Математическое состязание. 6 класс.
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему
Математическое состязание в 6 классе. Данное мероприятие можно провести на неделе математике в ОУ. Работа состоит из конспекта урока и презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskoe_sostyazanie_6kl.zip | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Мишакова Марина Петровна,
учитель математики
МБОУ СОШ №6 г.Сасово,
6 класс
«МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СОСТЯЗАНИЕ»
Цель мероприятия:
- формирование интереса у учащихся к изучению предмета математики;
- создание условий для практического применения приобретенных знаний, умений и навыков по математике;
- расширение границ познания учащихся по математике;
- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Оформление класса:
- Портреты математиков Н. И. Лобачевского, М. В. Ломоносова, С. В. Ковалевской с их высказываниями о математике.
М. В. Ломоносов: «Математику затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
[2 слайд]
Н. И. Лобачевский: «Математика – это язык, на котором говорят все точные науки».
[3 слайд]
С. В. Ковалевская: «Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе». [4 слайд]
2. Математические газеты, плакаты, ребусы, забавные картинки на математические темы.
План проведения:
- Представление команд.
- Представление жюри.
- Конкурс «Разминка».
- Стихотворение-загадка «Треугольник с квадратом».
- Конкурс «Шифровальщик».
- Вопросы болельщикам.
- Конкурс «Снайпер».
- Конкурс капитанов.
- Выступление учителя-фокусника.
- Заключительный конкурс «Угадай слово».
- Подведение итогов и награждение.
Сценарий:
УЧИТЕЛЬ: (читает стихотворение)
Чтоб водить корабли,
Чтобы летчиком стать,
Надо много уметь,
Надо многое знать.
И при этом, вы заметьте-ка,
Главная наука нужна математика!
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо, прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессии, вы заметьте-ка,
Где бы нам ни пригодилась МА-ТЕ-МА-ТИ-КА!
УЧИТЕЛЬ: Дорогие ребята, уважаемые учителя, мы начинаем МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СОСТЯЗАНИЕ.
«Ох, уж эта математика!». Сколько людей она покорила, очаровала своей таинственностью и красотой.
Ведущий 1: Сегодня вы увидите состязание знатоков математики, и узнаете много нового и интересного. Разрешите представить команды по 6-7 человек из учащихся 6 классов. (Остальные учащиеся – болельщики и зрители).
УЧИТЕЛЬ: За красным столиком налево
«Квадрат» сидит там смело.
Ему задачки не почем,
Смекалист, будет он во всем. [5 слайд]
УЧИТЕЛЬ: Здесь сидит желтый «Треугольник»
Будет рад им каждый школьник.
По плечу им все заданья,
Не страшны им состязанья! [6 слайд]
УЧИТЕЛЬ: Первый тур мы объявляем,
На разминку приглашаем.
УЧИТЕЛЬ: Конкурс первый – «Разминка». Команда за каждый правильный ответ получает 1 балл. [7 слайд]
УЧИТЕЛЬ:
Вопросы команде «Квадрат»: [8 слайд]
- Как называется дробь, числитель которой меньше знаменателя? (правильная)
- Число 17 – простое или составное? (простое)
- Округлите 3,9 до единиц. (4)
- Как называется число, изображенное на координатной прямой? (координата)
- Результат умножения? (произведение)
- Расшифруйте НОК (наименьшее общее кратное)
- Единица с шестью нулями? (миллион)
- Какое число не простое, ни составное? (1)
- На сколько нужно умножить 2, чтобы получить 1? (0,5)
- Как называются числа, используемые при счете предметов? (натуральные)
УЧИТЕЛЬ:
Вопросы команде «Треугольник» [9 слайд]
- Как называется дробь, числитель которой больше знаменателя? (неправильная)
- Число 9 простое или составное? (составное)
- Округлите 3,4 до единиц? (3)
- Где на координатной прямой расположены точки с отрицательными координатами? (слева от нуля)
- Результат деления? (частное)
- Расшифруйте НОД (наибольший общий делитель)
- Единица с четырьмя нулями? (десять тысяч)
- Самое маленькое натуральное число? (1)
- Назовите число обратное 3? ()
- Что такое периметр? (сумма длин всех сторон)
УЧИТЕЛЬ: Пока судьи подсчитывают баллы, Я, зачитаю стихотворение-загадку для болельщиков и зрителей:
«Треугольник с квадратом»
Жили-были два брата,
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
“Почему ты злишься, брат?”
Тот кричит ему: “Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!”
Но Квадрат ответил: “Брат!
Я же старше, я – Квадрат!”
И сказал еще нежней:
“Не известно, кто нужней!”
Но настала ночь, и к брату
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: “Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратным,
А проснешься – без углов!”
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел – нет Квадрата.
Онемел, стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
СКОЛЬКО новеньких углов? (ВОСЕМЬ)
УЧИТЕЛЬ:
Начинаем второй конкурс под названием «Шифровальщик». В течение трех минут командам нужно расшифровать фразу великого математика. [10-11 слайд]
Ключ:
Ответ: «Математика - царица всех наук» - так сказал великий математик
Карл Гаусс. [12 слайд]
УЧИТЕЛЬ:
Пока участники команд выполняют задание, предлагаю вопросы болельщикам.
1. По дороге вдоль кустов
Шло 11 хвостов,
Сосчитать я также смог,
Что шагало 30 ног.
Это вместе шли куда – то
Петухи и поросята.
А вопрос мой к вам таков:
Сколько было петухов? (Семь).
2. Шел Кондрат в Ленинград.
Навстречу ему 12 ребят:
У каждого – по лукошку,
В лукошке – по кошке,
У кошки – по котенку,
У котенка – по мышонку.
Задумался старый Кондрат:
“Сколько котят и мышат
ребята несут в Ленинград?”
(Глупый, глупый Кондрат! Он один шел в Ленинград, а ребята с лукошками, котятами и кошками шли навстречу ему, – в Кострому) (НУЛЬ)
УЧИТЕЛЬ: У некоторых ребят слово «снайпер» ассоциируется со стрельбой по воробьям из рогатки. Объявляем третий конкурс «Снайпер». Из каждой команды выходят по одному участнику и в течение 2 минут считают, находя и показывая указкой число. [13-14 слайд]
УЧИТЕЛЬ: Капитан подает команды, все ему доверяют, на него полагаются. Команды капитана беспрекословно должны выполняться. Сейчас мы проверим, как капитаны дают команды своим подчиненным и как они их выполняют.
УЧИТЕЛЬ: Объявляю конкурс капитанов. Каждому капитану я буду показывать карточку с рисунком. Он должен описать его так, чтобы товарищи по команде угадали, что там изображено на рисунке. За каждый правильный ответ 2 балла. Если у команды нет правильного ответа, отвечает команда соперница и зарабатывает 1 балл. [15 слайд]
Рисунки команде «Квадрат», на которых изображены - гриб, цветок, отрезок, угол, круг, прямоугольник, карандаш, линейка. [16 слайд]
Рисунки команде «Треугольник», на которых - дерево, кораблик, квадрат, окружность, треугольник, луч, циркуль, транспортир. [17 слайд]
УЧИТЕЛЬ: Кто это к нам на праздник пожаловал? (В дверь зашел учитель-фокусник с большим чемоданом, в котором были разные предметы)
УЧИТЕЛЬ -Фокусник – Это я, Учитель-фокусник (показывает фокусы).
Фокус 1 – задумай число, прибавь 2, умножь результат на 3, отними 5, отними задуманное число, умножь на 2, отними 1. (Фокусник по названному ответу угадывает задуманное число) Ответ: от результата отнять 1 и разделить на 4, получится задуманное число. (ответ уч-ка – 1) : 4 = задум.число
Фокус 2 – задумай число, прибавь к нему 2 , умножь на 2, прибавь 3, отними задуманное число, прибавь 5. Ответ: отними 12, получишь задуманное число.
УЧИТЕЛЬ-ФОКУСНИК:
А что у меня в чемодане?
(Учитель-Фокусник открывает чемодан и показывает, что у него в чемодане).
Учебник математики – настольная книга каждого ученика;
Счеты – древнее вычислительное устройство;
Калькулятор – мозги современного ученика;
Резинка (ластик) – штамп делового человека;
Шпаргалка – база данных;
Кораблик, самолетик – развлекалки на уроке.
УЧИТЕЛЬ: И последний тур заключительный «Угадай слово». [18 слайд]
Я буду говорить 3 подсказки. Если вы угадаете слово после первой подсказки, зарабатываете 3 балла, если после второй – 2 балла, после третьей – 1 балл.
- За это снижают оценку. Отличники их не делают. На них учатся. (Ошибки).
- 3апомнить их не возможно. По ним считают. Их полно в справочнике (Формулы). [19 слайд]
- В стране они нас пугают. Самое приятное в школе. Между уроками. (Перемены).
- Как муравьев в муравейнике… Бывает пустое. Состоит из элементов. (Множество). [20 слайд]
- Решение уравнения. У некоторых овощей только он и есть. Его обычно извлекают. (Корень)
- У каждой задачи он должен быть. Можно честно его искать, а можно и подогнать или подсмотреть. А она говорит “Провинился, – изволь держать …” (Ответ) [21 слайд]
- Под ней звенят бубенчики. У стрелкового лука. Кусок окружности (Дуга).
- Обычно находится в центре города. Выражается квадратным числом. Длина на ширину. (Площадь) [22 слайд]
- С богатством это тоже может произойти. Такое арифметическое действие. Есть такая таблица. (Умножение).
- Его платят в банке. Мама говорит, что больше 30 – это грабеж. Пишется, как будто ноль делится на ноль. (Процент). [23 слайд]
- Им все кончается. Если бы его не было, никто ничего бы не учил. Бывает вступительный, а бывает выпускной. (Экзамен)
- Все ждешь, когда же он закончится. Неприятность между переменами. Мама говорит: “Это будет тебе …” (Урок) [24 слайд]
Жюри подсчитывают баллы.
Лист Мёбиуса.
Пока жюри подводят итог, можно ребятам показать и рассказать об удивительной поверхности лист Мёбиуса. Свое название лист Мёбиуса получил по имени немецкого геометра и астронома Августа Фердинанда Мёбиуса(1790-1868), который впервые получил эту поверхность и изучил ее свойства. Существует легенда, по которой внимание Мёбиуса привлекла перекрученная лента, которую неправильно соединила его служанка, что и подтолкнуло его к изучению свойств полученной поверхности.
Эксперимент: Смотрите, я беру бумажную ленту, разделенную по ширине пополам пунктирной линией. Я перекручиваю ленту один раз и концы склеиваю. Получился знаменитый удивительный лист Мёбиуса. А теперь я разрежу ножницами склеенную ленту посередине, вдоль пунктирной линии. Как вы думаете, что у меня получится? Конечно, если бы я не перекрутила ленту перед склейкой, все было бы просто: из одного широкого кольца получилось бы два. А что сейчас? Получилось не два кольца, а одно, вдвое уже, но зато вдвое длиннее.
УЧИТЕЛЬ: (чтение заключительно стиха)
МАТЕМАТИКА [25 слайд]
Ах, эта математика –
Наука очень строгая.
Учебник математики
Всегда берешь с тревогою.
Там функции и графики
И уравнений тьма,
А модуль может запросто
Свести тебя с ума.
И правила, и формулы,
Все так легко забыть,
Но все ж без математики
Нам невозможно жить.
Любите математику
И вы поймете вдруг,
Что, правда: “Математика –
Царица всех наук!”
Подведение итогов, награждение. [26 слайд] Сладкие призы всем!
УЧИТЕЛЬ: Вот окончилось наше состязание.
СПАСИБО, все вы МОЛОДЦЫ!!!
Любопытные паузы:
Пифагор Самосский.
Пифагор считал, что «Всё есть число». Согласно его философскому мировоззрению числа управляют не только мерой и весом, но также всеми явлениями, происходящими в природе, и являются сущностью гармонии, царствующей в мире, душой космоса. Первые четыре числа – 1, 2, 3, 4 – означали: огонь, землю, воду и воздух. Сумма этих чисел – 10 – изображало весь мир. Он разделил числа на четные и нечетные, простые и сложные, впервые открыл математическую теорию музыки. В Школе Пифагора впервые высказана догадка о шарообразности Земли. Мысль о том, что движение небесных тел подчиняется определенным математическим соотношениям, идеи «гармонии мира» и «музыки сфер», впоследствии приведшие к революции в астрономии, впервые появились именно в Школе Пифагора.
Леонард Эйлер. Он обладал феноменальной памятью, умел работать всюду, при любых условиях. Имел 13 детей, причём мог писать свои работы, держа одного из них на коленях, а остальные при этом играли рядом. Парижская академия 12 раз награждала его премией. Умер он на 77- м году жизни. Перенапряжение привело к болезни, в результате которой он ослеп на правый глаз. Будучи слепым, он продолжал работать, благодаря своей памяти, расчёты держал в уме, а писали его работы сыновья и ученики. За несколько минут до смерти он набросал вычисления орбиты недавно открытой планеты Уран. Ведущие математики потратили на решение задачи несколько месяцем, а он сделал это за три дня.
ГЕНИЙ XVIII века – Леонард Эйлер. В петербургской жизни сложился как великий ученый. Леонард Эйлер (1707-1783) – швейцарский математик.
Гений Эйлера расцветает в России. Интегральное исчисление.
Алгебра. Дифференциальное исчисление. Механика. Теория чисел.
Тригонометрия. Современное понимание логарифма.
Обозначение мнимой единицы i. Многочлены Эйлера (слайд 35 , приложение)
Эдисон Т. Говорил: «Гений состоит из 1 процента вдохновения и 90 процентов потения»
«Принцесса науки» - Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891) (слайд 4)
«Мой долг служить науке».
- ТЕОРИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ В ЧАСТНЫХ ПРОИЗВОДНЫХ.
- ПРОДОЛЖИЛА ИССЛЕДОВАНИЕ ЛАПЛАСА О СТРУКТУРЕ КОЛЕЦ САТУРНА.
- ЗАДАЧА О ВРАЩЕНИИ ТВЕРДОГО ТЕЛА ВОКРУГ НЕПОДВИЖНОЙ ТОЧКИ.
- ПИСАЛА СТИХИ, ПРОЗУ.
«ПРИНЦЕССА НАУКИ» - ТАК НАЗЫВАЛИ КОВАЛЕВСКУЮ В СТОКГОЛЬМЕ. ОДНАКО ПРИ ЖИЗНИ ЕЙ НЕ УДАЛОСЬ ПОЛУЧИТЬ ПРИЗНАНИЕ У СЕБЯ НА РОДИНЕ В РОССИИ. ЖЕНЩИНА – УЧЕНЫЙ, ЧЛЕН-КОРЕСПОНДЕНТ АКАДЕМИИ НАУК НЕ ИМЕЛА ПРАВА ПРИСУТСТВОВАТЬ НА ЗАСЕДАНИЯХ АКАДЕМИИ. ОНА СКОНЧАЛАСЬ В 41 ГОД, В САМОМ РАСЦВЕТЕ ТВОРЧЕСКИХ СИЛ.
АРХИМЕД
Известный учёный Архимед. Используя свои знания по геометрии, Архимед построил огромные зеркала и с их помощью сжёг римские корабли. Знаменитый закон Архимеда гласит: тело, погружённое в жидкость, теряет в весе столько, сколько весит вытесненная жидкость. Жил Архимед в небольшом городе Сиракузы на острове Сицилия. Он изобрёл много военных машин того времени и погиб в 212 г. до н.э., когда его родной город осадили войска могущественного Рима. На его могиле была установлена плита с изображением шара и цилиндра.
ПЛАТОН -
древнегреческий философ
Древнегреческий философ-идеалист Платон (427-347) справедливо считал, что математику должен знать каждый, кто хочет заниматься философией. При входе в его академию он сделал надпись: «Не знающий геометрии, сюда да не входит!»
ЭВАРИСТ ГАЛУА
Гениальный математик Эварист Галуа (1811- 1832) был убит на дуэли. За пять лет до гибели Пушкина сходная смерть на дуэли унесла молодого француза — Эвариста Галуа. Его мало кто знал. К 20 годам он успел только поступить в Высшую Нормальную школу (это педагогический университет в Париже), но был исключен оттуда в числе прочих “бунтарей” в революционном 1830 году. Казалось, что вскоре о Галуа забудут, как о многих других несостоявшихся революционерах. Но позднее выяснилось, что Галуа успел состояться как математик — да такой, каких Франция не рождала со времен Декарта. Поэтому имя юного француза стоит в одном ряду с именами таких математиков, как Эйлер или Гаусс.
Приложение.
Ключ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математические состязания
Разработка внеклассного мероприятия по математике для учащихся начальной школы при пришкольном летнем лагере....
Математическая игра "Состязание эрудитов"
Цели игры: фронтальное повторение учебного материала по математике;повышение познавательной активности учащихся;развитие культуры общения;развитие познавательного интереса;В игре участвуют...
Математическое состязание индейцев
Математическая игра для 6 класса по теме «Действия с обыкновенными дробями»....
Математическая игра «Состязание эрудитов»
Правила игры: в игре участвуют 2 команды по 8 человек и столько же помощников игроков от каждой команды. Игра состоит из определенного количества геймов. Помощники игроков участвуют в конкурах болельщ...
Материалы, использовавшиеся при проведения математического состязания "Вторая миссия АРГО"
Занятие проводится с целью совершенствования мировоззренческих компетенций, повышения уровня мотивации учеников, а также реализации метапредметных образовательных целей.Состязательная форма занятия, и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА» КЛАСС 11
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:1.Закона «Об образовании» от 10 июля1992 года № 3266-1 (в последующих редакциях).2. Федерального компонента государ...
Подробный план занятий кружка "Экспериментальная физика" по тема «Исследование смешанного соединения проводников» для 9 А (физико-математический профиль) класса
В рамках дистанционного обучения разработан подробный план занятий для обучающихся в рамках кружка "Экспериментальная физика", базирующийся на материалах эксперимента Всероссийской олипиады ...