"Математическое образование в классах раздельного обучения на 2016-2021 год"
материал по математике по теме
.Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, развивает воображение, пространственные представления, формирует у них представление о математике, как части общечеловеческой культуры.
Актуальность развития математического образования определена в Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Государством поставлены задачи модернизировать содержание учебных программ на всех уровнях (с обеспечением их преемственности), исключить пробелы в базовых математических знаниях у каждого обучающегося, обеспечить наличие общедоступных информационных ресурсов и применение современных технологий образовательного процесса.
Анализ математического образования позволил выявить ряд проблем:
- новое понимание результатов основного общего образования в рамках основных требований ФГОС;
-преобладание репродуктивного типа организации уроков и занятий ;
-за последние время растеряно такое качество личности обучающихся, как познавательная самостоятельность, интерес;
-координального изменения требует диагностирование и критерии оценки учебной деятельности школьников.
- возрастающий процент обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-отсутствие системы работы с одарёнными детьми;
-отсутствие не только победителей очных математических олимпиад, но и участников регионального этапа
-не полноценная реализация предпрофильной подготовки;
Для повышения качества математического образования, развития интереса и мотивации к изучению предмета разработана программа по технологии раздельного обучения в 5-9 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Математическое образование в классах раздельного обучения на 2016-2021 год" | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Томска
Россия, 634009, г. Томск, ул. Р. Люксембург, 64, тел/факс: 51-27-86
ПРОГРАММА
«Математическое образование в классах раздельного обучения
в МАОУ СОШ №2 на 2016-2021 год»
Автор (составитель): Шмонина Н.В.
учитель математики,
заместитель директора
по учебной работе
2016
Нормативно-правовое обеспечение
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
4. Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р «О Концепции развития математического образования в РФ»
5. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы".
1.Пояснительная записка
1.1.Актуальность программы:
Математика занимает одно из центральных мест в общей системе образования. Эта её роль определяется глубоким богатством математических идей и результатов, накопленных человечеством за тысячи лет развития и являющихся существенной частью его культурного наследия, непрерывно расширяющимся спектром приложений математики к самым различным сторонам жизни и деятельности человека, несомненным влиянием математики на воспитание важнейших личностных качеств, её воспитательным потенциалом.
Математика, давно став языком науки и техники, в настоящее время все шире проникает в повседневную жизнь и обиходный язык. Компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, развивает воображение, пространственные представления, формирует у них представление о математике, как части общечеловеческой культуры.
Актуальность развития математического образования определена в Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Государством поставлены задачи модернизировать содержание учебных программ на всех уровнях (с обеспечением их преемственности), исключить пробелы в базовых математических знаниях у каждого обучающегося, обеспечить наличие общедоступных информационных ресурсов и применение современных технологий образовательного процесса.
Анализ математического образования позволил выявить ряд проблем:
- новое понимание результатов основного общего образования в рамках основных требований ФГОС;
-преобладание репродуктивного типа организации уроков и занятий ;
-за последние время растеряно такое качество личности обучающихся, как познавательная самостоятельность, интерес;
-координального изменения требует диагностирование и критерии оценки учебной деятельности школьников.
- возрастающий процент обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-отсутствие системы работы с одарёнными детьми;
-отсутствие не только победителей очных математических олимпиад, но и участников регионального этапа
-не полноценная реализация предпрофильной подготовки;
- мы пока не сумели создать условия для полноценной исследовательской деятельности обучающихся.
Для повышения качества математического образования, развития интереса и мотивации к изучению предмета продолжим работу по технологии раздельного обучения в 5-9 классах.
1.2. Идея программы
Если мы продолжим технологию раздельного обучения на школьном уровне, то повысим познавательную активность обучающихся к изучению предмета для достижения нового качества образования.
1.3. Цели и задачи.
Цель программы – повышение качества математической подготовки, развитие интереса и мотивации к изучению предмета .
Задачи:
1.Мотивация всех участников образовательного процесса на его качество математической подготовки.
2.Предусмотреть часы в части, формируемой участниками образовательных отношений на увеличение времени на изучение предмета математики, факультативов, курсов по выбору, элективных курсов;
3.Формирование у обучающихся потребности к изучению математики, раскрытие творческого потенциала;
4.Ппреемственность содержания преподавания основного и начального образования по математике;
5.Активизировать внеурочную деятельность по предмету математика;
6.Организовать мониторинг состояния преподавания математики в ОУ;
7.Обеспечить различные индивидуальные траектории с учетом возможностей, способностей и интересов каждого обучающегося.
8.Усиление практической направленности математического образования.
9.Совершенствование системы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации для обеспечения объективности оценивания уровня подготовки учащихся.
10.Ранняя профориентация .
11.Повышение квалификации учителей.
1.4.Ресурсы реализации программы:
Нормативно-правовые
Положение об индивидуальной образовательной траектории обучающегося
Положение о портфолио обучающегося и проектной математической деятельности
Программа муниципального мониторинга
Программно-методические
- Методические рекомендации по составлению программ математического содержания
- Учебно-методический комплекс по математике «Математика. Психология. Интеллект.» под редакцией Э.Г. Гельфман, М.А. Холодная
- Рабочие программы.
Мотивационное
Разработка критериев стимулирования и поощрения эффективной деятельности педагогов, обеспечивающих реализацию модели математического образования школьников.
Материально-технические условия
Компьютерный класс
Безлимитный доступ в Интернет
Интерактивные доски в кабинетах математики, начальной школы
Библиотечно-информационный центр. Библиотека и медиатека с цифровыми образовательными ресурсами, копировально-множительной техникой, выходом в Интернет, что обеспечивает условия для индивидуальных занятий обучающихся.
1.5. Сроки реализации: 2016 -2021 г.г.
2. Содержание программы
2.1. Основные подходы и способы реализации программы.
Содержание программы направлено на повышение качества математического образования, развитие математических способностей ( развитие базовых математических компетенций всех обучающихся), интеллектуальное развитие, работу с математически одарёнными обучающимися (ограниченное количество обучающихся, индивидуальные образовательные траектории). Программа ориентирована на основное общее образование.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЯ СРЕДА
СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Основными процессами, обеспечивающими реализацию программы являются:
- научно-методическое сопровождение;
- учебный процесс;
- внеклассная работа;
- мониторинг.
2.2. Этапы реализации программы
1. Диагностическо-проектировочный этап (подготовительный). Проблемный анализ деятельности школы по состоянию математического образования. Анализ психолого-педагогических затруднений учителей. Постановка проблемы и обоснование её актуальности. Сбор, систематизация теоретического материала по проблеме. Постановка цели, прогнозирование ожидаемых результатов, а также возможных негативных последствий. Обеспечение условий (подготовка материальной базы, научно-методическое и кадровое обеспечение, программное обеспечение).
2. Практический (основной) этап.
Внедрение программы, направленное на развитие математических способностей ребенка; организация и проведение промежуточного мониторинга реализации программы. Внедрение и реализация математических программ в урочную и неурочную деятельность обучающихся:
«Занимательная геометрия»
«За страницами учебника «Математика»
«Занимательная информатика».
«Черчение»
3.Обобщающе-аналитический (итоговый) этап (2021г.). Обработка результативно-диагностических данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ результатов внедрения Программы, ее эффективности. Обобщение результатов, тиражирование педагогического опыта. Определение перспективных путей дальнейшего развития; подведение итогов, прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития.
2.3. Участники Программы.
- учителя математики МАОУ СОШ №2
- обучающиеся школы
- классные руководители
- родители обучающихся МАОУ СОШ №2
Контроль за исполнением программы осуществляет администрация МАОУ СОШ № 2.
2.4. Социальные партнеры
Кафедра естественно-математического образования ТОИПКРО, РЦРО, ТГПУ, ТПУ.
Социальные партнеры являются ресурсными площадками для повышения квалификации педагогических работников, для предъявления результатов образовательной деятельности, для организации занятий на повышенном уровне, как с использованием дистанционных образовательных технологий, так и в очной форме.
С помощью социальных партнеров возможна сетевая организация научно-методической работы, сетевая реализация образовательных программ, проведение мониторинговых исследований, проведение экспертизы образовательных программ.
2.5. Риски, которые могут не позволить повысить качество математического образования:
- Ограниченные возможности Учебного плана;
- Низкая мотивация педагогов в организации внеурочной деятельности по предмету;
- Большая загруженность педагогов и обучающимися разнообразными внеурочными мероприятиями по другим предметам;
- Отсутствие взаимопонимания со стороны родителей;
- Недостаточный уровень методической компетентности педагогов;
- Возможность дефицита педагогических кадров;
- Отсутствие мотивации у обучающихся повышать уровень образования через участие в конкурсах, олимпиадах, курсах по выбору и т.д.;
- Отсутствие мотивации у учителей повышать профессиональный уровень через участие в конкурсах профессионального мастерства, семинарах и т.д.;
3. Результативность программы
3.1.Ожидаемые конечные результаты
1.Обновление и совершенствование качества образования:
- преодоление тенденции по снижению уровня математического образования,
- рост качества знаний обучающихся, подтвержденных независимой оценкой качества образования;
- расширение перечня педагогических технологий, регулярно применяемых в образовательном процессе;
- наличие материально-технических условий в образовательном учреждении .
- умелое применение школьниками информационных технологий, компьютерных программ, которые в наибольшей степени интересны им и позволяют осознать собственный успех или ликвидировать пробелы
- рост количества обучающихся, участвующих во Всероссийской олимпиаде школьников, дистанционных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях разного уровня;
- приобретение школьниками умений добывать информацию из различных источников, анализировать, критически осмысливать и умело использовать ее, осуществлять исследовательскую деятельность;
2.Развитие и обновление педагогического потенциала.
- совершенствование профессиональной компетентности и повышение ИКТ-компетентности педагогов;
3.2. Мониторинг программы
отслеживается в следующих формах:
– входная диагностика по проверке остаточных знаний (на начало учебного года);
– промежуточная аттестация в виде самостоятельных заданий, контрольных работ, зачётов по определению уровня владения базовыми задачами в основных темах курсов алгебры и геометрии (2 раза в год);
– региональные мониторинговые работы, которые показывают уровень знаний по математике;
– достижения обучающихся в выбранных видах внеурочной деятельности (1 раз в год);
− включенность обучающихся в систему внеурочной деятельности;
− итоговый контроль участия обучающихся в математических мероприятиях различного уровня.
3.3. Эффективность реализации программы
В ходе реализации программы повысится качество математического образования . Посредством программы будет реализована Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 года № 2506-р.
3.4. Критерии оценки результатов:
-увеличение количества выпускников основной школы, получивших оценки «4» и «5» на ОГЭ по математике;
-увеличение доли учителей математики, прошедших повышение квалификации и переподготовки по вопросам обновления структуры и содержания математического образования;
-увеличение количества педагогов математики, повысивших квалификационную категорию;
-увеличение количества победителей, призёров и лауреатов очных математических олимпиад, конкурсов, конференций;
-оснащение кабинета математики современным информационно-коммуникационным и технологичным оборудованием;
- расширение перечня педагогических технологий, регулярно применяемых в образовательном процессе;
-внедрение программ по внеурочной деятельности математического содержания;
-применение индивидуальных планов и маршрутов обучающихся;
-повышение качественных показателей регионального мониторинга по математике;
- увеличение числа обучающихся, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью;
-разработка системы учёта индивидуальных достижений обучающихся.
План мероприятий по повышению качества математического образования на 2016-2021г. г.
№ | Мероприятия | Планируемый результат |
1 | Анализ запросов учителей математики по повышению квалификации. Оформление заявки на курсы повышения квалификации и переподготовку | Повышение качества преповдавания |
2 | Посещение муниципальных и региональных семинаров по математике и круглых столов, совещаний по вопросам подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. | Повышение уровня педагогической компетентности учителей математики. начальных классов. |
3 | Участие учителей математики в педагогических советах по теме: «Современный урок в рамках реализации ФГОС», «Пути повышения мотивации обучающихся и научно-педагогического уровня педагогов на уроках в рамках реализации ФГОС» | Овладение педагогами новых образовательных технологий и как результат повышение качества знаний. |
4 | Участие в школьном конкурсе профессионального мастерства «Мой лучший урок». | Повышение уровня профессионального мастерства учителей математики. |
Участие учителей школы в действующих творческих группах. | Повышение качества преподавания. | |
6 | Проведение совместных заседаний МО учителей начальных классов и учителей математики по вопросам преемственности в преподавании математики. | Преемственность образовательных программ начальной и основной школы по математике. |
Индивидуальные консультации для учителей математики и учителей начальных классов. | Повышение качества преподавания за счет знакомства с педагогическим опытом своих коллег. Повышение качества преподавания за счет знакомства с методическим опытом своих коллег. Повышение уровня педагогической компетентности учителейматематики, начальных классов. | |
Реализация междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ- компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом в классах раздельного обучения » | Формирование у обучающихся метапредметных знаний. | |
Проведение предметной недели | Активизация мотивации обучения. Формирование универсальных учебных действий. Самореализация обучающихся. | |
Подготовка учебных программ по учебному предмету математика, дидактических материалов на новый учебный год для класса мальчиков и класса девочек. | Рассмотрение на заседании МО, согласование с зам.директора по УВР и утверждение директором школы. Корректировка планов и учебно- тематического планирования. | |
8 | Подготовка обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников разного уровня по предмету. | Повышение качества подготовки обучающихся |
9 | Организация взаимопосещения уроков математики | Повышение качества преподавания, за счет знакомства с педагогическими приемами своих коллег. |
Организация работы по подготовке к ОГЭ. | Повышение качества подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. | |
Проведение диагностических работ в формате ОГЭ и ЕГЭ. | Психологическая готовность к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Создание максимальной ситуации успеха в аттестации. | |
1 | Организация методической помощи | Консультирование учителей по имеющимся проблемам. |
2 | Обучающие семинары 1.«Мотивация и познавательная активность как основа высокого качества образования» 2. «Преемственность преподавания основного и начального образования по математике в классах раздельного обучения» 3.«Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества преподавания предмета математики» | Разработать единые требования оценивания результатов деятельности обучающихся, составить план работы над проблемными темами. |
3 | Проведение педагогического совета по теме «Промежуточные результаты реализации программы повышения качества математического образования в классах раздельного обучения по итогам года»; | Внесение корректив в проект математического образования. Совершенствование учебно- тематического планирования и методического обеспечения учебного процесса. |
4 | Оснащение образовательного процесса учебным оборудованием для выполнения практических видов занятий, работ в соответствии с рабочими программами учебного предмета математика | Утверждение рабочих программ педагогов; Оснащение образовательного процесса учебным оборудованием. Повышение мотивации обучающихся к предмету математика. |
1 | Выделение часов из части, формируемой участниками образовательных отношений на увеличение времени на изучение предмета математики. | 5-6 класс- Наглядная геометрия 7-9 класс – «За страницами учебника «Математика» 7-8класс- Черчение |
3 | Выделение часов на элективные курсы, курсы по выбору | Элективные курсы- 9 класс |
Консультирование обучающихся (в том числе дистанционное). Консультирование обучающихся по вопросам ОГЭ | Выявление пробелов в знаниях обучающихся Адаптация обучающихся к учебному труду. Ликвидация пробелов в знаниях повышение качества знаний. | |
Организация дополнительных занятий с обучающимися, имеющими неудовлетворительные результаты по итогам четверти, полугодия. | Выявление и отработка проблемных тем.Рациональная организация повторения. Составление плана работы со слабоуспевающими обучающимися. | |
Организация психологических тренингов по подготовке к государственной итоговой аттестации. | Психологическая готовность к сдаче ОГЭ | |
1 | Мотивация и стимулирование педагогов | Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда согласно Положению о порядке установления расчёта оплаты труда. |
2 | Работа классного руководителя | Проведение классных часов «Учись учиться» с 2-9 кл. Создание портфолио обучающихся, как средство мотивации |
3 | Привлечение родителей к сотрудничеству | Повышение качества образования, семейного воспитания. |
1 | Олимпиадный тренинг | Повышение мотивации обучающихся к предмету математика. |
2 | Участие обучающихся в школьном, муниципальном, региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников. | Возрастание престижа математических знаний в детском коллективе и участия в олимпиадах разного уровня. Овладение программным материалом на повышенном уровне сложности. |
Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования | Заключение договора с ДТО «Созвездие» | |
Выделение часов внеурочной деятельности на изучение и применение математики | «Робототехника» 3-9 класс (класс мальчиков) «Информатика в играх и задачах» 5-7класс «Занимательная геометрия» 1-4 класс Повышение интереса к изучению математики. | |
Участие во всероссийских, международных предметных олимпиадах и конкурсах | Активное участие обучающихся в международных интеллектуальных играх «Кенгуру», «Эрудит» и др. Повышение познавательного интереса обучающихся. | |
2 | Участие в муниципальной НПК | Овладение исследовательскими навыками, участие в научно- практической конференции Повышение качества проектно- исследовательских деятельности и качества знаний. Выступление на научной конференции,развитие коммуникативных навыков и навыков презентовать себя. Высокий уровень предметных и метапредметных компетенций обучающихся |
1 | Анализ результатов ГИА, результатов по итогам года, по классам на школьном уровне | Выявление и отработка западающих тем. Корректировка плана мероприятий по повышению качества обучения |
Участие обучающихся в проводимых мониторингах качества математического образования. | Повышение качества знаний. Проверка уровня компетенции обучающихся. | |
Анализ результатов работы учителей математики за год. | Внесение корректив в реализацию плана повышения качества математического образования на следующий учебный год. | |
Включенность обучающихся в систему внеурочной и внеклассной деятельности | Создание портфолио обучающихся | |
3 | Организация и проведение контрольных срезов на школьном уровне | Анализ результатов, принятие управленческих решений. Выяление проблемных тем. |
Проведение административного входного контроля знаний по математике с целью определения «остаточных» знаний и на основе полученных данных организация повторения тем курса (2-9 классы). | Анализ результатов, принятие управленческих решений. |
Список литературы:
1.Подборка выступлений Владимира Филипповича Базарного Электронный ресурс http://www.youtube.com/watch?v=eCpuz5mSvj4
2.Константинова О.А. Гендерный подход к обучению школьников: автореф. дис. ... канд. Пед. наук. - Саратов, 2005. -с.22.
3. Коробкова С. А. Гендерный подход в изучении дисциплин естественнонаучного содержания. Электронный ресурс http://www.youtube.com/watch?v=eCpuz5mSvj4
4. Еремеева В. Д. Вместе трудно. А врозь? (Раздельное обучение мальчиков и девочек «за» и «против») // На путях к новой школе. На стороне подростка. – 2003. - № 1. [Электронный ресурс ].
5. Шмонина Н.В. Влияние гендерного обучения на образовательные результаты.-2016, г. Томск Статья по математике. Электронный ресурс. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2016/02/17/vliyanie-razdelnogo-obucheniya-na-obrazovatelnye-rezultaty
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от «17» декабря 2010 г. № 1897
7.Концепция математического образования Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р
Рассмотрено на заседании МС Утверждаю
_____Т.В.Жабкина Директор МАОУ СОШ №2 г.Томска
Пр.№ 4 от 17.06.2016 _________О.О.Антошкина
____________2016 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция очного и дистанционного обучения как один из путей повышения качества математического образования
Дистанционная форма предусматривает: самостоятельную исследовательскую деятельность с использованием ресурсов Интернет; выполнение дополнительных заданий, способствующих усвоению...
«Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»
Выступление на РМО учителей математики «Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»...
«Математическое образование в классах раздельного обучения в МАОУ СОШ №2 на 2016-2021 год»
. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, развивает воображение, прост...
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов отделения среднего профессионального образования всех форм обучения по дисциплине Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия
Методические указания содержат организационно-методические рекомендации, в том числе практические советы по решению задач математики, требования к написанию и оформлению контрольных работ, вопросы для...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня образования на 2016-2021 гг. учителя русского языка и литературы Соловьёвой М.Г.
Индивидуальный план повышения профессионального уровня образования...
Реализация концепции математического образования в Российской Федерации. Проблемы массового школьного математического образования.
доклад о проблемах современного математического образования...
Формирование математической компетенции школьников как фактор повышения качества математического образования и подготовки обучающихся к дальнейшему обучению
Методиечская тема моего первого года работы в образовательном частном учреждении "Школа-интернат Абсолют"...