"Актуальные проблемы школьной оценки по математическим дисциплинам"
статья по математике по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья "Актуальные проблемы школьной оценки по математическим дисциплинам" | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные проблемы школьной оценки по математическим дисциплинам.
Повышенное внимание к разработке материалов для проверки компетентности выпускников школы в области математики объясняется современными требованиями «математической грамотности» школьников - способности человека использовать приобретаемые знания для решения широкого диапазона задач. Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Одним из приоритетных направлений общеобразовательной подготовки школьников по математике является подготовка к получению специальности при продолжении образования в высшей школе. Важной проблемой в вопросе оценки знаний является наличие компетентностно-ориентированных измерителей образовательных достижений учащихся по математике. Специалисты, к математическим компетентностям относят: способность структурировать содержание материала, вычленять математические отношения, создавать математическую модель, анализировать данные, интерпретировать полученные результаты [1].
В математике оценка компетентности (то есть способности применять полученные знания и умения к решению проблем, возникающих на практике) проводится с помощью: чисто математических задач, контекстных задач (в методической литературе их принято называть практико-ориентированными)
Контекстные задачи составляются на основе практической ситуации, которая по возможности должна быть близка к знакомой ситуации. Содержание задач требует использования знаний и умений из различных тем и разделов математики. В результате решения должна возникать проблема и не должно быть подсказки области знаний, решение должно быть многовариантным.
Анализ содержания практико-ориентированных задач, на наш взгляд, показывает, что центр тяжести в их решении лежит в области построения самой модели реальной ситуации. Именно составление модели требует высокого уровня математической подготовки и должно быть одним из критериев и результатов обучения.
Учебные навыки учащегося по математике можно оценить по таким видам выполняемой работы как: домашнее задание, самостоятельная работа, контрольный срез знаний, выполнение проектов и т. п.
Подход к оцениванию деятельности учащегося в современной школе неоднозначен. Учителя всегда пытаются решить проблему: как лучше, полнее, объективнее оценить знания и умения учащихся.
На основе анализа психолого-педагогической, математической литературы, опыта работы учителей математики Республиканского классического лицея (посещение уроков, обмен опытом учителей, проведение срезов знаний, анализ результатов государственной итоговой аттестации 9-х, 11-х классов) выявлены следующие проблемы при оценивании знаний учащихся лицея по математическим дисциплинам:
- разный стартовый уровень подготовки учащихся(несмотря на серьезные прилагаемые усилия со стороны учащихся, они не могут показывать высокие результаты, в то время как другие делают это легко, и при этом оценивается результат, а не усилия).
- оцениваются не все виды работ (устная работа, письменная работа в тетради, дополнение к устному ответу товарища) и что не менее важное не учитывается динамика роста учащегося.
Обсудив вышеизложенное на заседании кафедры мы наметили пути решения этих проблем. У каждого преподавателя имеется свой рабочий журнал, где учителя выставляют оценки за тот или иной вид работ, мы решили его "усовершенствовать". В рабочем журнале учитель на протяжении изучения темы ведет учет: по итогам выполнения домашней работы, за устную работу на уроке (часто очень сложно оценить этот вид работы на одном уроке), за письменную работу на уроке, а после прохождения темы учитель выставляет итоговые оценки по всем видам указанных работ. Дополнительно каждый учащийся получает оценку за контрольную работу по пройденной теме, за зачет по теоретической части темы. (За письменную работу можно выставлять оценку в %-м отношении, в этом случае можно отследить динамику роста).
При оценивании контрольных работ, которые завершают каждую из тем можно применять "многобальную" систему, так как пятибальная не позволяет отследить "рост" учащегося. В математике уже есть хороший опыт, разработаны критерии выставления "многобальных" оценок – это оценивание работ ЕГЭ. Такая форма промежуточной аттестации как зачет, оценивается по пятибальной системе. Мы полагаем, что ведомость должна быть "открытой", тогда ребенок может видеть результат своей работы и сравнить его с результатами одноклассников.
Полученные оценки за эти виды деятельности отражают уровень освоения материала учащихся, но не отражают динамику развития, старательность, его стремление к росту. В связи с этим, на наш взгляд, имеет смысл ввести еще одну оценку, которую условно можно назвать "динамика", конечно, ее трудно "измерить" количественно, но она будет отражать точку роста, способствовать развитию внутренней мотивации ребенка, поможет учителю определить оптимальный уровень сложности содержания учебного материала. При такой системе оценивания после прохождения темы учитель может выставить оценку за «динамику» определенным баллом по шкале оценок, а сама школьная оценка будет полной и объективной.
Литература:
- Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А. Опыт создания компетентностно-ориентированных измерителей для оценки образовательных достижений учащихся по математике // ОКО-Оценка качества образования 2007. №4. С. 17-21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Актуальность проблемы дисциплины в современной школе". Выступление на ШМО классных руководителей
Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь...
Актуальные проблемы преподавания в современной школе на примере дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности"
Статья рассматривает возможности применения информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания дисциплины "Основы безопасности жижнедеятельности" в школе...
Проблемы школьной оценки в современной школе «Оценка : «за» и «против»
1)Система оценивания должна давать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.2) Необходимо фиксировать...
Актуальные проблемы внедрения и реализации ФГОС в области изменения оценки личностных результатов образовательной деятельности учащихся на уроке информатики в средней школе
В статье поднимается вопрос оценивания личностных результатов образовательной деятельности учащихся на уроках математики в основной школе. Автор предлагает технологию самостоятельного оценивания...
"Культура речи - актуальная проблема школьного образования"
Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия приобретает социальную значимость. Современное междоусобное отчуждение от русского языка –...
Актуальные проблемы преподавания в современной школе на примере дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
Знакомство с особенностями дополнительного образования в школе. Особенности...
Совместное родительское собрание в 8-9 классах Тема:«Актуальные проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения. Проблема школьной тревожности: виды, причины, приёмы снижения»
Цели:Информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей.Принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к ...