Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики
методическая разработка по математике на тему

Математика является основой всех точных наук. Знание математических действий, умение применять их в практической деятельности, навыки использования математических методов решения, анализа ситуаций являются гарантом успешного усвоения таких наук как физика, химия, география, информатика. Поэтому вопросы ликвидации математической неграмотности одновременно является профилактикой неуспеваемости по данным предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mosina._rabota_so_slabouspevayushchimi.docx56.2 КБ

Предварительный просмотр:

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Учащиеся любят то, что понимают,

в чем добиваются успеха, что умеют делать.

Математика является основой всех точных наук. Знание математических действий, умение применять их в практической деятельности, навыки использования математических методов решения, анализа ситуаций являются гарантом успешного усвоения таких наук как физика, химия, география, информатика. Поэтому вопросы ликвидации математической неграмотности одновременно является профилактикой неуспеваемости по данным предметам.

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп.

1 группа – Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность  познавательных  умений и навыков и т.д.) сочетается с положительным отношением к учению.

2 группа – Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3 группа – Низкое качество мыслительной деятельности  сочетается с отрицательным отношением к учению.

Основная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Особенности неуспевающих учащихся

  • низкий уровень знаний и низкий уровень интеллектуального развития
  • отсутствие познавательного интереса
  • отсутствие элементарных организационных навыков
  • необходимость индивидуального подхода (с психологической и педагогической точки зрения)
  • отсутствие помощи родителей как союзников учителя
  • дети, в основном, из асоциальных семей
  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
  • частые пропуски уроков без уважительной причины

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

1. Низкий уровень умственного развития.

2. Несформированность учебных навыков.

3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

4. Отсутствие познавательного интереса.

5. Несформированность произвольной сферы.

6. Конфликтные отношения

7. Низкий познавательный интерес

8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

9. Низкая работоспособность

Из этого можно сделать следующие выводы:

  • Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
  • Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, учащихся с последующей их коррекцией.
  • Формирование у учащихся внутренней мотивацим учебной деятельности, стойкого познавательного интереса к учению.
  • Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
  • Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Правила повышения работоспособности:

  • Разнообразить виды деятельности.
  • Использовать здоровьесберегающих технологий.
  • Соблюдение принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками

  • Карточки для индивидуальной работы.

Карточка №1. Найдите значение выражения 425+154

Карточка №2. Стоимость проезда в электропоезде составляет 163 рубля. Школьникам предоставляется скидка 50%. Сколько рублей будет стоить проезд для 8 взрослых и 4 школьников?

Карточка №3. Найдите значение выражения (11116−378) ⋅ 4

Карточка №4. Мощность постоянного тока (в ваттах) вычисляется по формуле, Р=I2R, где I — сила тока (в амперах), R — сопротивление (в омах). Пользуясь этой формулой, найдите сопротивление R, если мощность составляет 98 Вт, а сила тока равна 7 А. Ответ дайте в омах.

Карточка №5. Поступивший в продажу в апреле мобильный телефон стоил 2800 рублей. В мае он стал стоить 1820 рублей. На сколько процентов снизилась цена на мобильный телефон в период с апреля по май?

Карточка №6. Найдите значение выражения (234+215)16

  • Задания с выбором ответа.

Карточка №1. Между какими числами заключено число √72?

1) 24 и 26;   2) 8 и 9;   3)71 и 73;   4) 4 и 5.

Карточка №2. Найдите значение выражения (156+35)24

Карточка №3. Одно из чисел √40, √46, √53, √58 отмечено на прямой точкой A

undefined 

Какое это число?                           1) √40,   2) √46,   3) √53,    4) √58. 

Карточка №4. Какое из данных ниже чисел является значением выражения http://85.142.162.126/os/docs/DE0E276E497AB3784C3FC4CC20248DC0/questions/76D86CC0242AB3074C7793F43918DF26/innerimg0.gif?                       1)3125;   2)125;   3) 625; 4) 0,008.

Карточка №5. На координатной прямой отмечены числа a и b. undefined

Какое из приведённых утверждений для этих чисел неверно?

  1. ab‹0;   2) ab2˃0;   3) a+b˃0;   4) a-b‹0.

Карточка №6. В таблице приведены размеры штрафов, установленные на территории России с 1 сентября 2013 года, за превышение максимальной разрешённой скорости, зафиксированное с помощью средств автоматической фиксации.

Превышение скорости (в км/ч)

21-40

41-60

61-80

81 и более

Размер штрафа (в руб.)

500

1000

2000

5000

Какой штраф должен заплатить владелец автомобиля, зафиксированная скорость которого составила 183 км/ч на участке дороги с максимальной разрешённой скоростью 110 км/ч?

  1. 500 руб.;   2) 1000руб.;   3) 2000руб.; 4) 5000руб.

  • Деформированные задания.

Карточка №1.Найди ошибку:       1)32*(3-2)2=1/27;            

                                                    2) 32*(3-2)2=1/9;          

                                                    3) (25*2-3)-1=0,25;  

                                                    4) (25*2-3)-1=1/4.

Карточка №2.Найди ошибку:       1)√25-√81=4;

                                                    2)√25-√81= -4;

                                                    3)√144+(-8)2=76;

                                                    4)23*0,125=1.

  • “Разрезные” теоремы.

Карточка №1.

А) Теорема Пифагора

1) sin /а= sin /b= sin /c

Б) Теорема косинусов

2) а2+b22

B) Теорема синусов

3) а2=b22-2аb*cos

Карточка №2.

А) биссектриса угла треугольника

1) отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны

Б) высота треугольника

2) луч, проведённый из вершины треугольника и делящий угол пополам

B) медиана треугольника

3) перпендикуляр из вершины треугольника к противоположной стороне

  • Перфокарты.

Карточка №1. Вставь пропущенный знак:

1) 3-22     3-2-2       2) 0,104      0,014;    3) 1/2      1/3.

Карточка №2. Вставь пропущенный знак:

1) -5+(-7)      5-7     2)23          32  ;    3) √36      -√144.

  • Карточки - тренажеры.
  • Творческие задания.
  •  “Карточки-информаторы”

Карточка №1. 

Найти площадь прямоугольника с длинами сторон: 3см и 7см.

S=ab

Решение:

Карточка №2. 

Найти площадь треугольника, если к его стороне длиной  3см проведена высота, равная 7см.

S=ab S=1/2ah

Решение:

  • “Карточки-с образцами решения”

Карточка №1. 

Образец решения задачи:

Найти площадь прямоугольника с длинами сторон: 3см и 7см.

Решение:

S=ab

Пусть а=3см, b=7см, тогда

S=3* 7=21 (см2).

Ответ: S=21 см2.

Решить задачу по образцу:

Найти площадь прямоугольника с длинами сторон: 13см и 17см.

Решение:

Карточка №2

. 

Найти площадь треугольника, если к его стороне длиной  3см проведена высота, равная 7см.

Образец решения задачи:

S=1/2ah

S=1/2*3*7=10,5 (см2).

Ответ: S=10,5 см2.

Решить задачу по образцу:

Найти площадь треугольника с длинами стороны 13см и проведенной к ней высоты, равной 17см.

Решение:

  •  “Карточки-конспекты”.

«Психотерапия» неуспеваемости

  1. «Не бить лежачего»
  2. Не более одного недостатка в минуту.
  3.  «За двумя зайцами погонишься...»
  4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
  5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами.
  6. Не скупитесь на похвалу.
  7. Техника оценочной безопасности
  8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели
  9. Учащийся не объект, а соучастник оценки.
  10. Сравнивайте достижения.

Правила

  1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
  2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
  3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
  4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
  5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
  6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
  7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
  8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

 

Дифференцированный подход

Для предотвращения неуспеваемости рекомендуется использовать дифференцированный подход. Он может быть осуществлен на любом из этапов урока:

Дифференцированный подход к обучению позволяет использовать соответствующие дидактические материалы:

  • таблицы, плакаты и схемы для самоконтроля;
  • карточки – задания, определяющие условие предлагаемого задания,
  • карточки с текстами получаемой информации, сопровождаемые необходимыми разъяснениями, чертежами;
  • карточки, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
  • карточки-инструкции, в которых даются указания к выполнению заданий.

Рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода:

  1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный.
  2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  3. Индивидуальные дифференцированные задания.
  4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся.
  5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
  6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
  7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
  8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

     

Обучение в сотрудничестве

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. 

Слабые учащиеся по сравнению с сильными не умеют учиться и задания в малых группах  им непонятны и часто непосильны. Впрочем, когда они сидят в общей группе и не смеют пошевелиться под взглядом строгого учителя, результаты в действительности не лучше – учения не происходит. Если класс состоит из учащихся с разными возможностями и способностями, то там нужно учиться работать и учителю и учащимся. Учителю важно уметь организовывать работу в малых группах и не обязательно для этого бесконечно готовить карточки. Можно работать и по учебнику, только облегчать или усложнять задания. Сильные учащиеся всегда лучше адаптированы, и они могут почти весь урок работать самостоятельно. Слабым учащимся нужно больше внимания и учитель проводит с этой малой группой намного больше времени.

Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 3–4 команды разного уровня. Выбирается капитан, который ведет подсчет баллов, заработанных каждым учеником и всей команды в целом. “Награды” команды получают одну на всех в виде оценки в соответствии с набранным количеством баллов. “Индивидуальная” ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это дает сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы. Они используют знания, полученные и обработанные всей группой.

  В конце урока – подведение итогов и «демонстрация себя» несколькими учащимися. Результат такого урока – умение учиться.

Очень часто более подготовленные и знающие ученики (ученики-консультанты) готовы помогать слабоуспевающим товарищам. Поэтому надо организовать работу так, чтобы в нужный момент консультант мог прийти на помощь одноклассникам. Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий–средний. В группе назначается консультант, который помогает учителю в организации работы, оценивает работу каждого ученика в группе. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу.

Роль учителя сводится в направлении работы, возможной частичной помощи, её коррекции.

Всё это создаёт благоприятные условия для:

– понимания ученика и уважения к ученику;
– помощи со стороны учащихся и при необходимости учителя;
– для получения удовлетворительной оценки за свой труд.

При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на каком-то этапе урока, критерий самооценки предлагает учитель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого-нибудь вопроса.

В заключение,  хотелось бы коснуться ещё одной современной технологии - технологии “полного усвоения”.

              На протяжении трехсот лет идеалом для всех ступеней образовательной лестницы являются слова Я.А. Коменского “Всех учить всему!”. Но реально ли решить эту задачу? Как не потерять слабых и не навредить сильным?

          Суть технологии “полного усвоения” выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной “хромающих” знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала.

Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Если считать, что блок уроков – это фрагмент процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала, то этапы освоения изучаемого материала можно представить в виде следующей таблицы.

Этапы освоения изучаемого

материала

Организационно-педагогическая направленность

1. Изучение нового материала.

Индивидуализация учебного процесса.

2. Диагностическое тестирование.

Проверка базового уровня.

3. Уроки коррекции и развития. 

Коррекция: повторение (на качественно новом уровне) —> закрепление —> повторная диагностическая работа.

Развитие: повторный уровень —> углубленный уровень.

Дифференциация учебного процесса.

4. Итоговый контроль.

Обязательный уровень —> продвинутый уровень —> углубленный уровень.

Проверка результатов обучения.

 

Технология позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения. Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка

Проблемы слабой успеваемости учащихся на уроках русского языка и способы ее преодоления....

Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке литературы.

Ò1. Низкий уровень умственного развития.ÒПричины:ÒПедагогическая запущенность;ÒЧастые заболевания;ÒПропуски занятий;ÒОрганические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.ÒПроявляется: ...

статья "Система работы со слабоуспевающими учащимися на уроках математики"

Краткая статья о том, как помочь слабоуспевающему ребенку...

Выступление на школьном методическом объединении учителей математики РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН И ПУТИ  их  решения неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Ко...

Выступление на школьном методическом объединении учителей математики РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН И ПУТИ  их  решения неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Ко...