В. Маяковский "Облако в штанах" от А до Я.
презентация к уроку по литературе (10, 11 класс)
Презентация содержит лекционный материал по поэме В. Маяковского. Данный материал поможет наиболее подробно окунуться в мир поэта, понять тему, идею, мир лирического героя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oblako_v_shtanah.analiz.pptx | 59.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История создания Владимир Маяковский задумал свою поэму ещё до знакомства с Марией Денисовой, первоначально она должна была называться “Тринадцатый апостол”. Но фактически история создания её начинается во время поездки футуристов по России. Знакомство с красавицей; её отказ вступать с ним в близкие отношения глубоко ранил Маяковского и в то же время дал ему большой творческий толчок: поэму, начатую в 1914 году, он закончил уже в июле 1915-го. В том же году произведение уже под названием “Облако в штанах” было опубликовано Осипом Бриком. Второе издание пришлось на 1916 год, и оба были сильно урезаны цензурой.
Тема Так, в первой главе лирический герой ждёт свою возлюбленную (Маяковский никогда не скрывал, кому посвящено его произведение), причем ожидание это для него скорее мучительно, чем приятно. Он понимает, что надежды на ответное чувство нет, но всё же готов выслушать слова Марии. Тема второй части – поэзия, которая, по мнению Маяковского, должна быть поэзией борьбы – но далеко не все произведения и творцы соответствуют этому образу.
Третья часть – это отрицание всего государственного строя, который жесток и бесчеловечен. Здесь появляется образ тринадцатого апостола из первоначального названия поэмы – это человек, который противостоит хозяевам жизни. Наконец, в четвёртой части Маяковский снова возвращается к теме любви, которая на этот раз тесно связана с темой Бога: поэт не просто отрицает религию, он насмехается и над самим Создателем, который не подарил людям возможность счастливой любви. Лирический герой пытается донести свои чувства до возлюбленной – но остаётся с окровавленным сердцем.
Композиция Произведение состоит из четырёх частей. Четырёхчастная композиция поэмы позволяет поэту рассмотреть все грани его чувства и высказать свои взгляды на жизнь, которые можно выразить простым лозунгом “Долой!” – и любовь, и современное общество, и самого Бога. Это основной смысл и посыл всего произведения.
Жанр Жанр этого произведения – поэма. Сам Маяковский говорил, что это “четыре крика из четырёх частей” . Он считал “Облако в штанах” катехизисом современного искусства – оно действительно новаторское по своей форме и бунтарское по содержанию.
Образ лирического героя В дореволюционный период творчества Маяковский активно создавал миф о собственной личности, в котором соединялись черты «проклятого поэта» и ницшеанского «сверхчеловека». Лирический герой поэмы подчеркнуто автобиографичен: под своими именами упоминаются сестры Маяковского, товарищи по группе футуристов. Поэма написана от первого лица.
В лирическом герое «Облака в штанах» соединяются общественное и интимное, образы бунтаря и лирика: «Хотите - буду от мяса бешеный - и, как небо, меняя тона - хотите - буду безукоризненно нежный, не мужчина, а – облако в штанах!»
Амбивалентность лирического героя ( двойная природа какого-либо явления, объекта ) Сверхчеловек вселенского масштаба Образ героя достигает космического масштаба: «Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду!» «солнце моноклем вставлю в широко растопыренный глаз. <...> а впереди на цепочке Наполеона поведу, как мопса».
Герой ощущает себя пророком, тринадцатым апостолом, чувствует себя на равных с Богом: «Я, воспевающий машину и Англию, может быть, просто, в самом обыкновенном евангелии тринадцатый апостол»; «Я думал – ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик» «на каждой капле слезовой течи распял себя на кресте»
Ранимый, измученный душевными страданиями человек В то же время это частный человек, помещенный в определенные пространственно-временные реалии: «Ежусь, зашвырнувшись в трактирные углы, вином обливаю душу и скатерть»; «а я человек, Мария, простой, выхарканный чахоточной ночью в грязную руку Пресни».
Но при этом он обычный человек, который хочет простого человеческого счастья: «а я - весь из мяса, человек весь - тело твое просто прошу, как просят христиане - «хлеб наш насущный даждь нам днесь»; «Ведь для себя не важно и то, что бронзовый, и то, что сердце – холодной железкою. Ночью хочется звон свой спрятать в мягкое, в женское».
Герой переживает личную трагедию, он измучен, ищет утешения у близких людей: «Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца. Скажите сестрам, Люде и Оле,- ему уже некуда деться»; «У церковки сердца занимается клирос!»
Средства выразительности Необычные метафоры и сравнения взамен устоявшихся, стертых (функция – делать образ мира стройнее, конкретнее, нагляднее, часто - одушевленнее): Пляшущие нервы (из разговорного «расходились нервы»), пожар сердца (из разговорного «сердце горит»), «в душе ни одного седого волоса» («молодая душа»); Метонимия (функция – делать образ мира стабильнее, вещественнее, рельефнее): «улица присела и заорала», «в ночную жуть» (вместо «жуткую ночь»), «судорогой пальцев» (вместо «судорожными пальцами»)
Окказионализмы (функция – делать образ мира динамичнее, часто – гиперболичнее; подчеркивать недостаточность старого языка и широту, богатство нового): изъиздеваться, изодраться, изругаться, исслезить, исцвести («губ неисцветшую прелесть»); Нестандартная лексика ( функция – создать образ автора, бунтаря из низов,вызывающего – перед лицом «господ», панибратского – перед себе подобными ). Вульгаризмы : переть («улица муку перла»), орать,жрать, кобылы (дарить кобылам,т.е. бесчувственным женщинам).
Разговорная лексика (функция – подчеркивать недостаточность старого языка (синтаксиса) и скорость, содержательность нового): громадина, пятерня, трепались (флаги), натыканы (булавки в глаза). Аллитерации (две трети случаев- это аллитерации на «г», иногда с добавлением «р»): «громом городского прибоя», «главой голодных орд».
Ритмика стихотворения новаторская: использован модернистский подход, когда за ориентир берётся маршевый ритм и биение пульса. Все выразительные средства в нём используются не для красоты слога, а для того, чтобы более точно и ёмко передать мысль, которую поэт вкладывал в свои строки.