Проект "Великие учёные"
проект по математике по теме

Усачева Марина Егоровна

Проект посвящен хрупкому созданию - женщинам, которые, в свою очередь, показали трудолюбие и выносливость в неотъемлимой для нашей жизни науке "Математика". В работе также говорится о биографии этих великих женщин. Ученые - математики, приложив множество усилий и знаний, добились колоссальных успехов - достижениями которых мы пользуемся и по сей день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon velikie_uchyonye.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Великие учёные»

Работу выполнила Барламова Галина,

ученица 8 класса МБОУ «СОШ №3»
г.Красноармейска

Саратовской области

Руководитель Усачёва М.Е.,

учитель математики

МБОУ «СОШ №3»

г.Красноармейска

Саратовской области.

2017 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Этапы развития женского образования…………………………………......4

2. Женщины-математики……………………………………………………….5

    2.1.  Гипатия             …………………………………………………………..5

    2.2. М. Г. Аньези        …………………………………………………………6

    2.3. С. Жермен                                                                                                    7

    2.4.С. В. Ковалевская                                                                                         9

    2.5.Н. К. Бари                                                                                                      10

4. Обучение математики в современной школе……………………………… 11

Заключение……………………………………………………………………...12

Список литературы……………………………………………………………..13

Введение

О математика земная,
Гордись, прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой
 !

Математика - наука о величинах, их свойствах и законах их соединения; математика разделяется на чистую и прикладную. Чистая математика заключает в себе: арифметику, алгебру, высший анализ (учение о функциях,   дифференциальное, интегральное и вариационное исчисления), теорию чисел, геометрию с тригонометрией. В прикладную математику входят: механика с приложением ее к архитектуре, машиностроению, гидродинамике и гидравлике, начертательная геометрия, геодезия и оптика, астрономия.

Развитие математики началось с создания практических способов счета и измерения. Знакомством с первоначальными истинами обладали уже древние индусы, халдеи и египтяне, причем первые два народа преимущественно занимались алгеброй и арифметикой, последние – геометрией.

Геометрия получила вполне научный характер у греков и была доведена до высокого совершенства. Время римского владычества и средние века - время упадка математики. Сохранить и отчасти восполнить математику древних выпало на долю арабов, у которых южная Европа начала заимствовать математические науки с XIII в.

Почему не только формулы?

           Математика - это не только формулы и теоремы, а еще и те люди, которые ей занимаются, те люди, которые всю душу вкладывают в ее развитие. И никак нельзя, говоря о математике, не упомянуть о тех, кто ей посвятил всю жизнь и донес ее до нас.

Их имена нельзя забывать. Эти люди отдали свою жизнь науке. Ради нас, ради своих потомков … Так что наш долг - помнить их и продолжать их дело.

Особенно это касается женщин математиков.

Сколько лет женщины занимаются математикой

Исторические данные неопровержимо свидетельствуют: женщины-ученые существовали в каждой культуре на протяжении всей истории развития общества, однако определенных успехов они могли добиваться только в той среде, где имелось позитивное отношение к научным занятиям и система образования, доступная для  женщин.

Цель проекта: выяснить, может ли быть успешной женщина в такой трудной науке как математика.
Задачи проекта:

  • Подобрать материалы о женщинах-математиках;
  • Определить роль женщин в истории математики
  • Познакомиться с историческими и биографическими материалами по теме.


Объект исследования: роль женщин в науке. 

Предмет исследования: женщины - математики.

Гипотеза: женщины могут достичь высот в математике.

1. Этапы развития женского образования

  • 1405 Франция Писательница Кристина Пизанская сделала предположение, что в результате хорошего образования женщины могли бы стать равными мужчинам.
  • 1619 Англия Мэри Уорд открывает первые школы для девочек
  • 1678 Италия в университете Падуи ученому Елене Лукреции Корнаро Пископии присваивается звание доктора философских наук.
  • 1764 Россия в Петербурге открыт Смольный институт благородных девиц - первое в России привилегированное среднее общеобразовательное учебное заведение для женщин.
  • 1826 США Открыты первые государственные школы для девочек.
  • 1850 Франция Начальное школьное образование распространяется теперь и на  девочек.
  • 1851 США Открывается первый в мире женский медицинский колледж.
  • 1857 Россия Открываются первые женские училища.
  • 1876 В России открылись Бестужевские высшие женские курсы.
  • 1881 США Гарвардский университет открывает прием девушек на общих основаниях.
  • 1882 Япония Открывается первая Высшая женская школа.
  • 1884 Великобритания Оксфордский университет начал принимать женщин в качестве студенток, но дипломы выпускницам не выдавались до 1920 г.
  • 1886 Индия Медицинский колледж в Бомбее начал принимать женщин-студенток.
  • 1903 Франция Физик Мари Кюри стала первой женщиной-ученым, получившей Нобелевскую премию.
  • 1905 Германия Гейдельбергский и Фрайбургский университеты начинают принимать женщин.

2. Женщины-математики

Гипатия(конец IV – начало V века н. э.

Ипатия была дочерью александрийского философа и математика Теона. Отец научил ее ораторскому искусству и умению убеждать людей. Он преподавал в Александрийском музее. Александрийский музей (Мусейон) представлял собой крупнейший научный центр того времени. Наиболее известна в наше время Александрийская библиотека, которая и сейчас имеет мировую славу. Но библиотека составляла лишь часть Музея, в него так же входили организации по современным представлениям сравнимые с Академией наук и университетом. Именно там получила свое первое образование Ипатия. Далее продолжила она обучение в Афинах. История человечества знает лишь два города, влияние которых на развитие культуры человеческого общества невозможно переоценить – это Спарта и Афины. Первый прославился патриотизмом, а второй – высоким уровнем просвещения. "Ведь патриотизм и просвещение – это два полюса, вокруг которых вращается вся нравственная культура человечества, а потому Афины и Спарта навсегда останутся двумя великими памятниками государственного искусства..." (И.Г.Гердер "Идеи к философии истории человечества" ).
В Афинах Ипатия изучала труды Платона и Аристотеля. А затем, вернувшись в Александрию, начинает преподавать в Мусейоне математику, механику, астрономию и философию. В области научных исследований Ипатия занималась расчетами астрономических таблиц, написала комментарии к сочинению Аполлония по коническим сечениям и Диофанта по арифметике. В истории науки Ипатии знаменита еще и как изобретатель. Ею были созданы такие астрономические приборы: плоская астролябия, которая применялась для опреления положения Солнца, звезд и планет, а также планисфера для вычисления восхода и захода небесных светил. Ипатия принимала участие в общественных делах города и пользовалась большой популярностью. Она снискала славу талантливого ученого и преподавателя. К Ипатии в Александрию приезжали учиться люди из разных городов мира.
Трудно даже вообразить себе, что эту удивительно умную, красноречивую и необыкновенно красивую женщину ждала трагическая участь – начиналась "охота на ведьм". Ипатия оказалась в центре войны религий. Время её жизни пришлось на самый конец античного мира. Если вы помните, жители античности были язычниками. Но то время, когда жила Ипатия, начала распространяться вера христианская. Язычники и их культура жестоко преследовались. Для христиан в те времена всякие знания, кроме догматов их веры, были непонятны, неприемлемы и враждебны. Беспощадно уничтожались ценности античной культуры. В 391 году по наущению епископа Феофила был сожжен александрийский храм Серапейон со всеми колоссальными книжными сокровищами. В 394 г. Император Феодосий, получивший от христианской церкви прозвище "Великий", запретил Олимпийские игры, оборвав тысячелетнюю традицию греков. Много различных античных храмов, памятников великой древней культуры, было разрушено.

Hypatia portrait.png

После смерти Гипатии в течение более тысячи лет не встречались женщины-математики. В Средние века, под воздействием христианства, многие европейские страны выступают против любой формы высшего образования для женщин, утверждая, что это источник соблазна и греха. Женщины в большинстве своем были лишены возможности учиться даже чтению и письму. Единственной возможностью для получения образования у девушек в период Средневековья являются женские монастыри.

Однако в конце средних веков растет престиж образования при одновременном ограничении доступа к нему женщин. Ученые отвергали все достижения средних веков, так были преданы забвению и женщины-ученые Средневековья. Тем не менее, преемственность среди женщин-ученых сохраняется. В этот период наиболее известными женщинами-учеными становятся дамы из аристократических кругов, где от женщин ожидали не только красоты, но и ума, а игнорирование женщиной научных достижений считалось дурным тоном. XVIII в. — век научной революции, когда бурно растет всеобщий интерес к науке, в том числе у женщин.

Мария Гаэтана Аньези (16 мая1718-9 января1799)

В Италии, когда , Ренессанс был в самом расцвете, женщины оставили свой вклад в академическом мире. Интеллектуальная женщина вызывала восхищение людей. Такой подход позволил итальянским женщинам заниматься искусством, медициной, литературой и математикой. Среди многих других, Мария  Гаэтана Аньези является самым важным выдающимся деятелем в области математики в 18-м веке.

Важным результатом трудов является сочинение Аньези «Основания анализа для употребления итальянского юношества». Оно было признано "наилучшим введением в обширные работы Эйлера» и вызвало шок в академических кругах. Книгу перевели на многие языки, использовали как учебник.

Здесь рассмотрена из раздела аналитической геометрии кривая третьего порядка, которая была названа в честь нее "локоном Аньези" (или верзиера), с уравнением: y=a3 / (x2 +a2) .

Признанием ученой стало избрание Марии в Болонскую академию наук.

Важным результатом трудов является сочинение Аньези «Основания анализа для употребления итальянского юношества». Оно было признано "наилучшим введением в обширные работы Эйлера» и вызвало шок в академических кругах. Книгу перевели на многие языки, использовали как учебник.

Здесь рассмотрена из раздела аналитической геометрии кривая третьего порядка, которая была названа в честь нее "локоном Аньези" (или верзиера), с уравнением: y=a3 / (x2 +a2) .

Признанием ученой стало избрание Марии в Болонскую академию наук.

Maria Gaetana Agnesi.jpg

Софи Жермен(1 апреля 1776 — 27 июня 1831).

Самостоятельно училась в библиотеке отца-ювелира и с детства увлекалась математическими сочинениями, особенно известной «Историей математики» Монтюкла, хотя родители препятствовали её занятиям как не подходящим для женщины.

Была в переписке с ДаламберомЛагранжемФурье и другими математиками. В большинстве случаев она при этом скрывалась под мужским именем, чаще всего «месье Ле Блан» (реальное лицо, ученик Лагранжа). С Лагранжем и Лежандром ей удалось встретиться лично, они заинтересовались талантливой ученицей, стали направлять и поощрять её обучение.

С 1804 года, находясь под сильным впечатлением от книги Гаусса «Арифметические исследования», вступила с ним в переписку под обычным псевдонимом. Обсуждались вопросы теории чисел. В 1806 году, в ходе прусской кампании, наполеоновская армия оккупировала Гёттинген. Софи написала взволнованное письмо своему знакомому, генералу Жозефу-Мари Пернети, умоляя позаботиться, чтобы Гаусса не постигла участь Архимеда. Генерал передал Гауссу, что у него есть покровительница, и вскоре секрет Софи был раскрыт. Гаусс был глубоко тронут:

Женщина из-за своего пола и наших предрассудков встречается со значительно более трудными препятствиями, чем мужчина, постигая сложные научные проблемы. Но когда она преодолевает эти барьеры и проникает в тайны мироздания, она несомненно проявляет благородную смелость, исключительный талант и высшую гениальность.

Их переписка продолжалась ещё некоторое время. В 1808 году Софи Жермен написала мемуар о колебаниях тонких пластинок («Mémoire sur les vibrations des lames élastiques»), за который получила премию Академии наук.В 1811 году: Софи участвует в конкурсе, объявленном Парижской Академией наук на тему из теории упругих колебаний (происхождение фигур Хладни). В жюри были Лежандр, Лаплас и Пуассон. Понадобилось пять лет исследований и консультативная помощь Лагранжа, прежде чем в 1816 году она завоевала «премию Первого класса» конкурса (приз было решено не присуждать никому). Софи становится первой женщиной, получившей право участия в заседаниях Парижской Академии наук. Работы по теории упругости Софи продолжала и в дальнейшем.

Занималась также теорией чисел. Доказала так называемый «Первый случай» Великой теоремы Ферма для простых чисел Софи Жермен , то есть таких простых чисел , что  тоже простое.

В 1830 году Гёттингенский университет, по рекомендации Гаусса, присуждает Софи звание почётного доктора наук, но она уже не успела его получить.

Перед смертью (от рака груди) она набросала вчерне философское эссе, которое также не успела закончить. Оно было опубликовано посмертно под заголовком «Общие рассуждения о науках и литературе» («Considérations générales sur l'état des sciences et des lettres aux différentes époques de leur culture»). В Париже в 1807 году были опубликованы её «Философские труды».Не была замужем и никогда не занимала оплачиваемых должностей. Жила на деньги, присылаемые отцом.

Софья Васильевна Ковалевская (15 января1850- 29 января1891)

Софья Васильевна Ковалевская ( 1850 – 1891 гг.) – выдающийся  русский математик; первая в мире женщина – профессор и член – корреспондент  Петербургской академии наук.

Отец Софьи Ковалевской – Василий Васильевич Корвин – Круковский был генерал-лейтенантом артиллерии; мать – Елизавета Федоровна – внучка известного астронома академика Ф.Ф.Шуберта. Детство свое Софья Ковалевская провела в селе Палибино, Витебской губернии, в имении своего отца. Первым ее учителем по высшей математике была  самая обыкновенная стена  детской комнаты, оклеенная пожелтевшими листами литографированного курса высшей математики М.В.Остроградского, по которому когда-то учился сам отец. Софья подолгу стояла у этой загадочной стены, стараясь разобрать  символы высшей математики, неведомый ей язык дифференциального и интегрального исчисления. Она по-своему раскрывала их содержание и запоминала на долгие годы. Для понимания некоторых формул понадобилась тригонометрия, которую она постигла самостоятельно по учебнику физики Н.П.Тыртова, подаренному отцу самим автором. Отец заметил тягу дочери к математики и вскоре Софья стала брать уроки у известного педагога А.Н.Страннолюбского.

На первых же занятиях с Софьей Страннолюбский был крайне удивлен тем, что его ученица все премудрости высшей математики схватывала буквально на лету. Создавалось впечатление, что все это она знает наперед.  

Женщине было тяжело в дореволюционной России.  Доступ женщинам в высшие учебные заведения был запрещен. Так Софья Ковалевская не могла в условиях царской России поступить в университет, и вынуждена была уехать за границу. Женщин в университеты и там не принимали.

Сколько пришлось пережить и выстрадать, чтобы достигнуть цели! Чтобы получить паспорт замужней женщины, который нужен был для выезда за границу, она вступила в фиктивный брак с В.О.Ковалевским.

Приехав в Берлин, Софья Ковалевская спешит послушать лекции всемирно известного математика, профессора Берлинского университета Карла Вейерштрасса. Ученый совет Берлинского университета не допускал женщин в свои стены, он не сделал исключения и для Ковалевской. Тогда Софья решилась обратиться лично к Вейерштрассу.

Вейерштрасс принял Софью Ковалевскую весьма холодно и, чтобы скорей отвязаться от назойливой посетительницы, дал ей несколько трудных задач, надеясь, что она не справится с заданием. Однако, Софья справилась с задачами и после этого Вейерштрасс согласился заниматься с ней частным образом. Вскоре Софья стала его любимой ученицей.

Годы упорного труда закончились для Ковалевской тремя самостоятельными научными исследованиями. За эти работы в 1874 году Ковалевской была присуждена степень доктора философии “с наивысшей похвалой”. Ценой большого упорства и настойчивости, преодолев трудности, Софья Ковалевская получила высшее образование и даже ученую степень доктора. Страстное ее желание вернуться на родину и работать на пользу русской науки не было поддержано царским правительством.

Потеряв всякую надежду получить кафедру на  родине, Ковалевская в 1883 году по предложению видного шведского ученого-математика профессора Миттаг-Леффлера заняла должность приват-доцента в Стокгольмском университете.

В 1888 году С.Ковалевская закончила научную работу – “Задача о вращении твердого тела около неподвижной точки”. Эта работа явилась подлинным научным триумфом Ковалевской. Она решила проблему, над которой ученые бились безуспешно в течении многих лет.

В 1889 году Ковалевской была присуждена еще одна премия, на этот раз Шведской академией наук, за  вторую работу о вращении твердого тела.

П.Л.Чебышев в 1889 году совместно с академиками В.Г.Имшенецким и В.Я.Буняковским добился избрания Ковалевской членом-корреспондентом Российской академии наук.

Работы Ковалевской внесли огромный вклад в теорию дифференциальных уравнений, теорию алгебраических функций, теоретическую и небесную механику.

Она скончалась 10 февраля 1891 года. С тех пор прошло более ста лет, но мы помним эту гениально одаренную русскую женщину.

Нина Карловна БАРИ ( 19 ноября1901 –15 июля 1961)

БАРИ Нина Карловна ( 1901 - 1961 гг.) - советский математик, доктор физико-математических наук, профессор МГУ.
Нина Бари росла одаренным ребенком. Еще в гимназии она увлеклась математикой, кото-рую считала любимым предметом. Нина Карловна была одной  из первых женщин, поступивших учиться  на физико-математический факультет Московского университета. Это был первый прием  в университет после Октябрьской революции. В 1925 году Бари блестяще окончила аспирантуру Московского университета, а в январе следующего года успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему  " О единственности тригонометрических разложений".
Первые результаты  по теории множеств Нина Карловна получила еще в студенческие годы, когда училась на  третьем курсе университета. О результатах своих исследований она доложила на заседании математического общества. Ее слушали прославленные ученые нашей страны.
Степень доктора физико-математических наук ей присудили в 1935 году, когда она была уже известным ученым, имевшим большие заслуги в изучении тригонометрических рядов и теории множеств.
Н.К.Бари - ученый с мировым именем. С 1927 года она - член Французского и Польского математических обществ. Бывала несколько раз за границей. В 1927 году в Париже активно участвовала в семинаре академика Адамара. Через год, снова в Париже, ведет большую научно-исследовательскую работу. Нина Карловна представляла советскую математическую школу на международных математических конгрессах в Болонье (1928) и в Эдинбурге (1958). Она выступала с обзорными докладами и на различных математических конференциях и съездах у нас в стране. 15 июля 1961 года Бари погибла, попав под поезд
.

  • .

3. Обучение математики в современной школе

           В последнее время во многих странах наблюдается значительный рост интереса к проблемам математического образования.  

          Высокий уровень развития математики является необходимым условием подъёма и эффективности целого ряда важнейших областей знаний. Математические методы и математический стиль мышления проникают всюду.

           С каждым годом математика будет находить всё более широкое применение в разнообразных областях человеческой деятельности.

Всё это ставит задачу развития в школе математических способностей, склонностей и интересов.

Кто в школе учит математике?

В России среди учителей математики 95% женщин и 5% мужчин.

 Это плохо или хорошо?

В других странах в школах соотношение другое:

Страна         женщин         мужчин

  • Сингапур        67%        33%
  • Гонконг        53%        47%
  • Япония         32%        68%

Нам кажется, что большое количество женщин в школе не отрицательный, а положительный фактор. У них есть психологические особенности, которые помогают им лучше понимать учеников и передавать им знания. Кроме того, в нашей стране это устойчивая культурная традиция.

Ведь именно женщины - учителя уже много лет в наших школах учат и развивают те математические способности и у мальчиков, и у девочек, которые сегодня так нужны.

Заключение

           Извечный спор, кто умнее - мужчины или женщины, до сих пор не решен и ведется с переменным успехом. Тема «Женщины математики» неизбежно оказалась в контексте этого спора. К сожалению, имен женщин, внесших существенный вклад в математику и двигавших ее вперед, встречается очень мало. Чаще всего доступные нам о них исторические сведения состоят из имени и даты рождения и смерти. Сведений о жизни и научной деятельности практически нет и найти их сложно. Не удивительно, в такой ситуации, что знают только Ковалевскую. Причем не о ней, а ее имя.

         В последние годы мировое сообщество стало понимать, что роль женщин в будущем должна кардинально измениться. Это касается и роли женщины в науке, в том числе и в математике.

В истории математики женщины занимают существенное и достойное место. Они внесли большой вклад в развитие этой науки.  

Благодаря проведённому исследованию было выявлено:

  Не только мужчины, но и  женщины внесли весомый вклад в математику как в науку.

 Многие женщины с огромными трудностями пробивались к математике, преодолевая общественное непонимание, дикие запреты и законы, часто жертвуя личным благополучием, семейным счастьем.

 Немало выдающихся женщин внесли свой вклад в развитие математики  через своих учеников, занимаясь подготовкой новых поколений учёных.

Список литературы

  1. Айвазова С. Русские женщины в лабиринте равноправия. М., 1998.
  2. Арнольд В.И. Нужна ли школьная математика? Стенограмма пленарного доклада (Дубна, 21 сентября 2000 г.) . – М.: МЦНМО, 2001.
  3. Башмакова И.Г., Демидов С.С.,Успенский В.А. Жажда ясности // Вопросы истории естествознания и техники. Жизнь и деятельность С.А. Яновской. - М., 1996. - N 4. - С.108-119.
  4. Богданова Н.Ф. Женщины в науке: вчера, сегодня, завтра // СоцИс. - 2004. - N 1. - С.103-112.
  5. Ван-дер-Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука. Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. М., 1979.
  6. Выгодский М. Я. Арифметика и алгебра в древнем мире. М.: Наука, 1967.
  7. Гинзбург В. Удельный вес прекрасной половины. Женщины в Российской науке. // Лит. газ. - 2003. - 26 февр.-3 марта. - C.11.
  8. Глейзер Г.И. История математики в школе. М., 2002.
  9. Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика. – М., 2003.
  10. Гусев В. А., Орлов А. И., Розенталь А. Л. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах – М., 2004.
  11. Гусев В.А., Мордкович А.Г. Математика – справочные материалы – М., 1998.
  12. Досина Н.В., Коновалова Г.Г. Женщины в науке // Женщины Ярославской области: Сб. информ.-аналит. м-лов. - Ярославль,2001. - С.31-33.
  13. Золотов Л.К. Особенности мотивации научной деятельности женщин-ученых. - СПб., 2004.
  14. Золотов Л.К. Проблемы участия женщин в научной деятельности // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. - Пермь, 2002. - С.170 -172


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великий русский учёный М.В. Ломоносов

Материал предназначен для проведения внеклассных мероприятий по истории....

Портретная галерея учёных

Материал к внеклассному мероприятию "Великие учёные"  (Архимед,  Леонардо да Винчи,  Галилей,  Ньютон,  Эйнштейн...

Великие учёные, внёсшие значительный вклад в развитие химии

Презентация об известных ученых- химиках....

Творческий проект "Великие учёные и изобретатели"

Презентация является результатом  работы  учащихся над проектом "Великие русские учёные и изобретатели, оказавшие существенное влияние на историю развития чертежей"...

Л.Н.Гумилёв - грани творчества русского учёного

Данная презентация посвящена жизни и научной деятельности русского учёного Льва Николаевича Гумилёва, "знаменитого сына знаменитых родителей" , презентация подготовлена к юбилейной дате учёного - 100-...

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Имею следующие награды, звания, учёную степень, учёное звание:

Имею следующие награды, звания, учёную степень, учёное звание:   - Почетная грамота администрации МО «Лешуконский район»   - Грамота Министерства образования РФ ( 06.10.2001)...