Рабочая программа по элективному курсу 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Галимьянова Альмира Ильдаровна

Курс «Математика: практикум» входит в образовательную область «Математика» и представляет  изучение теоретического и в большей степени практического  материала укрупненными блоками. Актуальность курса обусловлена необходимостью повышения математической подготовки школьников в свете  реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika._praktikum5_klass.docx57.52 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрено

Согласовано                                                          

Утверждаю

Руководитель

методического объединения ____________________

Заместитель директора

______________                                        

Директор  

_________________    

(Борисова Н.Н.)

 (Канаш Н.Г.)  

  ( Мязина Н.А.)

«___»  ________  2015г.                                        

«___»  ________  2015г.                                        

«___»  ________  2015 г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Математика: практикум

 (наименование учебной дисциплины)

основное общее

(уровень образования)

5 классы

(классная параллель)

Составлена на основе авторской программы

Математика. Сборник рабочих программ 5 – 6 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций / сост. Т. А. Бурмистрова – М.: Просвещение, 2016.

(полное наименование программы)

Учебник

 Математика. 5 класс: учеб.для общеобразовательных  учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С.Чесноков, С. И. Шварцбурд. - М.: Мнемозина, 2011

(название, автор, издательство, год издания)

Количество часов всего: 70 часов;  в неделю:  2 часа

ФИО учителя (преподавателя), составившего рабочую программу

Галимьянова Альмира Ильдаровна

(ФИО, квалификационная категория)

п. Салым

2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения обучающимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Поэтому наряду с решением основной задачи расширенное изучение математики предусматривает формирование у обучающихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.

Основные цели школьного математического образования:

  • освоение учащимися системы математических знаний, необходимых для изучения смежных школьных дисциплин и практической деятельности;
  • формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;
  • приобретение навыков логического и алгоритмического мышления.

Обучение математике в 5-6 классах направлено на достижение следующих целей:

В направлении  личностного развития:

  • формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

В метапредметном направлении:

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и  являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

 В предметном направлении:

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Задачи:

  • овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучении смежных дисциплин;
  • способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формировать представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средствах моделирования явлений и процессов;
  • воспитывать культуру личности, отношение к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Курс «Математика: практикум» входит в образовательную область «Математика» и представляет  изучение теоретического и в большей степени практического  материала укрупненными блоками. Актуальность курса обусловлена необходимостью повышения математической подготовки школьников в свете  реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

 

Перечень педагогических технологий преподавания учебной дисциплины

Используются личностно - ориентированная технология, уровневая дифференциация, ИКТ,  проблемное  обучение.

Структура курса

Курс рассчитан на 35 занятий.

Содержание тем учебной дисциплины

Включенный в программу материал предполагает обобщение и систематизацию знаний, повторение, решение задач и отработку практических умений  следующих разделов математики:

1. Натуральные числа и шкалы.Сложение и вычитание натуральных чисел  (5 ч).

Натуральные числа и их сравнение. Десятичная система счисления. Римская нумерацияГеометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Размеры объектов окружающего нас мира. Координатный луч. Сложение и вычитание натуральных чисел. Числовые выражения. Законы арифметических действий: переместительный и сочетательный. Решение текстовых задач арифметическим способом. Числовые и буквенные  выражения, их  числовое значение. Решение линейных уравнений.

2. Умножение и деление натуральных чисел (5 ч).

Умножение и деление натуральных чисел. Законы умножения натуральных чисел: переместительный, сочетательный, распределительный. Деление с остатком. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач арифметическим способом.

3.Элементы комбинаторики, статистики(5ч). Представление информации в таблицах, на диаграммах, графиках,  построение диаграмм.  Решение  комбинаторных задач,  перебор возможных вариантов, правило умножения.

4. Площади и объемы (5 ч).

Представление зависимости между величинами в виде формул. Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы  измерения площадей.

5.Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. (5 ч).

Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Основные задачи на дроби. Этапы развития представлений о числе. Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей. Округление десятичных дробей.  Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Решение текстовых задач.

6.Умножение и деление десятичных дробей (5 ч).

Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

7. Инструменты для вычислений и измерений (5 ч).

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Нахождение процента от величины, величины по проценту. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла.

Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.

Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

  1. ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  3. умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  4. первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  5. критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  6. креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
  7. умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  8. формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

  1. способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  2. умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
  3. способности адекватно оценивать правильность или Ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  4. умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  5. умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  6. развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  7. формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  8. первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
  9. развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  10. умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  11. умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  12. умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
  13. понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  14. умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  15. способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;

2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;

3) умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

4)  умения пользоваться изученными математическими формулами;

5) знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;

6) умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

Рациональные числа

Ученик научится:

  1. Понимать особенности десятичной системы счисления;
  2. Владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
  3. Выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
  4. Сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
  5. Выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;
  6. Использовать понятия  и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчеты.

Ученик получит возможность:

  1. Познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
  2. Углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
  3. Научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

Действительные числа

Ученик получит возможность:

  1. Развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
  2. Развить и углубить знания о десятичной записи рациональных чисел.

Измерения, приближения, оценки

Ученик научится:

Использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближенными значениями величин.

Ученик получит возможность:

1)понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными;

2) понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.

Наглядная геометрия

Ученик научится:

  1. Распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
  2. Распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
  3. Строить развертки куба и прямоугольного параллелепипеда;
  4. Определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
  5. Вычислять объем прямоугольного параллелепипеда.

Ученик получит возможность:

  1. Вычислять объемы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
  2. Углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
  3. Применять понятие развертки для выполнения практических расчетов.

Оценивание итогов обучения: зачёт/незачёт.

Учебно-тематический план, включающий практическую часть программы

Наименование разделов

Количество часов на раздел

Лекция

Практика

1.

Натуральные числа и шкалы. Сложение и вычитание натуральных чисел  

5

1

4

2.

Умножение и деление натуральных чисел

5

1

4

3.

Элементы комбинаторики, статистики

5

1

4

4.

Площади и объемы

5

-

5

5.

Обыкновенные дроби. Десятичные дроби

5

-

4

6.

Умножение и деление десятичных дробей

5

1

4

7.

Инструменты для вычислений и измерений

5

-

5

Распределение часов по четвертям

Четверть

Кол-во часов

Кол-во часов и

причины

опережения или

отставания

по

программе

по

КТП

факт

1

Всего:9ч

9

9

2

Всего: 7ч

7

7

3

Всего:10 ч

10

10

4

Всего: 9 ч

9

9

Итого

35 ч.

35

Перечень учебно-технического обеспечения

п/п

Название

Автор

Издательство, дата издания

Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений

Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов,

А.С. Чесноков,

С.И. Шварцбурд.

М: Мнемозина, 2015

Дидактические материалы по математике для 5 класса.

А.С. Чесноков, К.И. Нешков

М.: Академкнига/Учебник, 2014

Математические диктанты: 5 класс.

В.И.Жохов

М: Мнемозина, 2014

Контрольные работы для учащихся общеобразовательных организаций

В.И.Жохов,

Л.Б. Крайнева

М: Мнемозина, 2015

Математические тренажер: 5 класс.

В.И.Жохов

М: Мнемозина, 2014

Обучение математике в 5 – 6 классах: методическое пособие.

В.И.Жохов

М: Мнемозина, 2014

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий:пособие для учителя

А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.

М:Просвещение, 2011.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Электронные учебные пособия:

1.

Презентации в программе PowerPoint.

2

Диск «Математика. Справочник для школьника

3

Интерактивное учебное пособие  «Наглядная математика 5 класс»

Информационные источники

4

http://urokimatematiki.ru

5

http://intergu.ru/

6

http://www.openclass.ru/

7

http://festival.1september.ru/articles/subjects/1

8

http://www.uchportal.ru/load/23

9

http://karmanform.ucoz.ru

10

http://le-savchen.ucoz.ru/

Учебно-лабораторное оборудование

11

Компьютер

12

Мультимедиапроектор

13

Интерактивная доска

Дополнительная литература для обучающихся

1.  Попова Л.В. Поурочные разработки по математике. К учебному комплекту Н.Я. Виленкина и др. 5 класс. – М.: «ВАКО», 2011.

2. Математика. 5 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате: (учебное пособие). /Александрова В.Л. – Москва: Интеллект-Центр,2011.

      3.  Тесты по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика 5 класс» /Рудницкая В.Н. − М.: Издательство «Экзамен»,2013.

     4. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Математика. 5 класс : (учебное пособие) / Гусева И.Л., Пушкин С.А., Рыбакова Н.В.; Московский Центр качества образования. – Москва: Интеллект-Центр,2011. 

5.  Математика. Сборник геометрических задач: 5−6 классы / В.А. Гусев.− М.: Издательство «Экзамен», 2011.

6. Математика. Наглядная геометрия. 5−6 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.А. Панчищина, Э.Г. Гельфман, В.Н. Ксенева и др. – М.: Просвещение, 2012.

Материалы сайтов:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов –

http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=16

Сеть творческих учителей.

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com

Интернет-ресурсы

http://www.mathgia.ru

http://en.edu.ru/db/sect/3217/3284 - Естественно-научный образовательный портал (учебники, тесты, олимпиады, контрольные)

http://mathem.by.ru/index.html-  Математикаonline

http://matematika.agava.ru/

Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе

Дата внесения изменений, дополнений

Содержание

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись


Календарно-тематическое планирование

п/п

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

Дата

Вид (форма) контроля

план

факт

Натуральные числа и шкалы. Сложение и вычитание натуральных чисел

1

Натуральные числа и их сравнение. Десятичная система счисления. Римская нумерация. Задачи на расчеты

1

05.09

Письменная  работа

2

Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Мини- проект: «Размеры объектов окружающего нас мира»

1

12.09

Проектная работа

3

Координатный луч. Игра-путешествие по координатному лучу

1

19.09

Письменная работа

4

Сложение и вычитание натуральных чисел. Законы арифметических действий. Решение задач

1

26.09

Письменная работа

5

Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение линейных уравнений. Проверочная работа

1

03.10

Проверочная работа

Элементы комбинаторики, статистики

6

Решение комбинаторных задач

1

10.10

Письменная работа

7

Решение комбинаторных задач путем систематического перебора возможных вариантов

1

17.10

Письменная работа

8

Решение комбинаторных задач  с использованием правила умножения

1

24.10

Письменная работа

9

  •  Логически некорректные рассуждения.

Анализ  реальных числовых данных, представленных в виде таблиц

1

31.11

Письменная работа

10

Представление информации в таблицах. Решение расчетных задач

1

14.11

Письменная работа

Умножение и деление натуральных чисел

11

Умножение и деление натуральных чисел. Задачи реальной математики на расчеты

1

21.11

Письменная работа

12

Законы умножения натуральных чисел: переместительный, сочетательный, распределительный

1

28.11

Письменная работа

13

  • Деление с остатком. Решение задач итоговой аттестации на деление с остатком

1

05.12

Письменная работа

14

Квадрат и куб числа. Практические задачи на расчеты

1

12.12

Письменная работа

15

Решение текстовых задач арифметическим способом

1

19.12

Письменная работа

Площади и объемы

16

Представление зависимости между величинами в виде формул. Вычисления по формулам. Тест

1

26.12

Тест

17

Прямоугольник. Площадь прямоугольника

1

16.01

Письменная работа

18

Единицы  измерения площадей

1

23.01

Письменная работа

19

Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. Моделирование

1

30.01

Письменная работа

20

Решение задач реальной математики. Объемы. Площади. Практическая работа

1

06.02

Практическая работа

Обыкновенные дроби. Десятичные дроби

21

Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби.

1

13.02

Письменная работа

22

Этапы развития представлений о числе. Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей.

1

20.02

Письменная работа

23

Решение задач на движение по реке

1

27.02

Письменная работа

24

Округление десятичных дробей.  Решение текстовых задач

1

05.03

Письменная работа

25

Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Задачи реальной математики на расчеты

1

12.03

Письменная работа

Умножение и деление десятичных дробей

26

Умножение десятичных дробей. Решение текстовых задач. Тест

1

19.03

Тест

27

Решение задач на движение.

1

02.04

Письменная работа

28

Деление десятичных дробей. Решение более сложных задач с помощью уравнения.  Старинные задачи

1

09.04

Письменная работа

29

Среднее арифметическое нескольких чисел.

1

16.04

Письменная работа

30

Решение задач на нахождение средней скорости

1

23.04

Письменная работа

31

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проект: « Задачи реальной математики. Расчеты с помощью калькулятора»

1

07.05

Проектная работа

32

Проценты. Основные задачи на проценты. Угол, треугольник

1

14.05

Письменная работа

33

Нахождение процента от величины, величины по проценту. Проверочная работа

1

21.05

Проверочная работа

34

Примеры таблиц и диаграмм. Представление информации в таблицах, на диаграммах, графиках,  построение диаграмм

1

28.05

Письменная работа

35

Величина (градусная мера) угла.

Единицы измерения углов. Построение угла заданной величины. Практическая работа.

1

04.06

Практическая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"

Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса  "Бизнес-курс за школьной партой"  в рамках предпрофильной подготовки....

Рабочие программы по литературе и русскому языку для 11 кл. Рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»

Представлены рабочие программы по литературе к учебнику под ред. В.П.Журавлёва и русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, а также  рабочая программа по элективному курсу «Открытие тайны слова»...

Рабочая программа по элективному курсу "ОГЭ: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»

Данная программа элективного курса предназначена для 9 класса и рассчитана  на 35 часов. Она знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа к элективному курсу "Фразовые глаголы. Работаем со словарем." (Автор курса Соколов И.А.)

Элективный курс «Учим фразовые глаголы. Работаем со словарем» рассчитан на школьников, изучающих английский язык на повышенном и высоком уровнях (Intermediate/ Upper- Intermediate).Необход...