Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в средней школе
учебно-методический материал по математике на тему

Савина Людмила Леонидовна

Данный материал содержит доклад и презентацию. Эта работа пригодится учителям математики для формирования стойкой учебной мотивации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_v_shkole.docx20.53 КБ
Файл aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti.pptx578.58 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности на уроках математики

Математика в школе — это учебный предмет, а не наука, а учебный предмет должен быть интересен. Если будет интерес, тогда и «учение будет с увлечением». Будет развиваться и память, и мышление, и внимание. А это в свою очередь приводит к формированию культуры познавательной деятельности, потребностей в непрерывном самообразовании. Реализовывать новые образовательные цели невозможно без развития познавательных возможностей учащихся.

«Современный» мир требует «новых» людей, готовых творчески подходить к решению проблем, компетентных как в своей профессиональной области, так и в целом. А может ли школа готовить именно таких выпускников? Что требует от нас, учителей, сегодняшний день? Творчески подходить к своей работе, учитывать изменения, произошедшие в сознании и здоровье учащихся, быть в курсе современных событий, уверенно владеть современными технологиями...В процессе своей педагогической деятельности я работаю над темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики» (слайд 1)

Общепризнанно, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем, весьма специфичной и разнообразной. Поэтому одной из главных задач учителя математики является формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо детально проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут учащихся к усвоению понятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности учащихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Я стараюсь, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

Актуальность проблемы развития познавательной активности учащихся обусловлена необходимостью внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, обеспечивающих пробуждение у детей интереса не только к знаниям, но и к способам их приобретения.

Хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. (слайд 2)

 Его условия:

теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться - по способностям;

принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;

принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;

принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит;

установка не на запоминание, а на смысл: задача в центре содержания;

принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;

мышление должно главенствовать над памятью.

В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы, методы, приемы обучения. (слайд 3)

Активизации познавательной деятельности учащихся можно добиться средствами современных педагогических технологий. В своей работе я применяю технологию проблемного обучения. (слайд 4)

Данная технология позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;

- сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;

- использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;

- повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.

Виды проблемных заданий: (слайд 5)

1. Разрыв причинно – следственных связей.

2. Подход к расположению фраз (с известного факта). «Известно, что…».

3. «Как объяснить тот факт, что …».

4. Проблемное задание на предположение. «Как вы полагаете …».

5.  Точки зрения ученых, историков.

6.  Конкретный пример, который нужно подтвердить или опровергнуть.

Примеры.

1.  Тема «Деление и дроби». (слайд 6)

Чтобы найти корень уравнения вида а·х =b, нужно b разделить на а.  Если b не делится на а нацело, то уравнение не имеет натуральных корней.

Как объяснить тот факт, что уравнение 5х=1 имеет корень?  

2.  Тема «Проценты».  (слайд 7)

В конкурсе участвовали два класса. Из 5 «а» класса – 50% учащихся, а из 5 «б» - 40%. При подсчете оказалось, что количество участников из каждого класса одинаково. Почему?

3.Тема «Объем прямоугольного параллелепипеда». (слайд 8)

Длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м. В бассейн налили 2 000 000 л  воды. Как вы полагаете, можно ли плыть в этом бассейне?  

Огромное значение для активизации познавательной деятельности имеют познавательные задачи. Если ученик воспринимает задачу как проблему и самостоятельно ее решает, то это есть главнейшее условие развития его мыслительных способностей.

Типология задач. (слайд 9)

1. Задачи с несформулированным вопросом.

Пример. Шоколад стоит 15 руб., коробка конфет 30 руб. Задайте все возможные вопросы по условию данной задачи.

2. Задачи с недостающими данными. (слайд 10)

Пример.  Из двух пунктов вышли одновременно навстречу друг другу два пешехода. Скорость одного пешехода равна 7 км/ч, а скорость другого – на 1 км/ч больше. Какое расстояние будет между пешеходами через 2 часа?

Учащимся задаются вопросы:

Почему нельзя дать ответ на вопрос задачи?

Чего не хватает?

Что нужно добавить?

Докажи, что теперь задачу точно можно будет решить?

А можно ли что-нибудь извлечь даже из имеющихся данных?

Какое заключение можно сделать из анализа того, что дано?

3.  Задачи с излишними данными. (слайд 11)

Масса 11 ящиков яблок 4 ц 62 кг, а масса 18 ящиков груш 6 ц 12 кг. В магазин привезли 22 ящика яблок и 6 ящиков груш. На сколько килограммов масса одного ящика яблок больше массы одного ящика груш.

4. Задачи с несколькими решениями. (слайд 12)

Пример. За три дня в магазине продано 1280 кг яблок. В первый день продали 25% всех яблок, а во второй день – 45% всех яблок. Сколько килограммов яблок продали в третий день? Решите задачу несколькими способами. Какой из них наиболее простой.

Использование технологии проблемного обучения требует от меня значительных затрат времени при подготовке уроков, т. к. сформулировать проблемный вопрос достаточно сложно, важно продумывать каждое задание и каждое слово, чтобы они вызвали затруднение у учащихся и в то же время не отбили желания это затруднение преодолеть. Достаточно много времени тратится и на уроке на разрешение той или иной проблемы, но это время более ценно по сравнению с тем, которое тратилось бы на подачу готовых знаний.

«Игра» - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны понять». – писал А.М.Горький.(слайд 13) Познание математики через игры прививает к ней любовь. Элементы игры я включаю в урок.

В процессе игры на уроке математики незаметно для себя учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. У них развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения на стандартные и нестандартные. (слайд 14)

Стандартный вид обучения является самым частым и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль-оценка. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, так как определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе.

Нестандартные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки.  Нестандартные уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика.

Наиболее частые типы нетрадиционных уроков - урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-викторина, урок-игра, урок-аукцион, урок-конференция, урок-соревнование, урок-эстафета... Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся, закреплении и повторении изученного.

 Необходимо искать эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных технологий я считаю ИКТ.

• Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

• Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

• В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения.

• В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

• В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

  Можно выделить наиболее эффективные приемы применения компьютерных технологий: (слайд 17)

при проведении устного счета – даёт возможность оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения;

при изучении нового материала – позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами;

при проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает быстрый контроль результатов;

при решении задач обучающего характера – помогает выполнить рисунок, составить план работы, контролировать промежуточный и окончательный результаты работы по плану.

Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.  Учащиеся нашей школы принимают участие в интернет-олимпиадах: «Кенгуру – международный математический конкурс», «Центр поддержки талантливой молодёжи» VI Всероссийская предметная олимпиада. Учащиеся 7 класса проходили входное интернет-тестирование в сентябре. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ Калининская средняя школа « Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в средней школе ». Учитель математики Савина Л.Л.

Слайд 2

У словия хорошего урока : теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться - по способностям; принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях; принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности; принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит; установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания; принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания; мышление должно главенствовать над памятью.

Слайд 3

С редства активизации учения школьников: учебное содержание формы обучения методы обучения приемы обучения

Слайд 4

Т ехнология проблемного обучения позволяет : активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала; сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения ; использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации; повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.

Слайд 5

Виды проблемных заданий : 1. Разрыв причинно – следственных связей. 2. Подход к расположению фраз ( с известного факта). « Известно, что…». 3. «Как объяснить тот факт, что …». 4. Проблемное задание на предположение. «Как вы полагаете …». 5. Точки зрения ученых, историков. 6. Конкретный пример, который нужно подтвердить или опровергнуть.

Слайд 6

Тема «Деление и дроби». Чтобы найти корень уравнения вида ах = b , нужно b разделить на а. Если b не делится на а нацело, то уравнение не имеет натуральных корней . Как объяснить тот факт, что уравнение 5х=1 имеет корень?

Слайд 7

Тема «Проценты». В конкурсе участвовали два класса. Из 5 «а» класса – 50% учащихся, а из 5 «б» - 40%. При подсчете оказалось, что количество участников из каждого класса одинаково. Почему?

Слайд 8

Тема «Объем прямоугольного параллелепипеда». Длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м. В бассейн налили 2 00 000 л воды. Как вы полагаете, можно ли плыть в этом бассейне?

Слайд 9

Задачи с несформулированным вопросом. Пример. Шоколад стоит 15 руб., коробка конфет 30 руб. Задайте все возможные вопросы по условию данной задачи.

Слайд 10

Задачи с недостающими данными. Пример. Из двух пунктов вышли одновременно навстречу друг другу два пешехода. Скорость одного пешехода равна 7 км/ч, а скорость другого – на 1 км/ч больше. Какое расстояние будет между пешеходами через 2 часа? Учащимся задаются вопросы: Почему нельзя дать ответ на вопрос задачи? Чего не хватает? Что нужно добавить? Докажи, что теперь задачу точно можно будет решить? А можно ли что-нибудь извлечь даже из имеющихся данных? Какое заключение можно сделать из анализа того, что дано?

Слайд 11

Задачи с излишними данными. Масса 11 ящиков яблок 4 ц 62 кг, а масса 18 ящиков груш 6 ц 12 кг. В магазин привезли 22 ящика яблок и 6 ящиков груш. На сколько килограммов масса одного ящика яблок больше массы одного ящика груш.

Слайд 12

Задачи с несколькими решениями. Пример. За три дня в магазине продано 1280 кг яблок. В первый день продали 25% всех яблок, а во второй день – 45% всех яблок. Сколько килограммов яблок продали в третий день? Решите задачу несколькими способами. Какой из них наиболее простой.

Слайд 13

«Игра» - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны понять». – писал А.М.Горький .

Слайд 14

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТАНДАРТНЫЕ НЕСТАНДАРТНЫЕ изучение нового - закрепление - контроль-оценка урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-викторина, урок-игра, урок-­аукцион, урок-конференция, урок-соревнование

Слайд 15

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся ; • позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала ; повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения ; расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности ; • обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Слайд 16

Эффективные приемы применения компьютерных технологий : П ри проведении устного счета – даёт возможность оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения. П ри изучении нового материала – позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами. П ри проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает быстрый контроль результатов. П ри решении задач обучающего характера – помогает выполнить рисунок, составить план работы. К онтролировать промежуточный и окончательный результаты работы по плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе 8 вида.

 Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе 8 вида

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе 8 видаАктивизация познавательной деятельности учащихся – это система педагогических воздействий учителя, нап...

Устный счет как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе.

УСТНЫЙ СЧЁТкак  средство активизации познавательнойдеятельности учащихся на уроках математики  в коррекционной  школе.(из  опыта  работы)...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе VIII вида в условиях ФГОС

Дети с нарушением интеллекта - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных пробл...