Изучение удовлетворенности запроса учащихся школы как важный показатель качества образования
статья по математике на тему
Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия достигнутых реальных образовательных результатов и условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Внутришкольный мониторинг охватывает сбор необходимой информации, подготовку отчета и презентацию его результатов перед участниками образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ivanova_n.a.docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Н.А. – учитель математики гимназии №114
Самсонова В.Г.- учитель биологии гимназии №114
Смирнова В.В.- учитель физики гимназии №114
Изучение удовлетворенности запроса учащихся школы как важный показатель качества образования
(на примере мониторинговых исследований ГБОУ гимназии 114)
Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия достигнутых реальных образовательных результатов и условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Внутришкольный мониторинг охватывает сбор необходимой информации, подготовку отчета и презентацию его результатов перед участниками образовательного процесса.
Целью внутришкольного мониторинга является обеспечение эффективного объективного информационного отображения состояния и результатов образовательного процесса, отслеживание динамики качества предоставляемых образовательных услуг, эффективности управления качеством подготовки обучающихся в образовательном учреждении.
В рамках ОЭР по теме «Внутришкольный мониторинг как составляющая качества образования» (2014-2017 гг) выполнялись мониторинговые исследования по нескольким направлениям. В данной статье приводится анализ результатов внутришкольного мониторинга по важной проблеме удовлетворенности обучающихся качеством образовательного процесса.
В задачи исследования входило:
1.Выявлениетого , насколько полно выполняются запросы учащихся на качество образования
2. Изучение удовлетворенности учащихся различными сторонами школьной жизни
3. Анализ результатов путем сопоставления данных всех трех методик диагностики
Таблица 1
Методика исследования
Задача мониторингового исследования | Основная методика диагностики | Количество респондентов |
1. Выявление запроса учащихся на качество образования, | Анкета «Задачи, которые должна решать гимназия» | В анкетировании принимали участие обучающиеся старших классов (98 чел) |
2. Изучение удовлетворенности учащихся различными стороными школьной жизни | Анкета «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью | В анкетировании принимали участие обучающиеся старших классов ( |
3. Изучение подготовленности выпускников гимназии | Анкета «Подготовленность к самостоятельной жизни» (АППО, кафедра педагогических измерений) | Выпускники 2015, 2016 годов 95 чел |
1.Выявление запроса учащихся на качество образования, которое выражается в выборе вариантов ответа на вопрос «Что по вашему мнению должна давать гимназия учащимся (то есть им самим)». В анкете учащиеся должны были выразить свое мнение о том, что является: главной задачей гимназии, менее значимой, наименее значимой задачей.
В целях наглядности сравнения результатов мы оставили только процент ответов обучающихся , которые назвали данную задачу главной задачей гимназии и проранжировали ответы.
Таблица 2
Результаты ответа на вопрос
«Что должна давать гимназия учащимся»
Варианты ответа на вопрос «Что должна давать гимназия учащимся» | ||
Главная задача гимназии % от общего количества | Ранг значимости задачи гимназии для обучающихся | |
1 Опыт общения с людьми, навыки сотрудничества | 54% | 2 |
2 Помощь в познании себя, своих возможностей, особенностей | 44% | 4 |
3 Веру в себя, оптимизм. | 35% | 8 |
4 Прочные знания по предметам. | 48% | 3 |
5.Необходимую подготовку к жизни. | 44% | 4 |
6 Умения пользоваться знаниями. | 58% | 1 |
7 Умение учиться самостоятельно | 40% | 6 |
8 Помощь в самопознании и выявление способностей. | 42% | 5 |
9 Помощь в определении жизненных перспектив. | 21% | 10 |
10 Помощь в обретении мировоззрения, идеалов, истинных ценностей. | 29% | 9 |
11 Сохранение и укрепление здоровья. | 6% | |
12 Помощь в выборе будущей профессии. | 31% | 7 |
13 Помощь в развитии индивидуальных способностей. | 21% | 10 |
14 Умение критически самостоятельно мыслить. Умение принимать самостоятельные решения. | 13% | 13 |
15 Формирование представлений о ценностях, смысле жизни. | 15% | 12 |
16 Научить правилам поведения. | 13% | 13 |
17 Общекультурный кругозор. | 17% | 11 |
Как видно из таблицы учащиеся (40% и более) считают главной задачей гимназии (распределено в соответствии с ранжированием):
- Научить умению пользоваться знаниями;
- Научить опыту общения с людьми, навыки сотрудничества;
- Дать прочные знания по предметам;
- Необходимую подготовку к жизни.
- Оказать помощь в познании себя, своих возможностей, особенностей;
- Умение учиться самостоятельно
- Оказать помощь в выборе будущей профессии.
Наименее значимой задачей гимназии учащиеся считают: сохранение и укрепление здоровья (6%), обучение правилам поведения (13%) и формирование представления о ценностях, смысле жизни(15%) и др.Такой результат свидетельствует о том, что современные школьники не рассматривают школу как формирующую нормы поведения, ценности и мировоззрение. Это является общей тенденцией школьников С-Петербурга (по результатам исследований кафедры педагогических измерений АППО) / 1 /
Исследование качества подготовки выпускников позволило выявить степень ее соответствиявыявленным запросам обучающихся. Рассмотрим последовательно каждый запрос с 1-3 ранги.
Запрос обучающихся : «научить умению пользоваться знаниями». Мы сопоставили данный запрос с результатами одного из блоков анкеты «Подготовленность к взрослой жизни» В анкете выпускника есть раздел «Самообразование и работа с различной информацией» , который направлен на выявление функциональной грамотности , выпускников (по результатам самооценки).
Таблица 3
Самообразование и работа с различной информацией
Самообразование и работа с различной информацией Я умею : | Количество учащихся, которые ответили «Да» % |
1 Самостоятельно планировать свою учебную деятельность (ставить цели и задачи, рассчитывать требуемое для их выполнения время) | 89 |
2 Самостоятельно оценивать свои учебные достижения | 73 |
3 Формулировать вопросы по изучаемой теме | 66 |
4 Разрабатывать, планировать и выполнять индивидуальные или коллективные проекты | 66 |
5 Самостоятельно изучить какую-либо тему школьного курса, пользуясь учебными пособиями, интернетом | 77 |
6 Находить и отбирать необходимую мне информацию из книг, справочников, энциклопедий, из Интернета и других СМИ | 92 |
7 Пользоваться информацией, представленной в виде числовых таблиц, схем, графиков | 73 |
8 Пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки | 80 |
9 Сопоставлять и критически оценивать разные источники информации, выбирать достоверную информацию | 83 |
Сравнение данных двух анкет позволяет сделать уверенный вывод о том, что запрос на умение пользоваться знаниями удовлетворяется на достаточно высоком уровне в соответствии с самооценкой выпускников гимназии 114. Этот результат подтверждается также высокими результатами ЕГЭ, которые были выявлены в процессе мониторинга качества знаний (2014-2017 годы).
Запрос учащихся старших классов гимназии: получить опыт общения с людьми, навыки сотрудничества, а также получать помощь в познании себя, своих возможностей, особенностей.Мы сопоставилиэти запросы учащихся с данными по разделу «Самопознание и взаимодействие с другими людьми» (анкетавыпускника «Подготовленность к самостоятельной жизни»)
Самопознание и взаимодействие с другими людьми Я умею: | Количество учащихся, которые ответили «Да» |
1 Оценивать свои способности, сильные и слабые стороны характера | 92 |
2 Отдавать себе отчет в своих желаниях, чувствах | 73 |
3 Искать причины своих неудач в себе | 75 |
4 4 Внимательно слушать собеседника, отвечать на его вопросы, задавать уточняющие вопросы | 87 |
5 Оценивать свои возможности в плане соответствия требованиям различных профессий | 83 |
6 Расположить к себе других людей | 51 |
7 Приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям | 75 |
8 Работать в группе, согласовывая с другими свои позиции | 73 |
9 Организовать работу группы сверстников (или ребят младше) | 58 |
10 Соблюдать правила этикета в общественных местах (в театре, музее, транспорте), корректно вступать в общение с незнакомыми людьми | 87 |
На основании анализа результатов ответов выпускников можно с уверенностью констатировать, что названные выше запросы обучающихся реализуются в гимназии (по данным самооценки выпускников).
Запрос учащихся старших классов гимназии : «научиться самостоятельно приобретать знания» , мы сопоставили с данными по разделу анкеты выпускника «Общая грамотность».
Общая грамотность Я умею: | Количество учащихся, которые ответили «Да» |
1 Грамотно (с малым числом ошибок) написать сочинение, диктант | 80 |
2 Достаточно хорошо считать в уме в пределах 100 | 84 |
3 В обыденной речи четко формулировать свои мысли, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов | 68 |
5. Сделать устное сообщение (доклад) на 5-10 минут без бумажки | 68 |
6. Быстро «по диагонали» просматривать текст (справочника, энциклопедии | 68 |
7 Читать книгу 1-2 часа подряд, не испытывая при этом утомления, дискомфорта 1 2 3 | 79 |
8 Корректно составить заявление, приглашение, объяснительную записку и др. деловые бумаги | 52 |
9. Следить за правильностью своей речи, избегать грубых и нецензурных выражений | 54 |
В целом по данному разделу также можно сделать вывод о положительной степени удовлетворенности запроса учащихся гимназии 114 «научиться самостоятельно приобретать знания».
Выводы:
- Представленная в данной статье методика изучения удовлетворенности запроса учащихся является эффективным средством мониторинга качества образования любого образовательного учреждения. Она апробирована и экспериментально проверена и может быть практически полезна.
- В процессе исследования были выявлены приоритетные ( наиболее значимые) для учащихся старших классов запросы по отношению к качеству образования в гимназии 114: научить умению пользоваться знаниями; научить опыту общения с людьми, навыки сотрудничества; дать прочные знания по предметам; необходимую подготовку к жизни; оказать помощь в познании себя, своих возможностей, особенностей; сформировать умение учиться самостоятельно; оказать помощь в выборе будущей профессии.Наименее значимыми задачами гимназии учащиеся считают: сохранение и укрепление здоровья (6%), обучение правилам поведения (13%) и формирование представления о ценностях, смысле жизни (15%) и др. Такой результат свидетельствует о том, что современные школьники не рассматривают школу как основной источник формирования норм поведения, ценностей и мировоззрения. Изучение причин требует дополнительных исследований, хотя вероятной причиной является мощное воздействие средств массовой информации .
Литература
1.Социально-педагогические аспекты качества образования в контексте введения ФГОС: монография/ под общей редакцией М.Д.Матюшкиной. – СП АППО, 2014. С. 96-97.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
В помощь классному руководителю....
Методика изучения удовлетворенности учащихся юннатской жизнью
Методика изучения удовлетворенности учащихся юннатской жизнью...
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана А.А. Андреевым)
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью ...
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью....
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана А.А. Андреевым)
Определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью....
Изучение удовлетворенности запроса учащихся школы как важный показатель качества образования
Изучение удовлетворенности запроса учащихся школы как важный показатель качества образования...