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей);
-родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов;
- конференция отцов;
- собрание-диспут;
-родительское собрание – спектакль, в котором выступают их дети;
- домашние посиделки.
Другие формы работы с родителями:
Консультации - индивидуальные и коллективные.
Дни открытых дверей - разрешение родителям побывать на уроках, внеурочных мероприятиях, встречи с психологами, врачами, педагогами.
Практические занятия для небольших групп родителей (по культуре поведения детей, созданию домашней библиотеки, организации семейных праздников и т. п.).
Телефон доверия - разрешение родителям в определенные дни и часы обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребенка вопросы.
Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием собрания, необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы (например, школьные дневники и журналы, нормативные документы – Устав Школы, Правила учащихся).
Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно Заблаговременное оповещение позволит родителям скорректировать свои планы на вечер и найти время для посещения родительского собрания.
Чаще всего мы проводим комбинированные родительские собрания.
Составные части комбинированного родительского собрания
Несмотря на то, что повестка родительского собрания разрабатывается самостоятельно педагогом и носит творческий характер, необходимо, чтобы она включала в себя следующие составные части.
1. Вступительное слово классного руководителя
На данном этапе классный руководитель должен озвучить повестку собрания, определить его цели и задачи, познакомить с порядком совместной работы его участников, представить приглашенных на собрание, подчеркнуть актуальность обсуждаемых вопросов. Это сообщение должно быть непродолжительным, но одновременно содержать достаточную информацию для формирования у родителей представления о целях, задачах и организационных моментах проводимого собрания. Важно с первых минут собрания мобилизовать, заинтересовать и подготовить родителей к активному участию в нем.
2. Основная часть. Излагается наиболее важная информация. Происходит коллективное обсуждение. Осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы
1) Анализ учебных достижений учащихся
Классный руководитель должен рассказать родителям об общих результатах учебной деятельности класса. В самом начале ему стоит предупредить родителей, что ответы на конкретные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат отдельно, в рамках персональной встречи. В ходе знакомства участников родительского собрания с мнением учителей следует помнить о повышенной тревожности родителей, поэтому, передавая те или иные суждения, нужно отказаться от субъективных оценок. Разговор нужно вести не столько об отметках, сколько о качестве знаний учащихся.
2). Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе
Классный руководитель анализирует поведение ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать значение школы как института общения, в котором ребенок получает ценный опыт взаимодействия с другими людьми. Эта цель не менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Учителю следует быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.
3). Психолого-педагогическое просвещение
Классному руководителю целесообразно предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком. Для освещения отдельных вопросов имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, социального педагога, других специалистов. В этом плане родительские собрания — прекрасная возможность рассказать о содержании работы этих специалистов и наладить их контакт с родителями.
4). Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, и т.д.)
Обсуждение состоит из отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.
Заключительная часть
Подведение итогов собрания проходит на самом собрании. Необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию — для этого можно подготовить опросные листы для записи их оценок и пожеланий, которые впоследствии станут предметом размышлений для классного руководителя.
Формирование у родителей установки на дальнейшее тесное сотрудничество со школой происходит более успешно, если в конце собрания классный руководитель поблагодарит родителей за успехи в воспитании детей, отметит тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания.
Очень важно, чтобы заключительная часть собрания стала прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению задач, выявленных в ходе обсуждения.
7. Личные беседы с родителями.
На этом этапе особым объектом внимания учителя должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их не осуждают, а стремятся помочь.
Для организации общения с родителями важно найти оптимальный вариант поведения, который создаст атмосферу взаимопонимания и уважения. В этом случае родительское собрание будет наиболее эффективным способом взаимодействия педагогов и родителей.
Что нужно учесть при проведении родительского собрания
1. Возраст родителей. Молодые родители лучше воспринимают эмоциональную сторону, родители среднего возраста - рациональную сторону, старшее поколение - в равной мере и то, и другое.
2. Социальный паспорт родителей класса. Например, сколько полных семей, неполных, вдовы, вдовцы. Кто часто приходит на собрание? Конечно, матери (хотя в последнее время стали приходить и отцы). Можно организовать собрание для отцов отдельно. К собраниям для отцов и матерей надо готовиться по-другому. Отцы скептически относятся с недоверием, с сомнением слушают, поэтому нужны хорошие примеры, надо опираться на труды, высказывания известных, уважаемых всеми людей, ученых.
3. Образование родителей. Люди с образованием лучше воспринимают рациональную сторону. Сразу, в начале родительского собрания, нужно ставить цель, задачи и начать. А родители без образования лучше воспринимают эмоциональную сторону. Поэтому в начале беседы можно привести какой-то яркий пример, чтобы их заинтересовать, вовлекать в беседу, в разговор.
4. Тон беседы. Взрослым не нравится покровительственный тон. Должно быть доброжелательное отношение. Важно, чтобы родители всех учеников — и благополучных, и детей группы риска — ушли с собрания с верой в своего ребенка. При обсуждении проблемных вопросов учитель может опираться на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей.
5. Психологические особенности и стереотипы отдельных родителей, в силу которых они могут проявлять недоверие, напряженность и даже агрессию. Так, например, некоторые родители придерживаются мнения, что школа должна компенсировать недостаток внимания, воспитания и времени, которое им не удается уделять своим детям. А это, в свою очередь, может привести к неоправданно завышенным требованиям со стороны родителей по отношению к классному руководителю. Задача учителя в такой ситуации — преодолеть внутреннее сопротивление родителей и сформировать мотивацию к совместной деятельности.
Некоторые секреты успешности родительского собрания:
1. Расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.
2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.
3. Определить одну самую сложную проблему разговора и на ее обсуждении строить собрание.
4. Жестко определить регламент собрания. Беречь время родителей.
5. Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуации, интересных телепередач и т. п.).
6. Придумать свои простые правила родительского собрания, довести их до сведения родителей, например: снимать верхнюю одежду обязательно; не отмалчиваться; отвергая предложение, вносить встречное; молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени отчеству, а не «Катина мама...».
7.Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.
8. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
9. Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.
10. Общаться нужно на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии. С помощью речи, интонаций, жестов и других средств необходимо дать родителям почувствовать уважение и внимание педагога к ним.
11. Начинать разговор с позитивного, затем говорить о негативном, а завершать разговор целесообразно предложениями на будущее. О плохом нужно говорить в общем, не называя фамилий. В плохих учениках учителю нужно найти хорошее и похвалить их за что-то при всех. О хорошем можно говорить при всех, о недостатках — индивидуально с каждым из родителей
12. Соблюдать конфиденциальность информации (всё, что происходит на собрании, не должно выноситься за его пределы).
13. Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку классного руководителя и помощь других учителей школы.
Родительские собрания эффективны, если родители:
- интересуются содержанием учебно-воспитательного процесса;
- идут на индивидуальный контакт с классным руководителем;
- находят самостоятельно ответы на волнующие большинство вопросы, делятся личным опытом.
Качественно подготовленное родительское собрание позволяет объединить возможности семьи и школы в воспитании и обучении детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Не традиционные формы проведения родительского собрания
Родительское собрание на тему: «Формула решения школьных конфликтов»....
Интересные формы проведения родительского собрания
В статье рассматриваются отдельные методические приемы, позволяющие повысить эффективность проведения родительского собрания за счет:– создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями,...
Разговор на кухне - как новая форма проведения родительского собрания
Не секрет, что для русских людей кухня – это самое притягательное место в доме. Очень часто, в суете будней, единственным местом, где семья собирается в полном составе, является кухня. Атмосфера на к...
«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...
Презентация "Современные формы проведения родительских собраний"
Родительское собрание является важнейшей формой взаимодействия классного руководителя с семьей ученика.На собрании родители должны не только знакомиться с особенностями учебно-воспитательного процесса...
Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»
Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...
Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"
Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....