Использование ИКТ на уроках математики. 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Осипенко Ольга Станиславовна

Тема  урока “Доли. Обыкновенные дроби” и на уроке мы вспомним, что такое доли, познакомимся с понятиями половина, треть, четверть, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках математики. 5 класс

Оборудование:

  • у учителя - компьютер, мультимедийный проектор;
  • у обучающихся – тетради, учебники, простые карандаши, цветные карандаши, линейки.

Ход урока

Организация класса на урок.

Слайд 1. Проверка готовности к уроку.

Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Толька лишь оценку
пять.

Слайды 2, 3. Объявление темы и обучающей цели урока.

Тема сегодняшнего урока “Доли. Обыкновенные дроби” и на уроке мы вспомним, что такое доли, познакомимся с понятиями половина, треть, четверть, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби

Слайд 4. Для этого на уроке рассмотрим такие вопросы:

  1. Доля.
  2. Половина, треть, четверть.
  3. Обыкновенная дробь.
  4. Что показывают числитель и знаменатель дроби.
  5. Из истории дробей.

Повторение изученного в начальных классах

Слайд 5. Мама купила арбуз и разрезала его на 6 равных частей и дала по одной части

Слайд 6. бабушке, дедушке, папе, двум детям и себе. Посмотрите, на сколько частей мама разрезала арбуз. (Мама разрезала на 6 частей, потому что в семье 6 человек, и чтобы арбуз достался каждому)

Кому первому мама дала арбуз и почему? (Мама первой дала арбуз бабушке, потому что она старше и она женщина, затем она дала арбуз дедушке – он старше, а последнюю часть мама взяла себе, потому, что тот, кто угощает кого-то, берёт самый последний)

Слайд 7. Вспомним, что такое доля. Доля – каждая из равных частей единицы. Так как арбуз разрезали на 6 равных частей, значит, его разделили на 6 долей и каждый получил “одну шестую” долю арбуза, или, короче “одну шестую арбуза”.

Слайд 8. Вспомним, как записывают доли.

Для записи любой доли используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой. Пишут:.

Слайд 9. Что показывает число под чертой? Число под чертой показывает, на сколько равных частей (долей) разделили единицу. - целое разделили на 5 равных частей (долей).

Слайд 10. Так как же образуются доли? (Когда один предмет или единица измерения делятся на равные части)

Что показывает число под чертой? (Число под чертой показывает, на сколько равных долей разделили целое)

Слайд 11. Самая известная из долей – это, конечно. Половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра. Разделить целое на две равные части – половина. Долю называют “половина”.

Слайд 12. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части - “треть”. Долюназывают “треть”.

Посмотрите, на сколько равных частей разделён квадрат? (квадрат разделён на 3 равные части). Сколько частей закрашено? (Закрашена 1 часть или одна третья часть)

Слайд 13. Если целое разделить на 4 равные части, то получится или по-другому говорят “четверть”. Скажите, когда мы говорим четверть? (Учебная четверть, четверть часа)

Слайд 14. А как же называются другие доли, как будет называться доля, если целое разделить на пять равных частей неужели “пятерть”, на шесть “шестерть”?

Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы назвать доли пользуются словами “пятая”, “шестая”

Слайд 15. А сейчас поучимся читать доли. Прочитайте доли ; ;; ; . (демонстрация долей с помощью мультимедийного проектора)

Как по-другому можно назвать доли (четверть), (треть), (половина).

Слайд 16

Физминутка.

Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Раз – поднялись, потянулись,
Два – нагнулись, разогнулись,
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка.

Объяснение нового материала.

Слайд17. Разгадайте ребус и узнаете, с чем мы сейчас познакомимся.

“Дроби”. Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием обыкновенная дробь.

Слайд 18. Записи вида называют обыкновенными дробями 5 - числитель дроби, 8 - знаменатель дроби. Чтобы лучше запомнить, что такое числитель и что такое знаменатель прочитаете стихотворение.

Слайд 19. Обыкновенные дроби.

Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой –
числитель, знайте,
Под чертою –
знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать
обыкновенной.

Назовите числитель и знаменатель каждой дроби. (числитель 3, знаменатель 5),

(числитель 5, знаменатель 9), (числитель 4, знаменатель 7), (числитель 7, знаменатель 12), (числитель 1, знаменатель 8).

Слайд 20. При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.)

Например: - одна пятая; - две шестых; - восемьдесят три сто пятьдесят вторых.

Слайд 21. Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято.

Прочитайте дроби. Что показывает числитель и знаменатель каждой дроби? (дробь двенадцать тринадцатых показывает, что целое разделили на 13 долей и взяли 12), (дробь шесть десятых показывает, что целое разделили на 10 долей и взяли 6), (дробь пять восьмых показывает, что целое раздели на 8 долей и взяли 5), (дробь девять двадцать пятых показывает, что целое разделили на 25 долей и взяли 9), (дробь семь двадцать пятых показывает, что целое разделили на 18 долей и взяли 7).

Закрепление изученного

Слайд 22. А сейчас я буду называть дроби, а вы их будете записывать в тетради.

Две седьмых. Четыре девятых. Одна сотая. Шесть восьмых. Три двадцать пятых. Половина. Проверьте, правильно вы записали дроби или нет (взаимопроверка по слайду , , ,, , ).

Слайд 23. Запишите с помощью дроби, какая часть фигуры закрашена.

Презентация Приложение1.

()

().

().

().

()

().

(самопроверка по слайду).

Работа в тетради № 868.

Прочитайте задание. Что нужно выполнить? (Нужно начертить квадрат со стороной 6 клеток, разделить его на 3 доли и закрасить две третьих). Сколькими способами можно разделить квадрат на три равные части? (На три равные части квадрат можно разделить двумя способами). Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Самопроверка по слайду 24.

Как же появились дробные числа?

Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Так появились дроби. Сначала люди пользовались наиболее простыми дробями , , .Таким образом, к семье натуральных чисел присоединились дробные.

В русском языке слово дробь появилось в 8 веке, оно происходило от слова “дробить” разбивать на части, ломать.

В первых учебниках математики 17 века дроби так и называли “ломаные” числа. Черта в записи дроби стала использоваться около 300 лет назад.

В старину на Руси использовались монеты достоинством меньше одной копейки: грош - копейки и полушка - копейки.

Интересная система дробей была в Древнем Риме. Она основывалась на делении на 12 долей единицы веса, которая называлась асс.

А для дробей, получающихся путём раздробления двенадцатых долей на более мелкие, были особые названия. Даже сейчас иногда говорят: “Он скрупулёзно изучил этот вопрос” это значит, что вопрос изучен до конца. А происходит странное слово скрупулёзно от римского названия асса – “скрупулус”.

Итог урока.

Что такое доля? (Доля – каждая из равных частей единицы)

От чего зависит название доли? (Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу)

Какие дроби называют обыкновенными? Приведите примеры обыкновенных дробей. (Записи вида , называют обыкновенными дробями)

Как называется число, которое пишут над дробной чертой? Как называется число, которое пишут под дробной чертой? (Число, которое записывают над чертой, называется числитель, под чертой - знаменатель)

Что показывают числитель и знаменатель дроби? (Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято)

Слайд 25. Выставление оценок, запись домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение и использование диаграмм на уроках математики в 8 классе

   В данной работе изучается новая форма изображения информации-диаграммы .Учащиеся должны получить представление о том, что диаграмма является не только компактной, но и нагляд...

Мастер-класс "Использование ИКТ на уроках математики"

Пример использования ИКТ в теме "Введение в стереометрию" 10 класс...

Программа самообразования по математике "Использование ИКТ на уроках математики"

В работе представлена программа самообразования на три года....

Использование ИКТ на уроках математики. Бурмистрова Е.Ю., учитель математики МАОУ Абатская СОШ №1

Использование ИКТ на уроках математики.Бурмистрова Е.Ю., учитель математикиМАОУ Абатская СОШ №1(единый методический день 10.04.2015в МАОУ Абатская СОШ №1)...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ

Использование информационных технологий на уроках математики создает условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации к изучению математики для...

«Использование нетрадиционных форм уроков математики как средство повышения интереса и мотивации учащихся при изучении математики »

в данной статье рассмотрены различные формы проведения уроков , позволяющие учителю разнообразить методы подачи материала , повышать интерес учащихся к предмету....