Практическое занятие по теме Операции над множествами
учебно-методическое пособие по математике (11 класс) на тему
Методическое пособие для обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 122.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическое занятие
ОПЕРАЦИИ НАД МНОЖЕСТВАМИ
Цель практического занятия: научиться выполнять операции дополнения, пересечения, объединения, разности, симметрической разности над множествами.
- Краткие теоретические сведения
Операции над множествами
1. Пересечением множеств А и В называется множество, состоящее их всех тех и только тех элементов, которые принадлежат множествам А и В одновременно (обозначается: А∩В). Используя характеристическое свойство, данное определение можно записать следующим образом:
А∩В= {x ⎪x∈A и x∈B}={x ⎪ x∈A ∧ x∈B}.
Графическая иллюстрация пересечения двух множеств приведена на рис 1.
рис.1
2. Объединением двух множеств А и В называется такое множество, которое состоит из всех тех элементов, которые принадлежат хотя бы одному из множеств А или В (обозначается: А∪В). Данное определение можно записать с помощью характеристического свойства:
А ∪ В={x⎪ x∈A или x∈B}.
Графическая иллюстрация объединения двух множеств показана на рис. 2.
рис. 2
Отметим некоторые очевидные свойства операции объединения двух множеств:
А∪А=А, А∪∅=А, А∪U=U.
Замечание1.
Если А1, А2,…, Аn – несколько множеств, то аналогично тому, как это делалось для двух множеств, определяется их пересечение, т.е. составляется множество, представляющее их общую часть:
Р= А1∩ А2∩…∩ Аn={x ⎪ x∈∀ Ai, i=},
Замечание 2.
Если А1, А2,…, Аn – несколько множеств, то аналогично тому, как это делалось для двух множеств, определяется их объединение – составляется множество, состоящее из элементов, которые принадлежат хотя бы одному их них:
C= A1∪A2∪…∪An={x ⎪ x∈A1 или x∈A2 или …или x∈An}.
Замечание 3.
Если в выражении есть знаки ∪ и ∩ и нет скобок, то сначала выполняется операция пересечения, а потом – операция объединения (аналог сложению и умножению в арифметике).
3. Разностью двух множеств А и В называется множество, состоящее из всех тех и только тех элементов, которые принадлежат множеству А и не принадлежат множеству В (обозначается: А В). С помощью характеристического свойства данное определение запишется следующим образом:
A B={x ⎪ x∈A и x∉B} (8)
рис. 3
4. Симметрической разностью двух множеств А и В называется множество, определенное характеристическом свойством:
Графическая иллюстрация симметрической разности двух множеств показана на рис. 4.
рис. 4
5. Пусть А – некоторое множество, являющееся частью универсального (основного) множества U. Дополнением множества А называется множество, состоящее из всех тех и только тех элементов их множества U, которые не принадлежат А. Его обозначают .
Это определение может быть записано в виде:
= {x ⎪ x∉A}. (10)
Графически дополнение изображено соответственно, на которых дополнения заштрихованы.
- Выполните задание в соответствии с номером варианта:
- Осуществить операции над множествами:
Вариант | Множество A | Множество B | Множество U |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 |
- Заданы множества A, B, C, U.
Найти множества: , , , , , , , , , .
Вариант | Множество A | Множество B | Множество С | Множество U |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 |
- Решение типовых примеров:
Осуществить операции над множествами E1={2; 4; 6} и E2={6; 8; 10}, если U={2; 4; 6; 8; 10}.
={6},
= {2; 4; 6; 8; 10},
={2; 4},
{8;10},
={2; 4; 8; 10},
{8;10},
={2; 4},
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/06/picture-30547.jpg)
Урок - практическое занятие по теме "Постороение и чтение графиков линейных функций"
Данная работа представляет собой методическую разработку урока или внеклассного мероприятия по математике в рамках предметных недель. Тема занятия «Построение и чтение графика линейной функции». Заня...
Задание в тестовой форме для практического занятия на тему "Инфаркт миокарда"
Задание в тестовой форме предназначено для итогового контроля знаний на практическом занятии на тему "Инфаркт миокарда"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/23/picture-76294-1406144480.jpg)
Практические занятия по теме: "Теория вероятностей и математическая статистика"
Материал методической разработки может быть использован студентамиили учащимися, интересующиеся Математической статистикой, при отраб...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/05/picture-117086-1349433678.jpg)
Практическое занятие по теме "Работа с мультимедиа"
В данном материале содержится необходимая информация для проведения практического занятия по теме "Работа с мультимедийными данными. Разработка приложения "Мутимедийный проигрыватель". В материале сод...
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/30/picture-16821.gif)
Самостоятельная работа по теме "Операции над множествами" (10 класс)
Самостоятельная работа по теме "Операции над множествами" (10 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/24/picture-1438031-1669303103.png)
Методическая разработка на практическое занятие по теме "Легкая атлетика" занятию "Обучение технике бега на короткие дистанции"
Методическая разработка подготовлена для подготовки преподавателя физической культуры к проведению занятий по разделу "Легкая атлетика"...