КЛ ЧАС «Зимние пословицы и поговорки»
материал по математике (7 класс) на тему

Татьяна Владимировна Марозова
Цель: Обобщение знаний детей о зиме.
Задачи:
- формировать и расширять представления о зиме, как времени года;
- закреплять знания о приметах зимы;
- развивать познавательный интерес, логическое мышление, умение действовать в группе;
- воспитывать любовь к природе, ко времени года зиме
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_zimnie_poslovitsy_i_pogovorki.docx810.65 КБ

Предварительный просмотр:

МОКУ Падунская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки

Подготовила Морозова Татьяна Владимировна

КЛ ЧАС «Зимние пословицы и поговорки»

Цель: Обобщение знаний детей о зиме.
Задачи: - формировать и расширять представления о зиме, как времени года;
- закреплять знания о приметах зимы;
- развивать познавательный интерес, логическое мышление, умение действовать в группе;
- воспитывать любовь к природе, ко времени года зиме

Зимние пословицы, поговорки.

Зима не лето – в шубу одета

Какое время года пришло на смену осени? (зима)

Ученик: Тройка, ройка прилетела.

                Скакуны в той тройке белы,

                А в санях сидит царица,

               Белокоса, белолица,

                Как махнула рукавом –

               Все покрыла серебром.

Учитель: О чем говорится в данном стихотворении?

Назовите зимний триместр. (Ответ: декабрь, январь, февраль)

Учитель: правильно. Приближается   праздник. А на Новогоднем празднике не обойтись без загадок, пословиц . поговорок. Возможно они выручат нас на празднике. Не зря же говорится: «Пословица – всем помощница» И так, слушайте все внимательно и запоминайте.

Ученики: 1. Загадки, пословицы и поговорки – это все произведения русского народного творчества.

Учитель: Какие еще вы знаете произведения русского народного творчества?

Ученики: Их не записывали, а передавали устно от одного человека к другому. Каждый рассказчик что0то пропускал, добавлял свое, чтобы произведение еще было ярче, занимательнее. Вот поэтому мы и говорим, что автор этих произведений – народ.

Учитель: Пословица – это краткое мудрое изречение , имеющее поучительный смысл. Она говорит о самом существенном в человеческой жизни. Пословицы народ оттачивал  так, чтобы они были похожи на стихотворные строчки (чтобы легче было запоминать)

Ученик: Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый?

Учитель:  Пословица всегда поучительна, в ней есть вывод, который каждому полезно помнить. Пословица кратка, в ней нет лишних слов.
Ученики: 1. Пословица не даром молвится.

2. Глупая речь не пословица.

3. Пословица всем делам помощница.

Учитель: Объясните смысл этих пословиц и пословицы о феврале.

Учитель: Поговорки – яркие, меткие народные выражения. В отличие от пословиц, поговорки ограничиваются образным определением  какого – либо явления.

Ученик:  Их водой не разольешь (о крепкой дружбе)

Живут душа в душу (очень дружно)

Учитель: Прочитайте пословицы и поговорки. О чем они говорят?

  •  Зимние пословицы, поговорки.

Зима не лето – в шубу одета.
Зимою шубка не шутка.
Зимою солнце, что мачеха,- светит, а не греет.
В зимний холод каждый молод.
На тот снег, что метёт, а тот, что идёт.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Снег холодный, а от стужи укрывает.
В декабре мороз нарастает, зато день убывает.
В декабре семь погод на дворе: веет, дует, кружит, вьюжит, рвёт, метёт, песню поёт.
В конце декабря солнце на лето, зима на мороз поворачивают.
Декабрь – год кончает, зиму начинает.
В январе растёт день, растёт и холод.
В январе снега надует – хлеба прибудет.
Январь подкладывает дров в печку.
Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да морозом ухо рвёт.
Февраль сшибает рог зиме.
Февраль зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает.
* Игра «Закончи пословицу»

Декабрь го кончает ,                        да стоять не велит

Готовь сани летом,                           всякий молод

Все зимой сгожается                      зиме середка

Январь – году начало,                    что летом урождается

В зимний холод,                               а телегу зимой

Мороз не велик,                               зиму начинает

Веселые тесты – пословицы

  • Любишь кататься, люби и …….

-стиральный порошок

- милиционеров

- таксисту платить

-саночки возить

2. Январь – году начало, зиме….

- друг, товарищ и брат

-одноклассник

-Середка

-директор

3. Н велик мороз,  да краснеет…….

- рак на горе

-шапочка

-нос

-солнце

Учитель: Настало время поговорит и о загадках

Ученик: 1. Загадка – это мудреный вопрос. Основное назначение загадки – выявить, насколько догадлив, сообразителен человек. Изображается хитро и замысловато, чтобы отгадывающий поломал голову над ответом.

Учитель: Крестьянские обычаи предписывали загадывать загадки в определенное время. Например, обязательно их загадывали на свадьбах. Даже сохранилась пословица об этом: «Выбирай такого дружка(свидетеля), чтоб загадки разгадывал.» В сказках царевна выходит за того замуж, кто сумеет разгадать ее загадки. Приведите пример такой сказки.

Умение разгадывать загадки помогает сказочным героям одержать победу над злыми силами. В греческих мифах рассказывается об Эдипе, который спас город Фивы. А это было так….

Страшное чудовище Сфинкс поселился на сале около города. Всем, кто шел в город, он загадывал загадку. Никто не мог отгадать ее и Сфинкс пожирал их. Город опустел. Тогда к Сфинксу подошел Эдип, тот загадал ему такую загадку: «Кто утром ходит на четырех, днем на двух, а вечером на трех ногах?»

Эдип отгадал: человек. (Когда он мал – это утро в его жизни – он ползает на четвереньках. Взрослым он ходит на двух ногах. А на закате жизни, в старости, он ходит с палкой – на трех ногах.)

Сфинкс сбросился со скалы в море, потому что он должен был умереть, если кто-нибудь отгадает загадку. Дорога в город была свободна. Я не случайно не сказала вам отгадку. Кто сможет сам догадаться и найти ответ?

Молодцы! Еще одну загадку отгадайте:

Ученик: Кто поляны белит белым,

                И на стенах пишет мелом.

               Шьет пуховые перины,

               Разукрасил все витрины?   (Зима)

Учитель: Назовите главный признак зимы (снег)

Давайте походим по сугробам. (Встали………….)  

Физминутка:    Мы шагаем по сугробам

                            По сугробам крутолобым.

                            Подымай повыше ногу,

                            Проложи себе дорогу.

Отгадайте (учитель и ученики по очереди)

  • Старик у ворот тепло уволок (мороз)
  • Красвица какая –стоит светло сверкая. Как пышно убрана! Кто она (елка)
  • Мостится мост без досок, без топора, без клина (лед)
  • Что за звездочки сквозные

на пальто и на платке?

 Все сквозные, нарезные,

А возьмешь – вода в руке? (снежинки)

  • Две в руках, две – на ногах-

      Не  провалишься в снегах.

      А проедешь без труда –

      Только лягут два следа .( лыжи и лыжные палочки)

Под гору – коняшка, а в гору – деревяшка. (санки) 

  • А ну-ка, ребята, кто отгадает: На десятерых братьев двух шуб хватает (варежки)

Учитель: теперь вы вспомнили загадки, немного поотгадывали, а сами можете загадывать? Давайте проведем конкурс между мальчиками и девочками.

Загадаю вам. Ребятки,

Очень трудные загадки.

Отгадаешь, не зевай,

Дружно, по очереди, отгадывай!

Итак, начинаем : загадываем по очереди друг другу.

 Загадки: 
• Бел, как сахар,
Нет ног, а идёт. (снег)
• Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу. (вьюга)
• Старик-шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (мороз)
• В новой стене.
В круглом окне,
Днём стекло разбито,
Ночью вставлено. (прорубь)

• Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой. 
(снегирь)

• Не умеет он играть,
А заставит танцевать,
Нарумянит всех людей.
Кто же этот чародей? 
(мороз)
• У меня длинней иголки, чем у ёлки,
Очень прямо я расту в высоту,
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. 
(сосна)

• Волшебные туфли наденешь на ноги – 
И сразу помчишься по зимней дороге. 
(лыжи)
• Бежала – шумела,
Заснула – заблестела. 
(река)
• Я – вода,
По воде и плаваю. 
(лёд)
• Гуляет в поле, да не конь,
Летает в поле, да не птица. 
(ветер, вьюга)
• Странная звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала. 
(снежинка)

Учитель: Молодцы! Много знаете загадок. Я думаю победила дружба в этом конкурсе. Похлопаем всем. 

Следующее задание «Зимний кроссворд»

с

н

е

г

у

р

о

ч

к

а

  • Меньше тигра, больше кошки, над ушами кисти-рожки .

С виду кролик, но не зверь! Страшен в гневе этот зверь!

И ему не крикнешь :»Брысь!»

Потому, что это ….(рысь)

  • Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

 Он звездой прохладной тает

На ладони  и во рту. (снег)

  • Кто осенью спать ложится, а весной встает. (медведь)
  • Жил я посреди двора, где играет детвора!

Но от солнечных лучей превратился я  в ручей. (снеговик)

  • Что вверх корнем растет ? (сосулька)
  • Из капкана он уйдет, от аркана убежит,

В тундре звездной и морозной,

Всюду путь ему открыт. (ветер)

  • За белой дверцей стужа, лед,

Там Дед Мороз, друзья, живет. (холодильник)

  • Пришла из лесу птичница в рыжей шубке, всех кур пересчитала (лиса)
  • Белой стаей мошкара

Вьется, кружится с утра,

Не пищат и не кусают,

Просто так себе летают. (снежинки)

  • Скачет по лесу назад, вперед,

Воет, гудит и деревья трясет. (вьюга)

Учитель:  А сейчас поиграем в художников. Я загадываю загадку, а вы не говорите отгадку, а нарисуете ее.  Итак, выходят два художника:

  • Зимой и летом одним цветом.
  • Кто раз в году наряжается?

Звучит мелодия« В лесу родилась елочка»

(Остальные ребята подбадривают художников)

Учитель: Какие хорошенькие елочки нарисовали! А ведь не случайно я вам дала именно эти загадки о елочке. Почему, как вы думаете? (скоро Новый год)

  • Новогодняя гостиная

* «Доскажи словечко!»
Бенгальские … (огни)* Карнавальный … (костюм)

Сколько лучей у снежинки ? (6) 


  • О чем мы сегодня говорили?
  • Где могут пригодиться зимние пословицы и поговорки?

На этом наш классный час заканчивается, желаю вам всего самого хорошего.

ЛИТЕРАТУРА

  • Журнал «начальная школа»,  2,1991
  • Журнал 2Воспитание школьников»,  3, 1993
  • Журнал «Юный натуралист», 1,1993.

                                                           2, 1991

                                                          12,1991









.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ – НАРОДНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ.

Поговорки и пословицы – один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веко...

Дидактические материалы к уроку литературы в 5-6 классах по теме "Пословицы и поговорки"

Материал представляет из себя подборку заданий по теме "Пословицы и поговорки" и может быть использован как на уроке литературы, так и при подготовке к олимпиадам по литературе....

Английские пословицы и поговорки. Этимология, русские аналоги, трудности перевода.

Статья об особенностях употребления английских пословиц и поговорок, их русских эквивалентах и о трудностях, с которыми встречаются учащиеся при переводе....

Пословицы и поговорки

Презентация к уроку литературы в 7 классе. Содержит иллюстративный материал по тематике пословиц, игру "Собери пословицу"....

Шуточная викторина "Животные в пословицах и поговорках"

Материал используется для проведения викторины в начальной школе, в 5 классах....

Проверочная работа по литературе для 5 кл. "Пословицы и поговорки"

Вопросы и задания проверочной работы помогают учителю выявить уровень усвоения темы "Пословицы и поговорки" и откорректировать знания учащихся....

Пословицы и поговорки – активные помощники в изучении грамматики.-исследовательская работа.исследовать пословицы и поговорки английского и русского языков; выявить особенности перевода; систематизировать пословицы и поговорки по грамматической структуре.

Материалом исследования послужили данные фразеологических словарей английского и русского языков, стилистических и толковых словарей, сборников общеупотребительных пословиц и поговорок....