Рабочая программа по математике для 5 класса
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Бахтигараева Илюза Ильдаровна

Рабочая программа по изобразительному искусству для V класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и  ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ.(по учебнику С.М.Никольского)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klass.docx90.66 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметная область:

Математика  и информатика

Предмет:

Математика

Класс:

Название программы:

Математика 5-6 классы

Автор(ы) программы:

Математика 5 класс: /С.М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин – Изд. 12-е. – М.: Просвещение, 2017г.

Место публикации:

Математика 5 класс: /С.М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин – Изд. 12-е. – М.: Просвещение, 2017г.

Разработчик программы:

Корякина Оксана Викторовна

Количество часов в неделю:

5

Количество часов в год:

175

Год реализации:

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовое обеспечение

Данная рабочая программа разработана на основе документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный компонент Государственных образовательных стандартов основного общего образования (утвержден Министерством образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089) в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427
  3. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897)
  4. Примерные образовательные программы основного общего образования по предмету.
  5. Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 31.03.2014 №253)
  6. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОКШ № 4» (утверждена приказом от 29.08.2014 № 405)
  7. Положение «О разработке и утверждении рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов» (утверждено приказом от 30.05.2013 № 242)

Цели и задачи предмета с учетом специфики
МБОУ «СОКШ №» 4»

Обучение математике в школе направлено на достижение следующих целей:

В направлении личностного развития: 

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной личности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов;
  • воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

В метепредметном направлении:

  • формирование представлений о математике как части общественной культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования.

В предметном направлении:

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе, изучение смежных дисциплин, применений в повседневной жизни;
  • создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Содержание рабочей программы отвечает миссии

МБОУ «СОКШ №4»:

наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить   формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России.

            В системе кадетского образования на уроках математики учителя рассказывают о применении математики на военной службе, о том, что глубокие знания точных наук необходимы для овладения основами военной техники, военного искусства, многими профессиями, нужными в армии.  Решая прикладные задачи, кадеты более глубоко усваивают теоретические вопросы, у них появляется представление о взаимосвязи математики с различными науками. Решение прикладных задач способствует развитию логического мышления, умения кратко, ясно и последовательно выражать свои мысли, принимать оптимальные решения в сложной ситуации. В программу в качестве упражнений и текстов включены  практические задания военно-прикладной тематики. В качестве материала для устных и письменных  вычислений включены практико-ориентированные задачи (подсчет военной техники, составление меню для военнослужащих и тд);

       Место учебного предмета в учебном плане

   Соответственно действующему учебному плану рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 5 – х классах: базовый уровень обучения в объеме 175 часов, в неделю - 5 часов.

Изучение математики в 5 классе основной школы направлено на достижение следующих целей:

 1) в направлении личностного развития

 • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

 • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

 • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

 • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

 • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

 2) в метапредметном направлении

 • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

 • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

 • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности

3) в предметном направлении

 • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

 • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Формы контроля знаний: контрольные, диагностические, самостоятельные работы, тесты, проекты.

В том числе проведение:

  • контрольных работ – 8 учебных часов;
  • самостоятельных работ – 22 учебных часов;
  • практических работ -  140 учебных часа.

С учетом уровневой специфики 5 класса выстроена система учебных занятий. В преподавании предмета планируется использовать следующие педагогические технологии:

  • технология развивающего обучения;
  • технология обучения на основе решения задач;
  • технология полного обучения;
  • технология проблемного обучения.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Домашние задания могут изменяться в зависимости от усвоения материала, темпа работы обучающихся на уроке. Домашнее задание предполагает не только выполнение тренировочных упражнений, но и другие формы: домашние контрольные работы, творческие работы в виде сообщений, презентаций, выполнение практических и исследовательских заданий, проектных заданий.

В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

Резервное время выделено для коррекции усвоения материала наиболее трудных для учащихся тем и проведения диагностических работ

Общая характеристика учебного предмета

Характеристика содержания основного общего образования по математике

Содержание математического образования применительно к основной школе в 5 классе представлено в виде следующих содержательных разделов:

  • арифметика;
  •  алгебра;
  • вероятность и статистика;
  •  геометрия.

      Натуральные числа. Десятичная система счисления. Арифметические действия над натуральными числами. Устный счет. Прикидка и оценка результатов вычислений. Степени  числа.

Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком.

Обыкновенные дроби, операции над ними. Свойства числовых равенств и неравенств.

Решение текстовых задач арифметическим способом.

Измерение величин. Метрические системы единиц. Измерение отрезков.

Геометрические фигуры на плоскости и в пространстве. Отрезок, прямая,  угол, треугольники, четырехугольники, многоугольники, окружность, шар и сфера.

Геометрические величины и измерения.  Длина  отрезка. Градусная мера  угла. Понятие площади и объема.  Основные формулы для вычисления площадей и объемов.

Наряду с этим в содержание основного общего образования включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математического образования на данной ступени обучения. При этом первая линия – «Логика и множества» – служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая – «Математика в историческом развитии» – способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.

Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе. Завершение числовой линии (систематизация сведений о действительных числах, о комплексных числах), так же, как и более сложные вопросы арифметики (алгоритм Евклида, основная теорема арифметики), отнесено к ступени общего среднего (полного) образования.

В 5 классе реализуются линии «Арифметика», и «Геометрия» на наглядном уровне.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  Математическое образование играет важную роль как в практической, так и духовной жизни общества практическая сторона связана с формированием способов деятельности, духовная – с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.

Конкретные математические знания помогают понимать принципы устройства и использования техники, восприятие социальной, экономической, политической информации. Расчеты, применение нужных формул, геометрические измерения, чтение информации в виде таблиц и диаграмм помогают в жизненных ситуациях.

Базовая математическая подготовка дает возможность стать образованным современным человеком, получить более высокий уровень образования в областях, связанных с применением математики (физика, химия, техника, финансы, информатика, биология и т.д.)

Для жизни важным является формирование математического стиля мышления. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитанию действовать по заданному алгоритму и созданию новых алгоритмов.

Обучение математике дает возможность развивать точную, экономическую, и информативную речь.

Математическое образование вносит вклад в формирование общей культуры человека, которое проявляется в знакомстве с методами познания действительности, представлениями о предмете и методах математики, его отличии от методов естественных и гуманитарных наук.

Изучение математики способствует эстетическом развитию человека, пониманию красоты и изяществу математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

История математического развития дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьника. Знания об истории великих математических открытий, о великих людях, творивших науку должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта

- обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;

-установление требований к воспитанию и социализации, обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечиванию специализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

- обеспечивание эффективных сочетаний урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех её участников;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе для одарённых детей;

- организация индивидуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается через методический аппарат учебников и учебно-методических пособий комплекта.

Методический аппарат учебников «Математика. 5 класс», выстроен в соответствии с требованиями психологической теории деятельности, в его основу положен принцип предметной деятельности учащихся в обучении. Так, введение нового материала в учебниках начинается с учебно-познавательных заданий (они в учебнике обозначены буквой У). В каждом случае последовательность этих заданий (задач, вопросов) представляет собой систему, и их выполнение дает учащимся возможность самостоятельно или с минимальной помощью учителя открыть новое для себя теоретическое знание, т.е. совершить субъективное открытие.

Среди заданий, способствующих развитию универсальных учебных действий, имеются задания, цель которых – формирование умений давать определения понятиям.

Формирование умения построения умозаключений осуществляется на протяжении всего курса обучения математике: при анализе условия и обосновании решения текстовых задач, при решении задач на применение правил или формул и т.д.

Формирование убеждённости в необходимости проведения доказательных рассуждений реализовывается как на алгебраическом, так и на геометрическом материале

Формирование регулятивных УУД, таких, как целеполагание, самостоятельное планирование и осуществление учебной деятельности, обеспечивается, в частности, возможностью выбора индивидуальной траектории обучения, чему способствует наличие в учебниках в системах задач и упражнений заданий разного уровня сложности

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий обеспечивается:

1) наличием мультимедийных приложений к учебникам на компакт-диске (в учебниках ссылки на задания, расположенные на компакт-диске, отмечены специальным значком);

2) наличием заданий для осуществления проектной деятельности учащихся (формулировки тем для организации проектной деятельности даются в конце учебника).

Формированию ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их личностные позиции, социальные компетенции, основы гражданской идентичности, способствуют материалы для организации уроков итогового повторения (в форме игры-путешествия)

Домашние задания включают тренировочные упражнения, мини-исследования, проекты и домашние контрольные работы.

Содержание учебного предмета

В данном курсе математики выделяются несколько содержательных линий.

  1.  «Натуральные числа» основывается на повторении основных понятий математики из курса начальной школы, на формировании представлений о целостности и непрерывности курса математики начальной школыВводит понятие числового выражения, буквенного выражения и его числового значения. Закрепляет и развивает навыки сложения, вычитания, умножения и деления натуральных чисел. Продолжает формирование представлений о прямой, отрезке, ломанной, луче, прямоугольнике. Формирует умение сравнивать отрезки, находить длины отрезков, составлять формулы по условию задачи.
  2.   «Измерение величин» включает в себя формирование представлений о развернутом угле, о биссектрисе угла, о геометрической фигуре треугольник, четырехугольник, круг, окружность, сфера, шар. Формирует представление о прямоугольном параллелепипеде, о площади поверхности, об объеме. Отрабатывает умение построения развертки прямоугольного параллелепипеда, и нахождения объема прямоугольного параллелепипеда и   решение задач на построение треугольника с помощью циркуля и линейки .  
  3. Следующая тема курса «Свойства делимости», которая формирует умения выполнять деление и умножение чисел, находить наименьшее общее кратное, наибольший общий делитель. Формирует умения применять признаки делимости  на 2,3,5,9,10 при нахождении НОД и НОК.
  4. Последняя тема курса «Обыкновенные дроби» продолжает формирование представлений об обыкновенных дробях, правильных дробях, о неправильных дробях, о смешанных числах. Закрепляет и развивает навыки   сложения и вычитания обыкновенных дробей и смешанных чисел, умножением и делением обыкновенных дробей на натуральное число, применение основного свойства дроби для сокращения дробей и приведения к новому знаменателю.  

 

Рабочая программа составлена с учетом сформированности мотивационной, интеллектуальной и волевой сфер индивидуальности обучающихся, их образовательных потребностей. Учащиеся 5 класса готовы использовать ранее полученные знания, умения и навыки в реальной жизни для решения практических задач.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Выпускник научится в 5 классе (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)

  • Оперировать на базовом уровне[1] понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
  • задавать множества перечислением их элементов;
  • находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • распознавать логически некорректные высказывания.

Числа

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, обыкновенная дробь, смешанное число;
  • использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений;
  • использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач;
  • выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;
  • сравнивать рациональные числа.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
  • выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
  • составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.

Статистика и теория вероятностей

  • Представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
  • читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.

Текстовые задачи

  • Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
  • строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
  • осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
  • составлять план решения задачи;
  • выделять этапы решения задачи;
  • интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
  • знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
  • решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
  • решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
  • решать несложные логические задачи методом рассуждений.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку)

Наглядная геометрия

Геометрические фигуры

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
  • В повседневной жизни и при изучении других предметов:
  • решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.

Измерения и вычисления

  • выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
  • вычислять площади прямоугольников.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников;
  • выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.

История математики

  • описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения данного курса программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  1. ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  3. умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;        
  4. первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  5. критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  6. креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
  7. умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  8. формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

  1. способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  2. умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
  3. способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  4. умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  1. умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  2. развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  3. формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  4. первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
  5. развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  1. умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  2. умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  3. умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
  4. понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  5. умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  6. способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

Познавательные

1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;

  1. владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
  2. умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
  3. умения пользоваться изученными математическими формулами;
  4. знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
  5. умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

Коммуникативные УУД:

 • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

 • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

 • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

 • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

 • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.

• Выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание чисел и умножение однозначных чисел, однозначного на двузначное число, деление на однозначное число, сложение и вычитание обыкновенных дробей с однозначными числителями и знаменателями; умножение и деление обыкновенной дроби с однозначным числителем и знаменателем на натуральное число;

 • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять натуральное число в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную – в натуральное число;

 • находить значения числовых выражений, содержащих целые числа , обыкновенные  дроби и смешанные числа;

• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; переводить одни единицы измерения в другие;

 • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 • решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;

 • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

 • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальны-

ми свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

 • Переводить условия задачи на математический язык;

 • использовать методы работы с простейшими математическими моделями;

 • осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

 • изображать числа точками на координатном луче;

 • определять координаты точки на координатном луче;

 • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

 • решать текстовые задачи алгебраическим методом.

• выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами.

• Пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

 • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

 • изображать геометрические фигуры, распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела,

изображать их;

 • в простейших случаях строить развертки пространственных тел;

 • вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур (тел) по формулам.

• решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

 • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Предметная область «Вероятность и статистика»

 • Иметь представление о достоверном, невозможном и случайном событии;

 • решать простейшие комбинаторные задачи перебором вариантов; методом построения дерева возможных вариантов

Представлять данные в виде таблиц, диаграмм, читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы.

Тематическое планирование

уро-

ка

Тема раздела, урока

Коли-

чество часов

Сроки

изучения

 учебного материала

Элементы содержания урока

Основные виды учебной деятельности

Формы контроля

Натуральные числа и нуль(46 часов)

1.

Ряд натуральных чисел.

1

Натуральные числа, натуральный ряд чисел, первое число натурального ряда, предшествующее и последующее числа

Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать числа, сравнивать и упорядочивать их. Выполнять вычисления с натуральными числами; вычислять значения степеней. Формулировать законы арифметических действий; записывать их с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения; применять их для рационализации вычислений. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать ситуацию с помощью реальных предметов, схем, рисунков;  строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Уметь решать задачи на понимание отношений «меньше на…», «больше на…», «меньше в…», «больше в…»; а также понимание стандартных ситуаций, в которых используются слова «всего», «осталось» и т.п.; типовые задачи «на части», на нахождение двух чисел по их сумме и разности. Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в измененных условиях. Контролировать и оценивать свою работу и ее результат

Тест 1.

2.

Десятичная система записи натуральных чисел.

1

Десятичная система записи чисел, цифры, десятичная система  счисления, однозначное число, многозначное число, классы чисел, класс единиц, класс тысяч, класс миллионов, класс миллиардов, запись натурального числа в виде суммы разрядных слагаемых.

3.

Десятичная система записи натуральных чисел.

1

 Тест 2.

4.

Сравнение натуральных чисел.

1

Сравнение натуральных чисел. Целые положительные числа. Знак «больше», знак «меньше», положительное число, целое положительное число, ряд неотрицательных целых чисел.

Тест 3

5.

Сравнение натуральных чисел.

1

С-1

6.

Сложение. Законы сложения

1

Сумма чисел. Законы сложения (переместительный, сочетательный).

7.

Сложение. Законы сложения

1

8

Сложение. Законы сложения

1

Тест 4.

9.

Вычитание.

1

Разность, уменьшаемое, вычитаемое, больше или равно, меньше или равно

10.

Вычитание.

1

11.

Вычитание.

1

Тест 5.

12.

Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания.

1

Число, больше или меньше данного на несколько единиц, ответы на вопросы: на сколько меньше? на сколько больше? сколько всего? сколько осталось?

13.

Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания.

1

Тест 6.

14.

Умножение. Законы умножения.

1

Произведение чисел, множители, переместительный закон умножения, сочетательный закон умножения, заключение множителей в скобки

15.

Умножение. Законы умножения.

1

16.

Умножение. Законы умножения.

1

Тест 7.

17.

Распределительный закон.

1

Распределительный закон, раскрытие скобок, вынесение общего множителя за скобки

18.

Распределительный закон.

1

Тест 8

19.

Сложение и вычитание чисел столбиком.

1

Таблица сложения, сложение и вычитание по разрядам

С-2

20.

Сложение и вычитание чисел столбиком.

1

Тест 9.

21.

Сложение и вычитание чисел столбиком.

1

22.

Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа».

1

К-1.

23.

Умножение чисел столбиком.

1

Таблица умножения.  Правило умножения столбиком. Использование законов умножения для рационализации вычислений.

24.

Умножение чисел столбиком.

1

Тест 10

25.

Умножение чисел столбиком.

1

26.

Степень с натуральным показателем

1

Произведение одинаковых чисел, степень числа, основание степени, показатель степени, квадрат числа, куб числа

27.

Степень с натуральным показателем

1

Тест 11.

28.

Деление нацело

1

Деление нацело, делимое, делитель, частное, деление на нуль

29.

Деление нацело

1

Тест 12

30.

Деление нацело

1

С-3

31.

Решение текстовых задач с помощью умножения и деления.

1

Число, большее или меньшее данного числа в несколько раз, ответы на вопросы: во сколько раз больше? во сколько раз меньше?

32.

Решение текстовых задач с помощью умножения и деления.

1

Тест13

33.

Задачи «на части».

1

Части некоторой величины, некоторая величина, принимаемая за одну или несколько частей

34.

Задачи «на части».

1

Тест 14

35.

Задачи «на части».

1

С-4

36.

Деление с остатком

1

Деление с остатком, неполное частное, остаток, деление углом

37.

Деление с остатком

1

Тест 15

38.

Деление с остатком

1

С- 5

39.

Числовые выражения

1

Числовое выражение, упрощение числовых выражений, правила выполнения действий

40.

Числовые выражения

1

Тест 16

41.

Контрольная работа №2.

1

К-2

42.

Нахождение двух чисел по их сумме и разности.

1

Нахождение двух чисел по их сумме и разности, решение задач

43.

Нахождение двух чисел по их сумме и разности.

1

Тест17

44.

Нахождение двух чисел по их сумме и разности.

1

С-6

45.

Занимательные задачи.

1

46.

Занимательные задачи.

1

Измерение величин(30 часов)

47.

Прямая. Луч. Отрезок.

1

Отрезок, луч, начало луча, прямая линия, пересечение прямых, параллельные прямые, равные отрезки

Измерять с помощью линейки и сравнивать длины отрезков. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля. Выражать одни единицы измерения через другие. Представлять натуральные числа на координатном луче. Распознавать на чертежах. рисунках, окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Приводить примеры аналогов геометрических фигур в  окружающем мире. Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов. Измерять с помощью транспортира и сравнивать величины углов. Строить углы заданной величины с помощью транспортира. Выражать одни единицы измерения углов через другие. Вычислять площади квадратов и прямоугольников, объемы куба и прямоугольного параллелепипеда по формулам. Выражать одни единицы измерения площади, объема, массы, времени через другие. Решать задачи на движение, на движение по реке. Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в измененных условиях.

Контролировать и оценивать свою работу и ее результат

48.

Прямая. Луч. Отрезок.

1

Тест 18

49.

Измерение отрезков.

1

Единицы измерения длины, расстояние между точками, округление приближенного значения

50.

Измерение отрезков.

1

Тест 19

51.

Метрические единицы длины.

1

Доли метра, дециметр, сантиметр, миллиметр, километр, микроны, микромикроны.

Тест 20

52.

Метрические единицы длины.

1

С-7

53.

Представление натуральных чисел на координатном луче.

1

Координатный луч. Единичный отрезок. Координата точки.

54.

Представление натуральных чисел на координатном луче.

1

Тест 21.

55.

Контрольная работа №3.

1

К-3

56.

Окружность и круг. Сфера и шар.

1

Окружность,  круг, дуга, радиус, диаметр, свойство диаметров, формула радиуса, сфера, шар

Тест 22.

57.

Углы. Измерение углов.

1

Угол, вершина угла, стороны угла, равные углы, развернутый угол, прямой угол, острый угол, тупой угол, перпендикулярные прямые, смежные углы

58.

Углы. Измерение углов.

1

Тест 23

59.

Треугольники.

1

Треугольник. Виды треугольников.  Вершина треугольника. Углы треугольника, стороны треугольника, остроугольный треугольник, прямоугольный треугольник, тупоугольный треугольник, периметр

60.

Треугольники.

1

Тест 24

61.

Четырёхугольники.

1

Четырехугольник. Стороны, углы, вершины, периметр четырехугольника. Прямоугольник, квадрат, ромб.

Тест 25

62.

Четырёхугольники.

1

С-8

63.

Площадь прямоугольника. Единицы площади.

1

Площадь прямоугольника, квадрата. Квадратные единицы измерения.

64.

Площадь прямоугольника. Единицы площади.

1

Тест 26

65.

Прямоугольный параллелепипед.

1

Прямоугольный параллелепипед. Грани, ребра, вершины, длина, ширина, высота, развертка.

66.

Прямоугольный параллелепипед.

1

Тест 27

67.

Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы объёма.

1

Объем прямоугольного параллелепипеда, единицы измерения объема, формула объема прямоугольного параллелепипеда

Тест 28

68.

Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы объёма.

1

С-9

69.

Единицы массы.

1

Единицы массы: грамм, килограмм, тонна, центнер.

Тест 29.

70.

Единицы времени.

1

Единицы времени: сутки, год, месяц, неделя, квартал, декада.

Тест 30.

71.

Задачи на движение.

1

Путь, скорость, время, скорость удаления, скорость сближения.

Тест 31

72.

Задачи на движение.

1

С-10

73.

Задачи на движение.

1

С-11

74.

Контрольная работа №4.

1

К-4

75.

Многоугольники.

1

76.

Занимательные задачи.

1

Делимость натуральных чисел(19 часов)

77.

Свойства делимости.

1

Свойства делимости

Формулировать определения делителя и кратного, простого и составного числа, свойства и признаки делимости чисел.

Доказывать и опровергать утверждения о делимости чисел.

Классифицировать натуральные числа (четные и нечетные, по остаткам от деления на 3 и т.п.).

Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в измененных условиях.

Контролировать и оценивать свою работу и ее результат

78.

Свойства делимости.

1

Тест 32.

79.

Признаки делимости.

1

Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10

80.

Признаки делимости.

1

81.

Признаки делимости.

1

Тест 33.

82.

Простые и составные числа.

1

Простое число, составное число.

83.

Простые и составные числа.

1

Тест 34.

84.

Делители натурального числа.

1

Делитель числа, простой делитель, разложение на простые множители

85.

Делители натурального числа.

1

86.

Делители натурального числа.

1

Тест 35

87.

Наибольший общий делитель.

1

Общие делители, НОД, взаимно простые числа

88.

Наибольший общий делитель.

1

Тест 36.

89.

Наибольший общий делитель.

1

90.

Наименьшее общее кратное.

1

Общие кратные, НОК

91.

Наименьшее общее кратное.

1

Тест 37.

92.

Наименьшее общее кратное.

1

С-12

93.

Контрольная работа №5 «Делимость чисел»

1

К-5

94.

Занимательные задачи.

1

95.

Занимательные задачи.

1

Обыкновенные дроби(65 часов)

96.

Понятие дроби.

1

Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель. Дробь как результат деления натуральных чисел, доли.

Преобразовывать обыкновенные дроби с помощью основного свойства дроби.

Приводить дроби к общему знаменателю, сравнивать и упорядочивать дроби.

Выполнять вычисления с обыкновенными дробями.

Знать законы арифметических действий, уметь записывать их с помощью букв и применять их для рационализации вычислений.

Решать задачи на дроби. На все действия с дробями, на совместную работу.

Выражать с помощью дробей сантиметры в метрах, граммы в килограммах и т.п.

Выполнять вычисления со смешанными дробями.

Вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда.

Выполнять вычисления с применением дробей.

Представлять дроби на координатном луче.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в измененных условиях.

Контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Выполнять вычисления со смешанными дробями. Вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда.

Выполнять вычисления с применением дробей.

Представлять дроби на координатном луче.

Тест 38

97.

Равенство дробей.

1

Основное свойство дроби, сократимая и несократимая дробь. Равенство дробей.

98

Равенство дробей.

1

Тест 39

99

Равенство дробей.

1

100

Задачи на дроби.

1

Нахождение части числа, нахождение числа по его части

101

Задачи на дроби.

1

102

Задачи на дроби.

1

Тест 40

103

Задачи на дроби.

1

С-13

104

Приведение дробей к общему знаменателю.

1

Общий знаменатель, приведение дробей к общему знаменателю, дополнительный множитель.

105

Приведение дробей к общему знаменателю.

1

106

Приведение дробей к общему знаменателю.

1

Тест 41.

107

Приведение дробей к общему знаменателю.

1

С-14

108

Сравнение дробей.

1

Сравнение дробей с одинаковым знаменателем, сравнение дробей с единицей, правильные и неправильные дроби

109

Сравнение дробей.

1

Тест 42.

110

Сравнение дробей.

1

С-15

111

Сложение дробей.

1

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями, сложение дробей с единицей, правильные и неправильные дроби. Приведение дробей к общему знаменателю.

112

Сложение дробей.

1

113

Сложение дробей.

1

Тест 43

114

Законы сложения.

1

Переместительный закон сложения, сочетательный закон сложения

115

Законы сложения.

1

116

Законы сложения.

1

Тест 44

117

Законы сложения.

1

118

Вычитание дробей.

1

Разность дробей с одинаковыми знаменателями, разность дробей с разными знаменателями. Приведение дробей к общему знаменателю.

119

Вычитание дробей.

1

120

Вычитание дробей.

1

Тест 45.

121

Вычитание дробей.

1

С-16

122

Контрольная работа №6

1

К-6

123

Умножение дробей.

1

Произведение дробей, умножение дроби на число, взаимно обратные дроби, обратная дробь, возведение дроби в степень

124

Умножение дробей.

1

125

Умножение дробей.

1

126

Умножение дробей.

1

Тест 46

127

Законы умножения

1

Переместительный закон умножения, сочетательный закон умножения, распределительный закон умножения

128

Законы умножения

1

Тест 47

129

Деление дробей.

1

Деление дробей, деление дробей на натуральное число

130

Деление дробей.

1

131

Деление дробей.

1

Тест 48

132

Деление дробей.

1

С-17

133

Нахождение части целого и целого по его части.

1

Нахождение части целого и целого по его части

Тест 49

134

Нахождение части целого и целого по его части.

1

С-18

135

Контрольная работа №7

1

К-7

136

Задачи на совместную работу.

1

Объем работы, единицы работы

137

Задачи на совместную работу.

1

Тест 50

138

Задачи на совместную работу.

1

С-20

139

Понятие смешанной дроби.

1

Неправильные дроби, правильные дроби, смешанное число, целая часть, дробная часть, выделение целой части дроби.

140

Понятие смешанной дроби.

1

Тест 51

141

Понятие смешанной дроби.

1

С-21

142

Сложение смешанных дробей.

1

Сложение смешанных чисел с одинаковыми и разными знаменателями

143

Сложение смешанных дробей.

1

144

Сложение смешанных дробей.

1

Тест 52.

145

Вычитание смешанных дробей.

1

Вычитание смешанных чисел с одинаковыми и разными знаменателями

146

Вычитание смешанных дробей.

1

Тест 53.

147

Вычитание смешанных дробей.

1

С-22

148

Умножение и деление смешанных дробей.

1

Умножение и деление смешанных чисел, умножение и деление смешанной дроби на натуральное число

149

Умножение и деление смешанных дробей.

1

150

Умножение и деление смешанных дробей.

1

151

Умножение и деление смешанных дробей.

1

Тест 54

152

Умножение и деление смешанных дробей.

1

С-22

153

Контрольная работа № 8

1

К-8

154

Представление дробей на координатном луче.

1

Координатный луч, начало отсчета, единичный отрезок

155

Представление дробей на координатном луче.

1

Тест 55

156

Представление дробей на координатном луче.

1

157

Площадь прямоугольника. Объём прямоугольного параллелепипеда.

1

Прямоугольник, периметр, диагональ, площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, единицы измерения объема.

Тест 56

158

Площадь прямоугольника. Объём прямоугольного параллелепипеда.

1

159

Занимательные задачи.

1

160

Занимательные задачи.

1

161-

170

Повторение.

Итоговая контрольная работа №9

9

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 5 класс. Платное дополнительное образование. Математика

Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 5 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Академия математики» 6 класс. Платное дополнительное образование. Математика

 Курс «Академия математики» рассчитан на обучающихся 6 классов.  Задачи, рассматриваемые  в данной программе, играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры  учащихся...

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.

Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1)   В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по математике 5 класс (повышенный уровень, 245 часов) по учебнику Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика 5 класс

Рабочая программа учебного курса по  математике для 5М класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ.Сб. «Программы для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением ма...