Конспект урока математики в 6 классе "Вокруг света"
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Технологическая карта урока математики в 6 классе "Вокруг света"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Вокруг света»

Конспект урока математики в 6 классе

Учитель: Вшивкова Наталья Владимировна

МБОУ «Гимназия» г. Верещагино.

Пояснительная записка.

        Учебник: Виленкин Н.Я. и др. Математика. 6 класс. Урок «Вокруг света»   является уроком обобщения знаний по теме «Длина окружности, площадь круга, шар, сфера». К началу урока обучающиеся знают,  что такое окружность, круг, умеют находить длину окружности и площадь круга, пользуясь формулами C=2πR, S=πR2 .  На уроке изучаются понятия шар, сфера, формулы для нахождения площади поверхности сферы и объема шара. (Формулы S=4πR2, V=4/3πR3 являются материалом для углубленного изучения математики в 6 классе)                  

        Тип урока: комбинированный, общеметодологической направленности.

        На уроке использованы фронтальная, индивидуальная, парная, групповая формы работы.

        Основа урока – решение ситуационной задачи. Ситуационная задача – разновидность кейс-технологий.

Урок построен с позиции системно-деятельностного подхода.

Межпредметные связи: математика – география –  литература.

Оборудование: проектор, ноутбук, раздаточные материалы.

        Цели урока:

Образовательная: усвоение понятий шар, сфера, формул для нахождения площади поверхности сферы и объема шара,  применение предметных знаний о круге, окружности, шаре, сфере  для решения практических задач.

Развивающая:  совершенствование умений работы с  текстом, текстовой задачей.

Воспитательная: формирование положительной мотивации к предмету математика.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование смысла образования обучающегося.

Метапредметные:  

Регулятивные УУД – действие по плану или алгоритму, работа с формулой.

Познавательные УУД –  общеучебные - метод анализа; поиск и выделение   необходимой информации; составление          

                                                                     письменной модели (формулы); выбор эффективных способов решения и их

                                                                     реализация.

                                           логические  - перенос математического знания в новую   жизненную, производственную ситуацию.                                                            

Коммуникативные УУД - учёт позиций по изученным вопросам других обучающихся; организация учебной коммуникации.                                                                            

Предметные: знание понятий окружность, круг, шар, сфера, связанных с ними формул;

                          наличие опыта использования формул C= 2πR, S= πR2 , S=4πR2, V=4/3πR3;

                          применение знаний о круге, окружности, шаре, сфере  для решения практических задач.

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия

Познаватель-ные

Регулятив-

ные

Коммуника-тивные

  1. Организа-ционный

Приветствие

Внешняя готовность обучающихся  к учебной деятельности

  1. Мотива-ционный

Создание условий для мотивации и актуализации знаний

Включение в деятельность

Фронтальная Личностно-значимый вопрос

Рассуждения, использование знаково-символических средств (математичес-кая модель)  

Познаватель-ная нициатива в учебном сотрудни-честве

Диалог, высказывание предположений

Внутренняя готовность обучающихся к учебной деятельности

III.Определе-ние темы. Целеполагание.

Создание условий для формулирования обучающимися темы и целей урока

Формулирует тему урока, собственную цель.

Фронтальная

Побуждающий диалог

Рассуждения, сопровождаю-щиеся устными высказываниями

Определение цели учебной деятельности

Диалог,

умение слушать друг друга

Зафиксирована тема. Сформулирована цель деятельности

IV. Операцио-нальный  

Создает условия для планирования деятельности

Включается  в планирование

Фронтальная

Побуждающий диалог

Познавательная  

рефлексия

Планирова-ние учебной деятельности

Диалог, высказывание предположений

Уровни сложности задач, план работы

Предлагает задание для самостоятельной  работы

Планирование своей работы.

Самостоятель-ная работа.

Индивидуальная работа.

Работа с текстом (разные формы информации)

Самоконтроль, самооценка

Аргументация своей позиции

Актуализация, систематизация знаний через таблицу

Парная работа.

Анализ текста с выделением существенных признаков; работа с формулой

Определение способа решения,

самоконтроль, самооценка

Договаривать-ся и приходить к общему решению,

контроль действия партнера

Решение  задач на прямое использование формул

Групповая работа

Анализ текста с выделением существенных признаков,

сравнение результатов, логические рассуждения с установлением причинно-следственных связей

Определение способа решения,

самоконтроль, самооценка,

адекватная оценка правильности выполнения учебных действий

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Анализ полученных в ходе решения задачи ответов,  предположения о большом расхождении

V.  Контрольно-оценочный

Создает условия для оценки обучающимися  уровня усвоения материала

Включается в деятельность. Решает личностно-значимую задачу

Индивидуальная работа.

Дифференци-рованный подход (самостоятельно или с помощью)

Работа по плану, алгоритму,

общий прием решения задач

Оценка правильности выполнения учебных действий,

самоконтроль, самооценка

Умение задавать вопросы

(при необходи-мости)

Решение практической   задачи, рассуждение  по цепочке: формулирова-

ние проблемы – выделение способа деятельности – составление алгоритма решения – оценка

VI.  Рефлексив-

ный

Создает условия для рефлексии

Самооценка, анализ собственной деятельности.

Оценка результата деятельности.

Визуальное изображение уровня усвоения материала с помощью цвета

Прием «Глобус»

Познавательная  

рефлексия

Самооценка

Диалог

Подведены итоги работы

VII.  Домашнее задание

Предлагает задание для домашней работы

Выбирает уровень сложности домашнего задания

Дифференци-рованный подход

Познавательная инициатива

Адекватная оценка уровня усвоения учебного материала

Умение задавать вопросы

Выбрано домашнее задание

Конспект урока

  1. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Владимировна.

С вами я познакомлюсь в ходе нашего урока. Надеюсь, что наше знакомство будет полезным и для вас, и для меня.

Итак, начнем.

  1. Мотивационный этап.

Мир — это книга. И кто не путешествовал по нему — прочитал в ней только одну страницу. (слайд 1)

- А вы хотите совершить кругосветное путешествие?

- Посмотрите на слово «кругосветное» (слайд 2). Из каких слов оно состоит? (круг, свет)

- Переведите слово «кругосветное» на язык математики. (Двигаться вокруг шара)

- Что необходимо знать и уметь, чтобы отправиться в кругосветное путешествие? (Знать путь движения, уметь спланировать, рассчитать и осуществить путешествие) (Слайд 3)

  1.  Определение темы и целей урока.

- Назовите тему урока. (Варианты детей) 

- Я назвала наш урок «Вокруг света». (слайд 4)

- Сформулируйте и запишите в рабочем листе тему урока, свою цель на сегодняшний урок. (Несколько человек озвучивают свои тему и цель)

- Я с вами соглашусь и добавлю: сегодня на уроке мы будем учиться решать задачи практического содержания, связанные с кругом, окружностью, шаром, сферой.

IV. Операциональный этап.

-  Попробуйте определить  уровни сложности в решении задач. (Варианты детей)

- Итак, мы с вами определили три уровня сложности: первый – знание что такое окружность, круг, шар, сфера, знание формул; второй – вычисления по формулам; третий – применение знаний о круге, окружности, шаре, сфере для решения практических задач. Это будет планом нашей работы на уроке. (Слайд 5) Перейдем  к выполнению.

  1. Индивидуальная работа.

Текст 1.  (Приложение 1)

Предлагается задание на ознакомление с информацией (Определения окружности, круга, шара, сферы, формулы связанные с ними). Необходимо перевести текстовую информацию в табличную форму. Задание выполняется в рабочем листе.

Самопроверка  - сравнение с эталоном. (Слайд 6)

Самооценка – заполнение матрицы самооценки.

  1. Работа в парах.

Текст 2, 3.  (Приложения 2, 3)

Предлагаются два задания на понимание и применение формул.  Необходимо вычислить с помощью формул длину экватора Земли,  площадь поверхности кафе «Шарик» в г. Новосибирске. Задание выполняется в рабочем листе.

Самопроверка  - сравнение с эталоном. (Слайды 7, 8)

Самооценка – заполнение матрицы самооценки.

  1. Работа в группах.

Тексты 4, 5  (Приложения 4, 5)

Предлагается задание на анализ двух текстов. Необходимо определить, сколько километров в среднем за 1 день преодолевал Фёдор Конюхов во время кругосветного  путешествия на воздушном шаре летом 2016 года и герой романа Ж. Верна «Вокруг света за 80 дней».  Сравнить результаты и высказать предположения,  почему такие расхождения? Задание выполняется в рабочем листе.

Самопроверка  - сравнение с эталоном.  (Слайд 9)

Самооценка – заполнение матрицы самооценки.

- Итак, мы узнали о кругосветных путешествиях  Фёдора Конюхова и героя романа Ж. Верна, а теперь попробуем спланировать свое кругосветное путешествие.

  1.  Контрольно-оценочный этап.

Индивидуальная работа.

Личностно-значимая задача. (Приложение 6)

- Предлагаю работать двумя вариантами: самостоятельно и пользоваться помощью. Желающие работать самостоятельно – могут приступать к решению, все остальные получают алгоритм работы с подсказками.

Алгоритм работы:

               - Причитайте задачу

               - Переформулируйте вопрос задачи в терминах математики

               - Расставьте предложенные действия в нужном порядке

               - Выполните действия, т.е. выполните вычисления

               - Проанализируйте, возможны ли другие способы решения. Сделайте прикидку о правильности ответа.

- Для решения задачи мы рассуждали по цепочке: формулирование проблемы – выделение способа деятельности – составление алгоритма решения – оценка. Так решаются все задачи с практическим содержанием.

Самопроверка  - сравнение с эталоном.  (Слайд 10)

Самооценка – заполнение матрицы самооценки.

VI.  Рефлексивный этап.

- В течение всего урока вы заполняли матрицу самооценки. Посмотрим, что получилось. Выразим в цвете.

Все позиции 0 обведите красным цветом, все позиции 1 – желтым цветом, все позиции 2 – зеленым цветом.

Определите, какого цвета у вас больше.

На доске вы видите макет Земли. Прикрепите свой цвет в соответствующий сектор на макете.

- Вернитесь к цели урока. Прочитайте. Озвучьте. (Несколько человек проговаривают: цель, достиг/ не достиг, какого цвета)

Все, кто попал в экваториальную зону, способны спланировать свое путешествие и решать практические задачи. Остальные должны еще потренироваться.

VII.  Домашнее задание.

Дифференцированное домашнее задание.

- Выберите домашнее задание в зависимости от вашего цвета.

- Спасибо за  сотрудничество, мне было очень приятно с вами работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Дисперсия света" в 11 классе

Представлен конспект урока формирования знаний по теме "Дисперсия света" .Цель урока: в результате экспериментального исследования изучить явление дисперсии света....

Конспект урока по теме "Луч света в зелёном царстве" (фотосинтез)

Цели урока:Образовательная – раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле, опираясь на имеющиеся знания учащихся,Развивающая – развитие логического мышления, развитие умени...

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

На уроке учащиеся знакомятся  с естественными и искусственными источниками света, законом прямолинейного распространения света, с природой солнечных и лунных затмений, закрепяют умение построения...

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света", 8 класс

Разработка урока на котором  учащиеся знакомятся с естественными и искусственными источниками света,  законом прямолинейного распространения света, рассмотривают природу солнечных и лунных з...

конспект урока по физике "Источники света. Распространение света"

Представлен план проведения урока по теме :Источники света. Распространение света...

Конспект урока по теме " Дисперсия света"

Урок носит характер изучения новой темы, где  раскрывается новое явление с опорой на знания учащихся по теме «Явление преломления света. Законы преломления».Учащиеся должны научиться доказывать, ...

Конспект урока по теме "Источники света. Распространение света"

Цели урока:·         образовательные: познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света, объяснить закон прямолинейного распространения св...