Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики Люлевой О.В.
статья по теме

Люлёва Ольга Васильевна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МБОУ «Лицей № 1» р. п. Чамзинка РМ Люлевой Ольги Васильевны.

Проблема, над которой я работаю: «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики посредством проблемно-диалогической технологии в рамках реализации ФГОС ОО». Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблемно-диалогическая технология построена на  принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Проблемно-диалогическая технология направлена на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий; предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешение которых приводит к активному усвоению новых знаний; обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности. Новизна опыта заключается в создании системного подхода в развитии универсальных учебных действий учащихся на уроках математики через использование технологии проблемного обучения и проблемно-поисковых методов. Взаимодействие учителя и учеников рассматривается не как обмен информацией, а как совместный поиск верного решения проблемы. Ученик становится участником образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_predstavlenie_sobstvennogo_opyta.doc251.5 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики

МБОУ «Лицей № 1» р. п. Чамзинка РМ

Люлевой Ольги Васильевны

 Формирование универсальных учебных действий на уроках математики посредством проблемно-диалогической технологии в рамках реализации ФГОС ОО

«Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам».

Сократ

Обоснование актуальности и перспективности опыта, его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию.

Новое время предъявляет и новые требования к выпускнику школы. Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выполнение этих задач ложится на каждого учителя.  

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Задача учителя создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определить, какие из методов являются наиболее эффективными.

Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы. Цель современного образования, в соответствии с государственным образовательным стандартом, заключается в воспитании компетентного выпускника, т.е. в создании условий для оптимального развития  способностей к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Использование технологии  проблемно-диалогической обучения дает такую возможность.

Проблема, над которой я работаю: «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики посредством проблемно-диалогической технологии в рамках реализации ФГОС ОО».

Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблемно-диалогическая технология построена на  принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

Перспективность опыта: Проблемно-диалогическая технология направлена на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий; предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешение которых приводит к активному усвоению новых знаний; обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления, опыта.

Новизна опыта заключается в создании системного подхода в развитии УУД учащихся на уроках математики через использование технологии проблемного обучения и проблемно-поисковых методов. Взаимодействие учителя и учеников рассматривается не как обмен информацией, а как совместный поиск верного решения проблемы. Ученик становится участником образования.

Ведущей идеей опыта является:

  • создание проблемных ситуаций, совместный поиск решения проблем, вовлечение детей в активный процесс изучения математики;
  • развитие не только предметных, но и общеучебных умений у своих учеников;
  • деятельностный принцип обучения.  

Таким образом,  основополагающими принципами опыта являются:

  • научность;
  • системность;
  • эффективность;
  • учет индивидуальных способностей и запросов учащихся;
  • перспективность;
  • технологичность.

Свою роль при проблемном обучении я вижу в создании проблемных ситуаций, в создании на уроке условий для осознания, принятия и разрешения этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, а также для овладения учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Курс математики позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и УУД школьников, а также способствует достижению определенных во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.

Теоретическая база опыта.

Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

По мнению А.Г. Асмолова, в составе основных видов УУД, заданных  ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

  • личностный;
  • регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
  • познавательный;
  • коммуникативный.

В блок личностных УУД входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами).  

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. Это:

  • определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
  • осуществить действия по реализации плана;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
  • соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
  • в диалоге с учителем  совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
  • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
  • самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
  • давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я?»), определять направления своего развития («каким я хочу стать?», «что мне для этого надо сделать?»).

В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Ведущей идеей моей педагогической деятельности является создание условий для формирования УУД учащихся на уроках математики через использование проблемно-диалогической технологии.

Технология проблемного диалога разработана психологом Е.Л. Мельниковой на основе исследований проблемы развития эвристического мышления – в контексте психологии мышления и творчества (С.Л. Рубинштейн, Ю.Н. Кулюткин, А.М. Матюшкин, О.К. Тихомиров и др.), проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов и др.), учебного диалога (В.С. Библер, С.Ю. Курганов, А.А. Леонтьев, В.В. Давыдов и др.).

Одной из  психолого-педагогическиой концепции учения является теория проблемного обучения И.Я. Лернера. Сущность проблемного обучения И.Я. Лернер видит в том, что «учащийся под руководcтвом учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитатальным целям школы».  

В основу современной теории проблемного обучения, разработанной М.И. Махмутовым, положены частично-поисковый и поисково-исследовательский методы работы.

Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество». Большое внимание в психологии уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность.

По В.Н. Дружинину, творческое мышление – мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее).

Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности.

Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин и другие отечественные психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления и связано с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом.

И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решение, альтернативу подхода к его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.

В.А. Крутецкий структуру творческого мышления в математике представляет следующим образом:

  • способность к формализованному восприятию математического материала, схватывание формальной структуры задач;
  • способность к логическому мышлению,  способность мыслить математическими символами;
  • способность к совершенствованию процесса математических рассуждений и системы соответствующих действий, способность мыслить свернутыми структурами;
  • гибкость мыслительных процессов в математической деятельности;
  • стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решения;
  • способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли;
  • математическая память, математическая направленность ума.

Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии мышления учащихся – обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.

А. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:

  • паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;
  • доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;
  • сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;
  • доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
  • ориентация на интеллектуальную инициативу;
  • высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;
  • индивидуализация – создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;
  • проблематизация – ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.      

Е.Л. Мельниковой раскрывается стержень проблемного диалога – диалогическое взаимодействие субъектов при выявлении проблемных ситуаций (когда ученики обнаруживают дефицит своих знаний и желание преодолеть возникающее в процессе учебной деятельности противоречие) и при их разрешении.

Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

  • возникновение проблемной ситуации;
  • осознание сущности затруднения и постановка проблемы;
  • нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы;
  • доказательство гипотезы;
  • проверка правильности решения проблем.

Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, что на уроке изучения нового материала школьник проходит  через все звенья научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализация продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Проблемная ситуация –  это средство организации проблемного обучения, начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

Приемы создания проблемной ситуации:

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

С удивлением

  • между двумя (или более) положениями

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

  • между житейским представлением учащихся и научным фактом

3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

C затруднением

  • между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Сравнительная характеристика диалогов:

Побуждающий

Подводящий

Структура

Отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика.

Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли.

Признаки

  • мысль ученика делает скачок к неизвестному;
  • переживание учеником чувства риска;
  • возможны неожиданные ответы учеников;
  • прекращается с появлением нужной мысли ученика.
  • пошаговое, жесткое ведение мысли ученика;
  • переживание учеником удивления от открытия в конце диалога;
  • почти не возможны неожиданные ответы учеников;
  • не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение.

Результат

Развитие творческих способностей.

 Развитие логического мышления.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог:

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Прием 1 о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? 

О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

Прием 2. Сколько же в нашем классе мнений?

Прием 3. Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Прием 4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Прием 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Прием 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?

Итак, центральную часть технологии составляет детальное описание проблемно-диалогических методов обучения и продуктивных заданий на воспроизведение. Однако реальный урок – это не только методы и задания. Есть еще формы и средства обучения. В педагогике принято различать фронтальную, индивидуальную, групповую и парную формы работы.

Проблемно-диалогические методы могут быть реализованы в разных формах. Например, из нескольких проблемных ситуаций одни лучше создавать в группе или паре, а другие – только фронтально. Так же обстоит дело и с воспроизведением материала. Продуктивные задания (придумать, к примеру, схему, составить алгоритм решения) можно давать и группам, и парам. Иными словами, технология проблемного диалога указывает на разные возможности варьирования форм обучения.

К средствам обучения относятся учебник, наглядные и технические средства, опорные сигналы.

Посредством проблемно-диалоговой технологии на своих уроках я формирую УУД.

При проблемном обучении я создаю проблемную ситуацию, направляю учащихся на ее решение, организую поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения,  и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия. Использую дифференцированный и  индивидуальный подход.

Выделяю следующие направления в работе по формированию интеллектуальных умений:

  • формирование на уроках математики абстрактного и рационального мышления детей, формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, аналогии, сравнения, классификации и т.д.;
  • обучение работе с информацией, вычленение важнейшей фактической информации из вербального текста.

Модели, позволяющие детям перейти от наглядно-образного мышления к абстрактному, - это рисунки, схемы, таблицы, математические знаки и символы. На уроке создаю вспомогательные модели, дающие возможность всем детям в учебной группе понять смысл задачи, составить план ее решения, контролировать процесс и результат. Учащимся дается возможность решения большого числа интересных и разнообразных задач. Формирую  собственный банк заданий, способствующих формированию и развитию УУД, включающий:

  • вопросы - задания, выполняющие функцию закрепления знаний;
  • вопросы - задания, способствующие овладению методами логического мышления и опыта творческой деятельности;
  • вопросы - задания, требующие применения полученных знаний.

Для развития регулятивных УУД  в своей работе использую алгоритмы работы учащихся на разных этапах урока: алгоритм самостоятельной работы с информационным блоком, алгоритм самостоятельной работы, алгоритм выполнения тренировочных упражнений. Обращаю внимание детей на то, на каком этапе деятельности они находятся. Обязательный диалог с детьми, ориентированный на понимание того, какой сейчас этап деятельности и зачем нам нужно это понимать.

Для повышения эффективности обучения планирую и использую не менее трех организационных форм: фронтальной, парной, индивидуальной.  Организую проблемный диалог посредством мультимедийных презентаций, интерактивной доски.   Благодаря зрительному восприятию, детям легче удерживать  логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания создавшегося противоречия, для обозначения проблемы, для открытия новых знаний.

Из всех методов технологии проблемно-диалогического обучения на уроках  чаще отдаю предпочтение побуждающему и подводящему диалогам.

Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.

На уроках в 5-6 классах провожу  самостоятельные работы с самопроверкой по эталону. Эталоном могут быть просто ответы, может быть подробный образец – решение. Этап рефлексии деятельности позволяет детям на своем уровне проанализировать  работу на уроке, оценить собственную деятельность.

В старших классах провожу самостоятельную работу по  карточкам c дифференцированными заданиями (по уровням) и самостоятельные работы модульного характера,  на уроке ученики могут получить консультацию учителя. Такие уроки направлены на тренинг способностей к самооценке и поэтому приносят положительный результат.

Четкое следование методике в организации проблемных диалогов, системность в работе приводит к тому, что дети привыкают идти к знаниям самостоятельно. Методика проблемно-диалогового обучения способствует формированию   у   школьников УУД, обеспечивающих умение учиться, повышает познавательную мотивацию, формирует готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности. Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Проблемные методы эффективнее традиционных, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством учащихся класса. Технология проблемно-диалогического обучения является здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

Современная действительность требует от человека осознанного умения участвовать в продуктивной совместной работе с другими людьми. На моих уроках дети учатся общаться и сотрудничать. С точки зрения организации эффективных форм работы на уроке для лучшей обучаемости математике, необходимость совместной работы очевидна. Ученики решают  задачи вместе, помогая друг другу,  и  показывают более высокие результаты.

Таким образом, основные компоненты системы работы:

  • организация подводящего диалога;
  • организация побуждающего диалога;
  • организация деятельности на уроке;
  • использование мультимедийных презентаций и интерактивной доски.
  • методы, используемые в данном опыте:
  • проблемно-диалогический метод;
  • деятельностный метод обучения;

интерактивный метод обучения.

Анализ результативности.

Обобщая опыт работы по формированию УУД на уроках математики, можно сделать вывод, что  для основной части учащихся характерно положительное отношение к предмету; на уроке преобладает благоприятный психологический климат, позволяющий ученикам чувствовать себя комфортно, свободно и уверенно; развиваются творческие способности.

Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания. Их приобретение достигается за счет использования центральных компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение.

Метапредметные результаты проблемного диалога – УУД (общеучебные умения), которые делятся на три группы:

  • познавательные;
  • коммуникативные;
  • регулятивные.

В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад. Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное иcпользование опорного сигнала формирует знаковые умения.

Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счет варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариватьcя.

Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия нового материала. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять c учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или алгоритмы.

Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям.

 Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.

Работая по данной технологии, могу отметить положительные результаты обучения:

  • ученики имеют возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы;
  • развивается творческое мышление;
  • формируются навыки выдвижения гипотез, формулирования проблем, поиска аргументов;
  • воспитываются целеустремленность и организованность.        

Таким образом, отмечу, что проблемно-диалогическая технология направлена на формирование УУД.

 Внедрение опыта привело к повышению качества знаний. Редко кто из учащихся не справляется с контрольной работой, тестированием, зачетом.

Уровень обученности  по математике за последние 4 года 100%, качество знаний 74,4 %.

Результаты обучения:

Учебный год

Количество учащихся, успешно

(на “4” и “5”) освоивших программу по преподаваемому предмету

(качество знаний):

2013-2014

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Алгебра

84,9%

70 %

67 %

66,7%

Геометрия

90,5%

75%

76,6%

64%

Средние показатели

74,4%

Сравнительный анализ итогов внутреннего и внешнего мониторинга, государственной аттестации в форме ЕГЭ, ОГЭ по математике показывает стабильно хороший результат.

По итогам аттестации  в форме ЕГЭ  50,6 %  детей от числа участвующих показали результаты  выше уровня среднереспубликанских результатов.

Результаты:

Год

Количество детей, сдававших ЕГЭ

Средний балл

Средний балл по РМ

Количество детей, показавших результаты на уровне или выше среднереспубликанских результатов

%

2014

32

47,6

44

17

53,1

2017 (профильный уровень)

23

47,1

47,1

11

48

Средние данные

55

47,35

28

50,6

По итогам аттестации  в форме ЕГЭ базового уровня  учащиеся показали  следующие результаты:  

Год

Количество детей

«4» и «5»

Качество знаний, %

2017

13

10

77

По итогам аттестации  в форме ОГЭ   учащиеся показали  следующие результаты:  

Год

Количество детей

«4» и «5»

Качество знаний, %

2015

26

25

96

2017

26

20

77

Средние данные

52

45

86,5

В рамках независимой экспертизы учебных достижений обучающихся (внешнего мониторинга) учащиеся за межаттестационный период  показали качество знаний по математике – 63% (2014г.). В сентябре 2017 - 2018 учебного года Всероссийская неделя мониторинга по математике в 8 "Б" классе, проводимая Электронной школой Знаника, показала следующие результаты: качество знаний - 71%, успеваемость – 95,8%.

Результативность технологии проблемного диалога видна в успехах и достижениях моих учащихся.

Результаты участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде по математике:

Год

Уровень

Ф.И. учащегося

класс

Результат

2013-2014

Муниципальный

Базарнова Екатерина

8

призер

Деткин Сергей

8

участник

2014-2015

Муниципальный

Асеинова Елизавета

7

участник

Боткина Анастасия

7

участник

Адушкина Ульяна

7

участник

Базарнова Екатерина

9

участник

Деткин Сергей

9

призер

2015-2016

Муниципальный

Базарнова Екатерина

10

участник

Деткин Сергей

10

участник

Асеинова Елизавета

8

участник

Адушкина Ульяна

8

участник

Республиканский

Деткин Сергей

10

участник

2016-2017

Муниципальный

Базарнова Екатерина

11

участник

Деткин Сергей

11

призер

Баюшкина Ирина

11

участник

Асеинова Елизавета

9

участник

Адушкина Ульяна

9

участник

Творческие конкурсы:

Год

Конкурс

Уровень

Количество участников

20013-2017

Международный  математический конкурс-игра «КЕНГУРУ»

международный

28

2013-2017

Международная  интернет олимпиада «Солнечный свет»

международный

4

2013-2017

Всероссийская предметная олимпиада «SAPIENTI SAT» по математике

российский

4

2013-2017

Региональная открытая олимпиада школьников по общеобразовательным предметам

республиканский

7

2013-2017

Олимпиада «САММАТ»

межрегиональный

32

2013-2017

Олимпиада «Высшая проба»

межрегиональный

5

2013-2017

V Епархиальный творческий конкурс (исследовательская работа)

республиканский

1

Таким образом, технология проблемного диалога, несомненно, является эффективным средством реализации ФГОС и обеспечивает достижение планируемых результатов.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Несомненно, есть и трудности: требуется высокая профессиональная самоотдача учителя, а также дополнительные затраты времени на разработку методического и дидактического обеспечения уроков.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Накопленный мною опыт работы может быть использован учителями математики в любом образовательном учреждении.

Делюсь опытом своей работы с коллегами на педагогических советах, научно-практических конференциях и семинарах:

  • Выступление на педагогическом совете лицея «Саморазвитие школьников на уроках математики через технологии деятельностного типа» (2013 г.)
  • Выступление на педагогическом совете лицея «Организация системы учебно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках требования профессионального стандарта педагога» (2014 г.)
  • Выступление на методическом объединении лицея «Методика использования современных образовательных ресурсов на уроках математики» (2014)
  • Выступление на методическом объединении лицея «О подготовке выпускников 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации (2015)
  • Выступление на методическом объединении лицея «Формирование УУД на уроках математики в условиях ФГОС» (2016г)
  • Выступление на педагогическом совете лицея «Реализация требований ФГОС на уроках математики с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей» (2016г.)
  • Выступление на педагогическом совете лицея «Приемы, формы и методы повышения мотивации на уроках математики » (2017 г.)
  • Выступление на районном методическом объединении учителей математики «Технологии личностно-ориентированного обучения на уроках математики в условиях реализации ФГОС» (2014г.)
  • Выступление на районном методическом объединении учителей математики «Как увлечь школьников исследовательской деятельностью» (2015г.)

Делюсь опытом своей работы с коллегами, размещая свой опыт работы в сети Интернет.

По теме инновационного педагогического опыта «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики посредством проблемно-диалогической технологии в рамках реализации ФГОС ОО» созданы презентации: «Региональный компонент в современном уроке математики и внеурочной деятельности по ФГОС ОО», «Решение задач на вычисление площадей фигур», «Соотношение между сторонами и углами треугольника» и др., которые размещены в электронных СМИ: «Инфоурок»     (https://infourok.ru/user/lyuleva-olga-vasilevna),   социальная сеть работников образования «Наша сеть» (https://nsportal.ru/lyulyovaolga) и др.

План урока геометрии в 8 классе «Решение задач на вычисление площадей фигур» опубликован на сайте «Наша сеть» по адресу: https://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2017/11/12/urok-geometrii-v-8-klasse-reshenie-zadach-na-vychislenie.

Наглядные приложения.

За время работы мною разработаны: программы элективных курсов по математике для учащихся 7 класса «Решение математических задач», для 10 класса «Практикум решения задач единого экзамена по математике», для 11 класса «Практикум решения задач единого экзамена», программа математического кружка для учащихся 5 класса «Математические этюды».

Подтверждением качественной работы по формированию УУД можно считать и исследовательскую работу Макулиной Анастасии «Два Феодора. Два Ушакова.Два верных сына Святой Церкви и России», отмеченной на V Епархиальном творческом конкурсе.

Приложение I

Программы элективных курсов по математике.

Программа элективного курса по математике для учащихся 7 класса «Решение математических задач»: https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2017/11/12/elektivnyy-kurs-reshenie-matematicheskih-zadach-dlya-7-klassa. Программа элективного курса по математике для учащихся для 10 класса «Практикум решения задач единого экзамена по математике»: https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2017/11/12/elektivnyy-kurs-praktikum-resheniya-zadach-edinogo-ekzamena-po. Программа элективного курса по математике для 11 класса «Практикум решения задач единого экзамена» https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2017/11/12/elektivnyy-kurs-praktikum-resheniya-zadach-edinogo-ekzamena-11. Программа математичекого кружка для учащихся 5 класса «Математичекие этюды»: https://infourok.ru/rabochaya-programma-matematicheskogo-kruzhka-matematicheskie-etyudi-2277160.html. 

Приложение II

Дидактические материалы к элективному курсу  «Решение математических задач»: https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2017/11/12/elektivnyy-kurs-reshenie-matematicheskih-zadach-dlya-7-klassa.           

Приложение III

Фрагменты уроков по математике.

Постановка проблемы с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание на уроке по теме «Сложение дробей. Свойства сложения»:

Анализ

Учитель

Ученики

Актуализация знаний.

Задание на известный материал.

Задание на новый материал, затруднение.

Побуждение к осознанию  проблемы

Побуждение к проблеме

Тема

- К сегодняшнему уроку вы выполняли задание на странице  60 учебника:

 - Кто не справился с заданием?  Были затруднения при выполнении этого задания?

- Вы умеете складывать дроби с одинаковыми знаменателями?

Сформулируйте правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

Выполните устно:

;

;

- О чем говорит последняя запись?

 

- Найдите правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями в информационном блоке и зачитайте его.

Сложите дроби:

- Кто затруднялся при выполнении этого задания?

-Какие затруднения возникли?

- Почему у вас возникли затруднения?

- Какой возникает вопрос?

Фиксирует вопрос на доске

Чему мы будем учиться на уроке?

Какая будет тема сегодняшнего урока?

 

Затруднений не было.

- Да, мы такие задания выполняли в 4 классе

Формулируют правило сложения дробей с одинаковым знаменателем

Выполняют сложение дробей. Коллективная работа

Запись означает правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями

Дети зачитывают правило в учебнике.

Поднимают руки, те учащиеся, которые затруднялись при выполнении задания. (Это почти все учащиеся.)

- Я сначала сложила и числители, и знаменатели, поняла, что выполнила неправильно, ведь в первом задании мы знаменатели не складывали

- Во втором задании нужно сложить дроби с разными знаменателями.

- Мы не знаем, как складывать такие дроби

- Как складывать дроби с разными знаменателями?

- Мы будем учиться складывать дроби с разными знаменателями

- Сложение дробей

В диалоге с учителем решается задача, дети приходят к некоторым выводам, правилам, формулам. В качестве подтверждения полученных ответов дети вычитывают из текста необходимую информацию, которая сравнивается с выводами детей, подводится итог обсуждения. Дети озвучивают тему урока, ставятся личностные цели работы на следующем этапе.

Продолжение урока  «Сложение дробей» - поиск решения проблемы:

Анализ

Учитель

Ученики

Поиск решения проблемы.

Подводящий к решению проблемы диалог.

Работа над правилом

Вывод

Учебник

- Можем мы сделать так, чтобы знаменатели дробей были одинаковыми?

- Как вы выполнили это задание?

Учитель открывает решение на доске.

- Можете сформулировать правило сложения дробей с разными знаменателями?

- Есть другие варианты?

- Найдите это правило в информационном блоке, зачитайте его и сравните со своей формулировкой.

- Ответили мы на главный вопрос урока?

- Да. Мы можем привести дроби к общему знаменателю.

Объясняют  решение

- Да.

Формулируют правило сложения дробей с разными знаменателями  

- Нет

Ребята зачитывают правило из информационного блока стр.61

- Да. Мы выяснили, как складываются дроби с разными знаменателями

В диалоге с учителем дети самостоятельно сформулировали новое для них правило, нашли подтверждение своим выводам в учебнике, сравнивали с авторскими формулировками и  коллективно выполнили задание на новый материал.  

Фрагмент урока «Признаки делимости на 3 и на 9».

Работу с информационным блоком можно  организовать, используя  проектную технологию. Например, на основе информационных блоков учебника можно составить инструкционные листы для учащихся и предложить детям поработать с ними в группах. Урок как всегда начинается с постановки проблемы:

Анализ

Учитель

Ученики

задание на известный материал

задание на неизвестный материал

побуждение к осознанию проблемы

Побуждение к проблеме

Тема

- Назовите несколько чисел, кратные 9

(записывает на доске числа)

- Назовите кратные 3

(записывает на доске числа)

- Можете ли сказать, не выполняя вычислений, делятся ли на 9 следующие числа: 486, 748, 156, 441, 405, 165

-  В чем затруднение?

- Назовите главный вопрос урока?

(Фиксирует на доске)

-Назовите тему урока

Называют

- 18, 27, 90, …

- 6, 15, 30, 33, …

- Нет.

Испытывают затруднения

- Нужно посчитать.

- А последние цифры разные.

- Какие числа делятся на 9?

- Какие числа делятся на 3

- Признаки делимости на 9 и на3

Ребятам дается возможность открыть признаки делимости самостоятельно, дальнейшая работа с инструкционными листами на этапе поиска решения проблемы подводит их к этому открытию. Продолжение урока «Признаки делимости на 3 и на 9» -  поиск решения проблемы:

Анализ

Учитель

Ученики

Материал для выдвижения гипотез

побуждение к гипотезе

побуждение к проверке

групповая проверка

проверка работы в группах

вывод

- Вернемся к тем числам, которые мы записали на доске

- Найдите сумму цифр каждого числа, кратного 9. Делится ли эта сумма на 9?

- Найдите сумму цифр каждого числа, кратного 3. Делится ли эта сумма на 3?

- Какое можно сделать предположение?

- Докажем это. Предлагаю вам работу в группах  с инструкционными листами

- Используйте свойства делимости.

Предлагает детям озвучить решение

- Заслушаем выступления групп

- Ребята, сравните результаты. У всех такие выводы? Есть дополнения?

- Ответили мы на главные вопросы урока?

-Сравните ваши формулировки с формулировками в учебнике              

- Да, делится

- Да, делится.

- Если сумма цифр делится на 9, то число делится на 9

- Если сумма цифр делится на 3, то число делится на 3

Работают с информационными листами (приложение)

Выступают.

 Сравнивают выводы.

Формулируют признаки делимости на 9 и 3.

- Да. Мы узнали признаки делимости чисел на 9 и на 3

Находят формулировки, зачитывают

Таким образом, дети самостоятельно делают открытие, что признаки делимости – это следствие записи числа в виде суммы разрядных слагаемых и свойства делимости чисел. А, работая в группах с инструкционными листами, обосновывают эти признаки делимости.

Инструкционный лист к уроку «Признаки делимость на 3 и на 9».

Группа 1

1.

а) Запишите число 156 в виде суммы разрядных слагаемых

__156_=_________________________________________________

б)  Выполним  преобразования  

156 =  1* 100+ 5* 10 +6 =1*( 99+1) + 5* ( 9+1)+6 =  ( 1* 99+5*9) + (1+5+6)

в) Делится ли каждое слагаемое в скобках на 9?    Да    нет

г) по свойству делимости 156  не делится на  ___,

д) Представляет второе слагаемое в скобках сумму цифр числа 156?  Да    нет

2.  

 Запишите число 441 в виде суммы разрядных слагаемых

__441_=_________________________________________________

б)  Выполним  преобразования  

441 =  4* 100+ 4* 10 +1 =4*( 99+1) + 4* ( 9+1)+1 =  ( 4* 99+4*9) + (4+4+1)

в) Делится ли каждое слагаемое в скобках на 9?   Да    нет

г) Значит  441 делится на ____

г) Представляет второе слагаемое в скобках сумму цифр числа 441?  Да    нет

3. Сделайте вывод ______________________________________________.

Урок геометрии в 8 классе «Решение задач на вычисление площадей фигур».

Цель деятельности учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с методами решения задач по теме «Площадь многоугольника»

Термины и понятия

Площадь треугольника, площадь трапеции, площадь прямоугольника

Организация пространства:

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, группавая

Образовательные ресурсы

Учебник, задания для индивидуальной и групповой работы, презентация

Ход урока:

Этап урока

Анализ

Учитель

Ученики

актуализация

Проверка домашнего задания

Предлагаю выполнить тест

Слайд 2

Выполняют тест

Задача. 1 Найти площадь треугольников

(слайд 3)

Работают устно по готовым рисункам

Постановка проблемы

Задание на затруднение

Побуждение к проблеме

Задача. Найти площадь треугольника с вершинами в узлах

Две вершины треугольника лежат на одной прямой разметки

Следующее задание:

Ни одна из сторон треугольника не лежит на прямой разметки

 

Какой вопрос урока?

Тема Урока?

Фиксирует  тему на доске

Дети объясняют алгоритм решения задачи

  1. Определить длину стороны треугольника
  2. Определить высоту к этой стороне

Вычислить площадь треугольника по формуле

-

Не смогли вычислить площади треугольников, так как не знаем ни стороны, ни высоты этих треугольников

Как вычислить площадь фигуры, если в задаче нет необходимых данных?

Называют тему

Решение задач на вычисление площадей фигур

Поиск решения

Открытие нового знания

Подводящий диалог

Алгоритмы решения

вывод

Можно этот треугольник заключить в прямоугольник, так чтобы вершины треугольника лежали на сторонах  прямоугольника?

Решайте в парах

Ребята, представьте решения на доске

- Да, можно

Решают в парах

  1. заключить треугольник в прямоугольник, так, чтобы вершины треугольника лежали на сторонах прямоугольника или в его вершинах
  2. Из площади прямоугольника вычесть площади прямоугольных треугольников

Задача. Найти площадь треугольника, координаты вершин которого – целые числа, если у треугольника есть сторона, параллельная одной из координатных осей?

Посмотрите на слайд и скажите, к какому из рассмотренных случаев вы отнесете эту задачу?

Вспомните алгоритм и предложите решение

Эта задача относится к первому случаю

Дети проговаривают алгоритм, предлагают решение

Сторона Е F=8, высота равна 4, по формуле находим площадь. Она равна 16

Слайд 9

Следующий вопрос:

Как найти площадь треугольника, координаты вершин которого – целые числа, если у треугольника нет сторон, параллельных координатным осям?

Скажите, к какому случаю отнесете эту задачу?

Как решите задачу?

Вспомните алгоритм и предложите решение

Слайд 10

Ни одна из сторон треугольника не лежит на прямой разметки, но его можно заключить в прямоугольник, так чтобы одна из сторон треугольника совпадала с диагональю этого прямоугольника

 Как найдем площадь этого треугольника?

Эта задача относится к случаю 2

Дети проговаривают алгоритм, предлагают решение

Площадь прямоугольника 72

Площади прямоугольных треугольников 13,5; 20; 10

Из площади прямоугольника вычитаем сумму площадей прямоугольных треугольников, получаем 18,5

Ребята проговаривают алгоритм

Первичное применение нового знания

- К какому этапу мы переходим?

- Какие цели поставим перед собой?

Слайд 11

- Я предлагаю вам решить задачи №2.2.58, 2.2.59, 2.2.60, 2.261, 2.2.62 (КИМы)

Работайте  в парах

- Ребята, какие затруднения возникали при решении?

Следующее задание:

А) Найдите площадь треугольника АВС с вершинами А(5;1). В(1;5), С(-4;-4)

К какому случаю относится эта задача?

-Переходим к этапу первичного закрепления

Ставят перед собой цели:

- Закрепить применение алгоритмов решения задач на нахождение площадей многоугольников

Работают в парах

(Задачи оформляются за доской)

Дети объясняют решение, сверяются с решениями на доске, оценивают свою работу

Высказывают затруднения:

- Трудно увидеть высоту в тупоугольном треугольнике.

- Эта задача относится к случаю 2. Ученик решает на доске

Достроили до прямоугольника и нашли его площадь, она равна 81.

Затем нашли площади прямоугольных треугольников:

*4*4=16

*5*9=22,5

*9*5=22,5

Из площади прямоугольника вычитаем сумму площадей прямоугольных треугольников, получаем 20.

Итог урока

вывод

- Ребята, сформулируйте цели, поставленные в начале урока и определите, достигнуты ли они?

Слайд 12,13

- Повторите алгоритмы

- Молодцы, ребята!

Мы научились решать задачи, которые предлагают выпускникам на ОГЭ и  ЕГЭ.

Дети самостоятельно определяют, насколько сумели достигнуть поставленных на уроке целей:

- Мы ответили на главные вопросы урока, вывели алгоритмы решения задач на нахождение площадей, научились применять алгоритмы для решения задач

- Цели достигнуты

Домашнее задание

Учебник

Предлагаю вам выполнить дома №2.2.63, 2.2.64, 477,

по желанию выполнить № 516

Ученики записывают задание в дневники


Список литературы

  1. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. М.: «АПК и ПРО», 2006.
  2. Мельникова Е. Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999. 
  3. Образовательные технологии. (Образовательная система «Школа 2100). Сборник материалов. М.: «Баласс», 2008.
  4. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991.
  5. Козлова С.А., Рубин А.Г. Математика. 5 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011. – 144 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
  6. Козлова С.А., Рубин А.Г. Математика. Учебник для 5 класса. В 2-х частях. – М.: Баласс, 2010. (Образовательная система «Школа 2100»)
  7. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сб. материалов.- М., Баласс. 2008. (Образовательная система «Школа 2100») С.5-55.
  8. Люлева О.В. Работа с информационным блоком на уроках математики в 5-м классе // «Начальная школа плюс До и После» №12, 2011г.,- М., Баласс. 2011.С.40

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МОУ «Лицей №31» г.о. Саранск Мокшиной Елизаветы Валериановны

Методическая проблема, над которой работаю «Развитие творческого мышления учащихся при изучении математики». Проблемное обучение - организация учебного процесса, предполагающая создание под...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики и информатики МБОУ «Ковылкинская СОШ №3» Босоноговой Нины Андреевны

Публичное  представление  собственного инновационного педагогического опыта учителя математики и информатики МБОУ «Ковылкинская СОШ №3» Босоноговой Нины Андреевны «Организация практической д...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики

Публичное представлениесобственного инновационного педагогического опытаучителя математики...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя математики ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Кувшиновой Елены Анатольевны

Тема инновационного педагогического опыта«Использование элементов национально-регионального компонента на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида»....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики и информатики МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Козыревой Людмилы Анатольевны

Тема инновационного педагогического опыта: «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения математике для развития творческого потенциала учащихся и совершенств...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МОБУ «Центр образования» ГО«город Якутск» Семеновой Саргыланы Егоровны

Развитие современного общества ставит  перед образованием новые требования. Для того чтобы быть успешным молодым людям необходимо уметь развиваться, быть гибким, уметь добывать новые знания и уме...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МОБУ «Центр образования» ГО«город Якутск» Семеновой Саргыланы Егоровны

Развитие современного общества ставит  перед образованием новые требования. Для того чтобы быть успешным молодым людям необходимо уметь развиваться, быть гибким, уметь добывать новые знания и уме...