Конспект урока "Подобные слагаемые" 6 класс
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Чучкалова Галина Викторовна

Данный конспект урока составлен с учетом требований ФГОС в 6 классах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока математики

Учебник: Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.:Мнемозина, 2013.

Класс: 6 класс

Тип урока: Урок открытия нового знания

Тема урока: Подобные слагаемые.

Цели урока: 

-Дидактические:  Обеспечить усвоение учащимися понятия «подобные слагаемые», формировать навык приведения подобных слагаемых.

- Развивающие: Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли, для умения сравнивать, обобщать.

- Воспитательные:  Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков само- и взаимоконтроля. Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету. Формировать умение работать в паре, группе.  

Планируемые результаты:

- предметные: предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут знать определение подобных слагаемых, распознавать их, приводить свои примеры подобных слагаемых, знать правило приведения подобных слагаемых, уметь применять его на практике в стандартных ситуациях.

- метапредметные: (регулятивные – Р, коммуникативные – К, познавательные - П):

Р: Продолжать формирование умения находить  и исправлять собственные ошибки; осуществлять самоконтроль и самооценку; ставить цели; самостоятельно контролировать время своей работы и время работы группы, управлять им; умение аргументировать свой выбор; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности; выполнять действия по инструкции; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению познавательных задач.

К: Продолжать формирование умения слушать и слышать; выстраивать речевые высказывания; осуществлять контроль, коррекцию действий партнера; планировать общие способы работы; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи; организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; обеспечивать обмен знаниями между сверстниками.

П: Продолжать формирование умения переводить информацию из одной знаковой системы в другую; умение четко формулировать свои мысли; сравнивать, выдвигать гипотезы и предположения; давать определение понятиям; формулировать выводы; понимать смысл текста;

- личностные: Продолжать формирование уважения к личности каждого, доброжелательного отношения к окружающим, умения вести диалог на основе равноправных отношений.

 Карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивационно-ориентировочная часть

Мотивация к учебной деятельности (7 мин)

Цель этапа: Актуализация знаний, мотивация учащихся к учебной деятельности

Решить примеры

слайд 1.

Проверьте правильность выполнения задания,воспользовавшись таблицей на слайде, расшифруйте слово.

Помогите соседям по парте найти и исправить ошибки, если они есть. Получившееся слово «слагаемые» – одно из слов нашей новой темы.

Какими свойствами арифметических действий

пользовались при решении примеров?

Сопоставляют ответы с буквами, записывают буквы в тетрадях, должно получиться слово «слагаемые». Тот, кому не досталось пары, выполняет сопоставление на интерактивной доске, получает оценку в журнал.

Если у соседа по парте выявилась ошибка, помогают ее исправить.

- Переместительным, распределительным.

П: Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

К: осуществлять контроль, коррекцию действий партнера.

Л: умение оказывать помощь друг другу

Р: Умение находить  и исправлять собственные ошибки.

Чтобы узнать второе слово, разгадайте ребус (Слайд 3).

C:\Users\Виктория\Desktop\Рисунок1.png

Итак, сегодня на уроке мы будем изучать тему…

- Запишите в тетрадях число, классная работа, тема «Подобные слагаемые»

Разгадывают ребус. Зашифрованное слово – «подобные».

Дети отвечают: «Подобные слагаемые»

Записывают число, классная работа, тему.

П: Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

Цель этапа: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)

- скажите, что вы уже знаете по этой теме? Что хотели бы узнать?

Дети говорят, что знают по этой теме и что хотят узнать.

Р: умение ставить цели.

П: умение четко формулировать свои мысли.

Актуализация знаний (2 мин)

Цель этапа: повторить и зафиксировать в речи в тетрадях распределительное свойство умножения относительно сложения, необходимое для освоения нового знания.

Какие свойства арифметических действий вы знаете?

Запишите распределительное свойство в виде формулы в тетрадь.

Учитель записывает формулу на доске для самопроверки учащихся после того, как все записали в тетрадях.

- Справедливо ли это свойство, если прочитать его справа налево?

Это свойство понадобится нам сегодня на уроке.

- Переместительное, сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания.

Дети записывают в тетрадях: a(b+c)=ab+ac.

Да, справедливо.

Предметные: знать распределительное свойство умножения относительно сложения, умение записывать свойство в виде формулы.

Р: умение осуществлять самоконтроль.

Создание проблемной ситуации (2 мин)

Цель этапа: Создать затруднение в индивидуальной деятельности учащихся.

- Итак, вы хотели узнать, что такое подобные слагаемые. На слайде 5 появляются следующие выражения:

Из данных выражений выпишите в тетрадь те, которые, по вашему мнению, содержат подобные слагаемые. У вас 2 минуты.

Дети фиксируют в тетрадях свои предположения.

П: умение сравнивать, выдвигать гипотезы и предположения.

П: умение четко формулировать свои мысли.

Р: умение самостоятельно контролировать время своей работы, управлять им.

Операционно-познавательная часть (содержательная)

Открытие первой части нового знания – понятие подобных слагаемых (3 мин)

Цель этапа: Организовать подводящий диалог по проблемному введению нового знания – понятия подобных слагаемых.

Если дети справились и сумели объяснить, попросить сформулировать определение подобных слагаемых.

Если не справились, использовать подводящий диалог:

- Что такое синонимы?

- Какой синоним можно подобрать к слову подобные?

Если дети назвали синонимом слово «одинаковые», можно привести пример предложения «Его крик подобен грому», попросить объяснить, что означает это предложение и выяснить, что «одинаковые» не является синонимом к слову «подобные».

- Чем похожи слагаемые в выписанных выражениях?

- Чем отличаются?

- Назовите коэффициенты в каждом из выражений.

- Сформулируйте определение подобных слагаемых.

- Сравните свое определение с определением на слайде. Слайд 6.

Закройте глаза и расскажите определение про себя.

А теперь по очереди расскажите определение соседу по парте.

Один из учеников спустя 2 минуты, работает с выражениями на интерактивной доске:  перетаскивает под заголовок выражения, которые он считает выражениями с подобными слагаемыми, обязательно объясняет, почему он так решил. Если кто-то считает по-другому, пригласить его исправить предположение

одноклассника и объяснить, почему он так считает.

- Синонимы— это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие тождественное или близкое лексическое значение.

- Синоним – похожие.

Дети объясняют: подобен грому – значит, похож на звук грома.

- Буквенной частью.

- Коэффициентами.

Дети формулируют определение, поправляют друг друга.

Сравнивают свое определение с образцом на слайде.

Закрывают глаза, проговаривают про себя.

Рассказывают по очереди соседу по парте.

Реализация межпредметных связей: умение подбирать синонимы, умение объяснять значение слов, смысл предложений.

П: умение давать определение понятиям.

Воспроизведение изученного и его применение в стандартных ситуациях (3 мин)

Цель этапа: проверить, все ли поняли, какие слагаемые называются подобными, создать ситуацию успеха.

 - Давайте проверим, все ли поняли, какие слагаемые называются подобными.

Для этого сыграем в игру «Собери подобные слагаемые в коробку».

Физкультминутка «Спящий опрос».

Закройте глаза, скрестите руки на парте и положите на них голову. Я буду называть слагаемые парами. Если я называю подобные слагаемые, вы «спите», если же назову слагаемые, не являющиеся подобными, вы «просыпаетесь», т.е. поднимаете голову.

2х-5х;   7а+8а;    3,5у+2z;   13r-15r; 14v+20v; -10e-12t; 135f+144f; 13b-22b.

- Приведите свои примеры выражений, содержащих подобные слагаемые (спросить 4-5 слабых учеников).

- Я рада, что все поняли, какие слагаемые называются подобными.

Дети выполняют действия по данной инструкции.

Дети приводят свои примеры.

Предметные: умение находить подобные слагаемые.

Р: умение аргументировать свой выбор.

Предметные: умение распознавать подобные слагаемые, приводить свои примеры.

Постановка проблемного вопроса, планирование решения учебной задачи (2 мин)

Цель этапа: проблемный вопрос, планирование возможных путей получения нового правила.

Вернемся к нашей таблице «Знаю. Хочу узнать. Узнал». На какой вопрос мы с вами уже ответили? Следующая наша цель: узнать, как складывать подобные слагаемые.

- Думаю, что на этот вопрос вы найдете ответ,

подумав вместе, ведь одна голова – хорошо, а две – лучше, а уж 4  - совсем здорово!

Вернемся к предыдущему заданию, в котором вы выбрали выражения с подобными слагаемыми (Слайд 5). Разделимся на группы по 4 человека (сидящие рядом за двумя соседними партами).

Каждой группе дать по одному выражению.

- Ваша задача - найти способ сложения подобных слагаемых. Как это можно сделать?

- Определитесь внутри группы, как вы достигнете цели, и выполните задачу.

- Узнали, какие слагаемые называются подобными.

Фронтально обсуждаются возможные пути решения задачи: использовать предметы, использовать имеющиеся знания.

К: умение планировать общие способы работы; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

Открытие новых знаний и способов действий (7 мин)

Цель этапа: организовать подводящий диалог по проблемному введению нового правила.

На обдумывание и обсуждение – 3 минуты. Затем представитель от каждой группы выйдет к доске и запишет свое решение, но одно условие – обязательно объяснить, почему решали именно так.

Далее учитель использует подводящий диалог:

В 1)-ом случае попросить объяснить, как складывали конфеты. Подвести к тому, что складывали числа, а потом добавляли слово «конфеты».

Во 2)-ом случае спросить, как называются числовые множители, стоящие перед буквами? (коэффициенты), т.е. что сначала сделали? (сложили коэффициенты)

А потом? (Умножили на букву).

- Сформулируйте правило сложения подобных слагаемых. Учитель следит за тем, чтобы исправления одноклассников происходили в обстановке взаимоуважения.

Учитель после верной формулировки показывает эталон на слайде 8,

 

просит прочитать каждого про себя.

Затем дает задание (Слайд 9):

Если сразу стали складывать, то спросить, почему стали складывать, ведь не написано – сложите подобные слагаемые.

Если не знают, что делать, спросить, почему? Какой вопрос возник?

Хороший вопрос, а где можно поискать на него ответ?

Какой источник информации для нас самый доступный в данный момент?

Найдите ответ на свой вопрос в учебнике.

Учитель кликает по закрытому полю на слайде. Открывается запись: «привести = сложить». Давайте прочтем нашу с вами формулировку правила сложения подобных слагаемых, используя новое слово.

Расскажите правило соседу сзади или спереди.

Дети в группе выбирают способ действий. После истечения времени один представитель от группы выходит к доске и объясняет, как группа решила свою задачу:

1) заменить буквы какими-нибудь предметами, например, 2 конфеты + 3 конфеты + 4 конфеты = 9 конфет.

2) применим распределительное свойство умножения относительно сложения: 14у-12у+17у=у(14-12+17)=19у

Дети отвечают на вопросы учителя (фронтально).

Формулируют правило сложения подобных слагаемых. Исправляют неточности в формулировках одноклассников.

Кто-то из детей начинает сразу складывать, кто-то затрудняется в том, что же нужно сделать.

Отвечают, что возник вопрос: что значит «привести»?)

В учебнике, в интернете.

Учебник

Привести – значит, сложить.

Дети формулируют понятие заново и записывают его в тетрадь или в справочник.

Рассказывают по очереди соседу сзади (спереди).

Р: умение самостоятельно контролировать время работы группы и управлять им.

К: отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной речи.

П: умение формулировать выводы.

Л: формирование уважения к личности каждого, доброжелательного отношения к окружающим.

П: умение осуществлять поиск информации в учебной литературе.

П: умение формулировать правила.

П: умение четко формулировать свои мысли.

Воспроизведение изученного и его применение в стандартных ситуациях (2 мин)

Цель этапа: организовать усвоение всеми детьми нового способа действий.

А теперь выполните задание устно.

Выполняют задание устно, называют ответ с места, проговаривая правило.

К: умение отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной речи.

Рефлексивно-оценочная часть (диагностическая)

Контроль знаний и умений (6 мин)

Цель этапа: организовать выполнение учащимися разноуровневого задания на новое правило, организовать самопроверку.

Выполнить № 1283 в учебнике по уровням:

 Выполняют задание.

Предметные: закрепить умение приводить подобные слагаемые.

Рефлексия учеником своих действий и самооценка (4 мин).

Достигли ли вы своей цели?

Сформулируйте определение подобных слагаемых.

Сформулируйте правило приведения подобных слагаемых.

Оцените, поняли ли вы новую тему.

Дети называют, что узнали нового, достигли ли цели.

Формулируют определение и правило приведения подобных слагаемых.

Р: осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению познавательных задач.

Постановка домашнего задания (2 мин)

Учитель задает задание, дает пояснения, если кому-то не понятно, как его выполнять.

-2x

4x

-15x

2) Творческое задание:

Впишите в пустые клетки квадрата такие подобные слагаемые, чтобы после их приведения в любой строке, в любом столбце получилось 2x.

- За верно выполненное третье задание пятерки будут выставлены в журнал. Если есть вопросы по домашнему заданию, учитель комментирует дополнительно.

Дети получают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. В дневниках записывают домашнее задание.

К: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса

Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...

Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы

Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс...