Программа факультативных занятий по математике ФГОС основная школа
рабочая программа по математике (8 класс) на тему
Данная разработка содержит программу факультативных занятий по математике "Математика для любознательных", разработанную в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativnye_zanyatiya_8_klass_doc.docx | 42.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека. В течение многих столетий математика является неотъемлемым элементом системы общего образования. Объясняется это уникальностью роли учебного предмета «Математика» в формировании личности. Образовательный и развивающий потенциал математики огромен. В современном обучении математика занимает весьма значительное место. Изучение основ математики в современных условиях становится все более существенным элементом общеобразовательной подготовки молодого поколения.
Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Процесс обучения в школе предполагает, в частности, решение таких важных задач как обучение детей способам усвоения системы знаний, с одной стороны, а с другой - активизацию их интеллектуальной деятельности. Это обуславливает выделение проблемы управления интеллектуальной деятельностью школьников в число наиболее важных для педагогики. Создание условий для максимальной реализации познавательных возможностей ребенка способствует тому, что обучение ведет за собой развитие. Эффективность учебного процесса, в ходе которого формируется умственный и нравственный облик человека, во многом зависит от успешного усвоения одинакового, обязательного для всех членов общества содержания образования и всемерного удовлетворения и развития духовных запросов, интересов и способностей каждого школьника в отдельности. Без факультативных занятий такой подход осуществить крайне трудно.
Факультативные занятия имеют большое значение для развития личности, только здесь в полной мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. Сюда приходят не за отметкой, а за радостью познания, своего собственного открытия, только здесь идёт оценка развития учащегося в сравнении с самим собой, а не соответствие нормам и требованиям стандарта образования.
Данная программа рассчитана на учеников 8 - х классов. Факультативные занятия проходят 1 раз в неделю (в каждом классе), в общей сложности – 34 ч в учебный год. Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса ФГОС. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Факультативные занятия дают возможность шире и глубже изучать программный материал, задачи повышенной трудности, больше рассматривать теоретический материал и работать над ликвидацией пробелов знаний учащихся, и внедрять принцип опережения.
Основная цель: создание условия для побуждения и развития устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям, развитие творческого и логического мышления, подготовке к олимпиадам и конкурсам различного уровня.
Задачи:
* Способствовать углублению знаний по математике при решении нестандартных задач.
* Обеспечить развитие математического кругозора, мышления, способностей, исследовательских умений.
* Изучить познавательные интересы учащихся.
* Научить выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.
* Помочь воспитанию настойчивости, инициативы, формированию у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности; формированию у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Программа предполагает достижение у учащихся следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
- В личностных результатах сформированность:
- – ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к самореализации и самообразованию на основе развитой мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, заинтересованность в приобретении и расширении математических знаний и способов действий, осознанность построения индивидуальной образовательной траектории;
- – коммуникативной компетентности в общении, в учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности по предмету, которая выражается в умении ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, выстраивать аргументацию и вести конструктивный диалог, приводить примеры и контрпримеры, а также понимать и уважать позицию собеседника, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- – целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
- – представления об изучаемых математических понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
- – логического мышления: критичности (умение распознавать логически некорректные высказывания), креативности (собственная аргументация, опровержения, постановка задач, формулировка проблем, исследовательский проект и др.).
- В метапредметных результатах сформированность:
- – способности самостоятельно ставить цели учебной и исследовательской деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;
- – умения самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- – умения находить необходимую информацию в различных источниках (в справочниках, литературе, Интернете), представлять информацию в различной форме (словесной, табличной, графической, символической), обрабатывать, хранить и передавать информацию в соответствии с познавательными или коммуникативными задачами;
- – владения приемами умственных действий: определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых и причинно-следственных связей, построения умозаключений индуктивного, дедуктивного характера или по аналогии;
- – умения организовывать совместную учебную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции, взаимодействовать в группе, выдвигать гипотезы, находить решение проблемы, разрешать конфликты на основе согласования позиции и учета интересов, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- В предметных результатах сформированность:
- – умений работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический, табличный), доказывать математические утверждения;
- – умения использовать базовые понятия из основных разделов содержания (число, функция, уравнение, неравенство, вероятность, множество, доказательство и др.);
- – представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; практических навыков выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, вычислительной культуры;
- – представлений о простейших геометрических фигурах, пространственных телах и их свойствах; и умений в их изображении;
- – умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов простейших геометрических фигур;
- – умения использовать символьный язык алгебры, приемы тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, неравенств и их систем; идею координат на плоскости для интерпретации решения уравнений, неравенств и их систем; алгебраического аппарата для решения математических и нематематических задач;
- – умения использовать систему функциональных понятий, функционально-графических представлений для описания и анализа реальных зависимостей;
- – представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- – приемов владения различными языками математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- – умения применять изученные понятия, аппарат различных разделов курса к решению межпредметных задач и задач повседневной жизни.
Основное содержание:
- Неравенства. (6ч) Сложение и умножение неравенств. Система неравенств. Числовые промежутки. Уравнения и неравенства, содержащие модуль. Решение заданий из сборника к государственной итоговой аттестации.
- Выражения и их преобразования. (6ч) Буквенные выражения. Многочлены. Алгебраические дроби. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Решение заданий из сборника к государственной итоговой аттестации.
- Геометрия. (6ч) Основные свойства фигур на плоскости. Осевая и центральная симметрии. Геометрия площади в задачах. Решение заданий из сборника к государственной итоговой аттестации.
- Системы уравнений. (4ч) Из истории решений систем уравнений. Решение систем методом подстановки. Геометрические приемы решения систем уравнений. Решение заданий из сборника к государственной итоговой аттестации.
- Функции. (4ч) Линейная, квадратичная функции. Кусочные функции. Построение графиков функций, содержащих модуль.
- Квадратные уравнения. (8ч) Решение квадратных уравнений. Решение текстовых задач (на движение, на работу, на числа). Решение заданий из сборника к государственной итоговой аттестации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 часа в каждом классе)
№ | Тема | Содержание | Часы |
1 | Неравенства. | Сложение и умножение неравенств. | 1 |
2 | Системы неравенств. Числовые промежутки. | 1 | |
3 | Уравнения и неравенства, содержащие модуль. | 2 | |
4 | Решение заданий из ГИА. | 2 | |
5 | Выражения и их преобразования. | Буквенные выражения, многочлены. | 1 |
6 | Алгебраические дроби. | 1 | |
7 | Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. | 2 | |
8 | Решение заданий из ГИА. | 2 | |
9 | Геометрия. | Основные свойства фигур на плоскости. | 1 |
10 | Осевая и центральная симметрии. | 1 | |
11 | Геометрия площади в задачах. | 2 | |
12 | Решение заданий из ГИА. | 2 | |
13 | Система уравнений. | Из истории решения систем уравнений. Решение систем методом подстановки. | 1 |
14 | Геометрические приемы решения систем уравнений. | 1 | |
15 | Решение заданий из ГИА. | 2 | |
16 | Функции. | Линейная, квадратичная функции. | 2 |
17 | Кусочные функции. Построения графиков функций, содержащих модуль. | 2 | |
18 | Квадратные уравнения. | Решение квадратных уравнений. | 2 |
19 | Решение текстовых задач (на движение, работу, числа). | 4 | |
20 | Решение заданий из ГИА. | 2 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 «а» класс - 34 часа (1ч. в неделю)
№ | Тема | Содержание | Часы | Сроки |
1 | Неравенства. | Сложение и умножение неравенств. | 1 | 7.09 |
2 | Системы неравенств. Числовые промежутки. | 1 | 14.09 | |
3 | Уравнения и неравенства, содержащие модуль. | 2 | 21.09 28.09 | |
4 | Уравнения и неравенства, содержащие модуль. | |||
5 | Решение заданий из ГИА. | 2 | 5.10 12.10 | |
6 | Решение заданий из ГИА. | |||
7 | Выражения и их преобразования. | Буквенные выражения, многочлены. | 1 | 19.10 |
8 | Алгебраические дроби. | 1 | 26.10 | |
9 | Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. | 2 | 9.11 16.11 | |
10 | Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. | |||
11 | Решение заданий из ГИА. | 2 | 23.11 30.11 | |
12 | Решение заданий из ГИА. | |||
13 | Геометрия. | Основные свойства фигур на плоскости. | 1 | 7.12 |
14 | Осевая и центральная симметрии. | 1 | 14.11 | |
15 | Геометрия площади в задачах. | 2 | 21.11 28.12 | |
16 | Геометрия площади в задачах. | |||
17 | Решение заданий из ГИА. | 2 | 11.01 18.01 | |
18 | Решение заданий из ГИА. | |||
19 | Система уравнений. | Из истории решения систем уравнений. Решение систем методом подстановки. | 1 | 25.01 |
20 | Геометрические приемы решения систем уравнений. | 1 | 1.02 | |
21 | Решение заданий из ГИА. | 2 | 8.02 15.02 | |
22 | Решение заданий из ГИА. | |||
23 | Функции. | Линейная, квадратичная функции. | 2 | 22.02 29.02 |
24 | Линейная, квадратичная функции. | |||
25 | Кусочные функции. Построения графиков функций, содержащих модуль. | 2 | 7.03 14.03 | |
26 | Кусочные функции. Построения графиков функций, содержащих модуль. | |||
27 | Квадратные уравнения. | Решение квадратных уравнений. | 2 | 21.03 28.03 |
28 | Решение квадратных уравнений. | |||
29 | Решение текстовых задач (на движение, работу, числа). | 4 | 11.04 18.04 25.04 16.05 | |
30 | Решение текстовых задач (на движение, работу, числа). | |||
31 | Решение текстовых задач (на движение, работу, числа). | |||
32 | Решение текстовых задач (на движение, работу, числа). | |||
33 | Решение заданий из ГИА. | 2 | 23.05 30.05 | |
34 | Решение заданий из ГИА. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 «б» класс - 34 часа (1ч. в неделю)
№ | Тема | Содержание | Часы | Сроки |
1 | Неравенства. | Сложение и умножение неравенств. | 1 | 4.09 |
2 | Системы неравенств. Числовые промежутки. | 1 | 11.09 | |
3 | Уравнения и неравенства, содержащие модуль. | 2 | 18.09 25.09 | |
4 | Уравнения и неравенства, содержащие модуль. | |||
5 | Решение заданий из ГИА. | 2 | 2.10 9.10 | |
6 | Решение заданий из ГИА. | |||
7 | Выражения и их преобразования. | Буквенные выражения, многочлены. | 1 | 16.10 |
8 | Алгебраические дроби. | 1 | 23.10 | |
9 | Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. | 2 | 30.10 13.11 | |
10 | Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. | |||
11 | Решение заданий из ГИА. | 2 | 20.11 27.11 | |
12 | Решение заданий из ГИА. | |||
13 | Геометрия. | Основные свойства фигур на плоскости. | 1 | 4.12 |
14 | Осевая и центральная симметрии. | 1 | 11.11 | |
15 | Геометрия площади в задачах. | 2 | 18.11 25.12 | |
16 | Геометрия площади в задачах. | |||
17 | Решение заданий из ГИА. | 2 | 15.01 22.01 | |
18 | Решение заданий из ГИА. | |||
19 | Система уравнений. | Из истории решения систем уравнений. Решение систем методом подстановки. | 1 | 29.01 |
20 | Геометрические приемы решения систем уравнений. | 1 | 5.02 | |
21 | Решение заданий из ГИА. | 2 | 12.02 19.02 | |
22 | Решение заданий из ГИА. | |||
23 | Функции. | Линейная, квадратичная функции. | 2 | 26.02 4.03 |
24 | Линейная, квадратичная функции. | |||
25 | Кусочные функции. Построения графиков функций, содержащих модуль. | 2 | 7.03 11.03 | |
26 | Кусочные функции. Построения графиков функций, содержащих модуль. | |||
27 | Квадратные уравнения. | Решение квадратных уравнений. | 2 | 18.03 25.03 |
28 | Решение квадратных уравнений. | |||
29 | Решение текстовых задач (на движение, работу, числа). | 4 | 1.04 15.04 22.04 13.05 | |
30 | Решение текстовых задач (на движение, работу, числа). | |||
31 | Решение текстовых задач (на движение, работу, числа). | |||
32 | Решение текстовых задач (на движение, работу, числа). | |||
33 | Решение заданий из ГИА. | 2 | 20.05 27.05 | |
34 | Решение заданий из ГИА. |
Планируемые результаты:
В результате изучения факультативного курса учащиеся научатся:
• находить допустимые и недопустимые значения переменной в буквенных выражениях;
• выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
• применять свойства арифметических квадратных корней для преобразования
числовых выражений, содержащих квадратные корни; извлекать квадратные корни
из неотрицательного числа;
• решать линейные, квадратные и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
• решать линейные, квадратные и рациональные уравнения с параметром.
• решать системы уравнений с параметром;
• решать квадратные уравнения методом выделения квадратного двучлена
используя теорему Виета;
• решать линейные и квадратные неравенства;
• находить значения функций по её аргументу; значение аргумента по значению
функции; определять свойства, функции по её графику; описывать их; строить
графики кусочных функций; исследование функции на монотонность, строить
графики функций содержащих знак абсолютной величины;
• решать уравнения и неравенства графическим способом;
• решать уравнения содержащие знак модуля; применять свойства модуля при
решении уравнений, неравенств;
• построение графиков функций с помощью параллельного переноса.
В результате изучения факультативного курса учащиеся получат возможность:
- самоконтроля времени выполнения заданий;
- давать оценку объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумно подходить к выбору этих заданий;
- прикидывать границы результатов;
- приема «спирального движения» (по тесту).
- работы в группе, как на занятиях, так и вне,
- работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет
Методическое обеспечение и техническое сопровождение дополнительной образовательной программы:
- обучающие программы по математике 8 класс
- ноутбук
- мультимедийный проектор
- интерактивная доска.
Список используемой литературы:
1. Т.И.Линго. Игры, ребусы, загадки для школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
2. О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка. 5 – 6 класс. – М: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.
3. Е.И. Игнатьев. В царстве смекалки – М: Наука, 1987.
4. Вайблун, Рони. Занимательный мир математики. – СПб.: Дельта, 1998.
5. Л.Ф. Пичурин. За страницами учебника алгебры. М: Прсвещение, 1990.
6. В.Г.Житомирский, Л.Н. Шеврин. Путешествие по стране. Геометрии – М: Педагогика,1994.
7. Н.В. Заболотнева. Олимпиадные задания по математике. 5 – 8 классы. – Волгоград: Учитель, 2005.
8. Е.В.Галкин. Нестандартные задачи по математике.- М., 1996г.
9. А.Я.Кононов. Математическая мозаика.- М., 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативных занятий по математике для учащихся 5 - 7 классов
Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...
Рабочая программа факультативных занятий по математике
Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...
Использованию ИКТ на уроках математики, в том числе в рамках реализации ФГОС основной школы
Данный материал был представлени на методическом объединении учителей естественно-математического цикла. В нет раскрывается вопрос о использовании ИКТ на уроках математики, а также затронут вопрос о р...
Учебная программа факультативных занятий "Избранные вопросы математики" 7класс
Методическая деятельность...
Программа факультативного занятия по профессиональному самопределению воспитанников ГБОУ Республики Марий Эл "Волжская средняя общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Программа профессионального самоопределения воспитанников школы- интерната разработана на 2014 - 2015 учебный год. Данная программа рассматривает проблемы профессионального саоопределения подростков и...
Статья "Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативного занятия с воспитанниками ГБОУ РМЭ "Волжская средняя общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Статья "Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативных занятий с воспитанниками ГБОУ РМЭ "Волжская средняя общеобразовательная школа - интарнат для детей - сирот и детей, ост...
Программа факультативных занятий по учебно-методической разработке «Этика речевого общения» предназначена для обучающихся 5-6 классов, специальная (коррекционная) школа, VIII вид
Актуальность данной программы заключается в том, что в ней рассматриваются вопросы овладения речевым этикетом, как составной частью культуры речевого общения, которая, в свою очередь является необходи...