Практическое занятие по теме Операции над множествами
учебно-методическое пособие по математике (11 класс) на тему

Методическое пособие для обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskoe_zanyatie_operatsii_nad_mnozhestvami.docx122.66 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие

ОПЕРАЦИИ НАД МНОЖЕСТВАМИ

Цель практического занятия: научиться выполнять операции дополнения, пересечения, объединения, разности, симметрической разности над множествами.  

  1. Краткие теоретические сведения

Операции над множествами

1. Пересечением множеств А и В называется множество, состоящее их всех тех и только тех элементов, которые принадлежат множествам А и В одновременно (обозначается: А∩В). Используя характеристическое свойство, данное определение можно записать следующим образом:

А∩В= {x ⎪x∈A и x∈B}={x ⎪ x∈A ∧ x∈B}.                                        

Графическая иллюстрация пересечения двух множеств приведена на рис 1.

пересечение

рис.1

2. Объединением двух множеств А и В называется такое множество, которое состоит из всех тех элементов, которые принадлежат хотя бы одному из множеств А или В (обозначается: А∪В). Данное определение можно записать с помощью характеристического свойства:

        А ∪ В={x⎪ x∈A или x∈B}.                                                        

                                

Графическая иллюстрация объединения двух множеств показана на рис. 2.

                                                     

рис. 2              

Отметим  некоторые очевидные свойства операции объединения двух множеств:

        А∪А=А,           А∪∅=А,         А∪U=U.                                                        

Замечание1.

        Если А1, А2,…, Аn – несколько множеств, то аналогично тому, как это делалось для двух множеств, определяется их пересечение, т.е. составляется множество, представляющее их общую часть:

        Р= А1∩ А2∩…∩ Аn={x ⎪ x∈∀ Ai, i=},

Замечание 2.

        Если А1, А2,…, Аn – несколько множеств, то аналогично тому, как это делалось для двух множеств, определяется их объединение – составляется множество, состоящее из элементов, которые принадлежат хотя бы одному их них:

        C= A1∪A2∪…∪An={x ⎪ x∈A1 или x∈A2  или …или x∈An}.

Замечание 3.

        Если в выражении есть знаки ∪ и ∩ и нет скобок, то сначала выполняется операция пересечения, а потом – операция объединения (аналог сложению и умножению в арифметике).

3. Разностью двух множеств А и В называется множество, состоящее из всех тех  и только тех элементов, которые принадлежат множеству А и не принадлежат множеству В (обозначается: А  В). С помощью характеристического свойства данное определение запишется следующим образом:

                A  B={x ⎪ x∈A и x∉B}                                                        (8)

рис. 3                

4. Симметрической разностью двух множеств А и В называется множество, определенное характеристическом свойством:

 

Графическая иллюстрация симметрической разности двух множеств показана на рис. 4.

                                                     Сим_разность

рис. 4              

5. Пусть А – некоторое множество, являющееся частью универсального (основного) множества U. Дополнением множества А называется множество, состоящее из всех  тех и только тех элементов их множества U, которые не принадлежат А. Его обозначают .

 Это определение может быть записано в виде:

 = {x ⎪ x∉A}.                                                        (10)

Графически дополнение изображено соответственно, на которых дополнения заштрихованы.

        

  1. Выполните задание в соответствии с номером варианта:
  1. Осуществить операции над множествами:

Вариант

Множество A

Множество B

Множество U

1

2

3

4

5

6

7

8

  1. Заданы множества A, B, C, U.

Найти множества: ,  , ,  ,  , ,  ,  , ,  .

Вариант

Множество A

Множество B

Множество С

Множество U

1

2

3

4

5

6

7

8

  1. Решение типовых примеров:

Осуществить операции над множествами E1={2; 4; 6} и E2={6; 8; 10}, если U={2; 4; 6; 8; 10}.

={6},

= {2; 4; 6; 8; 10},

={2; 4},  

{8;10},

={2; 4; 8; 10},

{8;10},

={2; 4},  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практическое занятие по теме "Постороение и чтение графиков линейных функций"

Данная работа представляет собой методическую разработку урока или внеклассного мероприятия по математике в рамках предметных недель. Тема занятия «Построение и чтение графика линейной функции». Заня...

Задание в тестовой форме для практического занятия на тему "Инфаркт миокарда"

Задание в тестовой форме предназначено для итогового контроля знаний на практическом занятии на тему "Инфаркт миокарда"...

Практические занятия по теме: "Теория вероятностей и математическая статистика"

             Материал методической разработки может быть использован студентамиили учащимися, интересующиеся Математической статистикой,  при отраб...

Практическое занятие по теме "Работа с мультимедиа"

В данном материале содержится необходимая информация для проведения практического занятия по теме "Работа с мультимедийными данными. Разработка приложения "Мутимедийный проигрыватель". В материале сод...

Урок по теме: "Операции над множествами"

Урок по теме: "Операции над множествами"...

Самостоятельная работа по теме "Операции над множествами" (10 класс)

Самостоятельная работа по теме "Операции над множествами" (10 класс)...

Методическая разработка на практическое занятие по теме "Легкая атлетика" занятию "Обучение технике бега на короткие дистанции"

Методическая разработка подготовлена для подготовки преподавателя физической культуры к проведению занятий по разделу "Легкая атлетика"...