Из жизни замечательных людей. Софья Ковалевская
статья по математике на тему
Софья Ковалевская - первая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_zhizni_zamechatelnyh_lyudey.sofya_kovalevskaya.docx | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Солодовникова Ольга Петровна
г.Санкт-Петербург
Из жизни замечательных людей. Софья Ковалевская
…В доме шел ремонт. Из города привезли новые обои. Но для одной комнаты – это была детская - обоев не хватило. Старый генерал Корван-Круковский не послал за ними в город, он вспомнил о лекциях. В молодости генерал увлекался математикой и приобрел лекции по высшей математике профессора Остроградского. Три стены оклеили настоящими обоями, а четвертую – листами лекций. Соня еще маленькой часами стояла у стены и удивленно смотрела на листы. На них были напечатаны какие-то непонятные знаки, формулы, слова и фразы – оставались для ребенка тайной. Шли года. Девочка становилась старше. И, вот оказалось, что правила и формулы, напечатанные на листках лекций, первоначально вызвали не только любопытство, а с течением времени были заучены, как таблица умножения. Соня понимала их значение, могла объяснить правила, которые усвоила самостоятельно.
Интерес Софьи к математическим знаниям удивлял и поражал всех. Знакомый отца, профессор Тыртов, застал как-то Соню за чтением учебника по физике. Он с недоумением спросил девочку, зачем она читает книгу, для понимания которой нужны знания тригонометрии. И еще больше был удивлен, узнав, что Соня самостоятельно разобралась в тригонометрических формулах. Он об этом рассказал ее отцу.
В 15 лет Соня освоила высшую математику, в 18 мечтала поступить в Петербургский университет. Но ее мечтам и надеждам не суждено было осуществиться. В Петербургский университет женщин не принимали. Женщины тогда могли получать высшее образование только в зарубежных университетах. Отец Сони и слышать не хотел о переезде дочери, вот когда она выйдет замуж и станет самостоятельной, он не волен будет ей указывать. Желание учиться было так велико, что она решается выйти фиктивно замуж.
Софья в это время знакомится с молодым ученым Ковалевским, открывается ему, рассказывает о своих бедах, и он соглашается на фиктивный брак. Они переезжают заграницу, но учебе в Берлинском университете снова отказ. Она берет только платные уроки у профессора Вейерштрасса. Четыре года подряд профессор дает Ковалевской уроки. В 24 года ей присуждается ученая степень доктора наук в Геттингенском университете. За это время хорошие друзья смогли полюбить друг друга. В 31 год Ковалевская была избрана членом Московского математического общества.
После самоубийства мужа (1883), который запутался в своих коммерческих делах, Ковалевская, оставшаяся без средств с пятилетней дочерью, приехала в Берлин и остановилась у профессора Вейерштрасса. Ценой огромных усилий, используя весь свой авторитет и связи, Вейерштрассу удалось выхлопотать ей место в Стокгольмском университете(1884). Под именем Соня Ковалевски она стала профессором кафедры математики в Стокгольмском университете с обязательством читать лекции первый год на немецком языке, а со второго – по-шведски. Софья быстро овладела шведским языком и публиковала на нем свои математические работы.
В 1888 году Парижская академия наук присудила ей премию за исследования вращения твердого тела около неподвижной точки, а в 1889 году за два сочинения, стоящие в связи с ее предыдущей работой, Ковалевская получила премию Стокгольмской академии и стала членом-корреспондентом Петербургской академии наук.
В апреле 1890 г. Софья Васильевна вернулась в Россию в надежде, что её изберут в члены академии на место умершего в 1889 г. математика В. Я. Буняковского и она приобретёт материальную независимость, которая позволила бы заниматься наукой на родине. Но когда Ковалевская пожелала, как член-корреспондент присутствовать на учёных заседаниях, ей ответили, что участие в них женщин «не в обычаях Академии». В России по-прежнему не признавали труд ученых-женщин.
Жизнь Софьи Ковалевской – это подвиг девочки из белорусского поместья, которая променяла спокойную помещичью жизнь на беспокойную жизнь ученой, вдали от Родины и родных, без особых средств и настоящую борьбу за своими знаниями и достижениями. Софья Ковалевская была лично знакома с Достоевским, Чернышевским, Тургеневым.
Среди известных людей можно привести похожие примеры, но этот пример яркий от того, что мы говорим о женщине. О хрупкой девушке, которая уже в юности решила свою судьбу. Слишком рано стала самостоятельной ради науки, ради достижения своей цели. Ею руководило желание учиться, упорство и огромная сила воли.
Сегодня учиться могут все и во многих учебных заведениях. Главное только понимать, что без образования наша жизнь будет менее интересной, и учиться нужно с желанием, тогда мы точно будем получать удовольствие от полученных знаний и от сознания того, что мы многого можем достичь.
Использованная литература
- Л.А. Воронцова. Софья Ковалевская. Жизнь замечательных людей. Изд. Молодая гвардия, 1959г. Стр. 266
- Кочина П.Я. Софья Васильевна Ковалевская, 1850–1891. М.: Наука, 1981г. стр. 312
Интернет-ресурсы
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Ковалевская,_Софья_Васильевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь замечательных людей
Презентации о биографиях русских писателей....
Жизнь замечательных людей
Презентации по литературе...
Элективный курс "Жизнь замечательных людей".
В курсе географии очень мало материала о жизни и деятельности путешественников и исследователей, особенно это касается отечественных первооткрывателей. А этот материал вызывает интерес у учащихся, спо...
Жизнь замечательных людей
" Никто для первых не вбивает вех, И нет для них ...
«Жизнь замечательных людей. Иван Алексеевич Бунин»
Учебная презентация «Жизнь замечательных людей. Иван Алексеевич Бунин» знакомит с жизнью писателя И.А.Бунина, блестящего мастера не только российского, но и мирового уровня....
"Принцесса математики" (Жизнь и деятельность Софьи Ковалевской"
Внеклассное мероприятие...
Методическая разработка классного часа "Из жизни замечательных людей. Софья Ковалевская."
Методическая разработка классного часа из цикла "Учись учиться" в форме познавательной беседы. Рекомендовано для проведения в 9 -10 классах, с целью активизации познавательно-мыслительной де...