Игра "Математическая охота"
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Данилова Галина Лазаревна

Игра по математике для 6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Данилова Галина Лазаревна

Игра "Математическая охота'

Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. В числе основных его задач - приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории, воспитание культуры межнациональных отношений.

Реализация национально-регионального компонента на уроках математики представляется достаточно сложной. Но можно внедрить его в интегрированных уроках и во внеклассной работе.

Вниманию коллег предлагаю некоторые методические разработки, вынесенные мною из личного опыта. Специфика нашей школы состоит в том, что она является национальной школой, где изучают бурятский язык, представители которого по настоящее время заняты в таких традиционных промыслах, как охота, рыбалка .Учет данных особенностей местного региона стал основой создания игр “Математическая охота” и “Математическая рыбалка”, которые используются как в урочной, так и во внеклассной работе.

Как известно, игра подразумевает состязание между двумя или более противоборствующими сторонами, поэтому наши игры можно проводить между несколькими игроками или двумя-тремя командами. Задания игр составляются так, чтобы они соответствовали конкретному классу, возможностям учащихся.

Все этапы игр сопровождаются рассказом учителя и сообщениями учащихся об истории бурятского народа с обращением к фольклорным текстам, трудам ученых-исследователей. Основные темы игр - способы и виды охоты и рыбной ловли, приготовление блюд, священные тотемные животные, празднества, посвященные рыболовству, охоте. Наряду с решениями различных задач, устных упражнений, подбираются различные вопросы, задачи на развитие глазомера, памяти, внимания. Игры предполагают использование знаний учащихся по бурятскому языку, демонстрацию макетов или рисунков.

В предлагаемой здесь игре выделены следующие этапы, прослеживающие зимне-весенние виды охоты бурятов.

  1. Выезд на место охоты.
  2. Ловля на капканах лис; соболей, белок,
  3. Ловля на петлях зайцев.
  4. Охота на сохатого.
  5. Отстрел глухарей.
  6. Ночлег охотника.
  7. Подведение итогов. Присвоение Мэргэн ангуушан(лучший охотник) - лучшему охотнику-математику.

В игре “Рыбалка” использованы основные виды занятий осеннего рыболовства:

  1. “Собираемся на рыбалку”. - Разминка.
  2. “Готовим сети”.-Лабиринт.
  3. “Какая рыба попадет в сети?” - Кроссворды с ключевыми словами.
  4. “Глаз - алмаз”. - Игра со зрителями.
  5. “Разделывание рыбы”. - Геометрический конкурс.
  6. “Готовим запасы на зиму”. - Веселые задачи.

На доске вывешивается плакат-фотография охотника с настенного календаря с надписью “Математическая охота”, записываются этапы игры.

. Вывешивается счет для жюри:

  1. Вертолет - 60, буран - 40, лыжи - 10.
  2. Лиса - 20, соболь - 15, песец - 10, белка - 5.
  3. Заяц - 5.
  4. Сохатый - 60.
  5. Глухарь.
  6. Избушка - 100, палатка - 60, костер - 20.

Сообщение Сайн-байна, здравствуйте! Вы знаете о народе буряты?

У всех монгольских народов, в состав которых входят и буряты, была общая культура. Основная масса этноса сосретодочена в Республике Бурятия, Усть- Ордынском, Агинском округах и в десятках районов Иркутской и Читинской областей.

Буряты сдержаны, выносливы и немногословны, не зря бытует пословица: «Эрэ .хУнэй досоо эмэлтэ хазаарта багтаха». «в душе мужчины может вместиться оседланный конь»

Начинаем игру “Математическая охота”.

1. Выезд на место охоты.

Сообщение. Охота - важнейшая традиционная деятельность бурят, один из источников жизни таежных людей, неотъемлемой частью культуры которых являются охотничьи обычаи и обряды.

Выход на весенний промысел обставляли как праздник. Между двумя деревьями водружали перекладину и вешали на нее дары духу - Хозяину земли: шкурки белок, зайцев, лисиц. Перекладину украшали разноцветными лоскутками и


лентами, крашеными волосами. Со всем снаряжением на лыжах проходили под этой перекладиной как под аркой и покидали селение.

Устные упражнения.

  1. Дайте определение понятию “процент”.
  2. Найдите 1% от 1000 рублей.
  3. Чему равен 1% от зарплаты 3000 рублей, перечисляемый в пенсионный фонд?
  4. Найдите подоходный налог 12% от зарплаты 4000 рублей.
  5. Чему равен 50% от 70 шкур сданной пушнины?
  6. Найдите всю добычу охотника, если его 5% составляют 10 шкур.
  7. Сколько соболей поймал охотник, если он сдал 60 шкурок, что составило 25% всей добычи?

Подсчитываются количество баллов.

. 1 место - вылет на вертолете (перед игроком ставится макет вертолета или рисунок).


2 место - выезд на буране (перед игроком ставится макет бурана или рисунок).

• 3 место - отъезд на лыжах-сана (макет лыж или рисунок).

  1. Ловля на капканах лис, соболей, белок, песца.

Сообщение. До прихода русских на бурятские земли основной охотой была охота на диких оленей и сохатых. В связи с тем, что буряты обкладывались ясачным сбором (данью) русскими служивыми людьми, стал развиваться пушной промысел. В начале платили ясак соболями, которых ловили на пасти-ловушки -

шашии. К концу XVII века в Иркутск вывозилось до 80 тысяч собольих шкурок. Уже к концу XVIII века соболь был почти истреблен в нашем округе, об этом свидетельствуют такие данные, что в конце XIX века было вывезено в Иркутск на ярмарку только 5 соболей по цене 30 рублей.

Пасти-ловушки использовались и для ловли более мелких зверей. На лису, песцов ставили пасть-срубы, их ставили на медведя и на росомаху. Эти снаряды располагали через определенные промежутки в основном по берегам рек, висок, проток и осматривали 2 раза в год: зимой и летом.

Преимущество пасти перед капканом - не заметает снегом в течение длительного времени, и не портится шкура убитого зверя. Эта ловушка используется и в наше время. Но все же пасть как орудие для лова пушных зверей сдает свои позиции, так как везде заменяется капканом.

Задачи-“капканы ”.

(ЛИСА) Охотник прошел 3 км за полчаса. За сколько часов пройдет 60 км этот охотник?

(СОБОЛЬ-1) Голодный охотник съедает за 9 мин 3 сушеные рыбы). Сытый охотник тратит на такое же количество рыбы 15 мин. На сколько минут быстрее управляется с одной рыбой голодный охотник?

(СОБОЛЬ-2) Один охотник добыл в три раза больше соболей, чем второй. Сколько соболей у второго охотника, если у них 48 соболей?


(БЕЛКА-1) Белка пробежала 4 часа со скоростью 6 км в час. За какое время пробежит собака это же расстояние со скоростью 12 км в час?

(БЕЛКА-2) У одного охотника было 57 патронов, а у второго - в 3 раза меньше. На сколько патронов больше у первого охотника?

(БЕЛКА-3) Один охотник поймал 24 белки, а второй - в 4 раза больше. Сколько

белок поймали оба охотника?

3. Ловля на петлях зайцев.

Сообщение. Заяц-шандаган является тотемным животным, то есть первопредком бурят.Тотемные животные живут вместе с людьми, ведут себя как люди.

Послушайте сказку о хитром зайце из повести Г.А.Дьячкова “Казбек”.

“Жил-был заяц у старика со старухой. Особенный был заяц, хитроумный, заменял им сына. Пришла холодная и длинная зима. Рыба кончилась, нечего стало есть старикам. Вот и говорит старичок старухе: “Кончилась нельма, чир, съели последнего чебака, хоть и жалко зайчишку, давай-ка, съедим его завтра, а пока пусть поиграет”. Утирает старуха слезы и говорит: “Что ж, ты - хозяин, тебе видней”. А заяц все понимает. Легли старик со старухой спать. Заяц надевает дедовскую шапку и рукавицы, встает на лыжи и идет в лес. А на небе бог зажег высокие облака , да и лесу от снега светло. Видит заяц - дикий олень стоит по грудь в снегу, до самой земли копытом снег раскопал и ягель ест. Почуял олень чужой запах и увидел, как кто- то маленький скользит по лесу в огромной шапке из оленя и в рукавицах оленьих. Помчался, что есть духу, но разве есть кто быстрее зайца? Да снег глубокий. Заяц бежит следом за оленем и нарочно направляет его туда, где глубже. Часа два гонял и пригнал его, еле живого, к жилищу стариков. Встал олень перед домом, а дальше ноги отказываются идти. Подбежал зайчик к нему и в самое ухо как крикнет: “Ха!” У оленя от страха сердце и разорвалось. Ведь от бега оно становится огромным, так и хочет вырваться из груди и убежать. Просыпаются утром старик со старухой. Старик начинает точить нож, старуху посылает снега в котел набрать, а сам посматривает на зайца. Тут вбегает старуха и кричит: “Погоди, старик, бог земли нам оленя прислал...”


(БЕЛКА-1) Белка пробежала 4 часа со скоростью б км в час. За какое время пробежит собака это же расстояние со скоростью 12 км в час?

(БЕЛКА-2) У одного охотника было 57 патронов, а у второго - в 3 раза меньше. На сколько патронов больше у первого охотника?

(БЕЛКА-3) Один охотник поймал 24 белки, а второй - в 4 раза больше. Сколько

белок поймали оба охотника?

о.        3. Ловля на петлях зайцев.

Сообщение. Заяц -шандаган является тотемным животным, то есть первопредком бурят.Тотемные животные живут вместе с людьми, ведут себя как люди.

Послушайте сказку о хитром зайце из повести Г.А.Дьячкова “Казбек”.

“Жил-был заяц у старика со старухой. Особенный был заяц, хитроумный, заменял им сына. Пришла холодная и длинная зима. Рыба кончилась, нечего стало есть старикам. Вот и говорит старичок старухе: “Кончилась нельма, чир, съели последнего чебака, хоть и жалко зайчишку, давай-ка, съедим его завтра, а пока пусть поиграет”. Утирает старуха слезы и говорит: “Что ж, ты - хозяин, тебе видней”. А заяц все понимает. Легли старик со старухой спать. Заяц надевает дедовскую шапку и рукавицы, встает на лыжи и идет в лес. А на небе бог зажег высокие облака , да и лесу от снега светло. Видит заяц - дикий олень стоит по грудь в снегу, до самой земли копытом снег раскопал и ягель ест. Почуял олень чужой запах и увидел, как кто- то маленький скользит по лесу в огромной шапке из оленя и в рукавицах оленьих. Помчался, что есть духу, но разве есть кто быстрее зайца? Да снег глубокий. Заяц бежит следом за оленем и нарочно направляет его туда, где глубже. Часа два гонял и пригнал его, еле живого, к жилищу стариков. Встал олень перед домом, а дальше ноги отказываются идти. Подбежал зайчик к нему и в самое ухо как крикнет: “Ха!” У оленя от страха сердце и разорвалось. Ведь от бега оно становится огромным, так и хочет вырваться из груди и убежать. Просыпаются утром старик со старухой. Старик начинает точить нож, старуху посылает снега в котел набрать, а сам посматривает на зайца. Тут вбегает старуха и кричит: “Погоди, старик, бог земли нам оленя прислал...”


Вопросы - “петли на зайцев”.

  1. Один охотник стрелял сразу в двух зайцев и промазал. Первый заяц весил 6 кг, а второй - в два раза больше. Спрашивается: сколько кг зайчатины убежало от охотника?
  2. Четверо охотников играли в домино четыре часа. Сколько часов играл каждый из них?
  3. Разделите сто на половину.
  4. 5 зайцев по-бурятски.
  5. Перед выездом охотник залил в бензобак бурана 28 литров бензина. Во время остановки оказалось, что осталось 1/4 бензобака. Сколько

литров бензина израсходовано?

  1. За 20 патронов заплатили 200 рублей. Сколько патронов можно купить на 1000 рублей?
  1. Охота на сохатого (лося).

Сообщение.Лось-сохатый считался священным животным. С этим верованием связаны многие охотничьи обряды и обычаи. Например, разделывать убитого лося должны были только замужние женщины. По преданию, девушка, открывшая голову лося, могла оскорбить духа животного. И тогда все сохатые уходили с этого места. И род мог погибнуть от голода.

Лось был поклоняемым животным. Он давал еду и одежду.

Задача “Лось”.

У охотника полведра дроби. Вес этой дроби 40 кг. Вес каждой дробинки 1/2 грамма. Сколько дроби было у охотника?

Правильно решивший эту задачу “убивает сохатого”.

  1. Отстрел глухарей.

Этот этап игры можно провести как игру со зрителями. На глаз нужно определить:

  1. длину свечки,
  2. длину карандаша,
  3. толщину тетради,
  4. вес глухаря или куропатки (при наличии, настоящей).

Сообщение. Одним из основных орудий на мелких животных и птиц являлся лук с разнообразным набором стрел. Это стрелы с тупыми наконечниками и с развильчитыми.

  1. “Ночлег охотника”.

Сообщение. Буряты-промысловики, занятые в традиционных промыслах и сезонно ведущие полукочевой образ жизни, главным божеством земли почитали Хозяина земли - “Газарай эзэн ”. Это мощный покровитель животных, охоты и охотников. В.И.Иохельсон называл Хозяина земли (Газарай эзэн) вместе с Хозяином пресной воды (УИанай эзэн) и Хозяином моря (Далайн эзэн) тремя главными Хозяевами видимой природы. Основными функциями Хозяина земли являлась забота о благополучии и численности стад диких животных, распределении промысловых животных по охотничьим угодьям и между отдельными охотниками. Газарай эзэн мог наградить охотника или наказать за нарушение норм и законов.

О необходимости бережного отношения человека к земле говорит устное народное творчество бурят. Согласно одному из мифов, Бог, раздавая ум животным, человеку большой ум дал: “Человек должен землю охранять, смотреть, в порядок приводить... после на земле будет все видеть, устраивать, охранять и так ходить”.

Задачи.

  1. Площадь Иркутской области составляет 1/8 часть площади России. Найдите площадь России, если площадь Иркутской области 3103,2 тыс.кв.км.
  2. Из 6000 рублей охотник потратит 40% на продукты, 52% на бочку бензина. Сколько денег останется у него после этих затрат?
  3. Скорость бурана в 7 раз больше скорости охотника. Охотник проехал на

буране 4 часа 30 минут со скоростью 35 км в час. Дальше он прошел пешком 2 часа 15 минут и дошел до избушки. Какое расстояние проделал охотник до избушки?

За правильное решение:

• 3-х задач - "ночлег в избушке” (перед игроком выставляется макет избушки или рисунок),

• 2-х задач - “в палатке” (макет палатки или рисунок),

1 задачи -.“у костра” (макет костра или рисунок).

Если все игроки решат 3 задачи правильно, то все “ночуют в избушке”.

  1. Подведение итогов.

Сообщение. “Под аркой впереди на лыжах отправляются все мужчины, владеющие луком, имея во главе старика - тонбэйэ шоромо, т.е. старейшину рода. За ним шел Мэргэн-ангуушан- главный охотник-промысловик, сзади рядовые люди. Найдя след лося или оленя, старик “гонит” след. За ним следуют другие. Мэргэн-ангуушан не торопится, он разминает ноги, расправляет и прочищает лыжи.

Но вот старик устает и пропускает Мэргэн-ангуушан

и остальную молодежь, из которой в этих экскурсиях вырабатываются будущие промышленники. Но Мэргэн-ангуушан со всем сердцем побежал, опередил всех, нашел зверя и убил его, и все остальные люди застают его уже с убитым зверем ’’-так писал В.Й.Иохельсон в своей работе .

Объявляется итог игр. Лучшему игроку присуждается звание-Мэргэн-ангуушан- лучший- рхотник-математик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-работа: "Павловские охоты"

Любимые занятия павловчан- это выращивание лимонов и разведение канареек...

Интеллектуальная игра экологического содержания "Большая охота".

Тематика  игры - животные и птицы. Участие в игре требует опреде­ленной подготовки детей. Ответы на вопросы третьего, четвертого геймов дети смогут найти в соответствующем томе Детской энцик­лопе...

Мастер-класс Брейн-ринг «Большая охота»

Презентация о истории создания красной книги и занесенных в неё животных....

Лесное хозяйство. Охота

Отраслевой состав животноводства и распространение...

конспект и презентация к уроку "Тихая охота"

Презентация и конспект урока в познавательной форме позволяет учащимся повторить материал по теме:"Грибы"...

Охота к перемене мест... О некоторых демографических мотивах поэзии А.С. Пушкина

 Охота к перемене мест...  О некоторых демографических мотивах поэзии А.С. ПушкинаРабота представляет собой опыт отображения демографических мотивов в поэзии А.С. ПушкинаДля учителеле...