Рабочая программа по элективному курсу 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс) на тему
Курс «Математика: практикум» входит в образовательную область «Математика» и представляет изучение теоретического и в большей степени практического материала укрупненными блоками. Актуальность курса обусловлена необходимостью повышения математической подготовки школьников в свете реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika._praktikum5_klass.docx | 57.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Салымская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено | Согласовано | Утверждаю |
Руководитель методического объединения ____________________ | Заместитель директора ______________ | Директор _________________ |
(Борисова Н.Н.) | (Канаш Н.Г.) | ( Мязина Н.А.) |
«___» ________ 2015г. | «___» ________ 2015г. | «___» ________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Математика: практикум (наименование учебной дисциплины) |
основное общее (уровень образования) |
5 классы (классная параллель) |
Составлена на основе авторской программы Математика. Сборник рабочих программ 5 – 6 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций / сост. Т. А. Бурмистрова – М.: Просвещение, 2016. |
(полное наименование программы) |
Учебник Математика. 5 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С.Чесноков, С. И. Шварцбурд. - М.: Мнемозина, 2011 |
(название, автор, издательство, год издания) |
Количество часов всего: 70 часов; в неделю: 2 часа |
ФИО учителя (преподавателя), составившего рабочую программу Галимьянова Альмира Ильдаровна |
(ФИО, квалификационная категория) |
п. Салым
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения обучающимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Поэтому наряду с решением основной задачи расширенное изучение математики предусматривает формирование у обучающихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.
Основные цели школьного математического образования:
- освоение учащимися системы математических знаний, необходимых для изучения смежных школьных дисциплин и практической деятельности;
- формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;
- приобретение навыков логического и алгоритмического мышления.
Обучение математике в 5-6 классах направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
- формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
В метапредметном направлении:
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
В предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи:
- овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучении смежных дисциплин;
- способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формировать представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средствах моделирования явлений и процессов;
- воспитывать культуру личности, отношение к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Курс «Математика: практикум» входит в образовательную область «Математика» и представляет изучение теоретического и в большей степени практического материала укрупненными блоками. Актуальность курса обусловлена необходимостью повышения математической подготовки школьников в свете реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
Перечень педагогических технологий преподавания учебной дисциплины
Используются личностно - ориентированная технология, уровневая дифференциация, ИКТ, проблемное обучение.
Структура курса
Курс рассчитан на 35 занятий.
Содержание тем учебной дисциплины
Включенный в программу материал предполагает обобщение и систематизацию знаний, повторение, решение задач и отработку практических умений следующих разделов математики:
1. Натуральные числа и шкалы.Сложение и вычитание натуральных чисел (5 ч).
Натуральные числа и их сравнение. Десятичная система счисления. Римская нумерацияГеометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Размеры объектов окружающего нас мира. Координатный луч. Сложение и вычитание натуральных чисел. Числовые выражения. Законы арифметических действий: переместительный и сочетательный. Решение текстовых задач арифметическим способом. Числовые и буквенные выражения, их числовое значение. Решение линейных уравнений.
2. Умножение и деление натуральных чисел (5 ч).
Умножение и деление натуральных чисел. Законы умножения натуральных чисел: переместительный, сочетательный, распределительный. Деление с остатком. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач арифметическим способом.
3.Элементы комбинаторики, статистики(5ч). Представление информации в таблицах, на диаграммах, графиках, построение диаграмм. Решение комбинаторных задач, перебор возможных вариантов, правило умножения.
4. Площади и объемы (5 ч).
Представление зависимости между величинами в виде формул. Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы измерения площадей.
5.Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. (5 ч).
Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Основные задачи на дроби. Этапы развития представлений о числе. Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей. Округление десятичных дробей. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Решение текстовых задач.
6.Умножение и деление десятичных дробей (5 ч).
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
7. Инструменты для вычислений и измерений (5 ч).
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Нахождение процента от величины, величины по проценту. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла.
Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
- ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
- умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
- способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
- способности адекватно оценивать правильность или Ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
- развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
- понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
3) умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умения пользоваться изученными математическими формулами;
5) знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
6) умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Рациональные числа
Ученик научится:
- Понимать особенности десятичной системы счисления;
- Владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
- Выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
- Сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
- Выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;
- Использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты.
Ученик получит возможность:
- Познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
- Углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
- Научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Действительные числа
Ученик получит возможность:
- Развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
- Развить и углубить знания о десятичной записи рациональных чисел.
Измерения, приближения, оценки
Ученик научится:
Использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближенными значениями величин.
Ученик получит возможность:
1)понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными;
2) понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
Наглядная геометрия
Ученик научится:
- Распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
- Распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
- Строить развертки куба и прямоугольного параллелепипеда;
- Определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
- Вычислять объем прямоугольного параллелепипеда.
Ученик получит возможность:
- Вычислять объемы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
- Углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
- Применять понятие развертки для выполнения практических расчетов.
Оценивание итогов обучения: зачёт/незачёт.
Учебно-тематический план, включающий практическую часть программы
Наименование разделов | Количество часов на раздел | Лекция | Практика | |
1. | Натуральные числа и шкалы. Сложение и вычитание натуральных чисел | 5 | 1 | 4 |
2. | Умножение и деление натуральных чисел | 5 | 1 | 4 |
3. | Элементы комбинаторики, статистики | 5 | 1 | 4 |
4. | Площади и объемы | 5 | - | 5 |
5. | Обыкновенные дроби. Десятичные дроби | 5 | - | 4 |
6. | Умножение и деление десятичных дробей | 5 | 1 | 4 |
7. | Инструменты для вычислений и измерений | 5 | - | 5 |
Распределение часов по четвертям
Четверть | Кол-во часов | Кол-во часов и причины опережения или отставания | ||
по программе | по КТП | факт | ||
1 Всего:9ч | 9 | 9 | ||
2 Всего: 7ч | 7 | 7 | ||
3 Всего:10 ч | 10 | 10 | ||
4 Всего: 9 ч | 9 | 9 | ||
Итого | 35 ч. | 35 |
Перечень учебно-технического обеспечения
№ п/п | Название | Автор | Издательство, дата издания |
Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений | Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. | М: Мнемозина, 2015 | |
Дидактические материалы по математике для 5 класса. | А.С. Чесноков, К.И. Нешков | М.: Академкнига/Учебник, 2014 | |
Математические диктанты: 5 класс. | В.И.Жохов | М: Мнемозина, 2014 | |
Контрольные работы для учащихся общеобразовательных организаций | В.И.Жохов, Л.Б. Крайнева | М: Мнемозина, 2015 | |
Математические тренажер: 5 класс. | В.И.Жохов | М: Мнемозина, 2014 | |
Обучение математике в 5 – 6 классах: методическое пособие. | В.И.Жохов | М: Мнемозина, 2014 | |
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий:пособие для учителя | А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. | М:Просвещение, 2011. |
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Электронные учебные пособия: | |
1. | Презентации в программе PowerPoint. |
2 | Диск «Математика. Справочник для школьника |
3 | Интерактивное учебное пособие «Наглядная математика 5 класс» |
Информационные источники | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
Учебно-лабораторное оборудование | |
11 | Компьютер |
12 | Мультимедиапроектор |
13 | Интерактивная доска |
Дополнительная литература для обучающихся
1. Попова Л.В. Поурочные разработки по математике. К учебному комплекту Н.Я. Виленкина и др. 5 класс. – М.: «ВАКО», 2011.
2. Математика. 5 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате: (учебное пособие). /Александрова В.Л. – Москва: Интеллект-Центр,2011.
3. Тесты по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика 5 класс» /Рудницкая В.Н. − М.: Издательство «Экзамен»,2013.
4. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Математика. 5 класс : (учебное пособие) / Гусева И.Л., Пушкин С.А., Рыбакова Н.В.; Московский Центр качества образования. – Москва: Интеллект-Центр,2011.
5. Математика. Сборник геометрических задач: 5−6 классы / В.А. Гусев.− М.: Издательство «Экзамен», 2011.
6. Математика. Наглядная геометрия. 5−6 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.А. Панчищина, Э.Г. Гельфман, В.Н. Ксенева и др. – М.: Просвещение, 2012.
Материалы сайтов:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов –
http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=16
Сеть творческих учителей.
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com
Интернет-ресурсы
http://en.edu.ru/db/sect/3217/3284 - Естественно-научный образовательный портал (учебники, тесты, олимпиады, контрольные)
http://mathem.by.ru/index.html- Математикаonline
Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание | Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) | Подпись лица, внесшего запись |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата | Вид (форма) контроля | |
план | факт | ||||
Натуральные числа и шкалы. Сложение и вычитание натуральных чисел | |||||
1 | Натуральные числа и их сравнение. Десятичная система счисления. Римская нумерация. Задачи на расчеты | 1 | 05.09 | Письменная работа | |
2 | Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Мини- проект: «Размеры объектов окружающего нас мира» | 1 | 12.09 | Проектная работа | |
3 | Координатный луч. Игра-путешествие по координатному лучу | 1 | 19.09 | Письменная работа | |
4 | Сложение и вычитание натуральных чисел. Законы арифметических действий. Решение задач | 1 | 26.09 | Письменная работа | |
5 | Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение линейных уравнений. Проверочная работа | 1 | 03.10 | Проверочная работа | |
Элементы комбинаторики, статистики | |||||
6 | Решение комбинаторных задач | 1 | 10.10 | Письменная работа | |
7 | Решение комбинаторных задач путем систематического перебора возможных вариантов | 1 | 17.10 | Письменная работа | |
8 | Решение комбинаторных задач с использованием правила умножения | 1 | 24.10 | Письменная работа | |
9 |
Анализ реальных числовых данных, представленных в виде таблиц | 1 | 31.11 | Письменная работа | |
10 | Представление информации в таблицах. Решение расчетных задач | 1 | 14.11 | Письменная работа | |
Умножение и деление натуральных чисел | |||||
11 | Умножение и деление натуральных чисел. Задачи реальной математики на расчеты | 1 | 21.11 | Письменная работа | |
12 | Законы умножения натуральных чисел: переместительный, сочетательный, распределительный | 1 | 28.11 | Письменная работа | |
13 |
| 1 | 05.12 | Письменная работа | |
14 | Квадрат и куб числа. Практические задачи на расчеты | 1 | 12.12 | Письменная работа | |
15 | Решение текстовых задач арифметическим способом | 1 | 19.12 | Письменная работа | |
Площади и объемы | |||||
16 | Представление зависимости между величинами в виде формул. Вычисления по формулам. Тест | 1 | 26.12 | Тест | |
17 | Прямоугольник. Площадь прямоугольника | 1 | 16.01 | Письменная работа | |
18 | Единицы измерения площадей | 1 | 23.01 | Письменная работа | |
19 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. Моделирование | 1 | 30.01 | Письменная работа | |
20 | Решение задач реальной математики. Объемы. Площади. Практическая работа | 1 | 06.02 | Практическая работа | |
Обыкновенные дроби. Десятичные дроби | |||||
21 | Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. | 1 | 13.02 | Письменная работа | |
22 | Этапы развития представлений о числе. Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей. | 1 | 20.02 | Письменная работа | |
23 | Решение задач на движение по реке | 1 | 27.02 | Письменная работа | |
24 | Округление десятичных дробей. Решение текстовых задач | 1 | 05.03 | Письменная работа | |
25 | Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Задачи реальной математики на расчеты | 1 | 12.03 | Письменная работа | |
Умножение и деление десятичных дробей | |||||
26 | Умножение десятичных дробей. Решение текстовых задач. Тест | 1 | 19.03 | Тест | |
27 | Решение задач на движение. | 1 | 02.04 | Письменная работа | |
28 | Деление десятичных дробей. Решение более сложных задач с помощью уравнения. Старинные задачи | 1 | 09.04 | Письменная работа | |
29 | Среднее арифметическое нескольких чисел. | 1 | 16.04 | Письменная работа | |
30 | Решение задач на нахождение средней скорости | 1 | 23.04 | Письменная работа | |
31 | Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проект: « Задачи реальной математики. Расчеты с помощью калькулятора» | 1 | 07.05 | Проектная работа | |
32 | Проценты. Основные задачи на проценты. Угол, треугольник | 1 | 14.05 | Письменная работа | |
33 | Нахождение процента от величины, величины по проценту. Проверочная работа | 1 | 21.05 | Проверочная работа | |
34 | Примеры таблиц и диаграмм. Представление информации в таблицах, на диаграммах, графиках, построение диаграмм | 1 | 28.05 | Письменная работа | |
35 | Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Построение угла заданной величины. Практическая работа. | 1 | 04.06 | Практическая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень
Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...
Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"
Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса "Бизнес-курс за школьной партой" в рамках предпрофильной подготовки....
Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»
Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...
Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»
Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....
Рабочая программа к элективному курсу "Фразовые глаголы. Работаем со словарем." (Автор курса Соколов И.А.)
Элективный курс «Учим фразовые глаголы. Работаем со словарем» рассчитан на школьников, изучающих английский язык на повышенном и высоком уровнях (Intermediate/ Upper- Intermediate).Необход...