Треугольник и его виды
учебно-методический материал по математике (5 класс)
Урок математики в 5 классе.
УМК: Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф, 2016.
Место урока в учебном плане: 1 урок по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
treugolnik_i_ego_vidy.docx | 195.6 КБ |
treugolnik_i_ego_vidy.ppt | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Салымская средняя общеобразовательная школа №1»
Тема. Треугольник и его виды.
урок математики в 5 классе
Урок разработан учителем математики
первой квалификационной категории
Николаевой Ириной Николаевной
п.Салым, 2016г.
Урок математики в 5 классе.
УМК: Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф, 2016.
Место урока в учебном плане: 1 урок по теме.
Тема урока. Виды углов. Измерение углов.
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Цели:
Предметные: научить учащихся классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон и изображать треугольники.
Личностные: вызвать интерес к изучению темы и желание применить приобретенные знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.
Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.
Планируемые результаты: учащийся научится классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон и изображать треугольники.
Основные понятия: треугольник, остроугольный треугольник, прямоугольный треугольник, тупоугольный треугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, разносторонний треугольник, периметр треугольника.
Оборудование и материалы: транспортиры, видеопроектор, кроссворд, раздаточный материал (макеты углов трех цветов: красный - 90˚, зеленый - 45˚, синий - 30˚ по количеству парт в классе, квадратный лист бумаги, инструкция по выполнению эксперимента), презентация.
Оформление доски.
Я знаю: Я умею: |
| Я узнал: Я научился: |
Ход урока.
1. Организационный момент.
(слайд 1)
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада видеть всех вас на занятии.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.
- Все вы, наверняка, любите решать кроссворды?... Поэтому я хочу предложить вам решить небольшой кроссворд. (слайд 2)
- В выделенном столбце получится ключевое слово урока.
1. Угол, градусная мера которого больше 90°, но меньше 180°? (тупой)
2. Прибор для измерения и построения углов? (транспортир)
3. Единица измерения угла? (секунда)
4. Угол, стороны которого образуют прямую? (развернутый)
5. Единица измерения угла? (градус)
6. Угол, градусная мера которого меньше 90°? (острый)
7. Фигура, образованная двумя лучами, имеющими общее начало? (луч)
8. Геометрическая фигура, образованная замкнутой ломаной линией? (многоугольник)
9. Многоугольники, совпавшие при наложении считают...? (равными)
10. Одна шестидесятая часть градуса угла? (минута)
11. Число, которое при подстановке вместо буквы обращает уравнение в верное числовое равенство? (корень)
Т | У | П | О | Й | ||||||||||||||
Т | Р | А | Н | С | П | О | Р | Т | И | Р | ||||||||
С | Е | К | У | Н | Д | А | ||||||||||||
Р | А | З | В | Е | Р | Н | У | Т | Ы | Й | ||||||||
Г | Р | А | Д | У | С | |||||||||||||
О | С | Т | Р | Ы | Й | |||||||||||||
Л | У | Ч | ||||||||||||||||
М | Н | О | Г | О | У | Г | О | Л | Ь | Н | И | К | ||||||
Р | А | В | Н | Ы | М | И | ||||||||||||
М | И | Н | У | Т | А | |||||||||||||
К | О | Р | Е | Н | Ь | |||||||||||||
- Теперь прочтем слово, которое получилось в первом вертикальном столбце? (треугольник)
- Как вы думаете, какая тема урока сегодня? (слайд 3)
- Какую фигуру называют треугольником?
- Что вы уже знаете о треугольниках? (на доске учащиеся записывают, что уже знают и умеют по теме урока)
- Итак, сформулируйте цели урока.
- Сегодня на уроке мы изучим несколько видов треугольников, будем учиться строить треугольники с помощью транспортира и линейки.
- Запишите тему урока. "Треугольник и его виды".
3. Актуализация опорных знаний.
- Сколько на рисунке треугольников? (11 треугольников) (слайд 4)
4. Изучение нового материала.
Фронтальная работа
(слайд 5)
- Какие виды углов в этом треугольнике? (прямой, острый, острый)
- Как называется треугольник, у которого есть один прямой угол? (прямоугольный)
(слайд 6)
- Какие виды углов в этом треугольнике? (тупой, острый, острый)
- Как называется треугольник, у которого есть один тупой угол? (тупоугольный)
(слайд 7)
- Какие виды углов в этом треугольнике? (острый, острый, острый)
- Как называется треугольник, у которого все углы острые? (остроугольный)
(слайд 8)
Как можно классифицировать треугольники по виду их углов? (прямоугольный, тупоугольный, остроугольный)
Выйдите к доске и покажите эти треугольники.
- Итак, если все углы треугольника острые, то его называют остроугольным треугольником, такой треугольник изображен на рисунке под буквой а.
- Какой треугольник называют прямоугольным? Прочитайте определение в учебнике, стр.89. (Если один из углов треугольника прямой, то его называют прямоугольным треугольником.)
- Под какой буквой нарисован прямоугольный треугольник? (под буквой б)
- Какой треугольник называют тупоугольным? (Если один из углов треугольника тупой, то его называют тупоугольным треугольником.)
- Найдите на рисунке тупоугольный треугольник. (рисунок в)
(слайд 9)
- Сравните стороны АВ и ВС треугольника АВС. (они равны)
- Равные стороны АВ и ВС называют боковыми сторонами треугольника , а сторона АС называется основанием. Треугольник АВС называют равнобоким или равнобедренным. Равные стороны на рисунке отмечают равным количесвтом черточек.
(слайд 10)
- Сравните стороны треугольника MNE. (они равны)
- Как называют треугольник вс ранвыми сторонами, прочитайте определение по учебнику, стр.90.
Если сторона равностороннего треугольника равна а, то его периметр вычисляют по формуле: Р=3а.
(слайд 11)
- А какой треугольник называеются разносторонним?
5. Физкультминутка (учитель читает утверждения, учащиеся выполняют определенные движения)
«Верно или ложно?»
- Внимание! Если я читаю верное утверждение, то вы хлопаете в ладошки; если неверное, то поднимаете вверх руки.
- остроугольный треугольник – это треугольник у которого все углы острые;
- тупоугольный треугольник – это треугольник у которого все углы тупые;
- прямоугольный треугольник – это треугольник у которого есть прямой угол;
- треугольник у которого есть острый угол – это остроугольный треугольник.
- тупоугольный треугольник – это треугольник у которого есть тупой угол;
- прямоугольный треугольник – это треугольник у которого все углы прямые;
6. Первичное закрепление изученного материала
1) Фронтальная работа выполнение упражнения №338
(слайд 12)
- Определите вид треугольников на рисунке 121.
2) Практическая работа в тетради, выполнение упражнения №339. Трое учащихся работают у доски.
- Начертите:
1) разносторонний остроугольный треугольник;
2) равнобедренный прямоугольный треугольник;
3) равнобедренный тупоугольный треугольник.
3) Выполнение упражнения №341
- Найдите периметр треугольника со сторонами 16 см, 22 см, 28 см.
Р =16+ 22 +28 = 66 см
Ответ: 66 см.
4) Практическая работа в тетради, выполнение упражнения №343.
- Начертите произвольный треугольник, измерьте его стороны и углы, найдите периметр и сумму углов этого треугольника.
- А как можно вычислить площадь полученного треугольника? (по формуле Пика)
5) Работа над мини-проектом составление схемы "Классификация треугольников", работа в группах по 4 человека.
каждой группе раздаются: лист А3, клей карандашный, заготовки для схемы (треугольник, по видам углов, по видам сторон, остроугольный, прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный, разносторонний, равносторонний)
Защита проектов. (слайд 13)
7. Итог урока.
- Итак, ребята, что вы узнали сегодня на уроке? (у доски учащиеся заполняют Я УЗНАЛ, Я НАУЧИЛСЯ
- Какие бывают виды треугольников в зависимости от вида их углов?
- Какой треугольник называют остроугольным? Прямоугольным? Тупоугольным?
- Какие бывают треугольники в зависимости от количества равных сторон?
- Какой треугольник называют равнобедренным? Равносторонним? Разносторонним?
- Как называют стороны равнобедренного треугольника?
8. Домашнее задание.
п.14, вопросы (1-6), №340, №342, №355
9. Резерв.
(слайд 14, 15)
Список использованной литературы
- А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир, Е.В. Буцко, Математика 5 класс, Москва «Вентана-Граф», 2016
- Математика: 5 класс: методическое пособие \ Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский и др.-М.: Вентана-Граф, 2016.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У Г Ь Л О Н И К Е Р Т У П О Й Т И Р О П С Н А Р Т К У Н С Д А Т Ы Й Н Р Е В З А Р Р А Д У С Й С Т Р Ы У Ч Н И К О Л Г У О Г О Н М В А Р Ы М И Н М У Т А О Р Е Н Ь
Треугольник и его виды
Сколько треугольников на рисунке?
1. Прямоугольные треугольники Каждый из таких треугольников называют прямоугольным. Треугольник, у которого есть прямой угол, называется прямоугольным.
1. Тупоугольные треугольники Каждый из таких треугольников называют тупоугольным Треугольник, у которого есть тупой угол, называется тупоугольным.
1. Остроугольные треугольники Это - остроугольные треугольники Треугольник, у которого все углы острые, называется остроугольным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
треугольники и их виды
Урок математики в 5 классе На уроке введено понятие треугольника, ребята делят треугольники на две группы6 по углам и по сторонам. Дается определение каждому виду треугольников...
Треугольники и их виды
презентация к уроку математики в 5 классе...
раздаточный материал по теме: "Треугольник и его виды"
таблица классификации видов треугольника...
Треугольник и его виды
Треугольник и его виды. Рисунки, определения. Заполнить таблицу по равенству сторон и величине углов....
Треугольник и его виды
Треугольник. Его виды. Закрепление изученного материала...
"Треугольник и его виды"
Технологическая карта урока общеметодологической направленности в 5 классе....
Технологическая карта урока по теме «Треугольники» Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев,И.Ф.Шарыгин и др.
Технологическая карта урока по теме «Треугольники» Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организац...