КЛ ЧАС «Зимние пословицы и поговорки»
материал по математике (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_zimnie_poslovitsy_i_pogovorki.docx | 810.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МОКУ Падунская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки
Подготовила Морозова Татьяна Владимировна
КЛ ЧАС «Зимние пословицы и поговорки»
Цель: Обобщение знаний детей о зиме.
Задачи: - формировать и расширять представления о зиме, как времени года;
- закреплять знания о приметах зимы;
- развивать познавательный интерес, логическое мышление, умение действовать в группе;
- воспитывать любовь к природе, ко времени года зиме
Зимние пословицы, поговорки.
Зима не лето – в шубу одета
Какое время года пришло на смену осени? (зима)
Ученик: Тройка, ройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром.
Учитель: О чем говорится в данном стихотворении?
Назовите зимний триместр. (Ответ: декабрь, январь, февраль)
Учитель: правильно. Приближается праздник. А на Новогоднем празднике не обойтись без загадок, пословиц . поговорок. Возможно они выручат нас на празднике. Не зря же говорится: «Пословица – всем помощница» И так, слушайте все внимательно и запоминайте.
Ученики: 1. Загадки, пословицы и поговорки – это все произведения русского народного творчества.
Учитель: Какие еще вы знаете произведения русского народного творчества?
Ученики: Их не записывали, а передавали устно от одного человека к другому. Каждый рассказчик что0то пропускал, добавлял свое, чтобы произведение еще было ярче, занимательнее. Вот поэтому мы и говорим, что автор этих произведений – народ.
Учитель: Пословица – это краткое мудрое изречение , имеющее поучительный смысл. Она говорит о самом существенном в человеческой жизни. Пословицы народ оттачивал так, чтобы они были похожи на стихотворные строчки (чтобы легче было запоминать)
Ученик: Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый?
Учитель: Пословица всегда поучительна, в ней есть вывод, который каждому полезно помнить. Пословица кратка, в ней нет лишних слов.
Ученики: 1. Пословица не даром молвится.
2. Глупая речь не пословица.
3. Пословица всем делам помощница.
Учитель: Объясните смысл этих пословиц и пословицы о феврале.
Учитель: Поговорки – яркие, меткие народные выражения. В отличие от пословиц, поговорки ограничиваются образным определением какого – либо явления.
Ученик: Их водой не разольешь (о крепкой дружбе)
Живут душа в душу (очень дружно)
Учитель: Прочитайте пословицы и поговорки. О чем они говорят?
- Зимние пословицы, поговорки.
Зима не лето – в шубу одета.
Зимою шубка не шутка.
Зимою солнце, что мачеха,- светит, а не греет.
В зимний холод каждый молод.
На тот снег, что метёт, а тот, что идёт.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Снег холодный, а от стужи укрывает.
В декабре мороз нарастает, зато день убывает.
В декабре семь погод на дворе: веет, дует, кружит, вьюжит, рвёт, метёт, песню поёт.
В конце декабря солнце на лето, зима на мороз поворачивают.
Декабрь – год кончает, зиму начинает.
В январе растёт день, растёт и холод.
В январе снега надует – хлеба прибудет.
Январь подкладывает дров в печку.
Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да морозом ухо рвёт.
Февраль сшибает рог зиме.
Февраль зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает.
* Игра «Закончи пословицу»
Декабрь го кончает , да стоять не велит
Готовь сани летом, всякий молод
Все зимой сгожается зиме середка
Январь – году начало, что летом урождается
В зимний холод, а телегу зимой
Мороз не велик, зиму начинает
Веселые тесты – пословицы
- Любишь кататься, люби и …….
-стиральный порошок
- милиционеров
- таксисту платить
-саночки возить
2. Январь – году начало, зиме….
- друг, товарищ и брат
-одноклассник
-Середка
-директор
3. Н велик мороз, да краснеет…….
- рак на горе
-шапочка
-нос
-солнце
Учитель: Настало время поговорит и о загадках
Ученик: 1. Загадка – это мудреный вопрос. Основное назначение загадки – выявить, насколько догадлив, сообразителен человек. Изображается хитро и замысловато, чтобы отгадывающий поломал голову над ответом.
Учитель: Крестьянские обычаи предписывали загадывать загадки в определенное время. Например, обязательно их загадывали на свадьбах. Даже сохранилась пословица об этом: «Выбирай такого дружка(свидетеля), чтоб загадки разгадывал.» В сказках царевна выходит за того замуж, кто сумеет разгадать ее загадки. Приведите пример такой сказки.
Умение разгадывать загадки помогает сказочным героям одержать победу над злыми силами. В греческих мифах рассказывается об Эдипе, который спас город Фивы. А это было так….
Страшное чудовище Сфинкс поселился на сале около города. Всем, кто шел в город, он загадывал загадку. Никто не мог отгадать ее и Сфинкс пожирал их. Город опустел. Тогда к Сфинксу подошел Эдип, тот загадал ему такую загадку: «Кто утром ходит на четырех, днем на двух, а вечером на трех ногах?»
Эдип отгадал: человек. (Когда он мал – это утро в его жизни – он ползает на четвереньках. Взрослым он ходит на двух ногах. А на закате жизни, в старости, он ходит с палкой – на трех ногах.)
Сфинкс сбросился со скалы в море, потому что он должен был умереть, если кто-нибудь отгадает загадку. Дорога в город была свободна. Я не случайно не сказала вам отгадку. Кто сможет сам догадаться и найти ответ?
Молодцы! Еще одну загадку отгадайте:
Ученик: Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом.
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)
Учитель: Назовите главный признак зимы (снег)
Давайте походим по сугробам. (Встали………….)
Физминутка: Мы шагаем по сугробам
По сугробам крутолобым.
Подымай повыше ногу,
Проложи себе дорогу.
Отгадайте (учитель и ученики по очереди)
- Старик у ворот тепло уволок (мороз)
- Красвица какая –стоит светло сверкая. Как пышно убрана! Кто она (елка)
- Мостится мост без досок, без топора, без клина (лед)
- Что за звездочки сквозные
на пальто и на платке?
Все сквозные, нарезные,
А возьмешь – вода в руке? (снежинки)
- Две в руках, две – на ногах-
Не провалишься в снегах.
А проедешь без труда –
Только лягут два следа .( лыжи и лыжные палочки)
Под гору – коняшка, а в гору – деревяшка. (санки)
- А ну-ка, ребята, кто отгадает: На десятерых братьев двух шуб хватает (варежки)
Учитель: теперь вы вспомнили загадки, немного поотгадывали, а сами можете загадывать? Давайте проведем конкурс между мальчиками и девочками.
Загадаю вам. Ребятки,
Очень трудные загадки.
Отгадаешь, не зевай,
Дружно, по очереди, отгадывай!
Итак, начинаем : загадываем по очереди друг другу.
Загадки:
• Бел, как сахар,
Нет ног, а идёт. (снег)
• Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу. (вьюга)
• Старик-шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (мороз)
• В новой стене.
В круглом окне,
Днём стекло разбито,
Ночью вставлено. (прорубь)
• Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (снегирь)
• Не умеет он играть,
А заставит танцевать,
Нарумянит всех людей.
Кто же этот чародей? (мороз)
• У меня длинней иголки, чем у ёлки,
Очень прямо я расту в высоту,
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. (сосна)
• Волшебные туфли наденешь на ноги –
И сразу помчишься по зимней дороге. (лыжи)
• Бежала – шумела,
Заснула – заблестела. (река)
• Я – вода,
По воде и плаваю. (лёд)
• Гуляет в поле, да не конь,
Летает в поле, да не птица. (ветер, вьюга)
• Странная звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)
Учитель: Молодцы! Много знаете загадок. Я думаю победила дружба в этом конкурсе. Похлопаем всем.
Следующее задание «Зимний кроссворд»
с | ||||||||||||||
н | ||||||||||||||
е | ||||||||||||||
г | ||||||||||||||
у | ||||||||||||||
р | ||||||||||||||
о | ||||||||||||||
ч | ||||||||||||||
к | ||||||||||||||
а |
- Меньше тигра, больше кошки, над ушами кисти-рожки .
С виду кролик, но не зверь! Страшен в гневе этот зверь!
И ему не крикнешь :»Брысь!»
Потому, что это ….(рысь)
- Он слетает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег)
- Кто осенью спать ложится, а весной встает. (медведь)
- Жил я посреди двора, где играет детвора!
Но от солнечных лучей превратился я в ручей. (снеговик)
- Что вверх корнем растет ? (сосулька)
- Из капкана он уйдет, от аркана убежит,
В тундре звездной и морозной,
Всюду путь ему открыт. (ветер)
- За белой дверцей стужа, лед,
Там Дед Мороз, друзья, живет. (холодильник)
- Пришла из лесу птичница в рыжей шубке, всех кур пересчитала (лиса)
- Белой стаей мошкара
Вьется, кружится с утра,
Не пищат и не кусают,
Просто так себе летают. (снежинки)
- Скачет по лесу назад, вперед,
Воет, гудит и деревья трясет. (вьюга)
Учитель: А сейчас поиграем в художников. Я загадываю загадку, а вы не говорите отгадку, а нарисуете ее. Итак, выходят два художника:
- Зимой и летом одним цветом.
- Кто раз в году наряжается?
Звучит мелодия« В лесу родилась елочка»
(Остальные ребята подбадривают художников)
Учитель: Какие хорошенькие елочки нарисовали! А ведь не случайно я вам дала именно эти загадки о елочке. Почему, как вы думаете? (скоро Новый год)
- Новогодняя гостиная
* «Доскажи словечко!»
Бенгальские … (огни)* Карнавальный … (костюм)
Сколько лучей у снежинки ? (6)
- О чем мы сегодня говорили?
- Где могут пригодиться зимние пословицы и поговорки?
На этом наш классный час заканчивается, желаю вам всего самого хорошего.
ЛИТЕРАТУРА
- Журнал «начальная школа», № 2,1991
- Журнал 2Воспитание школьников», № 3, 1993
- Журнал «Юный натуралист», №1,1993.
№ 2, 1991
№12,1991
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ – НАРОДНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ.
Поговорки и пословицы – один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веко...
Дидактические материалы к уроку литературы в 5-6 классах по теме "Пословицы и поговорки"
Материал представляет из себя подборку заданий по теме "Пословицы и поговорки" и может быть использован как на уроке литературы, так и при подготовке к олимпиадам по литературе....
Английские пословицы и поговорки. Этимология, русские аналоги, трудности перевода.
Статья об особенностях употребления английских пословиц и поговорок, их русских эквивалентах и о трудностях, с которыми встречаются учащиеся при переводе....
Пословицы и поговорки
Презентация к уроку литературы в 7 классе. Содержит иллюстративный материал по тематике пословиц, игру "Собери пословицу"....
Шуточная викторина "Животные в пословицах и поговорках"
Материал используется для проведения викторины в начальной школе, в 5 классах....
Проверочная работа по литературе для 5 кл. "Пословицы и поговорки"
Вопросы и задания проверочной работы помогают учителю выявить уровень усвоения темы "Пословицы и поговорки" и откорректировать знания учащихся....
Пословицы и поговорки – активные помощники в изучении грамматики.-исследовательская работа.исследовать пословицы и поговорки английского и русского языков; выявить особенности перевода; систематизировать пословицы и поговорки по грамматической структуре.
Материалом исследования послужили данные фразеологических словарей английского и русского языков, стилистических и толковых словарей, сборников общеупотребительных пословиц и поговорок....