Мечта и реальность в пьесе М. Горького “На дне”
материал по литературе (11 класс)

Начын Мариана Маадыровна

Цели:

  1. Обучающие:

- обучать правильному чтению и пониманию драматического произведения; вырабатывать умение делать литературный анализ пьесы;

2. Развивающие:

- сформировать понимание идейного замысла драмы, развивать аналитические способности, навыки составления характеристики литературного героя по трем направлениям (портретная, речевая, личностная характеристики), развивать умение проводить сравнительную и сопоставительную характеристики героев;

3. Воспитывающие:

формировать морально-нравственные, духовные ценности на примере произведений русской литературы; воспитывать думающего читателя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovyy_urok_po_pese_na_dne.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мечта и реальность в пьесе М. Горького “На дне”

Цели:

  1. Обучающие:

- обучать правильному чтению и пониманию драматического произведения; вырабатывать умение делать литературный анализ пьесы;

2. Развивающие:

- сформировать понимание идейного замысла драмы, развивать аналитические способности, навыки составления характеристики литературного героя по трем направлениям (портретная, речевая, личностная характеристики), развивать умение проводить сравнительную и сопоставительную характеристики героев;

3. Воспитывающие:

формировать морально-нравственные, духовные ценности на примере произведений русской литературы; воспитывать думающего читателя.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Ход урока1. Оргмомент. 2. Целеполагание.

3. Работа над темой. Эвристическая беседа (фронтально)

- Какие ассоциации у вас возникают, когда произносим  слово «дно»?

(дно – это мусор, яма, отбросы общества, падение, банкротство, безысходность.)

- А что значит оказаться на «дне»?

(быть бесправным, ничего не делать, не работать, стать нищим.)

- О каком произведении мы будем говорить на этом уроке? Какова цель урока?

- Горький писал эту пьесу в начале прошлого века. Изменилось ли что-нибудь?

(практически нет. Существуют ночлежки, нищие, бездомные.)

-Почему одни действующие лица названы только по фамилии,

другие - по имени, третьи - полностью, с указанием рода занятий?

(Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на "дне" жизни, в ночлежке.

Прототипы героев

  • Как указывал сам Горький, он наблюдал прототипы героев в Нижнем Новгороде. Почти у каждого героя был свой прототип:

  •  артист Колосовский-Соколовский послужил прототипом Актера;
  •  Бубнова Горький писал не только со своего знакомого босяка, но и с одного интеллигента, своего учителя;
  • В Нижнем Новгороде, да и в других местах, Горький видел много странников, так что у писателя накопился огромный материал для создания образа Луки. 
  • Сатин также писался с конкретного человека.
        Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, хотя они, без сомнения, типичны, они знакомы и близки Горькому.

Поговорим об именах, фамилиях

Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилией ЛУКА?

- один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. - Имя Лука происходит от слова "лукавый". Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский: "Религия старца лукавого есть религия лжи").

- В Красноярске жил современник М.Горького архиепископ Лука (1877-1961). Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому. Красноярский архиепископ Лука провёл двенадцать лет в сталинских лагерях. В октябре 2002 года в честь 125-летия со дня его рождения в Красноярске был открыт памятник. Священник и хирург в ватнике - таким увидел его скульптор.

- Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилией Сатин?

  • Сатин - в этом имени звучание слова "сатана". Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?

- О чём говорит род занятий действующих лиц?

Клещ - слесарь,

Квашня - торговка пельменями,

Алёшка - сапожник,

 Кривой Зоб и Татарин - ключники.

 

Ответы: Всё это нужные профессии, то есть эти люди могут зарабатывать себе на жизнь. Но они не работают. В этом тоже угадывается социальный конфликт. Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на "дне" жизни, в ночлежке.

- Таким образом, тема, которую определил автор, до сих пор актуальна.

В чем, по вашему мнению, заключается идейный замысел пьесы «На дне»?

(Предполагаемый ответ: «Автор размышляет сам и предлагает задуматься читателю над тем, в чем призвание человека, в чем проявляется свобода личности».)

- Опишите эпизоды, где описываются «свинцовые мерзости дикой русской жизни». Почему автор привлекает внимание к людям «дна»?

(Предполагаемые ответы:

- Максим Горький был достаточно хорошо знаком с низшей прослойкой общества, он видел, как живет беднота, те люди, о которых все давно забыли или делают вид, что их не существует.

- В тексте пьесы мы знакомимся с трагическими судьбами нищих и обездоленных, живущих безрадостной, мрачной жизнью. Именно такие герои с потерянными судьбами и представлены перед читателем в пьесе «На дне». Но даже и они, скатившиеся на дно жизни, способны чувствовать, переживать, надеяться на лучшее т.е. мечтать. А, значит, они тоже имеют право на счастье.

- Их всех жаль. Наверное, в этом и был замысел автора – вызвать сочувствие к людям «дна».)

4. Закрепление

Какое прошлое у героев пьесы? О чем мечтают обитатели ночлежки? Какие советы дает Лука людям? Какова реальность?

Контакты

Прошлое героя

Мечта героев

Советы Луки

реальность

Лука-

Анна

“Побои…

обиды… ничего кроме - не видела я… ничего не видела!

Не помню, когда я сыта была… Всю жизнь в отрёпьях ходила…”

мечтает о возможности отдохнуть от своего тягостного существования в другом мире после смерти

говорит умирающей Анне о счастливой загробной жизни, то есть формирует у нее своеобразную мечту

Анна умирает спокойно, терпеливо

Лука-Настя

“Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая!”

Мечтает о чистой и искренней любви

укрепляет веру Насти в то, что она действительно достойна любви и что француз-студент существует

Настя слышит грубые слова от Барона. Уходит куда глаза глядят, бросая ночлежникам: “Волки!”

Лука-Пепел

Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал…Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын…

хочет счастливой жизни вместе с Наташей

он сможет обрести счастье с Наташей, если уедет вместе с ней в Сибирь

За убийство Костылева попадает на каторгу вместо счастливой жизни в Сибири.

Лука-Актёр

Когда-то имел звучную фамилию - Сверчков-Заволжский, первых ролей не играл (говорит, что играл в “Гамлете” могильщика), жил в нужде; начал пить, не видя выхода, - спился, “пропил душу” (акт 2).

“Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память…

Пропил я душу…Веры у меня не было…”

 хочет вернуться к прежней жизни на сцене т.е служить искусству

есть лечебница, которая позволит ему излечиться от алкоголизма и вернуться на сцену 

Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее, отчаялся, у него остается один выход - самоубийство.

Лука- Барон

Служил в казённой палате, растратил деньги; за растрату казённых денег попал в тюрьму, затем оказался в ночлежке (акт 4).

мечтает вернуть богатство

Лука Барону: “Поди-ка, вот… приласкай! Человека приласкать - никогда не вредно…”

По своему прошлому, социальному положению назван Барон, который “нет-нет, да и покажет из себя барина”. Самый безвольный из ночлежников.

“А…ведь зачем-нибудь я родился…а?” Хочется и ему, пусть на мгновение, узнать свое предназначение.

Лука-Клещ

Потерял работу, хотя “честный труженик”, “с малых лет работал” (акт 1).

хочет вернуться к прежней жизни, поэтому усердно работает.

Сочувствие, сострадание.

Эгоистичный, озлобленный Клещ с нетерпением ожидает смерти жены, которую, по словам Квашни, “заездил до полусмерти”. Он лишен малейшего сочувствия к умирающей спутнице жизни.

Лука-Бубнов

Бубнов ушёл из дома “от греха подальше”, чтобы не убить жену и её любовника, лишился “своего заведения” и оказался в ночлежке, сам признаётся, что “ленив”, да ещё и пьяница, “пропил бы … мастерскую” (акт 3).

Лука Бубнову: “Вот… ты говоришь-правда… Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку…не всегда правдой душу вылечишь…”

Бубнов не верит Луке: “Всё – сказки… Всё выдумки…Праведная земля! Туда же!”

Продолжает пить, не способен действовать, чтобы выйти из порочной жизни.

У Бубнова своя правда: “А я вот… не умею врать! Зачем? По-моему, вали всю правду, какая она есть! Чего стесняться?”

Тема мечты и реальности в произведении тесно связана с образом Луки. Герой поддерживает стремления жителей ночлежки, а в некоторых случаях и создает для них новые мечты. Однако Лука, стремившийся использовать ложь во имя спасения, не понимает, что его наставления и советы могут погубить ранимых людей. Лука говорит о том, что Васька Пепел обретет счастье в Сибири, однако там не было никаких условий для существования. Лука говорит Актеру о несуществующей лечебнице, желая замотивировать Актера на изменение своей жизни, но добрые намерения Луки оборачиваются трагедией.

Однако главной причиной столкновения мечты и реальности становится бездействие персонажей. Жители ночлежки готовы только думать о лучшей жизни, постоянно мечтать о чем-то, но совершать конкретные действия для достижения своих целей они не готовы. Лука хотел дать героям надежду на лучшее, осуществление мечты оставалось за человеком. Стремление двигаться дальше оказалось лишь словами, а не действиями. М. Горький в своей пьесе «На дне» продемонстрировал то, что реальность жестока по отношению к мечте, если человек не прикладывает никаких усилий ради ее осуществления.

5. Рефлексия.

6. Оценивание.

7. Д/з: Написать сочинение «Мечта и реальность в пьесе М.Горького «На дне»

Групповая работа

Какое прошлое у героев пьесы? О чем мечтают обитатели ночлежки? Какие советы дает Лука людям? Какова реальность?

Контакты

Прошлое героя

Мечта героев

Советы Луки

реальность

Лука-

Анна

Лука-Настя

Лука-Пепел

Лука-Актёр

Лука- Барон

Лука-Клещ

Лука-Бубнов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. «Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н. Толстой «Река Оккервиль».

Новейшая литература постсоциалистического пространства сложна и многообразна. Во многом современный этап может быть рассмотрен как итог художественных экспериментов XXвека и как начало формирования на...

Конспект урока по литературе в 11 классе по теме "Мечта и реальность в рассказе "Огонь и пыль"

 Материал представляет собой конспект урока, посвященный изучению творчества Т.Толстой. Рассказ небольшой по объему, но в нём дана оценка современной жизни, человека. Предусмотрена группов...

Мастер-класс фрагмента урока по литературе 2 курс СПО " Знакомство с героями пьесы М.Горького "На дне". Конфликт в пьесе".

Мастер-класс рассчитан на 20 минут. Сообщается тема урока, определяются цели, проводится работа с текстом, обучающиеся дают характеристику героям пьесы и делают выводы.Мастер-класс сопровождается през...

«Философская проблематика пьесы М. Горького «На дне». Социальный и любовный конфликт пьесы.

laquo;Философская проблематика пьесы М. Горького «На дне». Социальный и любовный конфликт пьесы.Цель: углубить представление учащихся о драматургическом произведении, помочь учащимся разо...

Презентация "Максим Горький "На дне" и литературный комментарий к пьесе Максим Горького "На дне"

Презентация "Максим Горький "На дне" и литературный комментарий к пьесе Максим Горького "На дне" помогут при подготовке  урока по литературе в старших к...