Старинные меры России, Англии и Франции
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В РАМКАХ ПРОЕКТА «ПОГРУЖЕНИЕ В КУЛЬТУРУ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ: АНГЛИЯ, ФРАНЦИЯ, РОССИЯ»
ФИО учителя – Долматова А.А
Класс – 5А
Предмет – математика
Тема урока - «Старинные меры России, Англии и Франции»
Цель: знакомство обучающихся со старинными мерами Руси, Англии, Франции.
Задачи:
· Формировать умение пользоваться старинными мерами при решении задач.
· Развивать коммуникативные качества обучающихся при работе в группах.
· Воспитывать уважительное отношение обучающихся к старинным обычаям и традициям русского народа.
Оборудование: таблицы, старинные русские костюмы, жетоны, мультимедиа проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolmatova_a.a._plan-shema_uroka.docx | 29.47 КБ |
denezhnye_edinitsy.docx | 0 байтов |
zadachi_dlya_raspechatki.docx | 14.34 КБ |
kartochka_gruppy.docx | 14.63 КБ |
mery_vesa.docx | 15.07 КБ |
mery_dliny.docx | 116.08 КБ |
slova_dlya_rebyat.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В РАМКАХ ПРОЕКТА
«ПОГРУЖЕНИЕ В КУЛЬТУРУ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ: АНГЛИЯ, ФРАНЦИЯ, РОССИЯ»
ФИО учителя – Долматова А.А
Класс – 5А
Предмет – математика
Тема урока - «Старинные меры России, Англии и Франции»
Цель: знакомство обучающихся со старинными мерами Руси, Англии, Франции.
Задачи:
- Формировать умение пользоваться старинными мерами при решении задач.
- Развивать коммуникативные качества обучающихся при работе в группах.
- Воспитывать уважительное отношение обучающихся к старинным обычаям и традициям русского народа.
Оборудование: таблицы, старинные русские костюмы, жетоны, мультимедиа проектор.
Ход урока
I. Организационный момент
Ученики разбиваются на три группы.
II. Из истории русской ярмарки
Здравствуйте, сегодня у нас совместный урок математики с 3 и 5 классом.
Из уроков математики вы много знаете, давайте вспомним меры измерения (дети отвечают).
А как вы думаете, какими единицами измерения пользовались в эпоху Просвещения, т.е. в 18 веке? (предлагают варианты).
А как вы думаете, где чаще всего применялись эти измерения в 18 веке? (предположения о торговых отношениях).
Как вы думаете куда мы сегодня попадем?
Что мы там будем делать?
Дети формулируют тему урока, цели и задачи.
Учитель подводит итог
Два лотошника остаются и помогают учителю вести урок.
1 в: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы. Приглашаем вас на ярмарку.
2 в: Слово «Ярмарка» произошло от немецких слов яр - год, маркт - ежегодный рынок. Ярмарки проводились в разное время года. Пестрая ярмарка встречала гостей криками зазывал, спорами торгующих, музыкой и песнями, каруселями, в балаганах выступали артисты.
1в: На ярмарку в Москву съезжались купцы со всей России, из Англии и Европы, пришли также на ярмарку за покупками и простолюдины. Каждый хочет приобрести на ярмарке самый лучший товар.
2 в: Приобретайте наш товар. Товару разного много, покупайте не скупитесь. Проявите смекалку, сообразительность, умение считать, быстроту мышления.
У.: Но простите, уважаемые лотошники, как же добры молодцы и красны девицы будут покупать товар, если у них нет денег?
1 в: Они их смогут заработать, решая задачи, встречаемые на ярмарке. Более сложные задачи будут стоить дороже, а остальные задачи будут дешевле, значит менее сложные. Деньгами будут жетоны. А в конце урока каждая команда сможет купить товар.
У.: Они не знают ни мер длины, ни мер веса, ни денежных единиц того времени.
2 л: А мы, прежде чем пригласить ребят на ярмарку, дали им задание разузнать о старинных мерах веса, мерах длины и старинных деньгах.
Представитель каждой группы рассказывает о старинных мерах веса, длины и старинных деньгах.
Меры длины
1 ученик: Первые единицы длины как на Руси, так и у других народов древности, были связаны с различными частями тела человека. Древними русскими мерами были пядь (ладонь), локоть (позже аршин), сажень, верста, миля.
2 ученик: В России пользовались двумя видами саженей- маховой и косой. Маховая сажень- это расстояние между концами пальцев, раздвинутых на полный мах руки. Косая сажень- расстояние от концов пальцев поднятой вверх правой руки до конца пальцев левой ноги.
1 ученик: “Фут” и “Ярд”- древние величины, до сих пор используется в Англии и США. “Дюйм”- название большого пальца руки. Эта мера использовалась для измерения небольших предметов.
2 ученик: И только в конце 18 века ученые Французской Академии наук предложили в качестве основной единицы длины взять 1 метр, но стала обязательной только 4 июня 1899г. по предложению Д.И. Менделеева. Поэтому вся система мер названа метрической.
1 в.: Сейчас вы получите карточки, которые вам помогут при решении задач. На которых представлены старинные единицы меры длины с переводом в метрическую систему мер.
Ведущие выдают карточки со старинными единицами меры длины.
2 в.: Начнем с задач попроще, каждая из них будет стоить 1 жетон (размером 1 гривенник). При выполнении задания поднимайте карточкой "Ответ". Дает ответ та команда, которая первой поднимет карточку.
1. Какой рост у Дюймовочки в одноименной сказке Ганса Христиана Андерсена? (2 см, 54 мм) в см? в мм?
2. Обычное пожелание морякам перед плаванием “Семь футов под килем”. Сколько это будет в см? (210 см 35мм или 213 см 5 мм). Что значит это пожелание?
1 фут=30 см 5 мм
7 футов=213 см 5 мм.
Иметь всегда в плавании семь футов под килем — значит через неизбежные в долгом пути штормы и качку, опасные отмели и рифы успешно привести свое судно к намеченной цели. Пожелать такого — значит создать отправляющимся в трудный путь хорошее настроение, вселить в них уверенность в благополучном исходе плавания. Тогда не столь страшными да тяжкими покажутся им любые препятствия и испытания.
3. Бывают ли люди “семи пядей во лбу”, сколько это в метрах (1 м 22 см 5 мм)? А про кого так могут говорить (про очень умного человека в переносном смысле).
Пядь=17 см 5 мм. 7 пядей=122 см 5 мм=1 м 225 мм.
4. Следующее задание оценивается в 1 полтина.
Горшок 2 пяди. Найдите рост того, кто «от горшка два вершка».
2 пяди=35 см
2 вершка=90 мм
35+9 см =44 см.
За решение задач учитель раздает жетоны (размером 1 гривенник).
У.: Итак, запасы уже есть. Переходим к следующей мере – мере веса.
Меры веса
1 ученик: Для измерения объемов зерна, муки и других сыпучих веществ, а также жидкостей, в старину употребляли различные по размерам и названиям сосуды, причем емкость их точно не была определена.
2 ученик: Старинные русские меры веса: золотник, фунт, пуд, берковец, ласт. Для устранения разнобоя в определении веса различных предметов был введен казенный фунт. Его копии – обыкновенные гири, с впаянным государственным клеймом выдавались предприятиям, где происходило взвешивание.
1 в.: Рассмотрите карточки со старинными единицами меры веса и приступим к решению задач.
Меры веса.
1 пуд = 40 фунтам 16 кг
1 фунт = 96 золотникам 410 г
1 золотник = 96 долям 4 г 3 мг
Задачи оцениваются в жетон 1 пятиалтынный.
1. Хлеб на ярмарке рассчитывали по 3 фунта на человека в сутки. Сколько полагалось хлеба в кг? (1 кг 230 г)
2. Человека узнаешь, когда с ним три пуда соли съешь. Сколько кг надо соли надо “съесть”? (48 кг)
3. В нашем краю, словно в раю: грибы корзиной бери. Кладу на весы 2 фунта грибной еды. Покупай грибы, что лежат на весах! Сколько грибов лежит на весах? (820 г)
4. Одно золотое кольцо весит 3 золотника. Сколько грамм весят 5 таких колец? (60, 045 г = 60 г 45 мг)
Денежные единицы
1 ученик: Наиболее древней денежной единицей являлась “гривна”. Она представляла собой слиток серебра весом около 400г.
2 ученик: А чтобы получить меньшую единицу, гривну стали рубить на 2 части. Одна такая часть получила название, дошедшее до нас, рубль.
1 ученик: В 16 веке появились новгородки - маленькие серебряные монеты неправильной формы, на которых был изображен всадник с копьем. От них и пошло название копейка, которыми пользовались и в конце 18 веке.
2 ученик: Со времен Петра I рубль содержал 100 копеек. Бумажные денежные знаки появились в нашей стране впервые в 18 веке при Екатерине II.
1 в.: Получите карточки на которых представлены старинные денежные единицы. Обратите внимание, что помимо рубля и копейки были и другие денежные единицы, которые встретятся в ваших задачах.
Ведущие выдают карточки со старинными денежными единицами.
Задачи оцениваются в жетон 1 пятиалтынный.
1. Сколько полушек в алтыне? (12 полушек)
2. Как гривенник можно разменять на алтын и грошИ? (1 грив. =1 алтын 14 грошЕй)
III Решение старинных задач
У: А теперь более сложные задачи и они будут стоить дороже (1 полтина 1 алтын). Ответы на эти задачи дайте в метрической системе, прокомментировав решение у доски.
Вызвать капитанов для получения задач для своей команды.
- 1 группа: Продается чебак (рыба) весом 1 фунт на золотой цепочке. 1 фунт чебака стоит 4 гривенника. За цепочку золотую надо заплатить 5 руб. с пятиалтынным. Сколько стоит весь товар?
РЕШЕНИЕ
4 грив. + 5 руб. 1 пятиалт. = 40 коп. + 5 руб. 15 коп. = 5 руб. 55 коп.
1 пятиалтынный = 15 копейкам
4 гривенника = 40 копеек
- 2 группа: Продается модный жилет. Модный жилет с поношенным пиджаком стоят 2 рубля с пятиалтынным. Пиджак стоит рубль с гривенником. Сколько стоит жилет?
РЕШЕНИЕ
2 руб 1 пятиалтын. – 1 руб. 1 гривен. = 2 руб 15 коп. – 1 руб. 10 коп. = 1 руб. 5 коп.
1 пятиалтынный = 15 копейкам
1 гривенник = 10 копейкам
- 3 группа: Продается зоосад - 2 цыпленка, 5 гусят. 1 цыпленок стоит 3 пятиалтынных, а один гусенок стоит полтину с алтыном. Сколько стоит зоосад?
РЕШЕНИЕ
2*3 пятыалт. + 5*1 полтин. 1 алтын = 2*45 + 5*53 = 90 + 265 = 355 копеек = 3 руб. 55 копеек.
3 пятиалтынника = 45 копейкам
1 полтина = 50 копейкам
1 алтын = 3 копейкам
Задача из книги Л.Ф Магницкий, который в 1703г создал первый учебник по математике «Арифметика».
Идет один человек в другой город и проходит ежедневно 40 верст, а второй человек идет навстречу ему из другого города и проходит в день 30 верст. Расстояние между городами 700 верст. Через сколько дней путники встретятся?
Ответ: через 10 дней.
Задача Л. Ф. Магницкого (из «Арифметики»).
Некий торговец купил 112 баранов старых и молодых, дал 49 рублёв 20 алтын, за старого платил по 15 алтын и по 2 деньги, а за молодого по 10 алтын, и ведательно есть, колико старых и молодых баранов купил он.
Задача Л. Ф. Магницкого (из «Арифметики»).
Спросил некто учителя скажи, сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать к тебе в учение своего сына. Учитель ответил если придет еще учеников столько же, сколько имею, и полстолько, и четвертая часть, и твой сын, тогда будет у меня учеников 100. Спрашивается, сколько было у учителя учеников?
IV. Подведение итогов ярмарки
2л: Да, умны вы, красны девицы и добры молодцы. Думаю, что ваш учитель вознаградит вас по заслугам.
1л: Товар вас ждет после подведения итогов.
Лотошники уходят.
У: Итак, ребята, где вы побывали?
Р: На ярмарке.
У.:
- Чему научились?
- Что было интересного?
- Что понравилось?
- Как вы думаете, удобна ли была старинная система мер?
- Когда в России была введена единая метрическая система?
Р: 4 июня 1899г. (благодаря Д. И. Менделееву).
У: А сейчас, ребята, проверим хорошо ли вы узнали старинную систему мер. На доске для каждой группы записаны названия различных мер. Вам необходимо узнать и назвать данную систему мер, и найти лишнюю единицу, не входящую в данную систему.
- миллиметр, метр, дюйм, километр, сантиметр.
- кадь, пуд, золотник, ласт, килограмм.
- полушка, копейка, полтина, алтын, грош.
- аршин, верста, миля, дюйм, метр.
- фунт, тонна, килограмм, центнер, грамм.
- верста, километр, фут, вершок, локоть.
Учитель оценивает выполнение задания и раздает жетоны.
V. Заключительный этап урока
У.: А теперь, я попрошу вас посчитать кол-во денег, которые вы заработали честным трудом.
1 в.: На удивительной ярмарке мы побывали,
Деньги за задачи разные получали.
2 в.: К математике способность проявляй,
Не ленись, а ежедневно развивай.
Умножай, дели, трудись, соображай,
С математикой дружить не забывай.
Ученики считают количество денег в своей группе, переводят их в рубли и копейки. Учитель оценивает работу каждой группы: победителям - 5, остальным - 4.
У: А вы знаете, ребята, что в старину в конце каждой ярмарки, по случаю удачной торговли, устраивали народные гулянья с песнями, плясками, играми. Пили чай с пирогами, блинами, пряниками. Давайте и мы также закончим нашу ярмарку и угостим гостей пирогами.
Товар продан. Ярмарка закрывается!
Домашнее задание.
Утром в сажень, днем в пядь, а вечером через поле хватает. (Тень)
Учащиеся иллюстрировали поговорки, пословицы, сказки в которых встречаются старинные меры.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
- 1 задача: Продается чебак (рыба) весом 1 фунт на золотой цепочке. 1 фунт чебака стоит 4 гривенника. За цепочку золотую надо заплатить 5 руб. с пятиалтынным. Сколько стоит весь товар?
- 3 задача: Продается зоосад - 2 цыпленка, 5 гусят. 1 цыпленок стоит 3 пятиалтынных, а один гусенок стоит полтину с алтыном. Сколько стоит зоосад?
- 2 задача: Продается модный жилет. Модный жилет с поношенным пиджаком стоят 2 рубля с пятиалтынным. Пиджак стоит рубль с гривенником. Сколько стоит жилет?
Предварительный просмотр:
Правила работы в группах:
- Думай, слушай, высказывайся.
- Уважай мнение других.
- Записывай идеи.
- Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.
- Не бери всю инициативу на себя.
- Не жди подсказки.
- О своей готовности группа сигнализирует карточкой "Ответ".
- Отвечает один человек от группы.
- Ответчика определяет командир.
Предварительный просмотр:
Меры веса
1 ласт = 72 пудам 1 т 200 кг
1 берковец = 10 пудам 164 кг
1 пуд = 40 фунтам 16 кг
1 фунт = 96 золотникам 410 г
1 золотник = 96 долям 4 г 3 мг
Меры веса
1 ласт = 72 пудам 1 т 200 кг
1 берковец = 10 пудам 164 кг
1 пуд = 40 фунтам 16 кг
1 фунт = 96 золотникам 410 г
1 золотник = 96 долям 4 г 3 мг
Меры веса
1 ласт = 72 пудам 1 т 200 кг
1 берковец = 10 пудам 164 кг
1 пуд = 40 фунтам 16 кг
1 фунт = 96 золотникам 410 г
1 золотник = 96 долям 4 г 3 мг
Предварительный просмотр:
Меры длины
1 верста = 500 саженям 1 км 67 м
1 сажень = 3 аршина = 7 футам 2 м 13 см
1 аршин = 16 вершкам 71 см
1 пядь 7 дюймов 17 см 5 мм
Старинные английские меры
1 миля = 7 верстам = 7 км 470 м
1 ярд = 3 фута
1 фут = 12 дюймов 30 см 5 мм
1 дюйм 2 см 5 мм
Меры длины
1 верста = 500 саженям 1 км 67 м
1 сажень = 3 аршина = 7 футам 2 м 13 см
1 аршин = 16 вершкам 71 см
1 пядь 7 дюймов 17 см 5 мм
Старинные английские меры
1 миля = 7 верстам = 7 км 470 м
1 ярд = 3 фута
1 фут = 12 дюймов 30 см 5 мм
1 дюйм 2 см 5 мм
Меры длины
1 верста = 500 саженям 1 км 67 м
1 сажень = 3 аршина = 7 футам 2 м 13 см
1 аршин = 16 вершкам 71 см
1 пядь 7 дюймов 17 см 5 мм
Старинные английские меры
1 миля = 7 верстам = 7 км 470 м
1 ярд = 3 фута
1 фут = 12 дюймов 30 см 5 мм
1 дюйм 2 см 5 мм
Предварительный просмотр:
Два лотошника остаются и помогают учителю вести урок.
1 в: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы. Приглашаем вас на ярмарку.
2 в: Слово «Ярмарка» произошло от немецких слов яр - год, маркт - ежегодный рынок. Ярмарки проводились в разное время года. Пестрая ярмарка встречала гостей криками зазывал, спорами торгующих, музыкой и песнями, каруселями, в балаганах выступали артисты.
1в: На ярмарку в Москву съезжались купцы со всей России, из Англии и Европы, пришли также на ярмарку за покупками и простолюдины. Каждый хочет приобрести на ярмарке самый лучший товар.
2 в: Приобретайте наш товар. Товару разного много, покупайте не скупитесь. Проявите смекалку, сообразительность, умение считать, быстроту мышления.
У.: Но простите, уважаемые лотошники, как же добры молодцы и красны девицы будут покупать товар, если у них нет денег?
1 в: Они их смогут заработать, решая задачи, встречаемые на ярмарке. Более сложные задачи будут стоить дороже, а остальные задачи будут дешевле, значит менее сложные. Деньгами будут жетоны. А в конце урока каждая команда сможет купить товар.
У.: Они не знают ни мер длины, ни мер веса, ни денежных единиц того времени.
2 л: А мы, прежде чем пригласить ребят на ярмарку, дали им задание разузнать о старинных мерах веса, мерах длины и старинных деньгах.
Представитель каждой группы рассказывает о старинных мерах веса, длины и старинных деньгах.
Меры длины
1 ученик: Первые единицы длины как на Руси, так и у других народов древности, были связаны с различными частями тела человека. Древними русскими мерами были пядь (ладонь), локоть (позже аршин), сажень, верста, миля.
2 ученик: В России пользовались двумя видами саженей- маховой и косой. Маховая сажень- это расстояние между концами пальцев, раздвинутых на полный мах руки. Косая сажень- расстояние от концов пальцев поднятой вверх правой руки до конца пальцев левой ноги.
1 ученик: “Фут” и “Ярд”- древние величины, до сих пор используется в Англии и США. “Дюйм”- название большого пальца руки. Эта мера использовалась для измерения небольших предметов.
2 ученик: И только в конце 18 века ученые Французской Академии наук предложили в качестве основной единицы длины взять 1 метр, но стала обязательной только 4 июня 1899г. по предложению Д.И. Менделеева. Поэтому вся система мер названа метрической.
1 в.: Сейчас вы получите карточки, которые вам помогут при решении задач. На которых представлены старинные единицы меры длины с переводом в метрическую систему мер.
2 в.: Начнем с задач попроще, каждая из них будет стоить 1 жетон (размером 1 гривенник). При выполнении задания поднимайте карточкой "Ответ". Дает ответ та команда, которая первой поднимет карточку.
1. Какой рост у дюймовочки в одноименной сказке Ганса Христиана Андерсена? (2 см, 54 мм) в см? в мм?
2. Обычное пожелание морякам перед плаванием “Семь футов под килем”. Сколько это будет в см? (210 см 35мм или 213 см 5 мм). Что значит это пожелание?
Иметь всегда в плавании семь футов под килем — значит через неизбежные в долгом пути штормы и качку, опасные отмели и рифы успешно привести свое судно к намеченной цели. Пожелать такого — значит создать отправляющимся в трудный путь хорошее настроение, вселить в них уверенность в благополучном исходе плавания. Тогда не столь страшными да тяжкими покажутся им любые препятствия и испытания.
3. Бывают ли люди “семи пядей во лбу”, сколько это в метрах (1 м 22 см 5 мм)? А про кого так могут говорить (про очень умного человека в переносном смысле).
Меры веса
1 ученик: Для измерения объемов зерна, муки и других сыпучих веществ, а также жидкостей, в старину употребляли различные по размерам и названиям сосуды, причем емкость их точно не была определена.
2 ученик: Старинные русские меры веса: золотник, фунт, пуд, берковец, ласт. Для устранения разнобоя в определении веса различных предметов был введен казенный фунт. Его копии – обыкновенные гири, с впаянным государственным клеймом выдавались предприятиям, где происходило взвешивание.
1 в.: Рассмотрите карточки со старинными единицами меры веса и приступим к решению задач.
Денежные единицы
1 ученик: Наиболее древней денежной единицей являлась “гривна”. Она представляла собой слиток серебра весом около 400г.
2 ученик: А чтобы получить меньшую единицу, гривну стали рубить на 2 части. Одна такая часть получила название, дошедшее до нас, рубль.
1 ученик: В 16 веке появились новгородки - маленькие серебряные монеты неправильной формы, на которых был изображен всадник с копьем. От них и пошло название копейка, которыми пользовались и в конце 18 веке.
2 ученик: Со времен Петра I рубль содержал 100 копеек. Бумажные денежные знаки появились в нашей стране впервые в 18 веке при Екатерине II.
1 в.: Получите карточки на которых представлены старинные денежные единицы. Обратите внимание, что помимо рубля и копейки были и другие денежные единицы, которые встретятся в ваших задачах.
IV. Подведение итогов ярмарки
2л: Да, умны вы, красны девицы и добры молодцы. Думаю, что ваш учитель вознаградит вас по заслугам.
1л: Товар вас ждет после подведения итогов.
Лотошники уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи на старинные меры
Задачи построены на историческом материале по городу Подольску, могут быть использованы во внеклассных мероприятиях и на уроках по теме:"Десятичные дроби" 5-6 класс...
Старинные меры длины и веса
Презентация создана учащимися 5 класса. Они познакомились сами, изучили старинные меры длины и веса и рассказали об этом своим одноклассникам. Показали использование в пословицах и по...
Старинные меры длины и массы в произведениях русской литературы
Внеклассное мероприятие по математике для 6 класса...
Урок - путешествие в 6 классе "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины"
Интегрированный урок литературы в 6 классе "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины". Цель работы: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в прошлом и почему не используютс...
Презентация по теме "Старинные меры длины"
Презентацию можно использовать на уроках математики с целью расширения кругозора учащихся....
Централизация в Англии и Франции (презентация по истории авт.учебника Агибалова тема: "Усиление королевской власти в конце 15 века во Франции и в Англии")
Предлагаемая презентация поможет учителям истории в раскрытии понятия "Абслотная монархия"...