Формы проведения родительских собраний
презентация к уроку

Мавлютова Екатерина Игоревна

Презентация и текст доклада  для совещания классных руководителей

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание : методика подготовки и проведения

Слайд 2

1) о знакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса в школе ; 2) психолого-педагогическое просвещение ; 3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (конкурсы, экскурсии, походы) ; 4) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины). Функции родительского собрания

Слайд 3

Причины посещения родительских собраний Во-первых , родители желают получить от педагогов и администрации информацию о своем ребенке, его учебных успехах и поведении. Психологически за этим часто кроется неосознанное желание родителей убедиться, что их ребенок не хуже других детей. Во-вторых, на родительских собраниях родители могут получить конкретные рекомендации о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать в учебной и внеучебной деятельности ребенка. В-третьих, родителям важно узнать и сформировать свое собственное впечатление о тех людях, с которыми ребенок взаимодействует в учреждении. В-четвертых, в ходе собраний проходит обсуждение с педагогами и администрацией различных конфликтных ситуаций.

Слайд 4

Рекомендации по проведению родительского собрания Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер : разбор ситуаций, тренинги, дискуссии.

Слайд 5

4) Собрание следует проводить в удобное для родителей время. 5) Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности. 6) Собрание должно быть хорошо подготовленным и полезным в педагогическом отношении. 7) Классный руководитель должен спокойно и тактично общаться с родителями.

Слайд 6

1) недопустимо проведение собрания «по классному журналу» ; 2) снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора ; 3) показать, что у школы и семьи – одни проблемы, одни задачи, одни дети ; 4) подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций ; 5) уметь разговаривать с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересовано. Правила поведения классного руководителя на родительском собрании

Слайд 7

Секреты успешности родительского собрания Расставить столы и стулья по кругу Подготовить визитки с именами родителей Использовать форму разговора за чашкой чая Жестко определить регламент собрания Использовать групповые формы работы, игровые элементы Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей Закончить собрание принятием конкретного решения

Слайд 8

Этапы родительского собрания I этап – ОРГАНИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ (организация явки, оформление помещения, оформление приглашений)

Слайд 9

Этапы родительского собрания II этап – ПОДГОТОВКА СЦЕНАРИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОБРАНИЯ 1) ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе ; 2) психолого-педагогическое просвещение ; 3) обсуждение организационных вопросов ; 4) личные беседы с родителями.

Слайд 10

Этапы родительского собрания III этап – ОСМЫСЛЕНИЕ ИТОГОВ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ 1) выводы, решения 2) опросные листы для оценок и пожеланий родителей 3) информация о следующем собрании 4) аналитическая справка для администрации школы (протокол)

Слайд 11

Советы психологов : - перед началом собрания «оставить за дверью» плохое настроение ; - самый приятный звук для человека – его имя ; положите перед собой список с именами родителей ; - не забудьте золотое правило педагогического анализа : начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее ;

Слайд 12

- предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей ; - поблагодарите всех, кто нашел время прийти ; - д айте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться ; - в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей ; - доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

Слайд 13

НЕ СТОИТ : - осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлый раз ; - сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов ; - давать негативную оценку всему классу ; - избирать для общения назидательный тон.

Слайд 14

Виды родительских собраний 1. Организационные - это стандартные родительские собрания, посвященные текущим событиям школьной жизни : организации мероприятий, началу учебного года, результатам обучения по итогам четвертей, полугодий, года и т.д.

Слайд 15

Виды родительских собраний 2. Тематические - посвящаются актуальным вопросам воспитания. Обычно родители с интересом посещают их и нередко сами инициируют обсуждение той или иной темы.

Слайд 19

Родительские собрания эффективны, если родители: интересуются содержанием учебно-воспитательного процесса; идут на индивидуальный контакт с классным руководителем; находят самостоятельно ответы на волнующие большинство вопросы, делятся личным опытом. Качественно подготовленное родительское собрание позволяет объединить возможности семьи и школы в воспитании и обучении детей.



Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Администрация городского округа «Город Калининград»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 24

(МАОУ СОШ № 24)

        

 Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний

                                               

                                                   Выступление

                                                              Мавлютовой Е.И.

                                                     на заседании

                                                                                   МК Классных руководителей

Калининград 2019

Родительское собрание является важнейшей формой взаимодействия классного руководителя с семьей ученика. На собрании родители должны не только знакомиться с особенностями учебно-воспитательного процесса в школе (с методами обучения, учебными программами, внеурочными мероприятиями, кружками и факультативами). Такие встречи должны способствовать психолого-педагогическому просвещению родителей, привлечению их к совместной деятельности с детьми. Безусловно, именно на собрании в ходе коллективного обсуждения должны находиться ответы на организационные вопросы о дисциплине, питании, дежурствах и т.д.

По статистике, средний родитель за время обучения своего ребенка в школе посещает примерно 40 родительских собраний и проводит на них около 80 часов своей жизни.

Для чего нужны родительские собрания.

Родительское собрание - форма взаимодействия с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по важным вопросам жизнедеятельности школьного коллектива, воспитания учащихся в школе и дома.

Родительское собрание  должно выполнять  несколько функций:  

1)ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);

2) психолого–педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;

3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);

4) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

Для того чтобы родительское собрание прошло интересно и эффективно как для родителей, так и для классного руководителя, необходимо учитывать ряд психологических аспектов его подготовки, организации и проведения.

Прежде чем начать подготовку к родительскому собранию педагогу полезно вспомнить о том, зачем родители посещают родительские собрания.  

Причины посещения родительских собраний

Во-первых, родители желают получить от педагогов и администрации информацию о своем ребенке, его учебных успехах и поведении. Психологически за этим часто кроется неосознанное желание родителей убедиться, что их ребенок не хуже других детей.
        Во-вторых, на родительских собраниях родители могут получить конкретные рекомендации о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать в учебной и внеучебной деятельности ребенка.

          В-третьих, родителям важно узнать и сформировать свое собственное впечатление о тех людях, с которыми ребенок взаимодействует в учреждении.

          В-четвертых, в ходе собраний проходит обсуждение с педагогами и администрацией различных конфликтных ситуаций.

С чего начинается подготовка к родительскому собранию?

С определения его тематики. Необходимые темы нередко сообщаются администрацией, определяются самостоятельно педагогами (классным руководителем, или учителями – предметниками), предлагаются родителями. Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют.  

Выбор темы должен обусловливаться целевыми ориентирами, особенностями каждого коллектива в отдельности в зависимости от возрастных особенностей учащихся, находиться в логической связи с предыдущими собраниями.

Цели, которые ставятся на собраниях, должны содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнедеятельность школьного общества, пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, способствовать выработке единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.

   От темы собрания зависит  принятие  решения о том, кого следует пригласить на собрание (представителей администрации, учителей, школьного психолога, гостей).  

 Далее следует определить форму проведения собрания и его содержание, так как выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

Среди видов можно выделить:

- информационные (для быстрого получения разнообразной информации о детях, для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, итогами медицинских обследований и т. д.) Но это должен быть аналитический материал, «без жареных фактов», фамилий родителей и детей;

         -  установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т. д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;

        - организационные (посвященные, например, предстоящей дальней экскурсии детей или подготовке к многодневному походу),

       -  консультативные по профориентации, трудоустройству детей, занятости в системе дополнительного образования, программе каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, педагога дополнительного образования, инспектора ОДН, учителей-предметников и т. п. Помнить, что это консультации, а не претензии к родителям и детям;

-  экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;

-  творческий отчет, когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;

          - тематические собрания по актуальным проблемам учебно-воспитательного процесса Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц) как школу для родителей;

         - итоговые (четвертные) и т.д.  

Формы проведения родительских собраний:

- педагогический ринг (столкновение мнений детей и родителей: каким быть родителю, каким быть ученику);

- презентация семейного воспитания (родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание);

- родительское собрание в форме кафе;

- пикник (родительское собрание в походе у костра);

- деловая игра;  

-пресс-конференции (родительское собрание в форме пресс-конференции, когда, либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей);

-родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов;

 - конференция отцов;

- собрание-диспут;

-родительское собрание – спектакль, в котором выступают их дети;

- домашние посиделки.

Другие формы работы с родителями:

Консультации - индивидуальные и коллективные.

Дни открытых дверей - разрешение родителям побывать на уроках, внеурочных мероприятиях, встречи с психологами, врачами, педагогами.

Практические занятия для небольших групп родителей (по культуре поведения детей, созданию домашней библиотеки, организации семейных праздников и т. п.).

Телефон доверия - разрешение родителям в определенные дни и часы обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребенка вопросы.

Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием собрания, необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы (например, школьные дневники и журналы, нормативные документы – Устав Школы, Правила учащихся).

Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно Заблаговременное оповещение позволит родителям скорректировать свои планы на вечер и найти время для посещения родительского собрания.

Чаще всего мы проводим комбинированные родительские собрания.

Составные части  комбинированного родительского собрания

Несмотря на то, что повестка родительского собрания разрабатывается самостоятельно педагогом и носит творческий характер, необходимо, чтобы она включала в себя следующие составные части.

1. Вступительное слово классного руководителя

На данном этапе классный руководитель должен озвучить повестку собрания, определить его цели и задачи, познакомить с порядком совместной работы его участников, представить приглашенных на собрание, подчеркнуть актуальность обсуждаемых вопросов. Это сообщение должно быть непродолжительным, но одновременно содержать достаточную информацию для формирования у родителей представления о целях, задачах и организационных моментах проводимого собрания. Важно с первых минут собрания мобилизовать, заинтересовать и подготовить родителей к активному участию в нем.

2. Основная часть. Излагается наиболее важная информация. Происходит коллективное  обсуждение. Осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы

1) Анализ учебных достижений учащихся

 Классный руководитель должен рассказать родителям об общих результатах учебной деятельности класса. В самом начале ему стоит предупредить родителей, что ответы на конкретные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат отдельно, в рамках персональной встречи. В ходе знакомства участников родительского собрания с мнением учителей следует помнить о повышенной тревожности родителей, поэтому, передавая те или иные суждения, нужно отказаться от субъективных оценок. Разговор нужно вести не столько об отметках, сколько о качестве знаний учащихся.

2). Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе

Классный руководитель   анализирует поведение ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать значение школы как института общения, в котором ребенок получает ценный опыт взаимодействия с другими людьми. Эта цель не менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Учителю следует быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.

3). Психолого-педагогическое просвещение

 Классному руководителю целесообразно предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком. Для освещения отдельных вопросов имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, социального педагога, других специалистов. В этом плане родительские собрания — прекрасная возможность рассказать о содержании работы этих специалистов и наладить их контакт с родителями.

4). Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, и т.д.)

Обсуждение состоит из отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

  Заключительная часть

Подведение итогов собрания проходит на самом собрании. Необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию — для этого можно подготовить опросные листы для записи их оценок и пожеланий, которые впоследствии станут предметом размышлений для классного руководителя.  

 Формирование у родителей установки на дальнейшее тесное сотрудничество со школой происходит более успешно, если в конце собрания классный руководитель поблагодарит родителей за успехи в воспитании детей, отметит тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания.

Очень важно, чтобы заключительная часть собрания стала прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению задач, выявленных в ходе обсуждения.

7. Личные беседы с родителями.

На этом этапе особым объектом внимания учителя должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их не осуждают, а стремятся помочь.

Для организации общения с родителями важно найти оптимальный вариант поведения, который создаст атмосферу взаимопонимания и уважения. В этом случае родительское собрание будет наиболее эффективным способом взаимодействия педагогов и родителей.

Что нужно учесть при  проведении родительского собрания  

 1. Возраст родителей.   Молодые родители лучше воспринимают эмоциональную сторону, родители среднего возраста - рациональную сторону, старшее поколение - в равной мере и то, и другое.

2. Социальный паспорт родителей класса.  Например, сколько полных семей, неполных, вдовы, вдовцы. Кто часто приходит на собрание? Конечно, матери (хотя в последнее время стали приходить и отцы). Можно организовать собрание для отцов отдельно. К собраниям для отцов и матерей надо готовиться по-другому. Отцы скептически относятся с недоверием, с сомнением слушают, поэтому нужны хорошие примеры, надо опираться на труды, высказывания известных, уважаемых всеми людей, ученых.

3. Образование родителей.   Люди с образованием лучше воспринимают рациональную сторону. Сразу, в начале родительского собрания, нужно ставить цель, задачи и начать. А родители без образования лучше воспринимают эмоциональную сторону. Поэтому в начале беседы можно привести какой-то яркий пример, чтобы их заинтересовать, вовлекать в беседу, в разговор.

4. Тон беседы. Взрослым не нравится покровительственный тон. Должно быть доброжелательное отношение.  Важно, чтобы родители всех учеников — и благополучных, и детей группы риска — ушли с собрания с верой в своего ребенка. При обсуждении проблемных вопросов учитель может опираться на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей.

5.  Психологические особенности и стереотипы отдельных родителей, в силу которых они могут проявлять недоверие, напряженность и даже агрессию. Так, например, некоторые родители придерживаются мнения, что школа должна компенсировать недостаток внимания, воспитания и времени, которое им не удается уделять своим детям. А это, в свою очередь, может привести к неоправданно завышенным требованиям со стороны родителей по отношению к классному руководителю. Задача учителя в такой ситуации — преодолеть внутреннее сопротивление родителей и сформировать мотивацию к совместной деятельности.

Некоторые секреты успешности родительского собрания:

1. Расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.

2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.

3.  Определить одну самую сложную проблему разговора и на ее обсуждении строить собрание.

4. Жестко определить регламент собрания. Беречь время родителей.

5. Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуации, интересных телепередач и т. п.).

6. Придумать свои простые правила родительского собрания, довести их до сведения родителей, например: снимать верхнюю одежду обязательно; не отмалчиваться; отвергая предложение, вносить встречное; молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени отчеству, а не «Катина мама...».

7.Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

8. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

9. Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.

10.  Общаться нужно на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии. С помощью речи, интонаций, жестов и других средств необходимо дать родителям почувствовать уважение и внимание педагога к ним.

11. Начинать разговор с    позитивного, затем говорить о негативном, а завершать разговор целесообразно предложениями на будущее. О плохом нужно говорить в общем, не называя фамилий. В плохих учениках учителю нужно найти хорошее и похвалить их за что-то при всех. О хорошем можно говорить при всех, о недостатках — индивидуально с каждым из родителей

12.  Соблюдать конфиденциальность информации (всё, что происходит на собрании, не должно выноситься за его пределы).

13. Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку классного руководителя и помощь других учителей школы.

 

Родительские собрания эффективны, если родители:

  • интересуются содержанием учебно-воспитательного процесса;
  • идут на индивидуальный контакт с классным руководителем;
  • находят самостоятельно ответы на волнующие большинство вопросы, делятся личным опытом.

Качественно подготовленное родительское собрание позволяет объединить возможности семьи и школы в воспитании и обучении детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Не традиционные формы проведения родительского собрания

Родительское собрание на тему:  «Формула решения школьных конфликтов»....

Интересные формы проведения родительского собрания

В статье рассматриваются отдельные методические приемы, позволяющие повысить эффективность проведения родительского собрания за счет:– создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями,...

Разговор на кухне - как новая форма проведения родительского собрания

Не секрет, что для русских людей кухня – это самое притягательное место в доме. Очень часто, в суете будней, единственным местом, где семья собирается в полном составе, является кухня. Атмосфера на к...

«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

Презентация "Современные формы проведения родительских собраний"

Родительское собрание является важнейшей формой взаимодействия классного руководителя с семьей ученика.На собрании родители должны не только знакомиться с особенностями учебно-воспитательного процесса...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"

Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....