Конспект урока математики в 6 классе "Вокруг света"
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему
Технологическая карта урока математики в 6 классе "Вокруг света"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока математики в 6 классе "Вокруг света" | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
«Вокруг света»
Конспект урока математики в 6 классе
Учитель: Вшивкова Наталья Владимировна
МБОУ «Гимназия» г. Верещагино.
Пояснительная записка.
Учебник: Виленкин Н.Я. и др. Математика. 6 класс. Урок «Вокруг света» является уроком обобщения знаний по теме «Длина окружности, площадь круга, шар, сфера». К началу урока обучающиеся знают, что такое окружность, круг, умеют находить длину окружности и площадь круга, пользуясь формулами C=2πR, S=πR2 . На уроке изучаются понятия шар, сфера, формулы для нахождения площади поверхности сферы и объема шара. (Формулы S=4πR2, V=4/3πR3 являются материалом для углубленного изучения математики в 6 классе)
Тип урока: комбинированный, общеметодологической направленности.
На уроке использованы фронтальная, индивидуальная, парная, групповая формы работы.
Основа урока – решение ситуационной задачи. Ситуационная задача – разновидность кейс-технологий.
Урок построен с позиции системно-деятельностного подхода.
Межпредметные связи: математика – география – литература.
Оборудование: проектор, ноутбук, раздаточные материалы.
Цели урока:
Образовательная: усвоение понятий шар, сфера, формул для нахождения площади поверхности сферы и объема шара, применение предметных знаний о круге, окружности, шаре, сфере для решения практических задач.
Развивающая: совершенствование умений работы с текстом, текстовой задачей.
Воспитательная: формирование положительной мотивации к предмету математика.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование смысла образования обучающегося.
Метапредметные:
Регулятивные УУД – действие по плану или алгоритму, работа с формулой.
Познавательные УУД – общеучебные - метод анализа; поиск и выделение необходимой информации; составление
письменной модели (формулы); выбор эффективных способов решения и их
реализация.
логические - перенос математического знания в новую жизненную, производственную ситуацию.
Коммуникативные УУД - учёт позиций по изученным вопросам других обучающихся; организация учебной коммуникации.
Предметные: знание понятий окружность, круг, шар, сфера, связанных с ними формул;
наличие опыта использования формул C= 2πR, S= πR2 , S=4πR2, V=4/3πR3;
применение знаний о круге, окружности, шаре, сфере для решения практических задач.
Технологическая карта урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия | ||
Познаватель-ные | Регулятив- ные | Коммуника-тивные | |||||
| Приветствие | Внешняя готовность обучающихся к учебной деятельности | |||||
| Создание условий для мотивации и актуализации знаний | Включение в деятельность | Фронтальная Личностно-значимый вопрос | Рассуждения, использование знаково-символических средств (математичес-кая модель) | Познаватель-ная нициатива в учебном сотрудни-честве | Диалог, высказывание предположений | Внутренняя готовность обучающихся к учебной деятельности |
III.Определе-ние темы. Целеполагание. | Создание условий для формулирования обучающимися темы и целей урока | Формулирует тему урока, собственную цель. | Фронтальная Побуждающий диалог | Рассуждения, сопровождаю-щиеся устными высказываниями | Определение цели учебной деятельности | Диалог, умение слушать друг друга | Зафиксирована тема. Сформулирована цель деятельности |
IV. Операцио-нальный | Создает условия для планирования деятельности | Включается в планирование | Фронтальная Побуждающий диалог | Познавательная рефлексия | Планирова-ние учебной деятельности | Диалог, высказывание предположений | Уровни сложности задач, план работы |
Предлагает задание для самостоятельной работы | Планирование своей работы. Самостоятель-ная работа. | Индивидуальная работа. | Работа с текстом (разные формы информации) | Самоконтроль, самооценка | Аргументация своей позиции | Актуализация, систематизация знаний через таблицу | |
Парная работа. | Анализ текста с выделением существенных признаков; работа с формулой | Определение способа решения, самоконтроль, самооценка | Договаривать-ся и приходить к общему решению, контроль действия партнера | Решение задач на прямое использование формул | |||
Групповая работа | Анализ текста с выделением существенных признаков, сравнение результатов, логические рассуждения с установлением причинно-следственных связей | Определение способа решения, самоконтроль, самооценка, адекватная оценка правильности выполнения учебных действий | Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | Анализ полученных в ходе решения задачи ответов, предположения о большом расхождении | |||
V. Контрольно-оценочный | Создает условия для оценки обучающимися уровня усвоения материала | Включается в деятельность. Решает личностно-значимую задачу | Индивидуальная работа. Дифференци-рованный подход (самостоятельно или с помощью) | Работа по плану, алгоритму, общий прием решения задач | Оценка правильности выполнения учебных действий, самоконтроль, самооценка | Умение задавать вопросы (при необходи-мости) | Решение практической задачи, рассуждение по цепочке: формулирова- ние проблемы – выделение способа деятельности – составление алгоритма решения – оценка |
VI. Рефлексив- ный | Создает условия для рефлексии | Самооценка, анализ собственной деятельности. Оценка результата деятельности. | Визуальное изображение уровня усвоения материала с помощью цвета Прием «Глобус» | Познавательная рефлексия | Самооценка | Диалог | Подведены итоги работы |
VII. Домашнее задание | Предлагает задание для домашней работы | Выбирает уровень сложности домашнего задания | Дифференци-рованный подход | Познавательная инициатива | Адекватная оценка уровня усвоения учебного материала | Умение задавать вопросы | Выбрано домашнее задание |
Конспект урока
- Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Владимировна.
С вами я познакомлюсь в ходе нашего урока. Надеюсь, что наше знакомство будет полезным и для вас, и для меня.
Итак, начнем.
- Мотивационный этап.
Мир — это книга. И кто не путешествовал по нему — прочитал в ней только одну страницу. (слайд 1)
- А вы хотите совершить кругосветное путешествие?
- Посмотрите на слово «кругосветное» (слайд 2). Из каких слов оно состоит? (круг, свет)
- Переведите слово «кругосветное» на язык математики. (Двигаться вокруг шара)
- Что необходимо знать и уметь, чтобы отправиться в кругосветное путешествие? (Знать путь движения, уметь спланировать, рассчитать и осуществить путешествие) (Слайд 3)
- Определение темы и целей урока.
- Назовите тему урока. (Варианты детей)
- Я назвала наш урок «Вокруг света». (слайд 4)
- Сформулируйте и запишите в рабочем листе тему урока, свою цель на сегодняшний урок. (Несколько человек озвучивают свои тему и цель)
- Я с вами соглашусь и добавлю: сегодня на уроке мы будем учиться решать задачи практического содержания, связанные с кругом, окружностью, шаром, сферой.
IV. Операциональный этап.
- Попробуйте определить уровни сложности в решении задач. (Варианты детей)
- Итак, мы с вами определили три уровня сложности: первый – знание что такое окружность, круг, шар, сфера, знание формул; второй – вычисления по формулам; третий – применение знаний о круге, окружности, шаре, сфере для решения практических задач. Это будет планом нашей работы на уроке. (Слайд 5) Перейдем к выполнению.
- Индивидуальная работа.
Текст 1. (Приложение 1)
Предлагается задание на ознакомление с информацией (Определения окружности, круга, шара, сферы, формулы связанные с ними). Необходимо перевести текстовую информацию в табличную форму. Задание выполняется в рабочем листе.
Самопроверка - сравнение с эталоном. (Слайд 6)
Самооценка – заполнение матрицы самооценки.
- Работа в парах.
Текст 2, 3. (Приложения 2, 3)
Предлагаются два задания на понимание и применение формул. Необходимо вычислить с помощью формул длину экватора Земли, площадь поверхности кафе «Шарик» в г. Новосибирске. Задание выполняется в рабочем листе.
Самопроверка - сравнение с эталоном. (Слайды 7, 8)
Самооценка – заполнение матрицы самооценки.
- Работа в группах.
Тексты 4, 5 (Приложения 4, 5)
Предлагается задание на анализ двух текстов. Необходимо определить, сколько километров в среднем за 1 день преодолевал Фёдор Конюхов во время кругосветного путешествия на воздушном шаре летом 2016 года и герой романа Ж. Верна «Вокруг света за 80 дней». Сравнить результаты и высказать предположения, почему такие расхождения? Задание выполняется в рабочем листе.
Самопроверка - сравнение с эталоном. (Слайд 9)
Самооценка – заполнение матрицы самооценки.
- Итак, мы узнали о кругосветных путешествиях Фёдора Конюхова и героя романа Ж. Верна, а теперь попробуем спланировать свое кругосветное путешествие.
- Контрольно-оценочный этап.
Индивидуальная работа.
Личностно-значимая задача. (Приложение 6)
- Предлагаю работать двумя вариантами: самостоятельно и пользоваться помощью. Желающие работать самостоятельно – могут приступать к решению, все остальные получают алгоритм работы с подсказками.
Алгоритм работы:
- Причитайте задачу
- Переформулируйте вопрос задачи в терминах математики
- Расставьте предложенные действия в нужном порядке
- Выполните действия, т.е. выполните вычисления
- Проанализируйте, возможны ли другие способы решения. Сделайте прикидку о правильности ответа.
- Для решения задачи мы рассуждали по цепочке: формулирование проблемы – выделение способа деятельности – составление алгоритма решения – оценка. Так решаются все задачи с практическим содержанием.
Самопроверка - сравнение с эталоном. (Слайд 10)
Самооценка – заполнение матрицы самооценки.
VI. Рефлексивный этап.
- В течение всего урока вы заполняли матрицу самооценки. Посмотрим, что получилось. Выразим в цвете.
Все позиции 0 обведите красным цветом, все позиции 1 – желтым цветом, все позиции 2 – зеленым цветом.
Определите, какого цвета у вас больше.
На доске вы видите макет Земли. Прикрепите свой цвет в соответствующий сектор на макете.
- Вернитесь к цели урока. Прочитайте. Озвучьте. (Несколько человек проговаривают: цель, достиг/ не достиг, какого цвета)
Все, кто попал в экваториальную зону, способны спланировать свое путешествие и решать практические задачи. Остальные должны еще потренироваться.
VII. Домашнее задание.
Дифференцированное домашнее задание.
- Выберите домашнее задание в зависимости от вашего цвета.
- Спасибо за сотрудничество, мне было очень приятно с вами работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Дисперсия света" в 11 классе
Представлен конспект урока формирования знаний по теме "Дисперсия света" .Цель урока: в результате экспериментального исследования изучить явление дисперсии света....
Конспект урока по теме "Луч света в зелёном царстве" (фотосинтез)
Цели урока:Образовательная – раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле, опираясь на имеющиеся знания учащихся,Развивающая – развитие логического мышления, развитие умени...
Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
На уроке учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...
Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс
Разработка урока на котором учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, рассмотривают природу солнечных и лунных з...
конспект урока по физике "Источники света. Распространение света"
Представлен план проведения урока по теме :Источники света. Распространение света...
Конспект урока по теме " Дисперсия света"
Урок носит характер изучения новой темы, где раскрывается новое явление с опорой на знания учащихся по теме «Явление преломления света. Законы преломления».Учащиеся должны научиться доказывать, ...
Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света"
Цели урока:· образовательные: познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света, объяснить закон прямолинейного распространения св...