Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивационно-ориентировочная часть |
Мотивация к учебной деятельности (7 мин) | Цель этапа: Актуализация знаний, мотивация учащихся к учебной деятельности Решить примеры слайд 1.
Проверьте правильность выполнения задания,воспользовавшись таблицей на слайде, расшифруйте слово. Помогите соседям по парте найти и исправить ошибки, если они есть. Получившееся слово «слагаемые» – одно из слов нашей новой темы. Какими свойствами арифметических действий пользовались при решении примеров? |
Сопоставляют ответы с буквами, записывают буквы в тетрадях, должно получиться слово «слагаемые». Тот, кому не досталось пары, выполняет сопоставление на интерактивной доске, получает оценку в журнал.
Если у соседа по парте выявилась ошибка, помогают ее исправить. - Переместительным, распределительным. | П: Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
К: осуществлять контроль, коррекцию действий партнера. Л: умение оказывать помощь друг другу Р: Умение находить и исправлять собственные ошибки. |
Чтобы узнать второе слово, разгадайте ребус (Слайд 3).
Итак, сегодня на уроке мы будем изучать тему… - Запишите в тетрадях число, классная работа, тема «Подобные слагаемые» | Разгадывают ребус. Зашифрованное слово – «подобные».
Дети отвечают: «Подобные слагаемые» Записывают число, классная работа, тему.
| П: Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
|
Цель этапа: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу») - скажите, что вы уже знаете по этой теме? Что хотели бы узнать?
|
Дети говорят, что знают по этой теме и что хотят узнать.
| Р: умение ставить цели. П: умение четко формулировать свои мысли. |
Актуализация знаний (2 мин) | Цель этапа: повторить и зафиксировать в речи в тетрадях распределительное свойство умножения относительно сложения, необходимое для освоения нового знания. Какие свойства арифметических действий вы знаете?
Запишите распределительное свойство в виде формулы в тетрадь. Учитель записывает формулу на доске для самопроверки учащихся после того, как все записали в тетрадях. - Справедливо ли это свойство, если прочитать его справа налево? Это свойство понадобится нам сегодня на уроке. |
- Переместительное, сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Дети записывают в тетрадях: a(b+c)=ab+ac.
Да, справедливо. | Предметные: знать распределительное свойство умножения относительно сложения, умение записывать свойство в виде формулы.
Р: умение осуществлять самоконтроль.
|
Создание проблемной ситуации (2 мин) | Цель этапа: Создать затруднение в индивидуальной деятельности учащихся. - Итак, вы хотели узнать, что такое подобные слагаемые. На слайде 5 появляются следующие выражения:
Из данных выражений выпишите в тетрадь те, которые, по вашему мнению, содержат подобные слагаемые. У вас 2 минуты. |
Дети фиксируют в тетрадях свои предположения.
| П: умение сравнивать, выдвигать гипотезы и предположения.
П: умение четко формулировать свои мысли.
Р: умение самостоятельно контролировать время своей работы, управлять им. |
Операционно-познавательная часть (содержательная) |
Открытие первой части нового знания – понятие подобных слагаемых (3 мин) | Цель этапа: Организовать подводящий диалог по проблемному введению нового знания – понятия подобных слагаемых. Если дети справились и сумели объяснить, попросить сформулировать определение подобных слагаемых. Если не справились, использовать подводящий диалог:
- Что такое синонимы?
- Какой синоним можно подобрать к слову подобные? Если дети назвали синонимом слово «одинаковые», можно привести пример предложения «Его крик подобен грому», попросить объяснить, что означает это предложение и выяснить, что «одинаковые» не является синонимом к слову «подобные». - Чем похожи слагаемые в выписанных выражениях? - Чем отличаются? - Назовите коэффициенты в каждом из выражений. - Сформулируйте определение подобных слагаемых. - Сравните свое определение с определением на слайде. Слайд 6.
Закройте глаза и расскажите определение про себя. А теперь по очереди расскажите определение соседу по парте. | Один из учеников спустя 2 минуты, работает с выражениями на интерактивной доске: перетаскивает под заголовок выражения, которые он считает выражениями с подобными слагаемыми, обязательно объясняет, почему он так решил. Если кто-то считает по-другому, пригласить его исправить предположение одноклассника и объяснить, почему он так считает.
- Синонимы— это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие тождественное или близкое лексическое значение. - Синоним – похожие.
Дети объясняют: подобен грому – значит, похож на звук грома.
- Буквенной частью.
- Коэффициентами. Дети формулируют определение, поправляют друг друга. Сравнивают свое определение с образцом на слайде. Закрывают глаза, проговаривают про себя. Рассказывают по очереди соседу по парте. |
Реализация межпредметных связей: умение подбирать синонимы, умение объяснять значение слов, смысл предложений.
П: умение давать определение понятиям.
|
Воспроизведение изученного и его применение в стандартных ситуациях (3 мин) | Цель этапа: проверить, все ли поняли, какие слагаемые называются подобными, создать ситуацию успеха. - Давайте проверим, все ли поняли, какие слагаемые называются подобными. Для этого сыграем в игру «Собери подобные слагаемые в коробку». Физкультминутка «Спящий опрос». Закройте глаза, скрестите руки на парте и положите на них голову. Я буду называть слагаемые парами. Если я называю подобные слагаемые, вы «спите», если же назову слагаемые, не являющиеся подобными, вы «просыпаетесь», т.е. поднимаете голову. 2х-5х; 7а+8а; 3,5у+2z; 13r-15r; 14v+20v; -10e-12t; 135f+144f; 13b-22b. - Приведите свои примеры выражений, содержащих подобные слагаемые (спросить 4-5 слабых учеников). - Я рада, что все поняли, какие слагаемые называются подобными. |
Дети выполняют действия по данной инструкции.
Дети приводят свои примеры. | Предметные: умение находить подобные слагаемые. Р: умение аргументировать свой выбор.
Предметные: умение распознавать подобные слагаемые, приводить свои примеры.
|
Постановка проблемного вопроса, планирование решения учебной задачи (2 мин) | Цель этапа: проблемный вопрос, планирование возможных путей получения нового правила. Вернемся к нашей таблице «Знаю. Хочу узнать. Узнал». На какой вопрос мы с вами уже ответили? Следующая наша цель: узнать, как складывать подобные слагаемые. - Думаю, что на этот вопрос вы найдете ответ, подумав вместе, ведь одна голова – хорошо, а две – лучше, а уж 4 - совсем здорово! Вернемся к предыдущему заданию, в котором вы выбрали выражения с подобными слагаемыми (Слайд 5). Разделимся на группы по 4 человека (сидящие рядом за двумя соседними партами).
Каждой группе дать по одному выражению. - Ваша задача - найти способ сложения подобных слагаемых. Как это можно сделать?
- Определитесь внутри группы, как вы достигнете цели, и выполните задачу. |
- Узнали, какие слагаемые называются подобными.
Фронтально обсуждаются возможные пути решения задачи: использовать предметы, использовать имеющиеся знания. |
К: умение планировать общие способы работы; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. |
Открытие новых знаний и способов действий (7 мин) | Цель этапа: организовать подводящий диалог по проблемному введению нового правила. На обдумывание и обсуждение – 3 минуты. Затем представитель от каждой группы выйдет к доске и запишет свое решение, но одно условие – обязательно объяснить, почему решали именно так.
Далее учитель использует подводящий диалог: В 1)-ом случае попросить объяснить, как складывали конфеты. Подвести к тому, что складывали числа, а потом добавляли слово «конфеты». Во 2)-ом случае спросить, как называются числовые множители, стоящие перед буквами? (коэффициенты), т.е. что сначала сделали? (сложили коэффициенты) А потом? (Умножили на букву). - Сформулируйте правило сложения подобных слагаемых. Учитель следит за тем, чтобы исправления одноклассников происходили в обстановке взаимоуважения. Учитель после верной формулировки показывает эталон на слайде 8, просит прочитать каждого про себя. Затем дает задание (Слайд 9):
Если сразу стали складывать, то спросить, почему стали складывать, ведь не написано – сложите подобные слагаемые. Если не знают, что делать, спросить, почему? Какой вопрос возник?
Хороший вопрос, а где можно поискать на него ответ? Какой источник информации для нас самый доступный в данный момент?
Найдите ответ на свой вопрос в учебнике.
Учитель кликает по закрытому полю на слайде. Открывается запись: «привести = сложить». Давайте прочтем нашу с вами формулировку правила сложения подобных слагаемых, используя новое слово.
Расскажите правило соседу сзади или спереди. |
Дети в группе выбирают способ действий. После истечения времени один представитель от группы выходит к доске и объясняет, как группа решила свою задачу: 1) заменить буквы какими-нибудь предметами, например, 2 конфеты + 3 конфеты + 4 конфеты = 9 конфет. 2) применим распределительное свойство умножения относительно сложения: 14у-12у+17у=у(14-12+17)=19у Дети отвечают на вопросы учителя (фронтально).
Формулируют правило сложения подобных слагаемых. Исправляют неточности в формулировках одноклассников.
Кто-то из детей начинает сразу складывать, кто-то затрудняется в том, что же нужно сделать.
Отвечают, что возник вопрос: что значит «привести»?)
В учебнике, в интернете. Учебник
Привести – значит, сложить.
Дети формулируют понятие заново и записывают его в тетрадь или в справочник.
Рассказывают по очереди соседу сзади (спереди). | Р: умение самостоятельно контролировать время работы группы и управлять им. К: отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной речи.
П: умение формулировать выводы. Л: формирование уважения к личности каждого, доброжелательного отношения к окружающим.
П: умение осуществлять поиск информации в учебной литературе.
П: умение формулировать правила.
П: умение четко формулировать свои мысли.
|
Воспроизведение изученного и его применение в стандартных ситуациях (2 мин) | Цель этапа: организовать усвоение всеми детьми нового способа действий. А теперь выполните задание устно.
|
Выполняют задание устно, называют ответ с места, проговаривая правило. | К: умение отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной речи.
|
Рефлексивно-оценочная часть (диагностическая) |
Контроль знаний и умений (6 мин) | Цель этапа: организовать выполнение учащимися разноуровневого задания на новое правило, организовать самопроверку. Выполнить № 1283 в учебнике по уровням:
|
Выполняют задание.
| Предметные: закрепить умение приводить подобные слагаемые. |
Рефлексия учеником своих действий и самооценка (4 мин). | Достигли ли вы своей цели? Сформулируйте определение подобных слагаемых. Сформулируйте правило приведения подобных слагаемых. Оцените, поняли ли вы новую тему.
| Дети называют, что узнали нового, достигли ли цели.
Формулируют определение и правило приведения подобных слагаемых.
| Р: осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению познавательных задач. |
Постановка домашнего задания (2 мин) | Учитель задает задание, дает пояснения, если кому-то не понятно, как его выполнять. 2) Творческое задание: Впишите в пустые клетки квадрата такие подобные слагаемые, чтобы после их приведения в любой строке, в любом столбце получилось 2x.
- За верно выполненное третье задание пятерки будут выставлены в журнал. Если есть вопросы по домашнему заданию, учитель комментирует дополнительно. | Дети получают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. В дневниках записывают домашнее задание. | К: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |