Изучение удовлетворенности запроса учащихся школы как важный показатель качества образования
статья по математике на тему
Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия достигнутых реальных образовательных результатов и условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Внутришкольный мониторинг охватывает сбор необходимой информации, подготовку отчета и презентацию его результатов перед участниками образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Н.А. – учитель математики гимназии №114
Самсонова В.Г.- учитель биологии гимназии №114
Смирнова В.В.- учитель физики гимназии №114
Изучение удовлетворенности запроса учащихся школы как важный показатель качества образования
(на примере мониторинговых исследований ГБОУ гимназии 114)
Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия достигнутых реальных образовательных результатов и условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Внутришкольный мониторинг охватывает сбор необходимой информации, подготовку отчета и презентацию его результатов перед участниками образовательного процесса.
Целью внутришкольного мониторинга является обеспечение эффективного объективного информационного отображения состояния и результатов образовательного процесса, отслеживание динамики качества предоставляемых образовательных услуг, эффективности управления качеством подготовки обучающихся в образовательном учреждении.
В рамках ОЭР по теме «Внутришкольный мониторинг как составляющая качества образования» (2014-2017 гг) выполнялись мониторинговые исследования по нескольким направлениям. В данной статье приводится анализ результатов внутришкольного мониторинга по важной проблеме удовлетворенности обучающихся качеством образовательного процесса.
В задачи исследования входило:
1.Выявлениетого , насколько полно выполняются запросы учащихся на качество образования
2. Изучение удовлетворенности учащихся различными сторонами школьной жизни
3. Анализ результатов путем сопоставления данных всех трех методик диагностики
Таблица 1
Методика исследования
Задача мониторингового исследования | Основная методика диагностики | Количество респондентов |
1. Выявление запроса учащихся на качество образования, | Анкета «Задачи, которые должна решать гимназия» | В анкетировании принимали участие обучающиеся старших классов (98 чел) |
2. Изучение удовлетворенности учащихся различными стороными школьной жизни | Анкета «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью | В анкетировании принимали участие обучающиеся старших классов ( |
3. Изучение подготовленности выпускников гимназии | Анкета «Подготовленность к самостоятельной жизни» (АППО, кафедра педагогических измерений) | Выпускники 2015, 2016 годов 95 чел |
1.Выявление запроса учащихся на качество образования, которое выражается в выборе вариантов ответа на вопрос «Что по вашему мнению должна давать гимназия учащимся (то есть им самим)». В анкете учащиеся должны были выразить свое мнение о том, что является: главной задачей гимназии, менее значимой, наименее значимой задачей.
В целях наглядности сравнения результатов мы оставили только процент ответов обучающихся , которые назвали данную задачу главной задачей гимназии и проранжировали ответы.
Таблица 2
Результаты ответа на вопрос
«Что должна давать гимназия учащимся»
Варианты ответа на вопрос «Что должна давать гимназия учащимся» | ||
Главная задача гимназии % от общего количества | Ранг значимости задачи гимназии для обучающихся | |
1 Опыт общения с людьми, навыки сотрудничества | 54% | 2 |
2 Помощь в познании себя, своих возможностей, особенностей | 44% | 4 |
3 Веру в себя, оптимизм. | 35% | 8 |
4 Прочные знания по предметам. | 48% | 3 |
5.Необходимую подготовку к жизни. | 44% | 4 |
6 Умения пользоваться знаниями. | 58% | 1 |
7 Умение учиться самостоятельно | 40% | 6 |
8 Помощь в самопознании и выявление способностей. | 42% | 5 |
9 Помощь в определении жизненных перспектив. | 21% | 10 |
10 Помощь в обретении мировоззрения, идеалов, истинных ценностей. | 29% | 9 |
11 Сохранение и укрепление здоровья. | 6% | |
12 Помощь в выборе будущей профессии. | 31% | 7 |
13 Помощь в развитии индивидуальных способностей. | 21% | 10 |
14 Умение критически самостоятельно мыслить. Умение принимать самостоятельные решения. | 13% | 13 |
15 Формирование представлений о ценностях, смысле жизни. | 15% | 12 |
16 Научить правилам поведения. | 13% | 13 |
17 Общекультурный кругозор. | 17% | 11 |
Как видно из таблицы учащиеся (40% и более) считают главной задачей гимназии (распределено в соответствии с ранжированием):
- Научить умению пользоваться знаниями;
- Научить опыту общения с людьми, навыки сотрудничества;
- Дать прочные знания по предметам;
- Необходимую подготовку к жизни.
- Оказать помощь в познании себя, своих возможностей, особенностей;
- Умение учиться самостоятельно
- Оказать помощь в выборе будущей профессии.
Наименее значимой задачей гимназии учащиеся считают: сохранение и укрепление здоровья (6%), обучение правилам поведения (13%) и формирование представления о ценностях, смысле жизни(15%) и др.Такой результат свидетельствует о том, что современные школьники не рассматривают школу как формирующую нормы поведения, ценности и мировоззрение. Это является общей тенденцией школьников С-Петербурга (по результатам исследований кафедры педагогических измерений АППО) / 1 /
Исследование качества подготовки выпускников позволило выявить степень ее соответствиявыявленным запросам обучающихся. Рассмотрим последовательно каждый запрос с 1-3 ранги.
Запрос обучающихся : «научить умению пользоваться знаниями». Мы сопоставили данный запрос с результатами одного из блоков анкеты «Подготовленность к взрослой жизни» В анкете выпускника есть раздел «Самообразование и работа с различной информацией» , который направлен на выявление функциональной грамотности , выпускников (по результатам самооценки).
Таблица 3
Самообразование и работа с различной информацией
Самообразование и работа с различной информацией Я умею : | Количество учащихся, которые ответили «Да» % |
1 Самостоятельно планировать свою учебную деятельность (ставить цели и задачи, рассчитывать требуемое для их выполнения время) | 89 |
2 Самостоятельно оценивать свои учебные достижения | 73 |
3 Формулировать вопросы по изучаемой теме | 66 |
4 Разрабатывать, планировать и выполнять индивидуальные или коллективные проекты | 66 |
5 Самостоятельно изучить какую-либо тему школьного курса, пользуясь учебными пособиями, интернетом | 77 |
6 Находить и отбирать необходимую мне информацию из книг, справочников, энциклопедий, из Интернета и других СМИ | 92 |
7 Пользоваться информацией, представленной в виде числовых таблиц, схем, графиков | 73 |
8 Пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки | 80 |
9 Сопоставлять и критически оценивать разные источники информации, выбирать достоверную информацию | 83 |
Сравнение данных двух анкет позволяет сделать уверенный вывод о том, что запрос на умение пользоваться знаниями удовлетворяется на достаточно высоком уровне в соответствии с самооценкой выпускников гимназии 114. Этот результат подтверждается также высокими результатами ЕГЭ, которые были выявлены в процессе мониторинга качества знаний (2014-2017 годы).
Запрос учащихся старших классов гимназии: получить опыт общения с людьми, навыки сотрудничества, а также получать помощь в познании себя, своих возможностей, особенностей.Мы сопоставилиэти запросы учащихся с данными по разделу «Самопознание и взаимодействие с другими людьми» (анкетавыпускника «Подготовленность к самостоятельной жизни»)
Самопознание и взаимодействие с другими людьми Я умею: | Количество учащихся, которые ответили «Да» |
1 Оценивать свои способности, сильные и слабые стороны характера | 92 |
2 Отдавать себе отчет в своих желаниях, чувствах | 73 |
3 Искать причины своих неудач в себе | 75 |
4 4 Внимательно слушать собеседника, отвечать на его вопросы, задавать уточняющие вопросы | 87 |
5 Оценивать свои возможности в плане соответствия требованиям различных профессий | 83 |
6 Расположить к себе других людей | 51 |
7 Приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям | 75 |
8 Работать в группе, согласовывая с другими свои позиции | 73 |
9 Организовать работу группы сверстников (или ребят младше) | 58 |
10 Соблюдать правила этикета в общественных местах (в театре, музее, транспорте), корректно вступать в общение с незнакомыми людьми | 87 |
На основании анализа результатов ответов выпускников можно с уверенностью констатировать, что названные выше запросы обучающихся реализуются в гимназии (по данным самооценки выпускников).
Запрос учащихся старших классов гимназии : «научиться самостоятельно приобретать знания» , мы сопоставили с данными по разделу анкеты выпускника «Общая грамотность».
Общая грамотность Я умею: | Количество учащихся, которые ответили «Да» |
1 Грамотно (с малым числом ошибок) написать сочинение, диктант | 80 |
2 Достаточно хорошо считать в уме в пределах 100 | 84 |
3 В обыденной речи четко формулировать свои мысли, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов | 68 |
5. Сделать устное сообщение (доклад) на 5-10 минут без бумажки | 68 |
6. Быстро «по диагонали» просматривать текст (справочника, энциклопедии | 68 |
7 Читать книгу 1-2 часа подряд, не испытывая при этом утомления, дискомфорта 1 2 3 | 79 |
8 Корректно составить заявление, приглашение, объяснительную записку и др. деловые бумаги | 52 |
9. Следить за правильностью своей речи, избегать грубых и нецензурных выражений | 54 |
В целом по данному разделу также можно сделать вывод о положительной степени удовлетворенности запроса учащихся гимназии 114 «научиться самостоятельно приобретать знания».
Выводы:
- Представленная в данной статье методика изучения удовлетворенности запроса учащихся является эффективным средством мониторинга качества образования любого образовательного учреждения. Она апробирована и экспериментально проверена и может быть практически полезна.
- В процессе исследования были выявлены приоритетные ( наиболее значимые) для учащихся старших классов запросы по отношению к качеству образования в гимназии 114: научить умению пользоваться знаниями; научить опыту общения с людьми, навыки сотрудничества; дать прочные знания по предметам; необходимую подготовку к жизни; оказать помощь в познании себя, своих возможностей, особенностей; сформировать умение учиться самостоятельно; оказать помощь в выборе будущей профессии.Наименее значимыми задачами гимназии учащиеся считают: сохранение и укрепление здоровья (6%), обучение правилам поведения (13%) и формирование представления о ценностях, смысле жизни (15%) и др. Такой результат свидетельствует о том, что современные школьники не рассматривают школу как основной источник формирования норм поведения, ценностей и мировоззрения. Изучение причин требует дополнительных исследований, хотя вероятной причиной является мощное воздействие средств массовой информации .
Литература
1.Социально-педагогические аспекты качества образования в контексте введения ФГОС: монография/ под общей редакцией М.Д.Матюшкиной. – СП АППО, 2014. С. 96-97.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
В помощь классному руководителю....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/25/picture-350906-1545741330.jpg)
Методика изучения удовлетворенности учащихся юннатской жизнью
Методика изучения удовлетворенности учащихся юннатской жизнью...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/28/picture-821855-1475036561.jpg)
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана А.А. Андреевым)
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/21/picture-799049-1466507506.jpg)
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/30/picture-1294255-1606727227.jpg)
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана А.А. Андреевым)
Определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/13/picture-123629-1350152206.jpg)
Изучение удовлетворенности запроса учащихся школы как важный показатель качества образования
Изучение удовлетворенности запроса учащихся школы как важный показатель качества образования...