Работа в группах
рабочие листы по литературе (5, 6 класс)
Предварительный просмотр:
«Образы крестьянских мальчиков, их портреты и рассказы, духовный мир в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
В произведении 5 мальчиков: Федя, Ваня, Ильюша, Костя, Павлуша. Задание следующее: обсудить героя и подготовить рассказ о нем по плану. На работу отводится 10—15 минут.
План рассказа
1. Портрет мальчика.
2. Рассказы мальчика, его речь.
3. Поступки мальчика.
4. Отношение автора к мальчику.
1) Работа в группе. Прочитайте и обсудите, какие орфографические ошибки могут быть в выделенных словах. Объясните, почему возникают такие ошибки.
Одна из российских поисковых систем подсчитала самые распространённые орфографические ошибки, которые делают пользователи Интернета. Как выяснилось, больше всего ошибок делают в словах одноклассники, агентство, сделать. Многие делают ошибки в словах программа, Россия и отзывы.
Работа в группе. Подберите семь слов, наиболее сложных для словообразовательного разбора и обменяйтесь своими примерами с другой группой одноклассников. Выберите из общего списка примеров пять самых сложных и обсудите со всем классом.
1) В отрывке из повести «Волшебный ковёр» пропущены все прилагательные. В каких случаях основной смысл предложений без них понятен, а в каких – нет?
Учёные специалисты обыкновенно бывают самыми (…), (…), (…) и (…) людьми на свете. Этот (…) профессор оказался (…) и (…) исключением в их среде. Он обладал (…) способностью заставить слушателя видеть, слышать тот предмет или лицо, о котором идёт речь. Это искусство не стоило ему никаких усилий, ведь он не искал ни (…) слов, ни (…) сравнений, они сами приходили к нему в голову и бежали с языка. (…) вещь, (…) явление, о котором он говорил, он умел повернуть (…), (…) и (…) стороной, иногда (…), иногда (…), иногда (…), но всегда (…) и (…).
(По А. Куприну)
2) Работа в группе. Прочитайте группы прилагательных, определите их разряд по значению. Какие из них могут использоваться как синонимы? Попробуйте восстановить предложения, подобрав подходящие по смыслу прилагательные.
1) скучные, сухие, замкнутые, надменные
2) новый, неожиданный, яркий
3) забавный, трогательный, ужасающий
4) прекрасный, неожиданный
5) глубокий, верный
6) меткие, удачные
7) любая, любое
8) удивительный
9) учёнейший
1) В поэтических текстах правильное ударение подсказывают ритм и рифма. Прочитайте вслух отрывки из стихотворений и определите ударные слоги в выделенных словах.
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала…
(А. Пушкин)
Погиб! К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
(М. Лермонтов)
2) Работа в группе. Подберите примеры стихотворений, которые «подсказывают» ударение в словах, имеющих орфоэпические варианты. Такие слова вы можете выбрать в рубрике «Говорите правильно» или в орфоэпическом словаре.
Работа в группе. Прочитайте четверостишие. Как вы думаете, какие сложные слова в этом стихотворении придуманы самим автором? Объясните, каким способом они образованы. Выпишите и разберите по составу сложные слова. Какие соединительные гласные использованы при сложении основ?
Пустыни Азии зияют,
Стоит верблюд змеиномордый.
Его двугорбым называют,
Но я сказал бы: он двугордый.
(В. Катаев)
Работа в группе. Прочитайте словосочетания, объясните значения незнакомых слов (если необходимо, используйте толковый словарь). Как вы думаете, в каких текстах встречаются подобные слова? В устной или письменной речи? Какие из них имеют побочное ударение? Почему?
(транс)океанский (тепло)ход
(ультра)фиолетовые (свето)фильтры
(сверх)ъестественная (фото)сессия
шахматный (супер)матч
(бес)прецедентное (контр)наступление
(густно)заселённый (микро)район
(супер)современная (картофеле)копалка
(меж)районная (сбер)касса
(высоко)квалифицированный (вет)врач
(ново)испечённый (супер)герой
Работа в группе. 1) Прочитайте отрывок из журнальной статьи. Как вы думаете, о чём пишут в этом журнале, какие темы затрагивают? Обоснуйте своё мнение. Придумайте заголовок к этой заметке.
Группа учёных из США создала аппарат, способный редактировать ДНК. Работа этого аппарата напоминает редактирование текста на компьютере, когда нужно вырезать и вставить фрагмент текста. Это значит, что врачи получают возможность исправлять «буквы» ДНК, которые кодируют наследственные заболевания в геноме человека. Аппарат по редактированию ДНК получил название MAGE (англ. «маг», аббревиатура от Multiplex Automated Genome Engineering – множественное автоматизированное редактирование генома).
(«Наука в фокусе». 2012. № 10)
2) Выпишите аббревиатуры из текста, определите, как они образованы. Какой аббревиатуре соответствует одно из данных наименований? В какой области науки используются эти сложные термины?
рибонуклеиновая кислота, дезоксирибонуклеиновая кислота
Работа в группе. Мини-викторина знатоков русского языка. Разгадайте лингвистические загадки.
1. Какой бор никогда не имеет листвы?
2. Всякий ли пар способен подниматься?
3. Всякий ли барабан – музыкальный инструмент?
4. Какое коромысло летать может?
5. Каким ключом нельзя открыть замок?
6. У каких башмаков не бывает каблуков?
7. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название?
Работа в группе. Литературная игра.
1.Поприветствуйте друг друга.
2. Выберите спикера.
3.Вспомните и запишите несколько пословиц об учении и книге (время 5 минут). Выиграет тот, кто вспомнит больше пословиц.
4. Оцените друг друга.
Поблагодарите друг друга за работу.
Работаем в группах.
1 группа готовилась к работе над эпизодом «Алеша в пансионе»
- Расскажите о любимых занятиях Алеши.
- Почему Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)
- Кого ждали в гости учитель и его жена? Как в их доме готовились к встрече гостей?
- Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)
2 группа « Неудачная попытка»
- Чего испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под неё вышла курочка)
- Куда Чернушка повела Алешу?
- Кого испугался Алеша и почему?
- Как Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая, и отбивалась от рыцарей)
- Почему в первую ночь Алеша не попал в Подземное царство?
3 группа «Алеша в Подземном городе»
- Как Алеше все – таки удалось попасть в Подземное царство?
- Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (главным министром)
- Что увидел мальчик в подземном царстве?
- Какое желание загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)
- Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)
- Какое условие поставил король Алёше? ( никому не рассказывать про подземелье)
- Как отнёсся к Алёшиному желанию король? ( он удивился , что Алёша оказался таким ленивым)
4 группа «Алеша и жители Подземного города»
- Найдите в тексте и прочитайте описание сада в Подземном царстве
- Какие диковинные звери содержались в зверинце подземных жителей (мыши, барсуки, кроты)
- На кого охотятся в Подземном царстве?
- Что узнал Алеша о жителях Подземного царства?
- О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным?
5 группа «Жизнь Алеши после подарка короля»
- Как ведёт себя Алёша после подарка короля?
- Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?
- Как был наказан мальчик?
- Расскажите о последней встрече Алеши с Чернушкой. Раскаялся ли мальчик в своем поступке?
- Что произошло с министром (Чернушкой) и жителями Подземного царства после предательства Алеши?
- Сейчас мы познакомимся с результатами ваших исследований, которые вы провели за время работы над произведением «Медной горы Хозяйка».
1 группа «Сказочники»
2. группа «Словесники»
3. группа «Литературоведы»
Предоставляю слово для защиты своего проекта каждой группе.
Защита проекта группой «Сказочники»
Ученик 1: Мы работали над темой: «Можно ли назвать произведение П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка» сказкой?»
Ученик 2: целью работы было найти сказочные элементы в тексте.
Ученик 1: внимательное чтение помогло нам выделить элементы сказки.
Элемент – волшебство, которое бывает в сказке –
- Появление и исчезновение ящериц по хлопку хозяйки,
- Перевоплощение хозяйки в ящерицу и обратно,
- Перемена платья, как по волшебству,
- Сказочно красивые комнаты под землей
- Ящерицы накрывают стол разными яствами, чтобы накормить Степана,
- Слезы Малахитницы (так называют Хозяйку) застывают в самые дорогие камешки,
- Хозяйка укажет перстом – и перед ней открываются ходы в подземелье.
Ученик 2: Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
Ученик 1: В сказке добро побеждает зло.
Ученик 2: Несмотря на присутствие сказочных элементов нельзя назвать произведение сказкой, так как не все события необыкновенны, больше реальных событий и в основе лежит истинное происшествие.
Ученик 1: Добро не победило в произведении. И все это отличает его от сказки.
Ученик 2: Это означает, что все, о чем повествует Бажов - реальность?
Защита проекта группой «Словесники»
Ученик 1: Тема проекта: «Язык произведения П. Бажова «Медной горы Хозяйка»
Предмет исследования: художественные особенности языка произведения.
Ученик 2: В тексте нам встретилось много непонятных слов, и мы решили составить словарь сказа. Выписали из произведения непонятные слова и постарались дать им объяснение.
Ученик 1 читает и дает толкование.( Зачитывает слова).
Ученик 2: Я по словарям выяснил значение слава «сказывать» - зачитать.
поэтому можно назвать автора произведения – сказитель.
Ученик 1: Я думаю можно, так как язык произведения автора насыщен выразительными средствами, свойственными фольклору.
Это и имена героев, слова-повторы, традиционные сказочные обращения, устойчивые обороты.
Вывод. Ученик: Язык произведения Бажова близок к народному, сказочному. Много слов диалектных, разговорных, устаревших. Автор также использует слова-термины, связанные с горнорудным производством. Все это позволяет создать картины народной жизни, поэтому у читателей возникло ощущение реальности.
Учитель: А теперь слово «Литературоведам»
Ученик 1: Тема нашего проекта : «Можно ли назвать произведение П. П. Бажова сказкой?»
Цель: выяснить отличие сказа от сказки.
Ученик 2: В литературоведческом словаре мы прочитали, что сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях.
Сказ ведется от лица рассказчика, в основе лежат события, происходившие давно, сказ опирается на легенды, предания.
Ученик 1: Выделили отличительные черты сказки и сказа.
Для сказки характерны:
- волшебные герои: злые и добрые,
- нет рассказчика,
- чтобы произошло волшебство надо читать заклинание,
- не имеет реальной основы.
Для сказа характерны:
- герои – это люди обычные,
- присутствие рассказчика – человек из народа,
- фольклорная основа
- волшебство и таинственность - неотъемлемая часть
Ученик 2: Таким образом, сопоставив черты сказки и сказа, мы пришли к выводу, что произведение П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка» - это сказ, особый тип повествования, отличающийся от сказки.
Учитель: Почему Бажов выбрал жанр сказа?
Учитель: Ребята, думаю, с вами согласятся и участники других групп. А я добавлю, что трудно отличить литературную сказку от литературного сказа. Тем не менее, именно Бажов отметил, что «продукт его творчества» - это сказы, услышанные от дедушки Слышко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для работы с учащимися «Комплекс упражнений психогимнастики для тренинговой работы с группой».
Разработка данного комплекса базировалась на результатах научных исследований Захарова В. П., Хрящева Н. Ю., Матюшкина А. М., Ярошевского М. Г.. В данном комплексе даются конкретные упражнения, к...
Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »
Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...

Организация работы в группах на уроках литературы и русского языка (из опыта работы).
Знакомство с некоторыми нестандартными формами и приемами организации групповой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Способствовать внедрению групповых форм работы на уроках ру...

Справка об участии в работе экспертной группы по проверке развёрнутых ответов экзаменационных работ ООО
Работа экспертом...

Об участии в работе экспертной группы по проверке развёрнутых ответов экзаменационных работ ООО в 2016, 2017, 2018 годах
Справка Комитета по образованию и молодёжной политике Администрации муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области...

Организация работы в группе в практике работы педагога - организатора
В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации воспитательная, организаторская сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора в группе, в практике работы заклю...

Работа в группе на уроке музыки (из опыта работы)
Работа в группе на уроке музыки(из опыта работы)...