Час искреннего разговора «Беседы на завалинке у Дома Шукшина»
методическая разработка по литературе (11 класс)
Беседа по рассказам «Степкина любовь, «Чудик», «Обида», Миль пардон, мадам!», «Ваня Тепляшин», «Боря», «Мой зять украл машину дров!», «Волки», «Космос, нервная система и шмат сала». Инсценировка некоторых рассказов. Учащиеся выявляют нравственные идеалы В.М. Шукшина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
besedy_na_zavalinke_u_doma_shukshina_-_kopiya.doc | 526.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
Час искреннего разговора «Беседы на завалинке у Дома Шукшина»
Цель: формировать читательскую компетенцию учащихся.
Задачи:
- прочитать рассказы «Степкина любовь, «Чудик», «Обида», Миль пардон, мадам!», «Ваня Тепляшин», «Боря», «Мой зять украл машину дров!», «Волки», «Космос, нервная система и шмат сала»;
- проанализировать рассказы ;
- сформировать представление об особенностях героев Шукшина;
- выявить нравственные идеалы В.М.Шукшина;
- осмыслить себя как личность, понять назначение своей жизни; решить для себя, какими нравственными уроками рассказов В.М.Шукшина руководствоваться в жизни.
Форма: час искреннего разговора.
Оформление: изба, открытое окно, подсолнухи, плетень, зеленая лужайка, береза, скамейки стулья.
Ведущий 1 : Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть Вас сегодня на завалинке у Дома русского писателя, режиссера, актера Василия Макаровича Шукшина. На родине Шукшина, на Алтае в селе Сростки, из года в год со времени смерти писателя проходят Всероссийские Шукшинские чтения, на которые собираются тысячи людей – почитателей его таланта. А все ли знают в нашем городе В. М. Шукшина, его произведения, фильмы. Учащиеся нашей школы решили взять интервью у сургутян.
Представляем вашему вниманию видеоролик «Что ты знаешь о В.М. Шукшине?».
Ведущий 2 : Сегодня на завалинке у Дома писателя мы поговорим о близких, дорогих для Шукшина героях. Они страдают, любят, негодуют, ненавидят, но по - шукшински от всего сердца.
Звучит песня «То не ветер ветку клонит»
На завалинке у дома Шукшина сидят его земляки. Появляются корреспондент и фотокорреспондент.
Корреспондент: Добрый день! Скажите, пожалуйста, здесь жил когда – то Василий Макарович Шукшин, ваш земляк?
Земляки В. М. Шукшина: Да, здесь.
Корреспондент: Я - корреспондент газеты «Голос времени». Говорят, у Василия Макаровича нет выдуманных героев. Они – реальные люди, в большинстве случаев его земляки. Мне хотелось бы узнать, как они живут сегодня.
1 женщина:
- Да вот, Степка, мой сосед, влюбился.
Инсценировка рассказа «Степкина любовь».
Корреспондент:
- А почему Ваське стало жалко Степу? Ведь Эллочка выбрала Степу.
Ответы:
Иванова Саша – 10 Г и другие.
Корреспондент идет , натыкается на коляску:
- А это что за чудная коляска ?
2 женщина
- Да это наш Чудик разрисовал.
Инсценировка рассказа «Чудик»
Корреспондент:
- А как звали Чудика?
Ответ: Василий Егорович Князев
Корреспондент:
- А почему он для многих был Чудиком? Разрисовал коляску зачем – то?
Ответы:
Иванова А – 10 Г и другие.
.
Одна девушка сидит в шубке
Корреспондент:
- А почему некоторые сидят в шубках?
Инсценировка рассказа «Мой зять украл машину дров!»
Корреспондент:
- Так шуба виновата в конфликте между Веней Зяблицким и тещей?
(Разбилась мечта героя рассказа: купить себе кожаную куртку).
Лавка со шляпами.
Корреспондент:
- Какие интересные у вас здесь шляпы?
2 женщина
- Был у нас земляк, купил шляпу. Но чтобы уважали - не в шляпе же дело?
Инсценировка рассказа «Дебил».
- Какую роль в рассказе играет шляпа
1 женщина корреспонденту: ?
- Угощайтесь.
( Подает сало и хлеб ).
2 женщина корреспонденту:
- Жил у нас дед, у него снега зимой снега не выпросишь.
Инсценировка рассказа «Космос, нервная система и шмат сала»
Корреспондент:
- Так почему так разволновался дед Наум Евстигнеич?
Корреспондент:
Плохо, когда человек чувствует себя одиноким, старый он или молодой.
2 женщина
Вот у нас один мальчик написал письмо в редакцию, а это письмо передали Василию Макаровичу.
Чтение статьи «Завидую тебе».
Письма ученика 11 класса В.М.Шукшину.
Здравствуйте, уважаемый Василий Макарович! Меня зовут Давит, я учусь в 11 классе. В своей статье «Завидую тебе» Вы отвечаете на письмо четырнадцатилетнего подростка, который мечтает стать комбайнером. Вы пишете, что не отвергаете мечты, но не доверяете красивым словам. Пишете: «Мечта слишком красивое слово». Утверждаете, что «главная сила на земле - разум и труд», «все ценное, прекрасное на земле создал умный, талантливый, трудолюбивый человек». Я согласен с вами, но считаю: Вы все – таки лукавите, когда пишете, что «отмечтались». Это в 43 года? А как же ваша мечта - поставить фильм « Я пришел дать вам волю», про Степана Разина? Ведь эта мечта дает Вам веру в свои силы, в Вашего героя, которого полюбит зритель также, как и Вы. Когда Вы пишете подростку: «Завидую тебе, твоим четырнадцати годам». Это не только зависть к юности, это еще зависть к умению мечтать. Все же я считаю, Вы умели и умеете мечтать. Я считаю Вас настоящим художником, который видит и воспевает красоту и добро. Советуете, больше читать. Я с Вами согласен.
Я хотел бы задать вам несколько вопросов:
- Как относиться к людям и как научиться преодолевать трудности?
- Что вы считаете главным в жизни писателя?
Ответы В. М. Шукшина (видео).
1 ведущий
Пройдут годы, все так же будут шуметь березы, все так же будет катить воды Катунь, все так же будут стоять Сростки, но я уверена, что слава этого человека, облик его будет в годах все более благороден и светел.
И мне вновь вспоминаются слова Шукшина: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту…Уверую, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку…Мы умеем жить. Помни это. Будь человеком».
Песня Высоцкого.
Показ буктрейлеров
Слово жюри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа для воспитанников деткого дома «Юность Шостаковича»
Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства... Мы не знаем ни одного музыкального произведения, воспевающего злобу, ненависть, разбой. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно от...
Разговор с учащимися "Тепло родительского дома"
Тепло родительского дома....
Беседа для воспитанников детского дома « Курить – здоровью вредить!»
Развитие у воспитанников ценностного отношения к своему здоровью на основе знакомства с вредными воздействиями курения на организм....
Беседа с воспитанниками детского дома-школы: "Кот в мешке или типичные ошибки при выборе профессии"
Большинство молодых людей, размышляющих о дальнейших образовательных планах или о трудоустройстве, вообще очень мало осведомлены о том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители. В резу...
Беседа с воспитанниками детского дома-школы: "Есть такая профессия - инженер"
Знакомство воспитанников с профессией инженера, рассказ о истории и значимости профессии, её плюсах и минусах, о многообразии её специализаций....
Беседа с воспитанниками детского дома «Учись жить в семье»
Углублять представление воспитанников о ценности семьи и соблюдение добрых традиций, объединяющих родных и близких....
Беседа с воспитанниками детского дома-школы: "Влияние спайсов на организм человека"
Беседа с воспитанниками о влиянии спайсов на организм человека, изучение последствий употребления курительных смесей. Попытаться сформировать у воспитанников алгоритм действий по отказу от предложений...