Сборник задач по математике
творческая работа учащихся по математике (6 класс) на тему
Подготовка учащихся 6-х классов к предметной олимпиаде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
25 задач: логика, четность, делимость, комбинаторика. | 113.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №638 Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Сборник
олимпиадных задач по математике
для 6 классов
«С миру по нитке…»
Учитель математики:
Малышева Лидия Ивановна
Павловск 2017 г.
Оглавление
Задача №1
В магазин игрушек привезли кукол. К середине дня количество проданных кукол составляло часть от числа привезенных. После того, как продали ещё одну куклу, число проданных кукол стало равно числа привезенных. Сколько кукол привезли в магазин?
Решение: Пусть привезли кукол, тогда к середине дня количество проданных кукол составило , а после того, как продали еще одну куклу, стало проданных кукол.
Составим уравнение и, решив его, получаем
Ответ: 30
Задача №2
Две коровы за два дня дают 16 литров молока. Сколько литров молока дают четыре коровы за шесть дней?
Решение:
2 коровы за 2 дня дают 16л.
2 коровы за 1 день дают 16:2 = 8л.
2 коровы за 6 дней дают л.
4 коровы за 6 дней дают л.
Ответ: 96
Задача №3
Две коровы за два дня дают 16 литров молока. Сколько таких же коров за 6 дней дадут 96 литров?
Ответ: 4
Задача №4
Две коровы за два дня дают 16 литров молока. За сколько дней четыре таких коровы дадут 96 литров молока?
Ответ: 6
Задача №5
Маша и Саша приготовили мыльный раствор для мыльных пузырей. В стакане у Маши было 140 гр. 10% -го мыльного раствора, а в стакане у Саши было 60 гр. 30% -го мыльного раствора. У Маши пузыри не получались, тогда Саша предложил перелить содержимое из двух стаканов в колбу. Смогут ли Маша и Саша получить мыльные пузыри из раствора, содержащегося в колбе, если для этого нужен 16% - ый раствор?
Решение:
Ответ: да.
Задача №6
Имеются склянка 20%-го раствора кислоты и склянка 40%-го раствора кислоты. Верно ли, что если из второй склянки берут на 50% больше раствора кислоты, чем из первой, то полученная смесь является 32%-ым раствором кислоты?
Решение:
Пусть из первой склянки берут грамм раствора. Заполним таблицу по условию задачи:
(содержание кислоты в смеси) | М(грамм) –масса раствора | (грамм) | |
1-ый раствор | 20% или 0,2 | ||
2-ой раствор | 40% или 0,4 | ||
Смесь | 32% или 0,32 |
Рассчитаем содержание кислоты в смеси по формуле
Ответ: верно.
Задача №7
Можно ли разбить числа 1,2,3,…,30 на десять групп по три числа так, чтобы в каждой группе одно из чисел равнялось сумме двух других?
Решение:
Если сумма двух натуральных чисел равна третьему, то сумма этих чисел –четна. Поэтому, если бы указанное разбиение существовало бы, то сумма всех 30 чисел равнялась бы сумме десяти четных чисел и была бы четной. Но сумма чисел 1+2+…+30 = 3115 = 465 нечетна.
Ответ: нельзя.
Задача №8
По периметру сада растет 20 кустов смородины. Число ягод на соседних кустах отличается на 1. Может ли на всех кустах вместе быть 33 ягоды?
Решение:
Так как число ягод на соседних кустах отличается на единицу, то эти числа разной четности.
Следовательно, кусты с четным числом и кусты с нечетным числом ягод чередуются, т.е. имеются 10 кустов с нечетным числом ягод и 10 кустов с четным числом.
Но тогда сумма всех ягод будет четным числом, так как сумма четного числа нечетных чисел – четна.
Ответ: нет.
Задача №9
Найдите все трехзначные числа, которые в одиннадцать раз больше суммы своих цифр.
Решение:
Пусть – искомое трехзначное число, где – цифры, причем .
Имеем ,
или .
Откуда .
Так как , то .
Следовательно, , или .
Поскольку , то , откуда .
Ответ: 198
Задача №10
Верно ли, что при любом 1 справедливо неравенство:
Решение:
Для любого натурального в левой части неравенства содержится ровно слагаемых и каждое из них не превосходит последнего – наименьшего. Таким образом
Ответ: нет
Задача №11
Число делится на 12. Найдите все такие числа.
Решение:
Чтобы делилось на 12 необходимо и достаточно, чтобы оно делилось на 4 и на 3. Необходимость очевидна, а достаточность следует из того, что числа 4 и 3 взаимно простые. Согласно признаку делимости на 3 и учитывая, что – цифры, имеем . Из признака делимости на 4 (число делится на 4, если двузначное число, образованное его двумя последними цифрами делится на 4) следует, что число должно делиться на 4. Простым перебором находим, что .
Ответ: 200304, 200340, 200316, 200352, 200328, 200364, 200376, 200388.
Задача №12
Средний возраст 11-ти игроков футбольной команды – 22 года. Во время матча один из игроков был удален. Средний возраст оставшихся игроков стал равен 21 году. Сколько лет удаленному игроку?
Решение:
Поскольку средний возраст определяется делением суммарного возраста на количество игроков, то суммарный возраст всех 11-ти игроков равен годам. Аналогично, суммарный возраст оставшихся игроков, после удаления одного их них, равен лет. Следовательно, возраст удаленного игрока составляет 242-210=32 года.
Ответ: 32 года.
Задача №13
Известно, что 2% положительного числа А больше, чем 3% положительного числа В. Что больше: 5% числа А или 7% числа В?
Решение:
Из условия задачи следует, что
, откуда 2А3В, или 10А14В. Из последнего неравенства имеем: 5А7В, или . Таким образом, 5% числа А больше 7% числа В.
Задача №14
В шахматном турнире каждый шахматист сыграл с каждым по одному разу, и каждый шахматист все партии, кроме одной, завершил вничью. Сколько шахматистов участвовало в турнире, если всего было зафиксировано 264 ничьи?
Решение:
Пусть в шахматном турнире участвовало шахматистов.
Тогда, каждый из них всего сыграл партий и из них, по условию, партии закончил в ничью.
Следовательно, всего ничьих было сыграно , так как в каждой партии участвует два шахматиста.
С другой стороны, по условию в турнире всего было сыграно 264 ничьих.
Таким образом имеем уравнение , из решения которого получаем два значения для : , .
По понятным причинам, второе значение постороннее.
Ответ: 24 шахматиста.
Задача №15
Перед началом стрельбы стрелок получил 4 патрона. После каждого попадания по мишени ему дополнительно выдавалось по 7 патронов. Стрельба закончилась, когда закончились патроны. Сколько раз стрелок попал по мишени, если всего он произвел 200 выстрелов?
Решение:
Пусть – число попаданий стрелка по мишени.
Так как за каждое попадание стрелку дополнительно выдавалось по 7 патронов, то общее число выстрелов равно .
Откуда .
Ответ: 28 раз.
Задача №16
Найдите наименьшее натуральное число, которое делится на все четные числа от 2 до 18.
Решение:
Найти наименьшее натуральное число, которое делится на все четные числа от 2 до 18, означает найти наименьшее общее кратное этих чисел. Для этого разложим указанные числа на простые множители и выберем из них все простые делители в максимальных степенях.
Произведение полученных делителей и даст нужное число.
Таким образом, имеем:
Следовательно, искомое число есть .
Ответ: 5040
Задача №17
Разность двух натуральных чисел умножили на их произведение. Могло ли в результата получится 45045?
Решение:
Предположим, что нашлись такие натуральные числа и , что .
Поскольку число 45045 – нечетно, то числа и – нечетные.
Но тогда их разность – есть число четное и всё произведение тоже четное, вопреки нашему предположению.
Ответ: не могло.
Задача №18
В классе 36 учеников. Каждый мальчик в классе дружит ровно с четырьмя девочками, а каждая девочка – с пятью мальчиками. Сколько в классе девочек и сколько мальчиков?
Решение:
Обозначим через и число мальчиков, и, соответственно, число девочек в данном классе.
По условию имеем .
Назовем пару, состоящую из мальчика и девочки, дружной, если они дружат друг с другом.
Тогда, число дружных пар в классе, с одной стороны равно , а с другой стороны .
Следовательно, .
Получили систему из двух уравнений
Решив систему, получаем
Ответ: 16 мальчиков и 20 девочек.
Задача №19
Произведение 22 целых чисел равно 1. Может ли сумма этих чисел равняться нулю?
Решение:
Произведение целых чисел может равняться 1 только в том случае, если каждое из них равно либо +1 либо -1, причем количество отрицательных сомножителей должно быть четно.
С другой стороны, чтобы сумма 22-ух чисел , каждое из которых равно +1 или -1, равнялась нулю, необходимо, чтобы положительных и отрицательных чисел было поровну, т.е. отрицательных единиц должно быть нечетное количество.
Получили противоречие.
Ответ: не может.
Задача №20
В корзине лежат 30 грибов. Среди любых 12 из них имеется хотя бы один рыжик, а среди любых 20 грибов – хотя бы один груздь. Сколько рыжиков и сколько груздей в корзине?
Решение:
Среди 30 грибов должно быть не менее 19 рыжиков. В противном случае найдется 12 грибов, среди которых нет рыжика.
Аналогично, в корзине не менее 11 груздей, а следовательно рыжиков не более 19.
Поэтому рыжиков в корзине ровно 19, а груздей 11.
Ответ: 19 рыжиков и 11 груздей.
Задача №21
Определите, каких натуральных чисел от 1 до 100000 больше: тех, которые делятся на 6 , но не делятся на 7, или тех, которые делятся на 7, но не делятся на 6.
Решение:
Ясно, что среди первых 100000 натуральных чисел больше тех, которые делятся на 5, а не на 7.
Из чисел, которые делятся на 6, нужно удалить те числа, которые еще делятся и на 7.
А из чисел, которые делятся на 7 нужно удалить те числа, которые денлятся на 6.
В обоих случаях удаляются те числа, которые делятся на 42, т.е. удаляются одни и те же числа.
Ответ: больше тех, которые делятся на 6, но не делятся на 7.
Задача №22
На доске написано 11 целых чисел. Докажите, что из них можно стереть одно число так, что сумма оставшихся чисел будет четной.
Решение:
Если сумма одиннадцати целых чисел четна, то среди них обязательно присутствует хотя бы одно четное число, которое и можно стереть.
Если же сумма чисел нечетна, то среди них имеется, по крайней мере, одно нечетное число, после стирания которого сумма оставшихся чисел будет четной.
Ответ: ч.т.д.
Задача №23
Малыш и Карлсон считали деревья, обсаженные вокруг дома, идя в одном направлении, но начали считать с разных деревьев. Дерево, которое у Малыша было 20-ым, у Карлсона было 7-ым, а 7-ое у Малыша было 94-ым у Карлсона. Сколько деревьев росло вокруг дома?
Решение:
Заметим, что первое дерево у Малыша было 88-ым у Карлсона. А первое дерево у Карлсона было четырнадцатым у Малыша. Следовательно, тринадцатое дерево у Малыша было последним у Карлсона.
Ответ: 100 деревьев.
Задача №24
Трое играют в настольный теннис на вылет, т.е. игрок, проигравший партию, уступает место игроку, не участвовавшему в ней. В итоге оказалось, что первый игрок сыграл 10 партий, а второй 21 партию. Сколько партий сыграл третий игрок?
Решение:
Поскольку проигравший игрок пропускает только одну партию, то каждый из участников участвует не менее чем в половине партий. По условию, первый игрок сыграл 10 партий. Поэтому общее число сыгранных партий не может быть больше, чем 102 + 1 = 21. Следовательно, второй игрок участвовал во всех партиях, а третий игрок сыграл 11 партий.
Ответ: 11 партий.
Задача №25
Два двузначных числа, записанных одно за другим, образуют четырехзначное число, которое в 3 раза больше их произведения. Найдите это число.
Решение:
Пусть и -искомые числа.
Тогда , откуда .
Учитывая, что , получаем
или .
Непосредственной подстановкой, убеждаемся,
что только при целое число.
Ответ: 17, 34
Задача №26
Пройдя половину пути, автомобиль увеличил скорость движения на 25% и прибыл в конечный путь назначения на полчаса раньше. Сколько времени автомобиль находился в пути?
Решение:
Пусть – длина пути, –скорость автомобиля на первой половине пути. Тогда, скорость автомобиля на второй половине пути равна ; и , поскольку выигрыш во времени происходит только на второй половине пути, то ;
Зная, что находим часа. Следовательно, автомобмль был в пути 2,5 + 2 = 4,5 часа.
Ответ: 4,5 часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник задач по математике для 6-7 классов "Обыкновенные дроби"
Данный сборник является дополнительным материалом к программе по математике 6 – 7 классов издательство «ВЛАДОС» 2001г. Он адресован учителям матем...
сборник задач по математике 5-6 классы по движению
задачи на встречное движение , движение в разных направлениях, движение в одном направлении с натуральными и десятичными числами . Пользуемся определением скорость удаления и встречн...
сборник задач по математике для5-6 классов
сборник содержит задачи на движение : встречное , водном напрвлении, в противоположные стороны ,которых не хватает в учебниках...
Региональный компонент. Сборник задач по математике "ЗАО "Коелгамрамор"
Сборник задач по математике....
Сборник задач по математике. Ростовской области 75 лет!
В учебниках математики представлено немало текстовых задач. Однако, содержание их сводится только к задачам на движение, работу и др. Решать их порой неинтересно....
Проект по созданию сборника задач по математике с элементами краеведения
Проект по созданию сборника задач по математике для 5-6 классов на основе краеведческого материала. Авторские задачи позволяют воспитывать любовь и уважение к родному городу, чувство гордости за ...
Сборник задач по математике "Математика и кошки"
Данный сборник задач составлен с помощью ребят 5-х классов и интернет ресурсов. Все задачи в сборнике каким-то образом связаны с кошачьей натурой.Материал представленный в данном сборнике может б...