Рабочие программы
рабочая программа по математике (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №4
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей математики, | СОГЛАСОВАНО 31.08.2016 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказ № от 01.09.2016 г. |
Протокол № 1 от 31.08.09
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
для 6-В класса
на 2016-2017 учебный год
учителя Будко В.М.
г. Красногорск
2016 г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика» для 6-В классов разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ лицей №4, учебного плана МБОУ лицей №4 на 2015-2016 учебный год, на основе авторской программы Бурмистровой Т.А«Математика. 5-6 классы», Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Математика: 6 кл. / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. — М.:Мнемозина,2013 из УМК Н. Я. Виленкина и др.«Математика, 6»
ЦЕЛИ:
- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
2. Общая характеристика учебного предмета.
В курсе математики 6 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; элементы алгебры; вероятность и статистика; наглядная геометрия. Наряду с этим в содержание включены две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия — «Множества» — служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая — «Математика в историческом развитии» — способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Линия «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении вероятности и статистики обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
- Место предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану МБОУ лицей №4 на изучение математики в 6-В классах отводится 5 ч в неделю, всего 170 часов в год.
4. Личностные, метапредметные и предметные цели освоения содержания курса:
личностные:
- ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
- умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
- способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
- способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- умения устанавливать причинно-следственные сим ш; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
- развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
- понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1)умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
- владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера, призма, пирамида, цилиндр, конус и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
- умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- умения пользоваться изученными математическими формулами;
- знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Формы контроля.
- Самостоятельные работы,
- контрольные работы,
- тестовые задания,
- устные зачеты,
- математические диктанты.
5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(170ч)
1. Повторение материала 5 класса(3 ч)
2. Делимость чисел (20 ч)
Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.
Основная цель — завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.
3. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 ч)
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей.
Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель — выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
- Умножение и деление обыкновенных дробей (32 ч)
Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
5. Отношения и пропорции (19 ч).
Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции.
Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин. Задачи на пропорции. Масштаб.
Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Основная цель — сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональностей величин.
6. Положительные и отрицательные числа (13 ч)
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа.
Изображение чисел на прямой. Координата точки.
Основная цель — расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.
7. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 ч)
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Основная цель — выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
8. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 ч)
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе.
Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
9. Решение уравнений (15 ч).
Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых.
Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Основная цель — подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
10. Координаты на плоскости (13 ч).
Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью угольника и линейки.
Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
Основная цель — познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
11. Итоговое повторение курса 5-6 классов(12 ч)
Календарно-тематическое планирование по математике
6 класс (5 уроков в неделю, 170 часов)
№ урока | Содержание материала | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | Учебная неделя | Скорректированные сроки |
1-3 Повторение материала 5 класса (3 часа) | 3 | Повторение программы 5 класса | |||
§ 1. Делимость чисел (20 часов) | |||||
4-6 | п1. Делители и кратные | 3 |
| 1-2 | |
7-9 | п2. Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 3 | 2 | ||
10-11 | п3. Признаки делимости на 9 и на 3 | 2 | 3 | ||
12-13 | п4. Простые и составные числа | 2 | 3 | ||
14-15 | п5. Разложение на простые множители | 2 | 3 | ||
16-18 | п6.Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа | 3 | 4 | ||
19-22 | п7. Наименьшее общее кратное | 4 | 4-5 | ||
23 | Контрольная работа № 1. | 1 | 5 | ||
§ 2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 часа) | |||||
24-25 | п8.Основное свойство дроби | 2 |
| 5 | |
26-28 | п9.Сокращение дробей | 3 | 6 | ||
29-31 | п10. Приведение дробей к общему знаменателю | 3 | 6-7 | ||
32-37 | п11. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 6 | 7-8 | ||
38 | Контрольная работа № 2 | 1 | 8 | ||
39-44 | п12.Сложение и вычитание смешанных чисел | 6 | 8-9 | ||
45 | Контрольная работа № 3 | 1 | 9 | ||
§ 3. Умножение и деление обыкновенных дробей (32 часа) | |||||
46-50 | п13. Умножение дробей | 5 |
| 10 | |
51-54 | п14. Нахождение дроби от числа | 4 | 11 | ||
55-59 | п15. Применение распределительного свойства умножения | 5 | 11-12 | ||
60 | Контрольная работа № 4 | 1 | 12 | ||
61-62 | п16. Взаимно обратные числа | 2 | 13 | ||
63-67 | п17. Деление | 5 | 13-14 | ||
68 | Контрольная работа № 5 | 1 | 14 | ||
69-73 | п18. Нахождение числа по его дроби | 5 | 14-15 | ||
74-76 | п19. Дробные выражения | 3 | 15-16 | ||
77 | Контрольная работа № 6 | 1 | 16 | ||
§ 4. Отношения и пропорции (19 часов) | |||||
80-82 | п20. Отношения | 5 |
| 16-17 | |
83-85 | п21. Пропорции | 3 | 17 | ||
86-88 | п22. Прямая и обратные пропорциональные зависимости | 3 | 18 | ||
89 | Контрольная работа № 7 | 1 | 18 | ||
90-92 | п23. Масштаб | 2 | 18-19 | ||
93-94 | п24. Длина окружности и площадь круга | 2 | 19 | ||
95-96 | п25. Шар | 2 | 19 | ||
97 | Контрольная работа № 8 | 1 | 20 | ||
§ 5. Положительные и отрицательные числа(13 часов) | |||||
98-100 | п26. Координаты на прямой | 3 |
| 20 | |
101-102 | п27. Противоположные числа | 2 | 20-21 | ||
103-104 | п28. Модуль числа | 2 | 21 | ||
105-107 | п29. Сравнение чисел | 3 | 21-22 | ||
108-109 | п30. Изменение величин | 2 | 22 | ||
110 | Контрольная работа № 9 | 1 | 22 | ||
§ 6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (11 часов) | |||||
111-112 | п31. Сложение чисел с помощью координатной прямой | 2 |
| 22-23 | |
113-114 | п32. Сложение отрицательных чисел | 2 | 23 | ||
115-117 | п33. Сложение чисел с разными знаками | 3 | 23-24 | ||
118-120 | п34. Вычитание | 3 | 24 | ||
121 | Контрольная работа № 10 | 1 | 24 | ||
§ 7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12 часов) | |||||
122-124 | п35. Умножение | 3 |
| 25 | |
125-127 | п36. Деление | 3 | 25-26 | ||
128-129 | п37. Рациональные числа | 2 | 26 | ||
130 | Контрольная работа № 11 | 1 | 26 | ||
131-133 | п38. Свойства действий с рациональными числами | 3 | 27 | ||
§ 8. Решениеуравнений (15 часов) | |||||
134-136 | п39. Раскрытие скобок | 3 |
| 27 | |
137-139 | п40. Коэффициент | 3 | 28 | ||
140-142 | п41. Подобные слагаемые | 3 | 28-29 | ||
143 | Контрольная работа № 12 | 1 | 29 | ||
144-147 | п42. Решение уравнений | 4 | 29-30 | ||
148 | Контрольная работа № 13 | 1 | 30 | ||
§ 9. Координаты на плоскости (13 часов) | |||||
149-150 | п43. Перпендикулярные прямые | 2 |
| 30 | |
151-152 | п44. Параллельные прямые | 2 | 30-31 | ||
153-155 | п45. Координатная плоскость | 3 | 31 | ||
156-157 | п46. Столбчатые диаграммы | 2 | 31-32 | ||
158-160 | п47. Графики | 3 | 32 | ||
161 | Контрольная работа № 14 | 1 | 32 | ||
Итоговое повторение курса 5-6 класса. (12 часов) | |||||
162-169 | Итоговое повторение | 8 | 33-34 | ||
170 | Контрольная работа № 15 | 1 | 34 |
- УЧЕБНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- Математика: 6кл. / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, С. Чесноков,
С. И. Шварцбурд. — М.:Мнемозина,2014. - Чесноков А. С. Дидактические материалы по математике для 6 класса /
А. С. Чесноков, К. И. Нешков. — М.,Просвещение, 2014. - Жохов В. И. Математика: контрольные работы: 6кл. /В.И. Жохов,
Л. Б. Крайнева. — М.: Мнемозина, 2014. - Жохов В.И. Математические диктанты:6 кл. /В. И. Жохов. —
М.: Мнемозина, 2014. - Жохов В.И. Математический тренажёр:6 кл. /В. И. Жохов. —
М.: Мнемозина, 2014. - Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 6 класс: к учебнику Н.Я.Виленкина и др. «Математика. 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2014.
- Учебное интерактивное пособие к учебнику Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда «Математика. 6 класс». — М.: Мнемозина, 2013.
- Жохов В. И.Обучение математики в 5—6 классах: методическое пособие для учителя / В. И. Жохов. — М., Мнемозина, 2014.
8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ
Числа и вычисления
Ученик научится:
- Правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, рациональное, положительное, десятичная дробь, обыкновенная дробь и др.; переходить от одной формы записи чисел к другой (например, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, проценты – в виде десятичной дроби или обыкновенной дроби);
- сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположение точек на координатной прямой;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения степеней; сочетать при вычислениях устные и письменные приёмы;
- составлять и решать пропорции, решать основные задачи на дроби, проценты;
Ученик получит возможность:
- научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
- развить представление о числе и числовых системах; о роли вычислений в человеческой практике.
Измерения, приближения, оценки
Ученик научится:
использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Ученик получит возможность:
- понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
- понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
Наглядная геометрия
Ученик научится:
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
- распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
- строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
- определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
- вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Ученик получит возможность:
- вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
- углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...