Великая отечественная война и математика (урок подготовлен к 70-летию Победы в ВОВ)
план-конспект урока по математике (6 класс) по теме

Урок подготовлен к 70-летию Победы в ВОВ.Цели урока:воспитание патриотических чувств, уважение к ветеранам  ВОВ,закрепление представлений о числах и их использование в реальной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение                                                                                                                 средняя общеобразовательная  школа (военвед) г. Зернограда

         

Великая отечественная война и математика

Урок подготовлен к 70-летию Победы в ВОВ

Картинка 1 из 62367

Учитель: Солод Ирина Юрьевна

2015-2016 учебный год

Тема урока: Великая отечественная война и математика

Урок подготовлен к 70-летию Победы в ВОВ.

Цели урока: - закрепить представление учащихся о числах и арифметические действия с числами;

- научить использовать многозначные числа на практике;

-воспитывать патриотические чувства, уважение к ветеранам ВОВ.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята!

 9 мая 1915 года наша страна будет отмечать 70-летие нашей Победы над фашисткой Германией в Великой Отечественной Войне. Прошло около 70 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Неисчислимые жертвы понесла страна во имя независимости, свободы и общественных идеалов: миллионы погибших и раненых, страдания от голода, тысячи разрушенных городов и деревень, сотни тысяч угнанных на фашистскую каторгу. Несмотря ни на что советский народ выстоял и победил.

 Мы с вами, ребята, потомки тех героев: солдат и мирных тружеников тыла, и, по долгу памяти не вправе забывать эти страшные, тяжёлые годы в истории нашей Родины.

Сегодня на уроке мы узнаем, сколько стоила нам Победа, поговорим о ВОВ в цифрах.

Слайд 2

 Вопрос: Когда началась ВОВ? (ответы учащихся) - Да, 22 июня, 1941 года, 4 часа утра- начало войны, а закончилась 9 мая 1945 года. Сколько дней и ночей продолжалась война? ( 1418 дней и ночей).

Подсчитайте, сколько это лет? Сколько месяцев? 1418:365=3( 328 ост) ≈ 4 года. ( без 37 дней) 3∙ 12+11=36+11≈47 месяцев.

Слайд 3

Война еще исчезнуть не готова.

 Те годы — миллионы личных драм.

 А потому, давайте вспомним снова

 Всех тех, кто подарил Победу нам.

   Великая Отечественная война явилась труднейшим испытанием для нашей страны. Испытанием всего: человека, техники, общества, его строя, экономики, науки, его Вооруженных Сил, на которое история отвела нам свыше 1418 дней и ночей.

Слайд 4

Война – это 4 года сражений.

1 418 бессонных дней и ночей

Более 27 млн. погибших.

Это значит 22 человека на каждые 2 метра.

Это значит 13 человек в каждую минуту.

Совершив   вероломное нападение на СССР, Гитлер и его сообщники считали, что они сделали все, чтобы с успехом осуществить свои зловещие замыслы. Еще никогда ни один завоеватель не создавал такой колоссальный по численности, мощной по техническому оснащению и высокопрофессиональной по выучке армии, какой была фашистская армия.

Слайд 5

Вставай, страна огромная !

И подчиняясь этому призыву

Встали все, от мала до велика.

 Советский народ нашел в себе силы, чтобы не только выстоять против таранного удара, но и развеять в прах агрессивную мощь фашистского блока, создал орудие Победы.

Слайд 6

Винтовка. Снайперы.

Огромную роль в снайперском движении сыграла винтовка образца 1891-30 гг.  

ЗАДАЧА.

 Многократный рост снайперского движения в Красной Армии потребовал значительного увеличения выпуска специального оружия. Только в 1941-1943 гг.  «Ижмаш» передал фронту более   330 000 снайперских винтовок образца 1891-30 гг. Сколько винтовок в среднем в год выпускал завод? Сколько в месяц?

Слайд 7

Артиллерия

       История войн не знала операций такого масштаба, как Сталинградская битва. Впервые было осуществлено в полном объеме артиллерийское и авиационное наступление. Впервые проявилась решающая роль артиллерии как главной огневой ударной силы.

  Задача:

       БМ-13-боевая машина, которой для перезарядки требуется около 2 мин. За 1 ч эта машина может сделать 10 залпов и выпустить 160 зарядов. Сколько зарядов она выпускает за 1 залп? Сколько времени длится 1 залп (учесть время перезарядки)?

Слайд 8.

«Катюша»

«Катюша» (неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-13, БМ-8 ) — это оружие, которое было одним из ключевых «аккордов» в победоносной «симфонии» нашей армии.

      Задача:

      Советская промышленность за годы войны изготовила около 30 тыс. боевых машин «Катюша». В ходе Берлинской операции было задействовано 5 % этих машин. Сколько «Катюш» участвовало в Берлинской операции?

Слайд 9.

Танк

Танк Т-34 был принят на вооружение 19 декабря 1939 года. Это единственный в мире танк, сохранивший боевую способность и находившийся в серийном производстве вплоть до конца Великой Отечественной войны. Он сыграл решающую роль в сражениях под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, под Берлином и других боевых операциях.

      Задача:

        Завод в Нижнем Тагиле в январе 1942 года выпустил 75 танков, а в декабре 1942 года – 765 танков. Во сколько раз выросла производительность труда?

Слайд 10.

Самолеты

 С началом войны начался величайший в истории поединок воздушных армий.«Черная смерть» — так прозвали фашисты штурмовик Ил-2. Ил-2 не требовал бетонных полос для взлета и посадки. Наши авиаторы называли его тружеником войны.

      Задача:

        В ходе оборонительного сражения на Курской дуге советские летчики уничтожили около 1495 немецких самолетов , в то время как собственные потери составляли 460 самолетов. Сравните, во сколько раз больше были потери у фашистов ?  

С момента вторжения в пределы нашей Родины германское командование нацеливало основные усилия вермахта на Москву.

Сражение длилось около 7 месяцев ― с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. В этой гигантской битве участвовало с обеих сторон более 3 млн. человек, до 22 тыс. орудий и минометов, около 3 тыс. танков, более 2 тыс. самолетов.

Операцию по захвату столицы фашисты назвали «Тайфун». Они мечтали о том, что не знавшие поражения германские войска, подобно урагану, ворвутся в Москву и сметут главное препятствие ― нашу Родину.

На Москву нацеливалась почти половина самолетов, более трети артиллерии, находившейся на восточном фронте, а танковых и моторизованных дивизий на нее бросалось больше, чем в 1940 году против Бельгии, Франции и Нидерландов вместе взятых.

Героизм, мужество, стойкость советских воинов на фронте, самоотверженный труд жителей Москвы и Подмосковья при возведении оборонительных сооружений, партизанская война в тылу врага ― главные составляющие того, что позволило остановить врага.

На защиту родной столицы поднялся весь советский народ. Каждый житель считал своим долгом хоть чем-нибудь помочь делу обороны. На заводах и фабриках столицы создавались отряды ополченцев. Они вместе с регулярными частями Красной армии героически, не жалея своих жизней, защищали подступы к городу.

Те, кому не под силу было держать оружие в руках, возводили оборонительные сооружения, противотанковые рвы. Женщины и дети копали траншеи. Школьники старших классов убегали на фронт.

Слайд 11.

Битва за Москву

В Московскую битву было втянуто практически всё население столичной области и Москвы. Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Население довоенной Москвы составляло 4 215 тысяч человек, а после призыва в армию осталось 2,5 млн. человек. Сколько человек было отправлено на фронт?

Многие из городов видели ожесточённые бои, стойкость и мужество, героизм его защитников, но слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооружённые столкновения прошлых времён.

 Началом Сталинградской битвы, её первым днём в историографии принято считать 17 июля 1942 года. Завершением битвы, её последним днём , считается 2 февраля 1943 года.

Слайд 12.

Началом Сталинградской битвы, её первым днём в историографии принято считать 17 июля 1942 года. Завершением битвы, её последним днём , считается 2 февраля 1943 года. Сколько дней продолжалась защита Сталинграда?

Решение: (с комментариями учителя) июль 1942 года -14 дней

август -31

 сентябрь – 30

 октябрь – 31

 ноябрь - 30

декабрь - 31

январь 1943 года- 31день

февраль – 2

Всего- 200 дней.

Перевес сил был на стороне противника. И всё же германская армия под командованием генерала- фельдмаршала Паулюса была разгромлена, что потрясло Германию. Сталинградская битва окончательно разрушила миф о непобедимости армии Гитлера.

Много горьких фактов описывают эту войну, но Ленинградская блокада стала одним из страшнейших моментов ВОВ.

Она длилась 880 дней и была прорвана 27 января 1944 года.

- Что такое блокада? ( ответы учащихся)

 В блокированном Ленинграде оставались приблизительно 2 400 000 жителей, и в период фашистской блокады от голода умерли не менее 632253 жителя,  16747 убито при артобстрелах и бомбардировках.

 Во время блокады ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей – вдвое меньше.

Слайд 13.

Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.

Задача:

  На изготовление дневной нормы хлеба в блокадном Ленинграде требовалось  40 граммов соломы и столько же опилок, муки в 2 раза меньше чем соломы, а отрубей на 5 граммов больше, чем муки. Узнайте вес кусочка хлеба, который съедали жители блокадного Ленинграда.

А сейчас послушайте отрывок «Кусочек хлеба» (из книги Воскобойникова «Девятьсот дней мужества»)

 Погиб при обороне Ленинграда Петр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей 3 года. Обессиленные от голода, в пустой промерзшей квартире ждут прихода мамы. Ее слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимовна торопливо делит принесенную ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб – на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестренок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось… умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба стало больше: 1/16 часть буханки вместо 1/24. Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребенком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного. Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосик, поступив в ПТУ № 13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею.

    Не обошла война стороной и наш город. Суровые испытания выпали  на долю его жителей. 30 января 1943 года город был освобожден от фашистских захватчиков. А еще  Зерноград называют городом госпиталей, т.к. во время войны во  многих домах находились госпитали с ранеными.

Слайд 14.

Зерноград – город госпиталей

 За время ВОВ в госпитале № 1606 принято 34449 раненных, в госпитале № 4349 – 35000 раненных, в госпитале № 3258 обработали 29178 раненных. Скольким раненным была оказана медицинская помощь в Зерноградских госпиталях?

День Победы – один из главных праздников в России, объединяющий   людей разных поколений, политических убеждений и вероисповеданий.  9 мая 1945 г. советский народ одержал победу над фашистской Германией.

Слайд 15.

Выполнив следующие вычисления , вы узнаете  еще о некоторых фактах и событиях времен ВОВ.

624 : 6 =        ( удостоены звания дважды Героя Советского Союза)

224 : 8 =     ( героев Панфиловцев)

423 : 3 =     ( налетов на Москву)

163∙ 4 =        (воздушные тревоги, прозвучавшие во время войны в городе Ленинграде)

28000 ∙ 3 =      ( разрушенных школ)

117 : 9 =      (городов Героев)

709 ∙ 2 =      ( дней и ночей длилась ВОВ)

      В годы войны было полностью разрушено 1710 городов и посёлков, 70 тысяч сёл и деревень. Сожжено и разрушено 6 миллионов зданий. Остались без крова над головой почти 25 миллионов человек. Страна потеряла 30% национального богатства.

Слайд 16.

ПОБЕДА!

В 22 часа 43 минуты по центрально-европейскому времени 8 мая 1945 года война в Европе завершилась безоговорочной капитуляцией вооружённых сил Германии.

Победители за храбрость и героизм при защите своей земли и освобождении всего человечества от фашизма были отмечены орденами и медалями: каждый пятый , воевавший на полях ВОВ отмечен наградой, всего же звание Героя Советского Союза присвоено 11 681 воину, а 2 532 человека являются полными кавалерами ордена Славы.

Застыли ели в карауле,

Синь неба мирного ясна.

Идут года. В тревожном гуле

Осталась далеко война.

Но здесь, у граней обелиска,

В молчанье голову склонив,

Мы слышим грохот танков близко

 И рвущий душу бомб разрыв.

Мы видим их - солдат России,

Что в тот далёкий грозный час

Своею жизнью заплатили

 За счастье светлое для нас...

Наш народ- победитель этой войны, спаситель всего мира от фашистской чумы! Помните об этом , гордитесь своими предками и будьте достойны их памяти!

Слайд 17.

Итоги урока: 

・ Что нового вы узнали сегодня из истории нашей Родины?

・ Что на вас больше всего произвело впечатление?

Домашнее задание:

 используя дополнительные источники найти и составить таблицу данных о численности военной техники , участвующей в Сталинградской битве.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Задача 1.

Многократный рост снайперского движения в Красной Армии потребовал значительного увеличения выпуска специального оружия. Только в 1941-1943 гг. «Ижмаш» передал фронту более            330 000 снайперских винтовок образца 1891-30 гг. Сколько винтовок в среднем в год выпускал завод? Сколько в месяц?

Задача 2.

       БМ-13-боевая машина, которой для перезарядки требуется около 2 мин. За 1 ч эта машина может сделать 10 залпов и выпустить 160 зарядов. Сколько зарядов она выпускает за 1 залп? Сколько времени длится 1 залп (учесть время перезарядки)?

Задача 3.

   Советская промышленность за годы войны изготовила около 30 тыс. боевых машин «Катюша». В ходе Берлинской операции было задействовано 5 % этих машин. Сколько «Катюш» участвовало в Берлинской операции?

Задача 4.

        Завод в Нижнем Тагиле в январе 1942 года выпустил 75 танков, а в декабре 1942 года – 765 танков. Во сколько раз выросла производительность труда?

Задача 5.

        В ходе оборонительного сражения на Курской дуге советские летчики уничтожили около 1495 немецких самолетов , в то время как собственные потери составляли 460 самолетов. Сравните, во сколько раз больше были потери у фашистов ?  

Задача 6.

В Московскую битву было втянуто практически всё население столичной области и Москвы. Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Население довоенной Москвы составляло 4 215 тысяч человек, а после призыва в армию осталось 2,5 млн. человек. Сколько человек было отправлено на фронт?

Задача 7.

  Началом Сталинградской битвы, её первым днём в историографии принято считать 17 июля 1942 года. Завершением битвы, её последним днём , считается 2 февраля 1943 года. Сколько дней продолжалась защита Сталинграда?

Задача 8.

       На изготовление дневной нормы хлеба в блокадном Ленинграде требовалось  40 граммов соломы и столько же опилок, муки в 2 раза меньше чем соломы, а отрубей на 5 граммов больше, чем муки. Узнайте вес кусочка хлеба, который съедали жители блокадного Ленинграда.

Задача 9.

  За время ВОВ в госпитале № 1606 принято 34449 раненных, в госпитале № 4349 – 35000 раненных, в госпитале № 3258 обработали 29178 раненных. Скольким раненным была оказана медицинская помощь в Зерноградских госпиталях?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Великая Отечественная война и математика Учитель математики Солод Ирина Юрьевна МБОУ СОШ ( военвед ) Г.ЗЕРНОГРАД

Слайд 2

Начало Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года Окончание – 9 мая 1945 года

Слайд 3

Война еще исчезнуть не готова . Те годы — миллионы личных драм. А потому, давайте вспомним снова Всех тех, кто подарил Победу нам.

Слайд 4

Великая Отечественная война – это 4 года сражений 1 418 бессонных дней и ночей Более 26 миллионов погибших Это значит 22 человека на каждые 2 метра Это значит 13 человек в каждую минуту

Слайд 5

Вставай, страна огромная ! И подчиняясь этому призыву Встали все, от мала до велика. Советский народ нашел в себе силы , чтобы не только выстоять против таранного удара, но и развеять в прах агрессивную мощь фашистского блока.

Слайд 6

Винтовка . Снайперы. Огромную роль в снайперском движении сыграла винтовка образца 1891-30 гг . ЗАДАЧА. Многократный рост снайперского движения в Красной Армии потребовал значительного увеличения выпуска специального оружия. Только в 1941-1943 гг. « Ижмаш » передал фронту более 330 000 снайперских винтовок образца 1891-30 гг. Сколько винтовок в среднем в год выпускал завод? Сколько в месяц?

Слайд 7

Артиллерия История войн не знала операций такого масштаба, как Сталинградская битва. Впервые было осуществлено в полном объеме артиллерийское и авиационное наступление. Впервые проявилась решающая роль артиллерии как главной огневой ударной силы . Задача: БМ-13-боевая машина, которой для перезарядки требуется около 2 мин. За 1 ч эта машина может сделать 10 залпов и выпустить 160 зарядов. Сколько зарядов она выпускает за 1 залп? Сколько времени длится 1 залп (учесть время перезарядки)?

Слайд 8

«Катюша» «Катюша» (неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-13, БМ-8 ) — это оружие, которое было одним из ключевых «аккордов» в победоносной «симфонии» нашей армии. Задача: Советская промышленность за годы войны изготовила около 30 тыс. боевых машин «Катюша». В ходе Берлинской операции было задействовано 5 % этих машин. Сколько «Катюш» участвовало в Берлинской операции?

Слайд 9

Танк Танк Т-34 был принят на вооружение 19 декабря 1939 года. Это единственный в мире танк, сохранивший боевую способность и находившийся в серийном производстве вплоть до конца Великой Отечественной войны. Он сыграл решающую роль в сражениях под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, под Берлином и других боевых операциях. Задача: Завод в Нижнем Тагиле в январе 1942 года выпустил 75 танков, а в декабре 1942 года – 765 танков. Во сколько раз выросла производительность труда?

Слайд 10

Самолеты С началом войны начался величайший в истории поединок воздушных армий.«Черная смерть» — так прозвали фашисты штурмовик Ил-2. Ил-2 не требовал бетонных полос для взлета и посадки. Наши авиаторы называли его тружеником войны. Задача: В ходе оборонительного сражения на Курской дуге советские летчики уничтожили около 1495 немецких самолетов , в то время как собственные потери составляли 460 самолетов . Сравните , во сколько раз больше были потери у фашистов ?

Слайд 11

Великие сражения Битва за Москву В Московскую битву было втянуто практически всё население столичной области и Москвы. Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Население довоенной Москвы составляло 4 215 тысяч человек, а после призыва в армию осталось 2,5 млн. человек. Сколько человек было отправлено на фронт?

Слайд 12

Сталинградская битва Началом Сталинградской битвы, её первым днём в историографии принято считать 17 июля 1942 года. Завершением битвы, её последним днём , считается 2 февраля 1943 года. Сколько дней продолжалась защита Сталинграда?

Слайд 13

Блокада Ленинграда Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня. Задача: На изготовление дневной нормы хлеба в блокадном Ленинграде требовалось 40 граммов соломы и столько же опилок, муки в 2 раза меньше чем соломы, а отрубей на 5 граммов больше, чем муки. Узнайте вес кусочка хлеба, который съедали жители блокадного Ленинграда.

Слайд 14

Зерноград – город госпиталей За время ВОВ в госпитале № 1606 принято 34449 раненных, в госпитале № 4349 – 35000 раненных, в госпитале № 3258 обработали 29178 раненных. Скольким раненным была оказана медицинская помощь в Зерноградских госпиталях?

Слайд 15

Выполнив следующие вычисления , вы узнаете еще о некоторых фактах и событиях времен ВОВ. 624 : 6 = ( удостоены звания дважды Героя Советского Союза) 224 : 8 = ( героев Панфиловцев) 423 : 3 = ( налетов на Москву) 163∙ 4 = (воздушные тревоги, прозвучавшие во время войны в городе Ленинграде ) 28000 ∙ 3 = ( разрушенных школ) 117 : 9 = ( городов Героев) 709 ∙ 2 = ( дней и ночей длилась ВОВ) В годы войны было полностью разрушено 1710 городов и посёлков, 70 тысяч сёл и деревень. Сожжено и разрушено 6 миллионов зданий. Остались без крова над головой почти 25 миллионов человек. Страна потеряла 30% национального богатства.

Слайд 16

ПОБЕДА! В 22 часа 43 минуты по центрально-европейскому времени 8 мая 1945 года война в Европе завершилась безоговорочной капитуляцией вооружённых сил Германии.

Слайд 19

источник шаблона : Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великая Отечественная война 1812 года. Урок в 5 классе

В презентации рассматриваются вопросы: Кто правил страной? Какой была русская армия? Когда началась война? Кто управлял войсками? Что такое Бородино? Почему сожгли Москву?...

Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...

Исследовательский проект « Голоса и лица Великой Отечественной войны в семейной памяти» к 70-ти летию Великой Победы.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. занимает особое место в истории нашего государства. Она явилась небывалым по своей жестокости испытанием всех материальных и духовных сил Советского Союза и с...

Начало Великой Отечественной войны. Презентация к уроку

Целью урока является воспитание гражданственности, определение национальной идентичности на основе осмысления исторического опыта.В ходе занятия учащиеся научаться объяснять причины поражения Красной ...

Международная научно-историческая конференция «80 лет с начала Великой Отечественной войны – историческая правда, уроки, взгляды современников» 27 октября 2021 года Гомель, Республика Беларусь

Гусак А.В., Завьялова А.А. (МБОУ «Школа №60», г. Нижний Новгород, РФ). Всенародный характер Великой Отечественной войны и всеобщая вовлеченность в дело великой победы на примере нескольких...

Конспект урока по математике «Великая Отечественная война в цифрах и фактах», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне для 5 класса с презентацией.

Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». ...