презентация к проекту "Поэтизмы в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
творческая работа учащихся по литературе (9 класс)
презентация наглядно иллюстрирует и дополняет содержание исследовательского проекта по русскому языку "Поэтизмы в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golitsynskaya_sosh_2.ppt | 195 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : изучение языковых средств реализации поэтической функции художественного текста на материале романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Задачи работы: исследовать языковой материал романа (устаревшие слова, мифологемы, перифразы и др.); определить состав поэтических слов, используемых А.С. Пушкиным; определить значение поэтических слов, обратившись к лингвистическим словарям; проанализировать особенности использования этих средств поэтом; сделать вывод о роли поэтических слов в романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.
Объект исследования: текст романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Предмет исследования : языковые средства реализации поэтической функции. Методы и приёмы: анализ научной и художественной литературы по данной теме, метод собственного лингвистического осмысления материала (описательный, заключающийся в классификации материала и его системном описании, исходя из задач работы, и сравнительный метод изучения явлений в сопоставлении материальной сущности фактов языка в рамках произведения одного автора).
По красоте звучания русский язык – один из красивейших языков в мире.
Поэтизм- комплекс взаимодействия как звукового, так и смыслового изобразительного начала. набор слов и оборотов, которые «украшают» поэтическую речь, делают её образно – эмоциональной, воздействуя на эмоционально – чувственную сферу человека, формируя его эстетическое чувство.
Фонетические поэтизмы Фонетические старославянизмы: младые грации Москвы, на стёкла хладные дыша, пламенная младость, скучный брег , приди в чертог ко мне златой , распущенные власы и т.д. Словообразовательные старославянизмы: поступком оскорбясь таким, в осьмнадцать лет, в стары годы, в минувши дни, лорнет скосясь наводит и др. Цель использования : версификационная (создание рифмы); эстетическая (создание поэтического образа).
Лексические поэтизмы Лексико – семантические архаизмы : лобзать уста, ланиты, перси, лик Дианы, брань, вежды, алкать, череда, щепетильный (галантерейный), очи и т.д. Перифрастические сочетания (поэтические перифразы): Друзья Людмилы и Руслана (читатели); Пора надежд и грусти нежной (любви); Быть может, в Лете не потонет (не забудется); Не отражает лик Дианы (луну); Меж тем как мы, враги Гемена (холостяки); Весна моих промчалась дней (т.е. молодость); Пока Морфей не прилетит (т.е.пока не уснёт) и др. Цель: реализация эстетической функции, создание поэтического образа
Лексические поэтизмы Перифрастические сочетания (поэтические перифразы): Огромный запущенный сад, // Приют задумчивых дриад ; Лихая мода , наш тиран, // Недуг новейших россиян ; Весна в деревню вас зовёт, // Пора тепла, цветов, работ; Луну, небесную ламбаду , // И слезы тайных мук отраду; И тихо край земли светлеет, //И, вестник утра , ветер веет и др.
Лексические поэтизмы Романтическая фразеология «чистая любовь», «сладкое мучение», «возвышенное чувство», «лоно тишины», «соловей во мгле древес», «пел разлуку и печаль, и нечто, и туману даль» и др.
Лексические поэтизмы Прецедентные тексты и мифологемы «Одной ногой касаясь пола, //Летит как пух от уст Эола » (о знаменитой балерине Истоминой, которую Пушкин высоко ценил; Эол – бог ветра; древнегреч. мифология); «Водила слушать шум морской, // Немолчный шёпот Нереиды » (Нереида – дочь бога моря Нерея, здесь имеется ввиду «шум моря»; древнегреч. мифология); «Об нём она в во мраке ночи, // Пока Морфей не прилетит (т.е. пока не уснёт; Морфей – бог сна; древнегреч. Мифология) и др.
Художественное поэтическое слово (поэтизм) - самое ёмкое и тонкое средство выражения мысли. Обобщив опыт предшественников, А.С.Пушкин показал использование поэтизмов .
Лексические и фонетические поэтизмы Фонетические и словообразовательные старославянизмы Лексико – семантические архаизмы Перифрастические сочетания (поэтические перифразы) Романтическая фразеология Прецедентные тексты и мифологемы Цель: версификационная, реализация эстетической функции, создание поэтического образа /
Не обратить на них внимания – значит обеднить тем самым то прекрасное и драгоценное, что заключается в русском стихе вообще и в творениях поэтического гения России в частном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
9 класс. А.С.Пушкин. Роман в стихах "Евгений Онегин". 1 урок. Презентация.
Презентация служит иллюстративным материалом к первому уроку по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"...
Роман в стихах "Евгений Онегин"
Материалы к урокам по роману "Евгений Онегин"...
Урок литературы в 9 классе по программе Т.Ф. Курдюмовой "Им овладело беспокойство" ( по роману А. Пушкина "Евгений Онегин")
Урок-анализ причин, под влиянием которых изменился Евгений Онегин -герой романа А.Пушкина "Евгений Онегин"....
Методическая разработка урока русской литературы «А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин «Творческая история»
Название предмета: литератураКласс: 9УМК: «Литература 9 класс. Учебник- хрестоматия» для общеобразовательных школ, В.Я. Коровин, В.И. Коровин и др.-М.: «Просвещение», 2014Уровень обучения: базов...
Литературный брейн-ринг по роману в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина
Развитие интереса к творчеству поэта; совершенствование коммуникативных навыков; воспитание доброго духа соперничества, чувства коллективизма, ответственности, этики....
Литературный брейн-ринг по роману в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина
Литературный брейн-ринг по роману в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина...