Конспект урока "Геометрия - древнейшая из наук" 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему
Урок проводится в рамках обобщения и закрепления материала по теме "Площади и объёмы". Цель привить интерес к предмету "геометрия" на основе новых знаний и решения практических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya-drevneyshaya_iz_nauk.docx | 11.13 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике
Класс: 5
Тема: Геометрия - древнейшая из наук
Цели урока:
- повторить и закрепить знания, полученные при изучении темы “Площади и объемы”.
- привить интерес к предмету на основе новых знаний и решения практических задач;
- развивать математическую речь и творческие способности учащихся при решении задач.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Раздаточный материал: тест, кроссворд
План урока:
- Разминка. Определение темы урока (выполнение теста).
- Знакомство с наукой «геометрия» ( рассказ учителя).
- Сообщения учащихся по теме «Старинные меры площадей или как в древности мерили землю».
- Физкультминутка.
- Решение практических задач с формулами площади и объёма.
- Итог урока (разгадывание кроссворда), домашнее задание.
1.Разминка.
Учитель.
Здравствуйте ребята! Сегодня необычный урок, на нём присутствуют ваши родители.
Цель урока: повторить пройденный материал, подготовиться к контрольной работе и узнать, что-то новое, интересное.
Начинаем с тестирования- проверь себя. Выбери из трёх ответов - правильный. Букву, под которой стоит правильный ответ, впиши в таблицу и узнаешь тему нашего урока.
Тест на тему «Площади и объёмы»
1.Квадрат – это….
М) …треугольник с равными сторонами
Г)…прямоугольник с равными сторонами
Д)…круг
2. Единица измерения площади…
Е) …метр в квадрате
А)…миллиметр
С)… литр
3. Если возвести число 5 в куб, получится…
В) 15
О) 125
Н) 25
4.Объём прямоугольного параллелепипеда выражается формулой…
Б) V= S:t
Г) S= a b
М) V= a b c
5. Сколько содержится в одном метре квадратном миллиметров квадратных:
Ж)10000
Е) 1000000
И) 1000
6. Куб – это…
Т) прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения одинаковые
Р) прямоугольник с равными сторонами
Ф) шар
7. Единица измерения объёма…
Ч) дециметр
Р) сантиметр в кубе
Х) гектар
8. Площадь прямоугольника выражается формулой…
З) S=v t
К) V= a b c
И) S= a b
9. Если возвести число 8 в квадрат, получится…
Я) 64
У) 512
Ц) 24
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2. Знакомство с наукой «геометрия». Открыли тетради (запись)
Учитель:
В начале XX века великий французский архитектор Ле Корбюзье сказал: «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия».Эти слова очень точно характеризуют и наше время. Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека.
«Геометрия – одна из наиболее древних математических наук.
Геометрия… откуда взялось это слово? Что оно означает? Попробуем разгадать его смысл. Ведь вам постоянно встречаются похожие слова: география, геология, геодезия… а есть еще геоботаника и т.п. это все названия различных наук или разделов наук. Со смыслом слова география вы уже знакомы. «Гео» означает «Земля», «метр» - это единица измерения длины (от греческого слова «метрео» - «измеряю». Таким образом, получается, что геометрия в переводе с греческого означает «измерение земли» или «землемерие».
Какова же история ее возникновения?
Такой вопрос задавали еще в Древней Греции и отвечали на него так: «Геометрия была открыта египтянами и возникла при измерении земли. Нет ничего удивительного в том, что эта наука как и другие, возникла из потребностей человека.
Для первобытных людей важную роль играла форма окружавших их предметов. По форме и цвету они отличали съедобные грибы от несъедобных, пригодные для построек породы деревьев от тех, которые годятся лишь на дрова, вкусные орехи от горьких и т.д. Особенно вкусными казались им орехи кокосовой пальмы, похожие на шар. А добывая каменную соль, люди наталкивались на кристаллы, имевшие форму куба. Специальных названий для геометрических фигур, конечно, не было. Говорили: «такой же, как кокосовый орех» или «такой же, как соль» и т.д. Так, овладевая окружающим их миром, люди знакомились с простейшими геометрическими формами.
Геометрия – состоит из двух разделов: планиметрия и стереометрия.
Планиметрия изучает фигуры на плоскости. Стереометрия – геометрические тела в пространстве.
Перечислите, какие геометрические фигуры мы изучали в этом году ?
(точка, прямая, отрезок, луч, прямоугольник, треугольник, квадрат).
Какие вы ещё знаете?
Какие геометрические тела вы знаете?
(шар, прямоугольный параллелепипед, конус, цилиндр, пирамида)
Геометрические фигуры имеют площадь, геометрические тела – объём.
В каких единицах измеряется площадь? Объём?
В далёком прошлом были другие единицы измерения.
- Сообщения учащихся по теме «Старинные меры площадей или как в древности мерили землю».
Минатова А., Титова Д., Дикая П., Скворцов П., Петренко М., Починина Е.
4.Физкультминутка
1) Вытяните руки вперед. Затем 10 раз медленно повращайте ладонями – это поможет снять напряжение с рук.
2) Медленно опустите подбородок на грудь. Затем вновь поднимите голову. Повторите упражнение 5 раз. Полезно для шеи и плеч.
3) Сидя, приподнимите левую ногу на 40 см от пола. Подвигайте носком стопы вверх и вниз. Затем выполните то же правой ногой.
5. Решение практических задач
Учитель. Ребята! Зачем изучать разные науки в частности геометрию, запоминать формулы?(чтобы решать задачи, особенно практические, с которыми мы можем столкнуться в жизни)
№ 2 (к/р)
Длина футбольного поля 110 м, а ширина на 50 м меньше. Сколько кг семян газонной смеси понадобиться, чтобы засеять это поле, если на 1 кв.м уходит 5 г семян?
№ 3 (к/р)
Аквариум имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Сколько понадобиться литров воды, чтобы заполнить аквариум, если его измерения: 5дм-длина, 30см-ширина, 400 мм-высота?
- Итог урока. Кроссворд (работа в парах).
Какие вопросы кроссворда относятся к науке «геометрия»?
По горизонтали: 2. Единица с шестью нулями. 4. Единица площади, равная 10000 м2. 6. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку на ней. 10. Суммы длин всех сторон многоугольника. 11. Запись с помощью чисел, букв и знаков действий. 12. Знак, используемый для записи числа. 14. Закон сложения: а + в = в + а.
По вертикали: 1. Фигуры, совпадающие при наложении. 3. Закон умножения (а + в) с = ас + вс. 5. Прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны. 7. Название отрезков, из которых состоит треугольник. 8. Единица массы, равная 1000 кг. 9. Равенство, содержащее неизвестное. 14. Третий разряд любого класса.
Ответы:
По горизонтали: 2. Миллион. 4. Гектар. 6. Радиус. 10. Периметр. 11. Выражение. 12. Цифра. 14. Переместительный.
По вертикали: 1. Равные. 3. Распределительный. 5. Куб. 7. Стороны. 8. Тонна. 9. Уравнение. 13. Сотни.
7.Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока геометрии в 7 классе "Мир геометрии"
Урок «Мир геометрии». «Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает возможность правильно мыслить и рассуждать...
План-конспект урока "Страна древних евреев", 5 класс
Цель урока: формирование знаний о древней истории евреев. Задачи: Образовательные: формирование знаний о библейских сказаниях и их героях,...
План-конспект урока "Страна древних евреев", 5 класс
Цель урока: формирование знаний о древней истории евреев. Задачи: Образовательные: формирование знаний о библейских сказаниях и их героях,...
План-конспект урока геометрии в 11-м классе "Объем цилиндра"
План-конспект урока геометрии в 11-м классе "Объем цилиндра"Мы продолжаем встречи на уроках геометрии. Трудно не согласится со словами А.С. Пушкина «Вдохновение нужно в геометрии, как ...
Конспект урока геометрии в 7-м классе по теме "Аксиома параллельных прямых"
Цель: ввести понятие аксиомы, рассмотреть аксиому параллельных прямых и ее следствия....
Конспект урока геометрии в 7-м классе по теме "Аксиома параллельных прямых"
Цель: ввести понятие аксиомы, рассмотреть аксиому параллельных прямых и ее следствия....
План-конспект урока классного часа в 8 классе на тему: "Урок науки и технологии"
Урок науки и технологии...