Каталог как один из эффективных способов работы с текстом на уроке
проект по литературе

Татти Екатерина Павловна

Педагогическая наука сегодня идет в ногу со временем.

Современный учитель сегодня это не просто человек, который хорошо знает свой предмет и может его донести до ученика, но и человек, который разбирается в психологии, методологии, цифровых  ресурсах и многом другом, что можно перечислять долго и всё не скажешь. Важно развивать у ученика и творческие способности, ведь творчество – это не следование стандартам, а без выхода за рамки привычного и известного не было бы даже самых маленьких открытий и развития. Именно творческие люди двигают любые отрасли на новый уровень.

Многие учителя задаются проблемой,  что сегодня трудно удержать внимание детей на уроке. Большое разнообразие окружает наших учеников за дверями наших кабинетов: они носят, слушают, едят, что хотят, занимаются в тех кружках, каких хотят, с тем преподавателем, который им нравится в удобное для них время. А если не нравится, то всегда можно поменять. Они даже телевизор в большинстве своем почти не смотрят потому, что там расписание составил кто-то за них, а в интернете они сами решают, что смотреть и когда. Современные школьники растут в эпоху цифровой революции, в «мультимедиа эпоху», в насыщенном информационном мире. И это накладывает большой отпечаток на них и, соответственно, на нас в вами тоже.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каталог как один из эффективных способов работы с текстом на уроке

«Если человек в школе не научился творить,

То и в жизни он будет только подражать и копировать»

                          Л.Н. Толстой

Педагогическая наука сегодня идет в ногу со временем.

Современный учитель сегодня это не просто человек, который хорошо знает свой предмет и может его донести до ученика, но и человек, который разбирается в психологии, методологии, цифровых  ресурсах и многом другом, что можно перечислять долго и всё не скажешь. Важно развивать у ученика и творческие способности, ведь творчество – это не следование стандартам, а без выхода за рамки привычного и известного не было бы даже самых маленьких открытий и развития. Именно творческие люди двигают любые отрасли на новый уровень.

Многие учителя задаются проблемой,  что сегодня трудно удержать внимание детей на уроке. Большое разнообразие окружает наших учеников за дверями наших кабинетов: они носят, слушают, едят, что хотят, занимаются в тех кружках, каких хотят, с тем преподавателем, который им нравится в удобное для них время. А если не нравится, то всегда можно поменять. Они даже телевизор в большинстве своем почти не смотрят потому, что там расписание составил кто-то за них, а в интернете они сами решают, что смотреть и когда. Современные школьники растут в эпоху цифровой революции, в «мультимедиа эпоху», в насыщенном информационном мире. И это накладывает большой отпечаток на них и, соответственно, на нас в вами тоже.

На уроках гуманитарного цикла достаточно часто необходимо работать с печатными текстами. И это, конечно, для многих детей определенная сложность. Ведь даже многие взрослые отказываются от печатных книг в пользу аудио. Это ведь так удобно: можно слушать и куда-то ехать, заниматься спортом, работать руками. А тут требуется внимательная работа только с текстом, где текст это первостепенное и единственное, а не дополнение к чему-либо. Современный урок требует применения такой формы работы с текстами на уроках, которая бы решила все учебные задачи, была индивидуальной, связана с современными техническими возможностями и развивала бы творческие способности учащихся.

В нашей школе уже несколько лет идет работа в рамках проекта программы развития Невского района «Уроки Даниила Гранина». И меня саму очень заинтересовала книга «Ленинградский каталог». "Ленинградский каталог" Д. А. Гранина - это не словарь предметов ушедшей эпохи детства писателя, 30-х годов минувшего века. Это память, это наша история, тихий рассказ о "ласковой прелести старины".

Быт, нравы Ленинграда, а значит, и многих городов того времени, картины города периода первой пятилетки, исчезнувшие из обихода вещи, забытые песни, язык тех лет, городские истории и легенды воскрешают лицо невской столицы восьмидесятилетней давности.

Старые фотографии и рисунки дополняют зрительный ряд книги: здесь и белые ботинки на кнопках, патефон, диван с валиками и зеркалом, нож для разрезания книг, духовой утюг, ручная стиральная машинка, перевозка льда для холодильников, старые журналы, забытые моды…

На мой взгляд, это не книга, которую можно прочитать и отложить. Ее хочется рассматривать и изучать, подолгу рассматривая иллюстрации.

Я положила эту книгу в классе и ребята на переменах начали ее самостоятельно изучать, что-то спрашивать… Для них очень многое казалось удивительным или тем, о чем они никогда не задумывались. Например, какими были холодильники до электрических? И что лед для них вырубали прямо с Невы.

Книга так заинтересовала, что постепенно я стала приносить какие-то старые вещи из этого каталога, потом и ребята тоже подключились. Рассказывали истории об этих вещах.

Через какое-то время мной были обнаружены старые каталоги для уроков технологии. Большие, тяжелые, сделанные своими руками. Ребята с такой аккуратностью стали к нему относиться. Только чистыми руками, только плавно переворачивать страницы, положить на удобное место. Ребята настолько искренне удивлялись тому, что для многих людей старшего поколения уже привычно. А ведь это дети которых уже практически невозможно удивить даже самой современной презентацией или спецэффектами, но можно заинтересовать печатным каталогом.

И мы начали работу по созданию собственных каталогов. Сначала, мы начали с более простого – буклет. Когда освоились, то перешли на каталоги.

Одной из интересных форм работы с информацией является создание буклетов и каталогов. По сути, это продукты творческого проекта. Данные виды работ могут применяться на уроках с 1-11 класс на любом предмете, ведь фантазия учителя безгранична. Отличие лишь в форме организации (работа с заготовкой или самостоятельная разработка)..

Буклет представляет собой сложенный в несколько сгибов лист бумаги. Каталог – это многостраничное издание с информацией. Каталог является более информативным за счет количества страниц. Буклет может быть результатом работы одного урока. Как, например, здесь – работа с правилами техники безопасности, или здесь – работа с текстом «статистические данные Российской Федерации», работа с текстом песни. Каталог же – проект, который выполняется несколько уроков.

Каталог может содержать научные факты, исторические сведения, цитаты, планы, определения, таблицы, схемы. В каталоге могут быть самые разные виды заданий: тесты, кроссворды, интересные факты, учебная информация, с которой обучающиеся будут работать на протяжении нескольких уроков.

Данная работа проводится поэтапно: сначала работа с аналогом, после – разработка каталога, но прежде чем получить каталог от учащихся, учителю необходимо научить их этой форме работы.

Использование каталога на уроке возможно при следующих видах деятельности:

  • изучение нового материала;
  • на этапе повторения и закрепления изученного материала;
  • в качестве материала к домашнему заданию;
  • как одна из форм сообщения, доклада;
  • в качестве дополнительной информации по изучаемой теме.

При создании каталога следует помнить следующие правила:

  • может создаваться в программе Microsoft Word или Microsoft Publisher, а может создаваться вручную, что в рамках урока видится более реальным и вызывает у учеников больший энтузиазм;
  • информация должна быть логично структурирована;
  • иллюстративный материал должен быть уместно использован и расположен;
  • цветовая гамма фона и шрифт должны помогать при раскрытии темы каталога.

Результаты, которые получились из результатов моей работы следующие:

  1. Повысился интерес учащихся к предмету;
  2. У ученика появилась возможность получить дополнительную отметку.
  3. Возможность использования компьютерных технологий.
  4. Оптимизируется учебное время.
  5. Учащиеся эффективнее работают с текстовыми источниками, выделяют главное из большого количества информации.
  6. Создается «копилка» фактического материала (в виде каталога), которые могут использоваться в процессе уроков.

        На каталогах созданных ранее можно изучать новый материал. Учащихся всегда пугает наличие большого числа страниц в учебнике, замена учебника каталогом вызывает положительные эмоции на уроке.

С помощью создания каталога возможно решение следующих задач:

  • сформировать (и развивать) у учащегося исследовательский навык. В отличие от традиционного реферата или доклада информация, содержащаяся в каталога, ограничивается строгими рамками данного продукта. Это заставляет ученика в лаконичной форме, отобрав только самое основное, осветить выбранный вопрос.
  • Развить эстетический вкус и реализовать творческие способности учащегося: кропотливо подбирать шрифты, иллюстративный материал, оформление, цветовую гамму – все это позволит глубже окунуться и раскрыть особенности изучаемого вопроса.
  • Экономия времени – каталог – это маленькая цветная книжечка, содержащая большой объём информации.
  • Воспитать интерес к предмету – даже самые слабые учащиеся, держа в руках каталог – яркую, красочную небольшую книжечку – хотят рассмотреть, прочитать и создать собственный.

Татти Е.П. Бушуева О.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема педагогического опыта: «Работа с эпиграфом как один из эффективных способов обучения учащихся II ступени анализу художественного произведения в процессе преподавания русского языка и литературы на основе проблемного подхода».

Уровень опыта по степени новизны состоит  в адаптации системы методов и приемов проблемного обучения к преподаванию русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельнос...

Работа с текстом на уроках биологии как один из способов подготовки к успешной сдаче ГИА.

Экзамен по биологии, не является обязательными.  Как правило, его выбор обусловлен решением родителей учащихся, положительными результатами обучения предмету, сложившимися отношениям...

Эффективные приемы работы с текстом на уроках лит-ры в 5-7 кл. в рамках ФГОС.

Создание условий для максимальной реализации ключевых компетенций учащихся....

Использование буклета как одного из эффективных способов работы с текстом на уроках истории и обществознания

Сегодня педагогическая наука идет в ногу со временм и претерпевает глубокие изменения. Учитель, сегодня, должен не просто хорошо знать свой предмет, давать фактический материал, научить ученика учитьс...

Самостоятельная работа – как один из эффективных способов обучения физике.

Роль и место самостоятельных работ по изучению физики. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая состоит в том, чтобы...

Мастер - класс «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»

Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к ЕГЭ. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцент...

Разноуровневый подход в обучении как один из эффективных способов проведения продуктивного урока английского языка и подготовки к ОГЭ, в условиях реализации ФГОС

Краткая аннотация работы:1. Технология разноуровневого обучения.2. Продуктивный урок.3. Подготовка к ОГЭ по английскому языку....