Великая отечественная война и математика (урок подготовлен к 70-летию Победы в ВОВ)
план-конспект урока по математике (6 класс) по теме
Урок подготовлен к 70-летию Победы в ВОВ.Цели урока:воспитание патриотических чувств, уважение к ветеранам ВОВ,закрепление представлений о числах и их использование в реальной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikaya_otechestvennaya_voyna_i_matematika.docx | 249.83 КБ |
zadacha_.docx | 20.64 КБ |
velikaya_otechestvennaya_voyna_i_matematika.pptx | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (военвед) г. Зернограда
Великая отечественная война и математика
Урок подготовлен к 70-летию Победы в ВОВ
Учитель: Солод Ирина Юрьевна
2015-2016 учебный год
Тема урока: Великая отечественная война и математика
Урок подготовлен к 70-летию Победы в ВОВ.
Цели урока: - закрепить представление учащихся о числах и арифметические действия с числами;
- научить использовать многозначные числа на практике;
-воспитывать патриотические чувства, уважение к ветеранам ВОВ.
Ход урока:
Здравствуйте, ребята!
9 мая 1915 года наша страна будет отмечать 70-летие нашей Победы над фашисткой Германией в Великой Отечественной Войне. Прошло около 70 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Неисчислимые жертвы понесла страна во имя независимости, свободы и общественных идеалов: миллионы погибших и раненых, страдания от голода, тысячи разрушенных городов и деревень, сотни тысяч угнанных на фашистскую каторгу. Несмотря ни на что советский народ выстоял и победил.
Мы с вами, ребята, потомки тех героев: солдат и мирных тружеников тыла, и, по долгу памяти не вправе забывать эти страшные, тяжёлые годы в истории нашей Родины.
Сегодня на уроке мы узнаем, сколько стоила нам Победа, поговорим о ВОВ в цифрах.
Слайд 2
Вопрос: Когда началась ВОВ? (ответы учащихся) - Да, 22 июня, 1941 года, 4 часа утра- начало войны, а закончилась 9 мая 1945 года. Сколько дней и ночей продолжалась война? ( 1418 дней и ночей).
Подсчитайте, сколько это лет? Сколько месяцев? 1418:365=3( 328 ост) ≈ 4 года. ( без 37 дней) 3∙ 12+11=36+11≈47 месяцев.
Слайд 3
Война еще исчезнуть не готова.
Те годы — миллионы личных драм.
А потому, давайте вспомним снова
Всех тех, кто подарил Победу нам.
Великая Отечественная война явилась труднейшим испытанием для нашей страны. Испытанием всего: человека, техники, общества, его строя, экономики, науки, его Вооруженных Сил, на которое история отвела нам свыше 1418 дней и ночей.
Слайд 4
Война – это 4 года сражений.
1 418 бессонных дней и ночей
Более 27 млн. погибших.
Это значит 22 человека на каждые 2 метра.
Это значит 13 человек в каждую минуту.
Совершив вероломное нападение на СССР, Гитлер и его сообщники считали, что они сделали все, чтобы с успехом осуществить свои зловещие замыслы. Еще никогда ни один завоеватель не создавал такой колоссальный по численности, мощной по техническому оснащению и высокопрофессиональной по выучке армии, какой была фашистская армия.
Слайд 5
Вставай, страна огромная !
И подчиняясь этому призыву
Встали все, от мала до велика.
Советский народ нашел в себе силы, чтобы не только выстоять против таранного удара, но и развеять в прах агрессивную мощь фашистского блока, создал орудие Победы.
Слайд 6
Винтовка. Снайперы.
Огромную роль в снайперском движении сыграла винтовка образца 1891-30 гг.
ЗАДАЧА.
Многократный рост снайперского движения в Красной Армии потребовал значительного увеличения выпуска специального оружия. Только в 1941-1943 гг. «Ижмаш» передал фронту более 330 000 снайперских винтовок образца 1891-30 гг. Сколько винтовок в среднем в год выпускал завод? Сколько в месяц?
Слайд 7
Артиллерия
История войн не знала операций такого масштаба, как Сталинградская битва. Впервые было осуществлено в полном объеме артиллерийское и авиационное наступление. Впервые проявилась решающая роль артиллерии как главной огневой ударной силы.
Задача:
БМ-13-боевая машина, которой для перезарядки требуется около 2 мин. За 1 ч эта машина может сделать 10 залпов и выпустить 160 зарядов. Сколько зарядов она выпускает за 1 залп? Сколько времени длится 1 залп (учесть время перезарядки)?
Слайд 8.
«Катюша»
«Катюша» (неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-13, БМ-8 ) — это оружие, которое было одним из ключевых «аккордов» в победоносной «симфонии» нашей армии.
Задача:
Советская промышленность за годы войны изготовила около 30 тыс. боевых машин «Катюша». В ходе Берлинской операции было задействовано 5 % этих машин. Сколько «Катюш» участвовало в Берлинской операции?
Слайд 9.
Танк
Танк Т-34 был принят на вооружение 19 декабря 1939 года. Это единственный в мире танк, сохранивший боевую способность и находившийся в серийном производстве вплоть до конца Великой Отечественной войны. Он сыграл решающую роль в сражениях под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, под Берлином и других боевых операциях.
Задача:
Завод в Нижнем Тагиле в январе 1942 года выпустил 75 танков, а в декабре 1942 года – 765 танков. Во сколько раз выросла производительность труда?
Слайд 10.
Самолеты
С началом войны начался величайший в истории поединок воздушных армий.«Черная смерть» — так прозвали фашисты штурмовик Ил-2. Ил-2 не требовал бетонных полос для взлета и посадки. Наши авиаторы называли его тружеником войны.
Задача:
В ходе оборонительного сражения на Курской дуге советские летчики уничтожили около 1495 немецких самолетов , в то время как собственные потери составляли 460 самолетов. Сравните, во сколько раз больше были потери у фашистов ?
С момента вторжения в пределы нашей Родины германское командование нацеливало основные усилия вермахта на Москву.
Сражение длилось около 7 месяцев ― с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. В этой гигантской битве участвовало с обеих сторон более 3 млн. человек, до 22 тыс. орудий и минометов, около 3 тыс. танков, более 2 тыс. самолетов.
Операцию по захвату столицы фашисты назвали «Тайфун». Они мечтали о том, что не знавшие поражения германские войска, подобно урагану, ворвутся в Москву и сметут главное препятствие ― нашу Родину.
На Москву нацеливалась почти половина самолетов, более трети артиллерии, находившейся на восточном фронте, а танковых и моторизованных дивизий на нее бросалось больше, чем в 1940 году против Бельгии, Франции и Нидерландов вместе взятых.
Героизм, мужество, стойкость советских воинов на фронте, самоотверженный труд жителей Москвы и Подмосковья при возведении оборонительных сооружений, партизанская война в тылу врага ― главные составляющие того, что позволило остановить врага.
На защиту родной столицы поднялся весь советский народ. Каждый житель считал своим долгом хоть чем-нибудь помочь делу обороны. На заводах и фабриках столицы создавались отряды ополченцев. Они вместе с регулярными частями Красной армии героически, не жалея своих жизней, защищали подступы к городу.
Те, кому не под силу было держать оружие в руках, возводили оборонительные сооружения, противотанковые рвы. Женщины и дети копали траншеи. Школьники старших классов убегали на фронт.
Слайд 11.
Битва за Москву
В Московскую битву было втянуто практически всё население столичной области и Москвы. Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Население довоенной Москвы составляло 4 215 тысяч человек, а после призыва в армию осталось 2,5 млн. человек. Сколько человек было отправлено на фронт?
Многие из городов видели ожесточённые бои, стойкость и мужество, героизм его защитников, но слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооружённые столкновения прошлых времён.
Началом Сталинградской битвы, её первым днём в историографии принято считать 17 июля 1942 года. Завершением битвы, её последним днём , считается 2 февраля 1943 года.
Слайд 12.
Началом Сталинградской битвы, её первым днём в историографии принято считать 17 июля 1942 года. Завершением битвы, её последним днём , считается 2 февраля 1943 года. Сколько дней продолжалась защита Сталинграда?
Решение: (с комментариями учителя) июль 1942 года -14 дней
август -31
сентябрь – 30
октябрь – 31
ноябрь - 30
декабрь - 31
январь 1943 года- 31день
февраль – 2
Всего- 200 дней.
Перевес сил был на стороне противника. И всё же германская армия под командованием генерала- фельдмаршала Паулюса была разгромлена, что потрясло Германию. Сталинградская битва окончательно разрушила миф о непобедимости армии Гитлера.
Много горьких фактов описывают эту войну, но Ленинградская блокада стала одним из страшнейших моментов ВОВ.
Она длилась 880 дней и была прорвана 27 января 1944 года.
- Что такое блокада? ( ответы учащихся)
В блокированном Ленинграде оставались приблизительно 2 400 000 жителей, и в период фашистской блокады от голода умерли не менее 632253 жителя, 16747 убито при артобстрелах и бомбардировках.
Во время блокады ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей – вдвое меньше.
Слайд 13.
Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.
Задача:
На изготовление дневной нормы хлеба в блокадном Ленинграде требовалось 40 граммов соломы и столько же опилок, муки в 2 раза меньше чем соломы, а отрубей на 5 граммов больше, чем муки. Узнайте вес кусочка хлеба, который съедали жители блокадного Ленинграда.
А сейчас послушайте отрывок «Кусочек хлеба» (из книги Воскобойникова «Девятьсот дней мужества»)
Погиб при обороне Ленинграда Петр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей 3 года. Обессиленные от голода, в пустой промерзшей квартире ждут прихода мамы. Ее слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимовна торопливо делит принесенную ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб – на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестренок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось… умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба стало больше: 1/16 часть буханки вместо 1/24. Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребенком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа ее, ее детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного. Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосик, поступив в ПТУ № 13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею.
Не обошла война стороной и наш город. Суровые испытания выпали на долю его жителей. 30 января 1943 года город был освобожден от фашистских захватчиков. А еще Зерноград называют городом госпиталей, т.к. во время войны во многих домах находились госпитали с ранеными.
Слайд 14.
Зерноград – город госпиталей
За время ВОВ в госпитале № 1606 принято 34449 раненных, в госпитале № 4349 – 35000 раненных, в госпитале № 3258 обработали 29178 раненных. Скольким раненным была оказана медицинская помощь в Зерноградских госпиталях?
День Победы – один из главных праздников в России, объединяющий людей разных поколений, политических убеждений и вероисповеданий. 9 мая 1945 г. советский народ одержал победу над фашистской Германией.
Слайд 15.
Выполнив следующие вычисления , вы узнаете еще о некоторых фактах и событиях времен ВОВ.
624 : 6 = ( удостоены звания дважды Героя Советского Союза)
224 : 8 = ( героев Панфиловцев)
423 : 3 = ( налетов на Москву)
163∙ 4 = (воздушные тревоги, прозвучавшие во время войны в городе Ленинграде)
28000 ∙ 3 = ( разрушенных школ)
117 : 9 = (городов Героев)
709 ∙ 2 = ( дней и ночей длилась ВОВ)
В годы войны было полностью разрушено 1710 городов и посёлков, 70 тысяч сёл и деревень. Сожжено и разрушено 6 миллионов зданий. Остались без крова над головой почти 25 миллионов человек. Страна потеряла 30% национального богатства.
Слайд 16.
ПОБЕДА!
В 22 часа 43 минуты по центрально-европейскому времени 8 мая 1945 года война в Европе завершилась безоговорочной капитуляцией вооружённых сил Германии.
Победители за храбрость и героизм при защите своей земли и освобождении всего человечества от фашизма были отмечены орденами и медалями: каждый пятый , воевавший на полях ВОВ отмечен наградой, всего же звание Героя Советского Союза присвоено 11 681 воину, а 2 532 человека являются полными кавалерами ордена Славы.
Застыли ели в карауле,
Синь неба мирного ясна.
Идут года. В тревожном гуле
Осталась далеко война.
Но здесь, у граней обелиска,
В молчанье голову склонив,
Мы слышим грохот танков близко
И рвущий душу бомб разрыв.
Мы видим их - солдат России,
Что в тот далёкий грозный час
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое для нас...
Наш народ- победитель этой войны, спаситель всего мира от фашистской чумы! Помните об этом , гордитесь своими предками и будьте достойны их памяти!
Слайд 17.
Итоги урока:
・ Что нового вы узнали сегодня из истории нашей Родины?
・ Что на вас больше всего произвело впечатление?
Домашнее задание:
используя дополнительные источники найти и составить таблицу данных о численности военной техники , участвующей в Сталинградской битве.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задача 1.
Многократный рост снайперского движения в Красной Армии потребовал значительного увеличения выпуска специального оружия. Только в 1941-1943 гг. «Ижмаш» передал фронту более 330 000 снайперских винтовок образца 1891-30 гг. Сколько винтовок в среднем в год выпускал завод? Сколько в месяц?
Задача 2.
БМ-13-боевая машина, которой для перезарядки требуется около 2 мин. За 1 ч эта машина может сделать 10 залпов и выпустить 160 зарядов. Сколько зарядов она выпускает за 1 залп? Сколько времени длится 1 залп (учесть время перезарядки)?
Задача 3.
Советская промышленность за годы войны изготовила около 30 тыс. боевых машин «Катюша». В ходе Берлинской операции было задействовано 5 % этих машин. Сколько «Катюш» участвовало в Берлинской операции?
Задача 4.
Завод в Нижнем Тагиле в январе 1942 года выпустил 75 танков, а в декабре 1942 года – 765 танков. Во сколько раз выросла производительность труда?
Задача 5.
В ходе оборонительного сражения на Курской дуге советские летчики уничтожили около 1495 немецких самолетов , в то время как собственные потери составляли 460 самолетов. Сравните, во сколько раз больше были потери у фашистов ?
Задача 6.
В Московскую битву было втянуто практически всё население столичной области и Москвы. Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Население довоенной Москвы составляло 4 215 тысяч человек, а после призыва в армию осталось 2,5 млн. человек. Сколько человек было отправлено на фронт?
Задача 7.
Началом Сталинградской битвы, её первым днём в историографии принято считать 17 июля 1942 года. Завершением битвы, её последним днём , считается 2 февраля 1943 года. Сколько дней продолжалась защита Сталинграда?
Задача 8.
На изготовление дневной нормы хлеба в блокадном Ленинграде требовалось 40 граммов соломы и столько же опилок, муки в 2 раза меньше чем соломы, а отрубей на 5 граммов больше, чем муки. Узнайте вес кусочка хлеба, который съедали жители блокадного Ленинграда.
Задача 9.
За время ВОВ в госпитале № 1606 принято 34449 раненных, в госпитале № 4349 – 35000 раненных, в госпитале № 3258 обработали 29178 раненных. Скольким раненным была оказана медицинская помощь в Зерноградских госпиталях?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Начало Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года Окончание – 9 мая 1945 года
Война еще исчезнуть не готова . Те годы — миллионы личных драм. А потому, давайте вспомним снова Всех тех, кто подарил Победу нам.
Великая Отечественная война – это 4 года сражений 1 418 бессонных дней и ночей Более 26 миллионов погибших Это значит 22 человека на каждые 2 метра Это значит 13 человек в каждую минуту
Вставай, страна огромная ! И подчиняясь этому призыву Встали все, от мала до велика. Советский народ нашел в себе силы , чтобы не только выстоять против таранного удара, но и развеять в прах агрессивную мощь фашистского блока.
Винтовка . Снайперы. Огромную роль в снайперском движении сыграла винтовка образца 1891-30 гг . ЗАДАЧА. Многократный рост снайперского движения в Красной Армии потребовал значительного увеличения выпуска специального оружия. Только в 1941-1943 гг. « Ижмаш » передал фронту более 330 000 снайперских винтовок образца 1891-30 гг. Сколько винтовок в среднем в год выпускал завод? Сколько в месяц?
Артиллерия История войн не знала операций такого масштаба, как Сталинградская битва. Впервые было осуществлено в полном объеме артиллерийское и авиационное наступление. Впервые проявилась решающая роль артиллерии как главной огневой ударной силы . Задача: БМ-13-боевая машина, которой для перезарядки требуется около 2 мин. За 1 ч эта машина может сделать 10 залпов и выпустить 160 зарядов. Сколько зарядов она выпускает за 1 залп? Сколько времени длится 1 залп (учесть время перезарядки)?
«Катюша» «Катюша» (неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-13, БМ-8 ) — это оружие, которое было одним из ключевых «аккордов» в победоносной «симфонии» нашей армии. Задача: Советская промышленность за годы войны изготовила около 30 тыс. боевых машин «Катюша». В ходе Берлинской операции было задействовано 5 % этих машин. Сколько «Катюш» участвовало в Берлинской операции?
Танк Танк Т-34 был принят на вооружение 19 декабря 1939 года. Это единственный в мире танк, сохранивший боевую способность и находившийся в серийном производстве вплоть до конца Великой Отечественной войны. Он сыграл решающую роль в сражениях под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, под Берлином и других боевых операциях. Задача: Завод в Нижнем Тагиле в январе 1942 года выпустил 75 танков, а в декабре 1942 года – 765 танков. Во сколько раз выросла производительность труда?
Самолеты С началом войны начался величайший в истории поединок воздушных армий.«Черная смерть» — так прозвали фашисты штурмовик Ил-2. Ил-2 не требовал бетонных полос для взлета и посадки. Наши авиаторы называли его тружеником войны. Задача: В ходе оборонительного сражения на Курской дуге советские летчики уничтожили около 1495 немецких самолетов , в то время как собственные потери составляли 460 самолетов . Сравните , во сколько раз больше были потери у фашистов ?
Великие сражения Битва за Москву В Московскую битву было втянуто практически всё население столичной области и Москвы. Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Население довоенной Москвы составляло 4 215 тысяч человек, а после призыва в армию осталось 2,5 млн. человек. Сколько человек было отправлено на фронт?
Сталинградская битва Началом Сталинградской битвы, её первым днём в историографии принято считать 17 июля 1942 года. Завершением битвы, её последним днём , считается 2 февраля 1943 года. Сколько дней продолжалась защита Сталинграда?
Блокада Ленинграда Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня. Задача: На изготовление дневной нормы хлеба в блокадном Ленинграде требовалось 40 граммов соломы и столько же опилок, муки в 2 раза меньше чем соломы, а отрубей на 5 граммов больше, чем муки. Узнайте вес кусочка хлеба, который съедали жители блокадного Ленинграда.
Зерноград – город госпиталей За время ВОВ в госпитале № 1606 принято 34449 раненных, в госпитале № 4349 – 35000 раненных, в госпитале № 3258 обработали 29178 раненных. Скольким раненным была оказана медицинская помощь в Зерноградских госпиталях?
Выполнив следующие вычисления , вы узнаете еще о некоторых фактах и событиях времен ВОВ. 624 : 6 = ( удостоены звания дважды Героя Советского Союза) 224 : 8 = ( героев Панфиловцев) 423 : 3 = ( налетов на Москву) 163∙ 4 = (воздушные тревоги, прозвучавшие во время войны в городе Ленинграде ) 28000 ∙ 3 = ( разрушенных школ) 117 : 9 = ( городов Героев) 709 ∙ 2 = ( дней и ночей длилась ВОВ) В годы войны было полностью разрушено 1710 городов и посёлков, 70 тысяч сёл и деревень. Сожжено и разрушено 6 миллионов зданий. Остались без крова над головой почти 25 миллионов человек. Страна потеряла 30% национального богатства.
ПОБЕДА! В 22 часа 43 минуты по центрально-европейскому времени 8 мая 1945 года война в Европе завершилась безоговорочной капитуляцией вооружённых сил Германии.
источник шаблона : Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Великая Отечественная война 1812 года. Урок в 5 классе
В презентации рассматриваются вопросы: Кто правил страной? Какой была русская армия? Когда началась война? Кто управлял войсками? Что такое Бородино? Почему сожгли Москву?...
Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...
Исследовательский проект « Голоса и лица Великой Отечественной войны в семейной памяти» к 70-ти летию Великой Победы.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. занимает особое место в истории нашего государства. Она явилась небывалым по своей жестокости испытанием всех материальных и духовных сил Советского Союза и с...
Исследовательский проект « Голоса и лица Великой Отечественной войны в семейной памяти» к 70-ти летию Великой Победы Номинация : «Мою семью не обошла война»
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. занимает особое место в истории нашего государства....
Начало Великой Отечественной войны. Презентация к уроку
Целью урока является воспитание гражданственности, определение национальной идентичности на основе осмысления исторического опыта.В ходе занятия учащиеся научаться объяснять причины поражения Красной ...
Международная научно-историческая конференция «80 лет с начала Великой Отечественной войны – историческая правда, уроки, взгляды современников» 27 октября 2021 года Гомель, Республика Беларусь
Гусак А.В., Завьялова А.А. (МБОУ «Школа №60», г. Нижний Новгород, РФ). Всенародный характер Великой Отечественной войны и всеобщая вовлеченность в дело великой победы на примере нескольких...
Конспект урока по математике «Великая Отечественная война в цифрах и фактах», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне для 5 класса с презентацией.
Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». ...