Презентация "Лево и правополушарии"
презентация к уроку по математике (6 класс) на тему

Презентация "Лево и правополушарии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_levopravopolusharii.pptx247.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад « Левополушарные и правополушарные» Учитель математики ГБОУ ООШ №460 Пушкинского района Санкт-Петербурга Митина Елизавета Степановна САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2016

Слайд 2

Правополушарные Левополушарные Преуспевает в чтении, алгебре, языке. Преуспевает в геометрии. Любит информацию в письменной форме. Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций. Любит проверять работу. Не любит проверять работу Повторяет фактическую информацию. Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию. Фокусирован вовнутрь. Фокусирован во внешнее. Анализирует от части к целому. Анализирует от целого к части. Предпочитает сначала чтение, потом фильм. Любит смотреть фильм до чтения книги. Сосредоточен. Отвлекается. Испытывает дискомфорт с неясными незавершенными инструкциями Не принимает авторитарности. Реагирует на словесные замечания Реагирует на невербальные сообщения при дисциплинировании. Видит символы (слова, буквы). Видит конкретные объекты.

Слайд 3

К сожалению, все наши учебники созданы для левополушарных детей (аналитиков) с использованием схем, таблиц, правил, алгоритмов. Правополушарные дети постоянно испытывают дискомфорт на уроке (во время объяснения учителем материала, чтения учебника), дома (при выполнении домашней работы). Чтобы урок был продуктивным, а обучение - эффективным, учитель должен использовать приемы для обучения правополушарных детей. Мы предлагаем некоторые из них: Фантазирование - сочинение с различными заданиями . Составление загадок, шуток, прибауток, скороговорок, сочинений . Составление сказок. Прием изменения окраски.

Слайд 4

У равнополушарных людей все процессы уравновешены. Правополушарным легче говорить, чем писать, а левополушарным – легче писать, чем говорить. Среди правополушарных чаще встречаются литераторы, художники, организаторы. Среди левополушарных – инженеры, философы, лингвисты. До 9 – 10 лет дети в большинстве своём являются правополушарными, а процесс обучения направлен на работу левого полушария, игнорируя половину возможностей ребёнка. Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции.

Слайд 5

В начальной школе правополушарные дети испытывают трудности в освоении русского языка и математики. Не зная или не помня о том, что ребёнок до 9-10 лет в основе своей правополушарный, учитель начальных классов, руководствуясь желанием добиться учебных успехов от ученика, увеличивает нагрузку по этим предметам, эксплуатируя мотив «долга» ученика, мотив «отверженного» родителя. И в результате повышенная утомляемость, которую невозможно снять физкультминуткой, которая ведёт к неврозу. Нельзя требовать от этих детей выполнять всё чисто, без помарок. Для ребёнка это непосильная задача. Хочется заметить, что методика Л. Занкова рассчитана на левополушарных детей.

Слайд 6

Как помочь детям начальной школы? Уменьшить нагрузку на левое полушарие за счёт применения новых технологий обучения. Эмоционально активизировать правое полушарие. Необходимо усвоить: неэмоционального развития не может быть. Но для этого сам педагог должен быть эмоционально богатым. Исходя из особенностей сенсорного восприятия детей для правополушарных классная доска должна быть светлой, мел тёмным, посадка полукругом. Игнорирование этого положения приводит к потере до 30 % качества усвоения учебной информации. Для левополушарных – доска тёмная, мел светлый, посадка за партами.

Слайд 7

"Левополушарники" способны разъять целое на части, предложения на слова, слова на слоги, буквы, фонемы и оперировать с ними. Для "правополушарников" главное - смысл. Они видят целостно. Они могут достраивать до смысловой единицы даже искаженные слова, слова с ошибками, то есть видеть смысл сквозь помехи. Задание на нахождение ошибок в словах для них трудновыполнимая задача. "Правополушарники" легче усваивают правила, если они сами "схватят" принцип, причем часто на непроизвольном уровне.

Слайд 8

Левополушарные Правополушарные Видят символы (буквы, слова) Оценки выше «тройки» Видят конкретные целостные образы и рискуют отставать в чтении Преуспевают в чтении, алгебре, языке Преуспевают в геометрии, литературе, истории, географии Любят информацию в письменном виде Любят информацию в виде демонстрации опыта, карт, наглядных пособий Готовы работать по инструкциям, схемам, алгоритмам Неохотно принимают такой вид работ Доминирует мотив ответственности, познания Ведущий мотив - мотив самореализации, достижения немедленного успеха. Меньше допускают ошибок после работы с правилами в 5 раз Больше допускают ошибок в 5 раз после работы с правилами Фокусированы вовнутрь (интраверт) Фокусированы на внешнее (экстраверт) Быстрая эмоциональная завершённость (уже не слышит слов нотации) Долговременная эмоциональная реакция Анализ осуществляется от части к целому, видят детали Анализируют от целого к части (не замечает деталей) Любят проверять работу, анализировать учебные действия Не любят проверять, анализировать Предпочитают прочтение художественного текста фильму Предпочитают сначала посмотреть фильм, а потом прочесть книгу Сосредоточены, сконцентрированы Часто отвлекаются, способны к саморазвлечению Испытывают дискомфорт с незавершёнными творческими инструкциями Любит творчество, самостоятельный выбор, использует интуицию Реагирует на словесные замечания Преобладает реакция на невербальные замечания (тон, интонация, взгляд, прикосновения) Необходимы ясные письменные инструкции Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные Повторяет фактическую информацию Творчество, интуиция Переживает реальность после чтения о ней Переживает реальность до чтения о ней

Слайд 9

Навыки, связанные с полушарной специализацией Левое полушарие Правое полушарие Письмо Случайное осознание Символы Пространственные связи Язык Формы Чтение Математические вычисления Фонетика Цветовая чувствительность Расположение деталей Пение, музыка Разговор и декламирование Артистичность Аудиальные ассоциации Чувства и эмоции

Слайд 10

Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария в обучении.

Слайд 11

Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

Слайд 12

Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.

Слайд 13

Познавательная активность, возникающая в левом полушарии, запускает движения глаз в правую сторону (и наоборот). Поэтому можно предположить, что те, кто отводят глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными, а вправо — левополушарными. Следовательно, для правополушарных учащихся наиболее значимой является левая полусфера, а для левополушарных — правая полусфера

Слайд 14

Часто ученики во время общения с учителем начинают смотреть в сторону или «закатывать глаза к потолку». Эта реакция не случайна. Глаза в сторону — нет интереса к учителю и его информации. Учитель, пытаясь вернуть внимание ученика, ускоряет темп и громкость речи. Ученик же в этот момент перерабатывает ту информацию, которую не успел переработать. В данный момент он не воспринимает речь учителя. Более того, ускорение речи учителем воспринимается учеником как своеобразная агрессия по отношению к нему. Возникает раздражение и защитная реакция. Если во время разговора глаза ученика уходят в сторону, сделайте паузу. Дайте ему возможность усвоить полученную информацию.

Слайд 15

Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска и темный мел. Посадить же учеников необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 30%. Для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.

Слайд 16

Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо. В устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно, если правополушарный ученик еще и импульсивен. Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь. Но если их попросить подвести итоги, они встретятся с определенными трудностями. Левополушарным ученикам требуется помощь в развитии беглости устной и письменной речи. Однако точность в употреблении слов и применении правил у них обычно выше, чем у правополушарных одноклассников. Тем не менее, левополушарные ученики обычно медленнее выполняют письменные работы.

Слайд 17

Современные педагогические методики в основном ориентированы на левополушарное восприятие. Таким образом, правополушарные учащиеся оказываются в невыгодном положении, так как нуждаются в гештальте, музыкальном фоне на уроке, творческих заданиях, контексте. Учитель может модифицировать задания таким образом, чтобы адаптировать их ко всем ученикам класса, как лево - так и правополушарным. В этом случае неуспеваемость резко снижается, а положительные результаты быстро растут.

Слайд 18

Вот пример из области геометрии. Детям предлагается задача, в которой необходимо доказать равенство треугольников. Пространственное мышление — привилегия правого полушария. Правополушарные решают ее пространственным методом: мысленно поворачивают рисунок одного из треугольников в пространстве и накладывают его на другой, а потом переводят решение в речевой план и доказывают равенство, действуя методом «от противного» («если бы они не были равны, то...»). Левополушарные учащиеся решают пространственную задачу речевым, знаковым методом. Они обозначают все углы и стороны буквами и, не обращая внимания на чертеж, оперируют только этими буквенными обозначениями. Запись решения в тетради выглядит и у тех, и у других одинаково, а стратегия решения при этом совершенно разная. Если же ребенок решает задачу у доски, то часто получает двойку только потому, что у учительницы не хватает терпения дослушать ход его мыслей до конца.

Слайд 19

Правополушарные учащиеся находятся на уроке в состоянии постоянного стресса, так как учитель требует от них работы с внеконтекстным материалом. Эти же ученики достигают успеха на уроках, где те же задачи подаются в контексте (алгебраические построения используются для расчета бытовых расходов, знакомство с новыми словами происходит при чтении рассказа, уравнения химического баланса решаются посредством лабораторных экспериментов). Левополушарные учащиеся редко имеют большие проблемы на уроках, так как многое происходит вне контекста. В худшем случае, они могут оказаться в ситуации затруднения из-за сочинения на свободную тему, математической задачи в картинках, некоторых видов самостоятельной работы. Они не могут видеть за частями целого, не умеют выводить правила, предпочитают, чтобы правила им показали.

Слайд 20

На уроке иностранного языка учащиеся левополушарного типа, работающие с правополушарным учителем, будут постоянно заглядывать в свои словари. Напротив, ученики правополушарного типа, работающие с учителем-аналитиком, часто скучают на уроке, даже когда им дают новую информацию. Чаще всего левополушарные учителя хотят полностью разобрать текст, заданный в качестве устного упражнения; правополушарные учащиеся интуитивно схватывают общее содержание текста и не интересуются деталями. В классах, где преобладают ученики правополушарного типа, вне зависимости от учебных предпочтений учителя, любая деятельность превращается в синтетическую. В этом случае левополушарные дети попадают в группу риска. Напротив, в классах с преобладанием левополушарных учащихся дети правополушарного типа мышления «вязнут» в деталях, особенно если учитель также относится к аналитическому типу, а учебный план имеет абстрактно-линейный характер.

Слайд 21

Ученики с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу. Например, ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, может показать своему товарищу такие стратегии обучения, как синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути, поиск известной информации и сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своим партнером способами выделения нужных деталей, выявления различий, создания категорий.

Слайд 22

Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа. Письменное решение задач позволяет левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов. Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами, с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ. Учителю необходимо учитывать, что ученики с разной межполушарной асимметрией делают разные количественные и качественные ошибки.

Слайд 23

Наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Левое полушарие у них берет на себя основную работу по организации переработки зрительной и слуховой информации, моторного акта письма. Написав диктант, дети этой группы замечают и исправляют почти все допущенные ошибки. Левополушарные учащиеся делают в 2,5 раза больше ошибок при письме: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов. Правополушарные дети делают ошибки в словарных словах, в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут с маленькой буквы, для них характерны пропуски, описки.

Слайд 24

Показательными являются результаты такого эксперимента. После изучения правил левополушарные дети делают ошибок в 5 раз меньше. Правополушарные ученики после изучения правил делают ошибок в 4 раза больше. Дело в том, что дети правополушарного типа обладают так называемой врожденной грамотностью, которая позволяет им писать без ошибок, не опираясь на знание правил. Эти дети опираются на зрительные и моторные образы слов, не задумываясь о правописании вообще. Правополушарным свойственно целостное, нерасчлененное восприятие. Левополушарные же, наоборот, расчленяют целое на составные части. Когда учащиеся изучают правила правописания слов, они расчленяют предложение на слова, слова на части (корень, приставка и т.д.). Чтобы действовать по правилу, надо остановить процесс написания, вспомнить правило, выделить, например, корень из ненаписанного слова, сопоставить его с тем корнем, который приведен в правиле. Левополушарные дети с этим справляются, поэтому грамотность после изучения правил у них улучшается.

Слайд 25

Правополушарные, не думая о правилах, пишут без ошибок. Но стоит им остановиться, задуматься, и ошибка неминуема. Этой группе детей нельзя расчленять слово на части, нарушать его целостный образ, единство смысловых, слуховых и моторных характеристик. Нарушается целостность восприятия, автоматизм написания, разрушается врожденная грамотность. Их нельзя во время письма останавливать и просить вспомнить правило. Такие дети, написав текст без ошибок, часто не могут справиться с заданием на разбор предложения или слова по частям. При проверке читают текст быстро, ошибок и описок не замечают. Для них главное — понимание смысла прочитанного, поэтому самопроверок они не любят.

Слайд 26

Левополушарный учитель в 82% случаев лучше оценивает детей своего типа, правополушарный и равнополушарный учитель в 73% случаев дает положительную оценку детям своего типа. Для учителя главным является его способность научить ребенка по своей методике: «Люблю того, кого умею научить». Если же у учителя возникают проблемы при обучении, то он подсознательно связывает их не с выбором методики, не со своей способностью научить, а с особенностями отстающего. В результате этого ребенок, постоянно страдающий от неуспеха, изменяет свое поведение: становится пассивным, капризным, раздражительным, нестарательным и т.д.

Слайд 27

1 этап (мотивационный) “правополушарные” дети “ левополушарные ” дети Пространственная организация (часть доски) левая правая Цветовая организация(цвет доски и мела) светлая доска и темный мел темная доска и белый мел Условия для успешной деятельности образы, контекст, связь информации с реальностью, с практикой, творческие задания, эксперименты, музыкальный фон, речевой ритм технология, детали, абстрактный, линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, тишина на уроке Формирование мотивации завоевание авторитета, престижность положения в коллективе, установление новых контактов, социальная значимость деятельности Стремление к самостоятельности, глубина знаний, высокая потребность в умственной деятельности, в образовании 2 этап (операционный) Восприятие материала целостное, зрительное, интонация речи дискретное (по частям), смысл речи Переработка быстрая, мгновенная медленная, последовательная Интеллект несловесный, интуитивный словесный, логический Деятельность практическая теоретическая Эмоции экстравертированность, страх, гнев, печаль, ярость интравертированность, радость, чувство наслаждения Память непроизвольная, наглядно-образная произвольная, знаковая Мышление наглядно-образное, спонтанное, эмоциональное, интуитивное, трехмерное абстрактно-логическое, формальное, рациональное, программируемое, двухмерное 3 этап (результативный) Самоконтроль не контролируют правильности речи, смысловые пропуски, свободная конверсация высокий самоконтроль речи, изложения материала Характерные ошибки ударные гласные, словарные слова, пропуски букв, описки, имена собственные пишут со строчной буквы безударные гласные, пропуск мягкого знака, написание лишних букв, замена одних согласных другими, падежные окончания Методы проверки устный опрос, ограниченный срок выполнения задания, вопросы открытого типа (собственный развернутый ответ) письменный опрос, неограниченный срок опроса, вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа)

Слайд 28

Пример заданий при изучении словесности “правополушарные” дети “левополушарные” дети Сочинение Анализ рассказа Составление слов и предложений из частей Разбор слов и предложений по составу Чтение-пересказ Прослушивание текстов Чтение по ролям Обучение чтению других Задания на правописание Задания на поиск ошибок Нахождение взаимосвязи Применение изученного правила Нахождение отрывков в тексте Сопоставление текстов

Слайд 29

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!