7.Система оценивания
учебно-методический материал

Колобова Оксана Владимировна

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений

В системе оценивания в МАОУ «Гимназия №14» определены следующие основные виды контроля:

  • стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года.
  • промежуточный, тематический контроль проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов с образцом. В классной работе (текущая оценка) используется и самооценка, и взаимооценка.
  • контроль динамики индивидуальных образовательных достижений (система накопительной оценки в портфолио);
  • итоговый контроль предполагает комплексную проверку образовательных результатов (в том числе и метапредметных) в конце учебных четвертей и учебного года, а также в формате ОГЭ и ЕГЭ.

На итоговую оценку выносятся только предметные и метапредметные результаты. Она формируется на основе:

  • результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;
  • оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;
  • оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;
  • оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию.

Методы и формы оценивания:

- продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений;

- метапредметные диагностические работы;

- диагностика результатов личностного развития учащихся (учебных и внеучебных результатов учащихся);

- диагностическая работа (результаты наблюдения, проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, самоконтроль, взаимоконтроль и т.д.).

Средствами фиксации личностных, метапредметных и предметных результатов являются листы достижений, классные журналы, дневники наблюдений, портфолио. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

- итоговая контрольная работа

- переводные письменные и устные зачеты

- собеседование

- итоговый опрос

- тестирование

- защита рефератов, творческих и исследовательских работ

- защита проектов

- зачёт.

Для создания ситуации успеха, мотивирования учащихся нужны новые формы оценивания. Так, формирующее оценивание предполагает самооценку, взаимооценку, оценку работы учителем и, самое главное, последующую работу либо над устранением пробелов, либо над построением плана последующего движения вперед.

Применяемые мною методы и формы работы способствовали развитию и укреплению интереса к предмету, активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитию логического мышления, овладению важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, которые формируют познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.



Предварительный просмотр:

Итоговый тест по литературе

5 класс

1. Фольклор – это …

а) устное народное творчество;

б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

в) сказки, придуманные народом;

2. Сказка «Царевна-лягушка»

а) бытовая б) волшебная в) о животных

3. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

Уж сколько раз твердили миру

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

а) М.Ю. Лермонтов «Бородино»

б) Н.А. Некрасов «На Волге»

в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

4.Историческое событие, о котором рассказал в стихотворении «Бородино» М.Ю.Лермонтов, произошло во время

а) Отечественной войны 1812 года

б) Великой Отечественной войны

в) Первой мировой

5.Когда герой рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро» заблудился в тайге, он вспомнил слова отца и деда:

а) «С тайгой надо дружить»

б) «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»

в) «В тайге одному делать нечего»

6.Чем литературная сказка отличается от народной?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какое произведение так заканчивается: «Когда же пришло время и нам оставить тихий родной город, здесь же в последний день мы оба, полные жизни и надежды, произнесли над маленькою могилкой свои обеты»? Укажите название произведения и автора.

____________________________________________________________________________

8. По ключевым словам определите произведение и автора.

а) Кавказ, кукла, Иван, казаки, пленные _____________________________________________________________________
б) Барыня, город, Татьяна, Капитон, река _____________________________________________________________________
в) Тролль, зеркало, Кай и Герда, маленькая разбойница

_____________________________________________________________________

9. Соедините попарно автора и произведение.

1.И.С.Тургенев

  1. «Спящая царевна»

2.В.А. Жуковский

  1. «Сказание о Кише»

3.В.П. Астафьев

  1. «Приключения Тома Сойера»

4. Д. Дефо

  1. «Хирургия»

5.И.А. Крылов

  1. «Муму»

6. А.Т. Твардовский

  1. «Волк на псарне»

7. М. Твен

  1. «Рассказ танкиста»

8. А.П. Чехов

  1. «Робинзон Крузо»

9. А.С.Пушкин

  1. «Васюткино озеро»

10. Джек Лондон

  1. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

10. В схватке с кем погиб отец главного героя Киша в рассказе «Сказание о Кише»

а) с полярным медведем б) с диким кабаном в) с жутким крокодилом



Предварительный просмотр:

Путешествие по литературному лабиринту

Вспомните изученные художественные произведения.

 Ответьте на следующие вопросы :

1. Назовите двух русских пленников из рассказа Л.Н.Толстого. 

2. Назовите имена  самых знаменитых русских богатырей 

3. Герой какого произведения обидел коня, после чего началась сильная метель и наступил небывалый мороз?

а) «Теплый хлеб» К. Г. Паустовского; 

б) «В дурном обществе» В. Г. Короленко;

в) «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршака

4. Чей это портрет?

А) высокая и стройная, невероятно красивая, но это холодная красота; ее взгляд неживой, а глаза похожи на льдинки; у королевы бледная и холодная кожа, а это значит, что у нее нет сердца.

Б) маленькая мечтательница, доверчивая и любопытная девочка совершает невероятное путешествие в сюрреалистический мир снов, игр и загадок. Здесь ходить на голове - весьма обычное дело, а съев пирожок или кусочек гриба, можно вырасти или, наоборот, уменьшиться в росте.

В) Молодой человек из деревни Сычи, любящий пироги с яблоками, учащийся на механизатора и практикующийся на стареньком тракторе «Беларусь». Простоватый, несколько наивный, но добрый и искренний. Любит торговаться и спорить, из-за чего и был обманут мелкими бандитами

5. Конкурс «Узнай героя»

( в это время дается задание для теоретического конкурса)

Задание: назвать героя, название произведения и его автора :

1.«Хотел он подняться, а уж на нем два татарина вонючие сидят, крутят ему назад руки. Рванулся он , скинул с себя татар, да еще соскакали с коней трое на него, начали бить прикладами по голове. Помутилось у него в глазах, и зашатался

2.«Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо…шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее

3.«он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слезы.заяц тихо дрожал под засаленной курткой

 6. Анализ произведений одного автора

Вспомните содержание рассказов Л.Андреева «Петька на даче» и «Кусака», что общего в этих рассказах?  

Зачем писатель обращается к таким грустным сюжетам, почему эти рассказы размещены в учебниках 5 класса?

7.Теория литературы

1. Какие виды сказок вы помните? В чем особенность каждой?

2.Что такое олицетворение – объясните своими словами

3. Что такое мифы, объясните своими словами

4.Что такое сюжет? Объясните

8. Творческое задание:

Выберите любое из предложенных произведений и напишите эссе «О чем заставляет задуматься автор  и почему запомнилось именно это произведение?»

Л.Н.Толстой  рассказ «Кавказский пленник»

И.С.Тургенев  рассказ «Муму»

Л.Н. Андреев «Кусака»

Ф. Искандер «13 подвиг Геракла»

В.П. Катаев «Сын полка»

Л. Кэролл «Приключения Алисы в стране чудес»

В.Г. Короленко «В дурном обществе»



Предварительный просмотр:

Тема. Анализ текста

Цель: развивать умение выполнять комплексный анализ текста; мышление, память, умение анализировать, делать выводы; воспитывать любов к слову.

Анализ текста

Цель существования человека

1)Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть, иначе будет не жизнь, а прозябание.

2)Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но, чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать — писать для себя только.

3) Одно правило жизни должно быть у каждого человека, оно проявится и в его цели жизни, и в его принципах жизни, и в его поведении: надо прожить жить с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

4)Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

5) Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку — лучше, чем юлить и врать.

6) Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. Вранье всегда видно.

7) Природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим сознанием, не была обижена. Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию. Как это понимать, как прилагать к своей жизни? На это должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам. Жизнь разнообразна, а следовательно, и созидание разнообразно, и наши устремления к созидательности в жизни должны быть тоже разнообразны по мере наших способностей и склонностей. Как вы считаете?

8) В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от уровня моря. А задача каждого человека и в крупном, и в малом повышать этот уровень счастья, повышать в жизни. И свое личное счастье тоже не останется вне этих забот. Но главным образом — окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко. А кроме того, это значит повышать уровень счастья своей страны и всего человечества.

9) Способы различные, но для каждого что-то доступно. Если не доступно решение государственных вопросов, что повышает всегда уровень счастья, если они мудро решаются, то повысить этот уровень можно и в пределах своего рабочего окружения, в пределах своей школы, в кругу своих друзей и товарищей. У каждого есть такая возможность.

10) Жизнь — прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. Вот это и есть творчество. Творчество беспрерывно. Так что жизнь — это и есть вечное созидание.

11) Человек рождается и оставляет по себе память. От того, что созидает в своей жизни человек, что сотворил или натворил, зависит, какую память он о себе оставляет.

460 слов

Задания

І вариант

1.Назовите тему текста. Придумайте свое название.

2.Определите основную мысль текста.

3.Определите стиль, тип , жанр текта.

4.Спишите предложения 7 абзаца. Подчеркните члены предложения. Определите части речи.

5.Определите тип связи в словосочетаниях: изложить в дневнике, своей жизни, созидание разнообразно, жизнь разнообразна, уровень счастья, мудро решаются.

6. Выполнить морфемный разбор слов: разнообразно, натворил, по-разному, различные, сознанием, жизнь.

7. Выполнить морфологический разбор слов: натворил, по-разному, различные, творчество.

8.Выполните фонетический разбор слов: добрую, творчество.

9. Выпишите из текста примеры предложений:

1) Простое предложение двусоставное.

2) Простое предложение с однородными членами.

3) Предложение с однородными членами.

4) Сложное предложение с различными видами связи.

Подчеркните грамматические основы.

10.Определите лексическое значение слов: атмосфера, творчество, существование, подозрительность.

ІІ вариант

1.Назовите тему текста. Придумайте свое название.

2.Определите основную мысль текста.

3.Определите стиль, тип , жанр текта.

4.Спишите предложения 10 абзаца. Подчеркните члены предложения. Определите части речи.

5.Определите тип связи в словосочетаниях: родиться художником, мудро решаются, по-разному определять, хорошим другом, принципы в жизни, жизнь разнообразна.

6. Выполнить морфемный разбор слов: беспрерывно, промолчали, по-разному, творчество, различные, деятельность.

7. Выполнить морфологический разбор слов: мудро, хорошим, родиться, своей.

8.Выполните фонетический разбор слов: индивидуально, человек.

9. Выпишите из текста примеры предложений:

1) Простое предложение двусоставное.

2) Предложение с вводным словом или словами.

3) Предложение с однородными членами.

4) Сложное предложение с различными видами связи.

Подчеркните грамматические основы.

10.Определите лексическое значение слов: прозябание, созидать, человечество, юлить.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Аттестационное задание по курсу «Функциональная грамотность»

Выполнил учитель русского языка и литературы Колобова О.В.

МАОУ «Гимназия №14»

АНРИ БЕРГСОН СМЕХ

О КОМИЧЕСКОМ ВООБЩЕ. КОМИЧЕСКОЕ ФОРМ И КОМИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЙ. ЗАРАЗИТЕЛЬНАЯ СИЛА СМЕХА

     Что означает смех? В чем сущность смешного? Что можно найти общего между гримасой шута, игрой слов, сценой остроумной комедии. Величайшие мыслители, начиная с Аристотеля, принимались за эту не столь уж трудную задачу, а она все не поддается, вырывается, ускользает и снова встает как дерзкий вызов, бросаемый философской мысли. Приступая, в свою очередь, к этой задаче, мы видим свое оправдание в том, что не стремимся сковать полет комической фантазии каким-либо определением. Мы видим в ней прежде всего нечто живое и будем обращаться с ней, как бы легковесна она ни была, с уважением, с которым должно относиться к жизни.

Сначала мы выскажем три соображения, которые считаем основными. Они, в сущности, относятся не столько к самому комическому, сколько к тому, где его следует искать.

   Вот первое, на что мы считаем нужным обратить внимание. Не существует комического вне собственно человеческого. Пейзаж может быть красивым, привлекательным, величественным, невыразительным или безобразным; но он никогда не будет смешным. Если мы смеемся над животным, то потому, что нас поразила в нем свойственная человеку поза или человеческое выражение. Мы можем смеяться над шляпой, но смех наш вызван не куском фетра или соломы, а формой, какую ей придали люди, то есть человеческим капризом, воплотившимся в ней. Как же такой важный в своей простоте факт не привлек к себе пристального внимания философов? Некоторые из них определяли человека как «умеющее смеяться животное». Они могли бы также определить его как животное, способное вызывать смех, поскольку если какое-нибудь животное или неодушевленный предмет вызывают наш смех, то только благодаря их сходству с человеком, благодаря отметине, которую накладывает на них человек, или благодаря тому назначению, которое определяет им человек.

Отметим, далее, такой, не менее достойный внимания признак, как нечувствителъностъ, сопровождающую обыкновенно смех. По-видимому, комическое может возыметь воздействие, только если коснется совершенно спокойной, уравновешенной поверхности души. Равнодушие— его естественная среда. У смеха нет более сильного врага, чем переживание. Я не хочу сказать, что мы не могли бы смеяться над лицом, вызывающим у нас, например, жалость или даже расположение; но тогда надо на мгновение забыть о расположении, заставить замолчать жалость, в обществе людей, живущих только умом, вероятно, не плакали бы, но, пожалуй, все-таки смеялись бы; тогда как души неизменно чувствительные, настроенные в унисон с жизнью, в которых каждое событие находит отзвук, никогда не узнают и не поймут смеха.' Достаточно заткнуть уши, чтобы не слышать музыки в зале, где танцуют, и танцующие тотчас покажутся нам смешными. Сколько человеческих действий выдержало бы подобного рода испытание? И не превратились бы многие из них из значительных в забавные, если бы мы отделили их от той музыки чувств, что служит для них аккомпанементом? Словом, комическое для полноты своего действия требует, как бы кратковременной анестезии сердца. Оно обращается к чистому разуму, но только разум, к которому обращается комическое, должен находиться в общении с разумом других людей.

   Таково третье обстоятельство, на которое мы хотели обратить внимание. Смешное не может оценить тот, кто чувствует себя одиноким. Смех словно нуждается в отклике. Вслушайтесь в него: он не есть звук отчетливый, ясный, законченный; он — нечто, стремящееся продлиться, распространяясь все дальше и дальше, нечто, начинающееся взрывом и переходящее в раскаты, подобно грому в горах. Однако отзвук его не уходит в бесконечность. Место его действия очерчено кругом какой угодно величины, но он всегда остается замкнутым. Наш смех — это всегда смех той или иной группы. Как бы ни был смех искренен, он всегда таит в себе мысль о соглашении, я сказал бы даже — почти о заговоре с другими смеющимися лицами, действительными или воображаемыми. Сколько раз отмечалось, что смех среди зрителей в театре раздается тем громче, чем полнее зал. Сколько раз наблюдалось, с другой стороны, что многие комические вещи совершенно непереводимы с одного языка на другой, потому что они тесно связаны с нравами и представлениями данного общества. Смех должен отвечать известным требованиям совместной жизни людей. Смех должен иметь общественное значение.

Задания к тексту

Первый уровень

1.Определите основную мысль текста известного французского философа А.Бергсона «Смех»?

2.Укажите, какое из утверждений ,по-вашему, А.Бергсон считает верным:

а) смех-явление социальное

б) равнодушие-естественная среда смеха

в) смех-явлениеиндивидуальное

3.Почему А.Бергсон считает, что не существует «комическое вне человеческого? Подтвердите цитатой.

4.Может ли смешное оценить одинокий человек, по мнению Бергсонаю

5. Могут ли люди, принадлежащие к разным культурам, одинаково понимать смешное?

Второй уровень

Какие из утверждений , упомянутых в статье, являются фактами, а какие лишь мнением автора или других авторов?. Рядом с каждым утверждением поставьте «+» в столбце   «Факт» или «Мнение»

Утверждение

Факт

Мнение

  1. Человек –«умеющее смеяться животное»

+

  1. У смеха нет более сильного врага, чем переживание

+

3.Смех среди зрителей в театре раздается тем громче, чем полнее зал

+

4.Смех должен иметь общественное значение. Это национально-культурная особенность.

+

Третий уровень

Ниже приведена часть разговора троих 10-ников, которые прочитали статью А. Бергсона «Смех» в рамках подготовки к метапредметному проекту «Мысли вслух»

Мэргэн: Суть статьи понятна- смех доступен только человеку, пребывающему в обществе и четко соотносящему себя с ним.

Вячеслав: Думаю, дело не в одиночестве человека или принадлежности к определенной группе, а в способности каждого  отдельного индивидума иметь чувство юмора.

Даяна;

Автор просто слишком углубляется в природу смеха, на самом деле тебе смешно, когда у тебя хорошее настроение.

Кто из ребят прав? Прокомментируйте свой ответ.

Четвертый уровень

Какие факторы ,связанные с природой смеха и всего комического, не названы в статье. Подумайте и запишите, что еще, возможно, не учел французский философ, говоря об этом уникальном явлении.

Пятый уровень

Какой        йй акт из перечисленных ниже могли бы привести, если бы захотели поспорить с автором статьи? Отметьте одно утверждение и поясните причину выбора.

а) –отношение к понятию «смешное» меняется с течением времени

б)-смех необходим человечеству , чтобы снимать стресс в широком смысле слова

в) – смеяться возможно только над простыми бытовыми понятиями, смех над чем-то серьезным уже не смех

г)- задумываться о смехе или комическом бессмысленно, тк он существует , пока существует человечество, а значит анализировать это нет смысла.

Оцениваемые компетенции

В основе компетенций лежат речемыслительные способности применять

читательские умения в той или иной ситуации, требующей процесса чтения:

К1 – находить и извлекать информацию (определять наличие/отсутствие

информации в тексте;

-определять место, где содержится искомая информация;

-находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном или разных фрагментах текста);

Ранжирование баллов -2-1-0

К2

–интегрировать и интерпретировать фактологическую информацию, смысловую структуру текста, значение неизвестного

слова или выражения на основе контекста;

-уметь устанавливать скрытые связи между

событиями или утверждениями, соотносить визуальное изображение с вербальным текстом;

-формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста;

-понимать чувства, мотивы, характеры героев;

- понимать авторскую позицию, коммуникативное намерение);

Ранжирование баллов -3- 2-1-0

К3 – осмысливать и оценивать содержание и форму текста: содержание текста или его элементов относительно целей автора, форму текста, целесообразность использованных автором приёмов;

-понимать назначение структурной единицы текста;

-оценивать полноту, достоверность информации;

-обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах;

- высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте;

Ранжирование баллов -4-3- 2-1-0

К4 – использовать информацию из текста (для решения практических задач без привлечения фоновых знаний или с их привлечением, формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста;

-предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте;

-выявлять связь между прочитанным и современной реальностью);

Ранжирование баллов -5-4-3- 2-1-0

Комментарий к выполнению задания

Поскольку в качестве текста выбрано достаточно сложное социологическое исследование французского философа Анри Бергсона, то и интерпретация каждого задания должна быть максимально понятной, а значит наивысшим количеством баллов оценивается только аргументированный ответ.

Все задания расположены по возрастающей сложности .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС НОО. Новые подходы к системе оценивания достижения планируемых результатов.

    В данной статье рассматриваются новые подходы к системе оценивания, заложенные в ФГОС НОО. Представлен опыт работы ГОУ СОШ № 425 САО г. Москвы в городской экспериментальной площад...

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье представлен разнообразный арсенал используемых форм оценивания учащихся на уроках ИЗО....

Новые системы оценивания учащихся

Актуальность изучения процесса оценивания  отмечается всегда. Без обратной связи  управление любым процессом не может быть эффективным. Необходимость оценивания  отмечают все участники ...

Анализ системы оценивания знаний, умений и навыков в системе образовательного процесса

В данной работе проведён анализ различных систем оценивания знаний учащихся....

Система оценивания в системе ФГОС

Статья о современных методах оценивания....

Накопительная система оценивания – новая система оценки достижений результатов обучающихся

ФГОС содержит чёткие требования к системе оценки достижений результатов обучающихся. Материал будет полезен учителям русского языка и литературы....