Технология проблемного обучения на уроках математики в 5 классе
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Архипова Надежда Николаевна

Технология проблемного обучения на уроках математики в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaiy.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования

Кафедра математики и информатики

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 270

Красносельского района С-Пб им. А.Е. Березанского.

Технология проблемного обучения

на уроках математики в 5 классе

Выполнил работу:

Архипова Надежда Николаевна,

учитель математики

Санкт-Петербург,

2017


Содержание

  1. Введение
  1. О технологии проблемного обучения
  1. Описание технологии
  2. Приемы, этапы, стратегии
  1. Технологическая карта урока
  2. Заключение
  3. Источники информации
  1. Введение

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним сложные и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно всё более глубокое познание мира, открытие в нём всё более новых и новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Проблемное обучение – важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения.

Успех проблемного обучения школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остаётся один на один со своими воспитанниками. И от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

Большинство учёных признают, что развитие творческих способностей школьников невозможно без проблемного обучения.

Творческие способности реализуются через проблемную деятельность.

Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л. Рубинштейном. Мышление занимает ведущую роль в проблемном обучении человека.

Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся.

Хотя данная проблема обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике школы должного внимания не получила. Поэтому для исследования в курсовой работе была выбрана данная тема.

В соответствии с Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» с 2015 года в 5 классах вводится ФГОС ОО. Его цель: обеспечить высокое качество современного образования. ФГОС ОО имеет принципиально новую концептуальную, методологическую основу, систему требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ, а так же программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Всё это требует овладения современными компетенциями в области профессиональной деятельности педагога, повышения уровня его профессиональной подготовки, повышения квалификации.

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики неразрывно связано с условиями развивающего и проблемного обучения.

Содержание курса математики в 5 классе направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Полученные математические знания служат основой при изучении любого другого предмета в 5 классе.

Изучение математики по предлагаемой программе направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать логику, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Исходя из вышеуказанного возникает необходимость создания уроков по математики на новой основе, с применением современных педагогических технологий и направленных на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

  1. О технологии проблемного обучения.
  1. Описание технологии.

Технология проблемного обучения относится к интерактивному обучению и обладает огромным образовательным потенциалом. Однако педагогические возможности технологии проблемного обучения не используются в современной образовательной практике в полной мере. Почему это происходит? Во-первых, разработка технологии проблемного обучения требует от педагога большого педагогического мастерства и много времени для дидактического построения проблемной ситуации. Во-вторых, проблемная задача всегда вызывает затруднение у обучающихся в учебном процессе, поэтому на ее осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении.

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20 - 30-х г. в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических предположениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859 - 1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменён игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счётом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического развития. Дьюи выделил четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.

Для удовлетворения этих инстинктов ребёнку предоставлялись в качестве источников познания: слово, произведения искусства, технические устройства. Дети вовлекались в игру и практическую деятельность — труд.

Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С. Л. Рубинштейном, Д. Н. Богоявленским, Н. А. Менчинской, А. М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М. А. Данилов, М. Н. Скаткин. Много этими вопросами занимались Т. В. Кудрявцев, Д. В. Вилькеев, Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов и И. Я. Лернер. Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки.

Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию. В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение этому явлению.

Под проблемным обучением В. Оконь понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний». Оконь В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1986.

Д. В. Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания.

Сущность проблемного обучения И. Я. Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитатальным целям школы». Т. В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач. Такое понимание имеется и в работах Ю. К. Бабанского.

На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований М. И. Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций». Сегодня под проблемным обучением понимается такая форма организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определение понятий, правила, или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации. При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению закрепленного и отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.

Таким образом, педагогические возможности проблемного обучения состоят в следующем:

  • Создание возможностей для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности;
  • Развитие самостоятельности, ответственности, критичности, инициативности;
  • Развитие эвристических и творческих способностей школьников;
  • Обеспечение прочности приобретенных знаний.

Проблемное обучение позволяет формировать все виды УУД: познавательные, регулятивные, личностные.

2.2 Приемы, этапы, стратегии

В основе проблемного обучения лежит решение какой-либо задачи, проблемы. В широком смысле проблема – это сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения, разрешения. В узком смысле проблема – осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.

Применительно к теории обучения можно сказать, что проблемная ситуация представляет собой особый вид взаимодействия субъекта и объекта, при котором возникает явно или смутно осознанное затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний и способов действий. Необходим анализ проблемной ситуации, в результате которого возникает и формулируется проблема.

На первом этапе технологии педагог всегда предъявляет проблемную ситуацию, осуществляет постановку наводящих вопросов, помогающих обучающимся осознать существо проблемы. А обучающийся осознает проблемную ситуацию, анализирует исходные данные и формулирует проблему.


4.Заключение.

Рассмотрев в курсовой работе основные аспекты реализации проблемного обучения в качестве педагогической технологии на уроках математики в 5 классе, можно сделать следующие выводы:

1. Проблемное обучение – это обучение, при котором педагог ставит перед учениками проблему и организует процесс её решения.

2. Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся.

3.Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения.

4. Существуют принципы основных способов создания проблемных ситуаций, а также правила создания проблемных ситуаций.

5. Учебная проблема – это форма реализации принципа проблемности в обучении.

6. В выдвигаемой проблеме предъявляются требования, которые необходимо учитывать учителю при организации обучения в рамках рассматриваемой педагогической технологии.

7. Учебная проблема не является проблемой для учителя.

8. Решение учебной проблемы есть результат активного мыслительного процесса.

9. Проблемными являются первые уроки любой темы.

10. Существует структура организации проблемного обучения в средней школе.

11. Проблемное обучение сочетает в себе индивидуальную и коллективную формы работы учащихся.

12. Проблемное обучение доступно практически всем учащимся.

Продолжением работы является дальнейшее изучение эффективности форм и методов влияния данной технологии на формирование личностных, метапредметных, предметных результатов в процессе обучения учащихся, развитие их творческих способностей на уроках и внеурочное время.

. ФГОС ставит перед учителем задачу формирования и внедрения системно - деятельностного подхода, основной целью которого является развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся.

Включение обучающихся в деятельность является ключевым моментом в организации обучения в рамках деятельностного подхода, следовательно, основной задачей учителя становится создание условий, провоцирующих детское действие. Одним из способов организации таких условий является использование технологии проблемного обучения.

Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или выведенное самостоятельно понятие.

Разработанный урок математики «Разнообразный мир линий» для учащихся 5 класса может быть использован при изучении курса математики в 5 классе в системе ФГОС.

  1. Источники информации.

1. Даутова О. Б. Современные педагогические технологии основной школы. – Санкт-Петербург.: КАРО, 2013.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М. Просвещение, 1985.

3. Рыжик В.И. Задачи для учителя математики. – М.: ВАКО, 2017.

4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М.: Изд-во МГУ, 1985.

5. Поурочные разработки. С.А. Бокарёва, Т.В. Смирнова. М.: Просвещение, 2009

6. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1986.

7. Кудрявцев Т.В. Исследование и опыт проблемного обучения. В кн.: «О проблемном обучении»: Вып. 2.- М.: Высшая школа,1969.

8. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.:3нание, 1991.

9. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях.//Советская педагогика, 1986.-№ 7.

10. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

"Технология проблемного обучения на уроках математики 6-9 классов (из опыта работы учителя)"

В данной статье рассмотрены примеры уроков, разработанных автором с использованием приемов и методов проблемного обучения, а также приведены образцы заполнения технологических карт....

Обобщение опыта работы по методической теме «Технология проблемного обучения на уроках математики»

Проблема: Внедрение проблемного обучения в образовательный процесс средней школы. Условия возникновения проблемы: Федеральные государственные стандарты предусматривают  совершенно иной подхо...

Использование технологии проблемного обучения на уроках математики для развития личности и формирования универсальных учебных действий в образовательной деятельности учащихся

Материалы заочной региональной научно-практической конференции «Образовательные технологии, обеспечивающие достижение требований ФГОС к результатам деятельности общеобразовательной школы», март 2014 ...

Методический семинар "Технология проблемного обучения на уроках математики".

Методический семинар "Технология проблемного обучения на уроках математики" к конкурсу "Учитель года-2017"...