урок по теме "Площадь прямоугольника" в рамках ФГОС
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Бондаренко Ольга Валентиновна

Урок изучения новых знаний составлен в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx207.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Площадь прямоугольника»

Цели урока: -обучающие: вывести правило вычисления площади прямоугольника,  знать термины «длина», «ширина», «основание», «высота», уметь вычислять площадь  прямоугольника; решать задачи разными способами; уметь работать с разными нестандартными ситуациями при нахождении площади прямоугольника.

- развивающие: развивать  умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;

 - воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты  взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости  интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта  настойчивости для достижения цели.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1.Организационный момент

Задачи: Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Чем мы занимались на прошлом уроке?

Зачем нам надо уметь находить периметр?

Сегодня мы продолжим работу с прямоугольниками

Включаются в деловой ритм урока.

Рассматривали фигуры четырехугольники, находили периметр прямоугольника, квадрата.

В строительстве, огороде и т.д.

Осознанное  и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Умение  выделять нравственный аспект поведения

2. Актуализация знаний Задачи: Актуализация опорных знаний и способов действий и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

1.  Какие фигуры изображены на доске? (слайд 1 на интерактивной доске)

Среди данных фигур найдите прямоугольники. Докажите свой выбор.

2. Можете ли вы найти похожие фигуры вокруг себя, назовите их. Что общего у всех этих названных предметов?

Чем они отличаются?

Какие размеры имеет прямоугольник?

Зная длину и ширину прямоугольника, что мы уже можем вычислить?

3. Задача: Найдите периметр своей тетради (1в) и учебника (2в) .

 Составление выражения при нахождении периметра.

(20+16)*2=72 (см)

(22+17)*2=78 (см) 

4.Сегодня мы продолжим работу с прямоугольниками.

Что мы сегодня будем находить у прямоугольника?

- Четырехугольники.

Называют номер фигуры и доказывают свой выбор: прямые углы, противоположные стороны равны.(1 ученик на доске передвигает фигуры в 2 группы)

- Окна, парта, доска, тетрадь , учебник, дверь, стенды….- Форма одинаковая.

- Размерами.

- Длину и ширину.

- Периметр.

Решают задачи на нахождение периметра.

-Площадь

Поиск и выделение необходимой информации логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка учебной задачи на основе известного.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Самоопределение

3.Целеполагание и мотивация Задачи: Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Как можно измерить площадь фигуры? Для измерения длины отрезка вводят единичный отрезок, для измерения углов – единичный угол, а для измерения площади – единичный квадрат (квадрат со стороной равной 1).

- Нарисуйте в тетради квадрат со стороной 1 см.

Такой квадрат называется единичным. Его площадь равна 1см2. (слайд 2)

Чему равны площади фигур на рисунке? (слайд 3-4) Прямоугольник разбит на клетки  со стороной 1см. Найдите его площадь.

Фигура на рисунке состоит из 10 квадратов со   стороной  1см

Как вы нашли его площадь?

Можно ли таким способом найти площадь стены комнаты,  школьного стадиона?

Всегда ли удобно для нахождения площади прямоугольника  разбивать его на клетки 1х1см?

Проблема: как найти площадь прямоугольника, не расчерчивая его на квадратные сантиметры?

Какие измерения необходимо выполнить для нахождения площади прямоугольника?

Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какова цель нашего урока?

Делают вывод:

S=a*b

Находят S по формуле.

-Можно использовать разн.ед.

Цель урока: мы будем находить площадь прямоугольника используя разные единицы измерения.

Подсчитывают площади фигур на рисунке, считая квадратные  сантиметры.

Площадь прямоугольника равна 12 см2.

Площадь фигуры 10 см2

Посчитали клеточки.

Делают вывод: площадь можно найти умножив длину прямоугольника на его ширину.

Измерить длину и ширину прямоугольника.

Цель урока: научиться находить площадь прямоугольника, используя разные единицы измерения и   в различных ситуациях

формулирование проблемы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

целеполагание.

постановка вопросов.

.

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения

 Задачи: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: площади прямоугольника

Как называется тема нашего урока?

Записываем в тетрадь тему урока.

-Повторим, как найти площадь прямоугольника ?

- Предлагаю выполнить Задание на применение формулы площади прямоугольника для нахождения неизвестных компонентов

Используя формулу площади найти неизвестные компоненты.

S = a b

a = S:b  

b = S:a

Вариант 1

a

5

4

b

74

3

S

840

96

Вариант 2

a

5

3

b

94

4

S

92

720

Длину и ширину прямоугольника еще называют основание и высота.

Как найти длину по известным площади и ширине?

Задача №488

S=91

b=7см

a=?см

Записывают тему урока: «Площадь прямоугольника. Единицы площади».(слайд 5)

-Чтобы узнать площадь, надо знать длину и ширину.

S= а*в

Учащиеся  заполняют пропущенные клетки.  Выполняют взаимопроверку (Работа в парах)

Вариант 1

a

5

280

4

b

74

3

24

S

370

840

96

Вариант 2

a

5

23

3

b

94

4

240

S

470

92

720

91:7=13(см)-длина

Ответ: 13см.

Умение применить формулу площади для решения прямых и обратных задач

Самостоятельно ставят новые учебные задачи путем постановки вопросов о неизвестном

Работают в парах

умение высказывать свою точку зрения,оказывать взаимопомощь

5. Физкультминутка

Задачи:  Создание условий для отдыха детей; развитие координации движений; акцентировать  внимание обучающихся на необходимости  здорового образа жизни

Проводит физкультминутку «Город»

Дружно за руки возьмемся,
И по городу пройдемся. (
идут маршируя, на месте)
Есть у нас дома большие, (
руки поднимают вверх)
Много есть домов поменьше (
руки опускают чуть пониже)
Зелень яркая вокруг (
разводят руки в стороны)
На ветру качается (
руки качают то вправо, то влево)
Ты, мой друг и я твой друг (
правую руку вперед, затем левую руку вперед)
Пусть дружба не кончается (
хлопают в ладоши)

Повторяют движения за учителем

5.Первичное закрепление

 Задачи : Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Я предлагаю поработать с нахождением площади прямоугольника, но уже в новой нестандартной ситуации. 

№1 Найдите площадь фигуры.( слайд 6)

Давайте сделаем вывод из проделанной работы.

№2. Найти площадь оставшейся

фигуры.

Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы.

S1 = 10*15 =150 см2

S 2  = 5*6 = 30 см2

S ф = S1+ S 2  = 150 +30 = 180 см2

Ответ: 180 см2

Вывод: Площадь фигуры мы нашли, как сумму площадей двух прямоугольников.

S1 = 12 *25 =300 см2

S 2  = 9*8 = 72 см2

S ф = S1 -  S2  = 300-72 = 228 см2

Ответ: 228 см2

Вывод: Площадь фигуры мы нашли как разность площадей двух прямоугольников

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Построение логической цепи рассуждений.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Ориента-

ция в межлично-стных отношениях

6. Творческая работа

Задачи: Осмысление новых знаний; систематизация и обобщение нового материала; закрепление изученного материала;  

Объединяет учащихся в группы, для составления картинки из предложенных геометрических фигур

Каждой группе даны конверты  с прямоугольными,  треугольными и квадратными фигурами, из которых необходимо составить любую фигуру и найти её площадь, выполнив  измерения.

Составляют различные геометрические фигуры.

Составляют коллективную картинку.

Оценивают работы товарищей 

Умение применять формулы при решении задач на нахождение площади

Анализ и синтез объектов.

Составляют алгоритм выполнения работы, учатся самостоятельно, адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Умение устанавливать рабочие отношения при работе в группе.

7. Подведение итогов урока.

 Задачи : Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

- Какая была цель нашего урока?

-Кто желает сформулировать правило нахождения площади прямоугольника?

-С какими новыми ситуациями при нахождении площади мы познакомились?

Как вычислить площади фигур составленных из прямоугольников.

Какое практическое применение имеет это умение в жизни?

Удалось ли нам достичь поставленной цели?

Оценить отдельных учащихся

S=a*b

Нахождение площади фигуры, состоящей из прямоугольников, квадратов, треугольников

Через сумму или разность площадей их частей

Нахождение площади огорода, квартиры и т. д

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Участие в коллективном обсуждении проблем. Учатся высказать свою точку зрения.

Оценивание собственной деятельности на уроке

8. Информация о домашнем задании Задачи : Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

№489, №491, №486

Выполнить мини проект на листах формата А4.

На листе формата А4 схематически начертите план своей квартиры и вычислите площадь

Оценка промежуточных результатов

Саморегуляция для повы-шения мотивации учебной дея-тельности

управление поведением партнёра- контроль, коррекция и оценка.

Нравственно -этическая  ориентация

9. Рефлексия

 Задачи: Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Если вы считаете, что поняли тему урока, то нарисуйте веселый смайлик.

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то задумчивый смайлик.

Если вы считаете, что не поняли тему урока, то грустный смайлик.

рефлексия.

Оценка своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психотехнические игры как средство формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС

В данной работе представлено теоретическое обоснование применения психотехнических игр для формирования универсальных учебных действий учащихся....

Рефлексивный компонент деятельности младшего школьника на уроках английского языка в рамках ФГОС

В данной статье рассматривается рефлексивная деятельность младших школьников на уроке английского языка как этап современного  урока. Приведены приемы рефлексивной деятельности как учащихся, так ...

Технологическая карта урока английского языка в рамках ФГОС в 5 классе на тему: "Christmas"

Разработка урока английского языка в рамках ФГОС в пятом классе на тему: "Рождество"...

Развитие коммуникативных УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС на примере использования метода проектов

УУД - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В составе основных видов унив...

Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС

Требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты, поэтому появилась необходимостьрассмотреть урок с позиции требований Стандарта нового поколения....