Час искреннего разговора «Беседы на завалинке у Дома Шукшина»
методическая разработка по литературе (11 класс)

Беседа по рассказам  «Степкина любовь, «Чудик», «Обида», Миль пардон, мадам!», «Ваня Тепляшин», «Боря», «Мой зять украл машину дров!», «Волки», «Космос, нервная система и шмат сала». Инсценировка некоторых рассказов. Учащиеся выявляют нравственные  идеалы В.М. Шукшина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon besedy_na_zavalinke_u_doma_shukshina_-_kopiya.doc526.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

Час  искреннего разговора «Беседы на завалинке у Дома Шукшина»

Цель: формировать  читательскую компетенцию учащихся.

Задачи:

- прочитать рассказы  «Степкина любовь, «Чудик», «Обида», Миль пардон, мадам!», «Ваня Тепляшин», «Боря», «Мой зять украл машину дров!», «Волки», «Космос, нервная система и шмат сала»;

- проанализировать рассказы ;

- сформировать представление об особенностях героев Шукшина;

- выявить нравственные идеалы В.М.Шукшина;

- осмыслить себя как личность, понять назначение своей жизни; решить для себя, какими нравственными уроками  рассказов В.М.Шукшина  руководствоваться в жизни.

Форма: час искреннего разговора.

Оформление: изба, открытое окно, подсолнухи, плетень, зеленая лужайка, береза, скамейки стулья.

Ведущий 1 : Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть Вас сегодня на завалинке у Дома русского писателя, режиссера,  актера  Василия Макаровича Шукшина. На родине Шукшина, на Алтае в селе Сростки, из года в год со времени смерти писателя проходят Всероссийские Шукшинские чтения, на которые собираются тысячи людей – почитателей его таланта. А все ли знают в нашем городе  В. М. Шукшина, его произведения, фильмы. Учащиеся нашей школы решили взять интервью у сургутян.

 

Представляем вашему вниманию видеоролик «Что ты знаешь о В.М. Шукшине?».

Ведущий 2 : Сегодня на завалинке у Дома писателя мы поговорим о близких, дорогих для Шукшина героях. Они страдают, любят, негодуют, ненавидят, но  по - шукшински от всего сердца.

Звучит песня «То не ветер ветку клонит»

На завалинке у дома Шукшина сидят его земляки. Появляются корреспондент и фотокорреспондент.

 Корреспондент: Добрый день!  Скажите, пожалуйста, здесь  жил    когда – то Василий Макарович Шукшин, ваш земляк?

Земляки В. М. Шукшина: Да, здесь.

Корреспондент: Я -   корреспондент газеты «Голос времени». Говорят,  у Василия Макаровича нет выдуманных героев. Они – реальные люди, в большинстве  случаев его земляки. Мне хотелось бы узнать, как они  живут сегодня.

1 женщина:  

- Да вот, Степка, мой сосед,  влюбился.

Инсценировка рассказа «Степкина любовь».

Корреспондент:

- А почему Ваське стало жалко Степу? Ведь Эллочка выбрала Степу.

Ответы:

Иванова Саша – 10 Г и другие.

Корреспондент идет , натыкается на коляску:

 - А это что за чудная коляска ?

2 женщина

- Да это наш Чудик разрисовал.

Инсценировка рассказа «Чудик»

Корреспондент: 

- А как звали Чудика?

Ответ: Василий Егорович Князев

Корреспондент: 

- А почему он для многих был Чудиком? Разрисовал коляску зачем – то?

Ответы:

Иванова А – 10 Г и другие.

.

Одна девушка сидит в шубке

Корреспондент:

- А почему некоторые   сидят в шубках?

Инсценировка рассказа «Мой зять украл машину дров!»

 

Корреспондент:

- Так шуба  виновата в конфликте  между Веней Зяблицким и тещей?

(Разбилась мечта героя рассказа: купить себе кожаную куртку).

Лавка со шляпами.

Корреспондент:

- Какие интересные у вас здесь шляпы?

2  женщина

- Был у нас  земляк, купил шляпу. Но чтобы уважали -  не в шляпе же дело?

Инсценировка рассказа «Дебил».

- Какую роль в рассказе играет шляпа 

1 женщина корреспонденту: ?

- Угощайтесь.

 ( Подает сало и хлеб ).

2 женщина корреспонденту:

 - Жил у нас дед, у него снега зимой снега не выпросишь.

Инсценировка рассказа «Космос, нервная система и шмат сала»

Корреспондент:

 - Так почему так разволновался дед  Наум Евстигнеич?

Корреспондент:

Плохо, когда человек чувствует себя одиноким, старый он или молодой.

2 женщина

Вот у нас один мальчик написал письмо в редакцию, а это письмо передали Василию Макаровичу.

Чтение статьи «Завидую тебе».

 Письма ученика 11 класса  В.М.Шукшину.

Здравствуйте, уважаемый  Василий Макарович!  Меня зовут Давит, я учусь в 11 классе. В своей статье «Завидую тебе» Вы отвечаете на письмо четырнадцатилетнего подростка, который мечтает стать комбайнером. Вы пишете, что не отвергаете мечты, но не доверяете   красивым словам. Пишете: «Мечта слишком красивое слово». Утверждаете, что «главная сила  на земле  - разум и труд», «все ценное, прекрасное на земле создал умный, талантливый, трудолюбивый человек».  Я согласен с вами, но считаю: Вы все – таки лукавите, когда пишете, что «отмечтались».  Это в 43 года?  А как же ваша мечта -  поставить фильм « Я пришел дать вам волю», про Степана Разина? Ведь эта мечта дает Вам веру в свои силы, в Вашего  героя, которого   полюбит зритель также, как и Вы.  Когда Вы пишете подростку: «Завидую тебе, твоим четырнадцати годам». Это не только зависть к юности, это   еще  зависть к умению мечтать. Все же я считаю, Вы умели и умеете мечтать. Я считаю Вас  настоящим художником, который  видит и  воспевает  красоту и добро.  Советуете, больше читать. Я с Вами согласен.

  Я хотел бы задать вам несколько вопросов:

  1. Как относиться к людям и  как научиться преодолевать трудности?
  2. Что вы считаете главным в жизни писателя?

Ответы В. М. Шукшина (видео).

1 ведущий

     Пройдут годы, все так же будут шуметь березы, все так же будет катить воды Катунь, все так же будут стоять Сростки, но я уверена, что слава этого человека, облик его будет в годах все более благороден и светел.

     И мне вновь вспоминаются слова Шукшина:  «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту…Уверую, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку…Мы умеем жить. Помни это. Будь человеком».

            Песня Высоцкого.

    Показ буктрейлеров

    Слово жюри.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа для воспитанников деткого дома «Юность Шостаковича»

Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства... Мы не знаем ни одного музыкального произведения, воспевающего злобу, ненависть, разбой. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно от...

Беседа для воспитанников детского дома « Курить – здоровью вредить!»

Развитие у воспитанников ценностного отношения к своему здоровью на основе знакомства с вредными воздействиями курения на организм....

Беседа с воспитанниками детского дома-школы: "Кот в мешке или типичные ошибки при выборе профессии"

Большинство молодых людей, размышляющих о дальнейших образовательных планах или о трудоустройстве, вообще очень мало осведомлены о том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители. В резу...

Беседа с воспитанниками детского дома-школы: "Есть такая профессия - инженер"

Знакомство воспитанников с профессией инженера, рассказ о истории и значимости профессии, её плюсах и минусах, о многообразии её специализаций....

Беседа с воспитанниками детского дома «Учись жить в семье»

Углублять представление воспитанников о ценности семьи и соблюдение добрых традиций, объединяющих родных и близких....

Беседа с воспитанниками детского дома-школы: "Влияние спайсов на организм человека"

Беседа с воспитанниками о влиянии спайсов на организм человека, изучение последствий употребления курительных смесей. Попытаться сформировать у воспитанников алгоритм действий по отказу от предложений...