Специфика лирического события в поэзии Г. Иванова (Эмпирическая событийность)
статья по литературе (10 класс)

Кузнецова Александра Владимировна

Формирование термина "Эмпирическая событийность", рассмотрение эмпирической событийности на примерах из поэзии Георгия Иванова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл empiricheskaya_sobytiynost_v_lirike_g._ivanova.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКА ЛИРИЧЕСКОЙ СОБЫТИЙНОСТИ В ПОЭЗИИ ГЕОРГИЯ ИВАНОВА

Эмпирическая событийность

Ситуации макрокосма в творчестве Г. Иванова изживают себя, начиная со сборника «Розы». С чем это связано мы уточним немного позднее.

К эмпирической событийности рационально будет отнести такие типы лирических ситуаций, как встреча, свидание, разлука, прощание, беседа, прогулка и т.д.

Ввиду принципиальной субъектности лирического текста, любое событие, учтенное в произведении, накладывает отпечаток на внутренний мир лирического субъекта. Если события ментальные зачастую бывают оторваны от пространственной привязки, то эмпирические события обычно связаны с какой-то определенной локацией, время же отражается в любом типе событийности.

Проанализируем ряд стихотворений, основанных на эмпирической событийности.

Начнем со стихотворения «Сквозь зеленеющие ветки…» [Иванов Г. В., 1994, с. 57]. Две переплетенные ситуации лежат в основе события, о котором повествует лирический герой: игра в теннис и свидание. Для человека, регулярно играющего в теннис ради простого развлечения сам процесс игры событием, естественно, являться не будет. Особый отпечаток накладывает ситуация свидания, благодаря которому и игра в теннис приобретает событийный оттенок. «Ах, башмаки натерты мелом, / Но башмаками ль занят ум? —…» [Иванов Г. В., 1994, с. 57] - эти строки смещают точку зрения как автора, так и читателя с игры на свидание. Эмоциональное состояние лирического субъекта во время игры отличается от тех переживаний, которые он испытывает в момент свидания. Заканчивается стихотворения уже не описанием процесса игры, а моментом единения в этой игре двух влюбленных: «Слова любви журчат прилежно, / Ее рука в его руке, / И солнце розовеет нежно /На милой девичьей щеке» [Иванов Г. В., 1994, с. 57]. Если свидание является проявлением любви или влюбленности, что относится скорее к событиям ментального характера, то теннис – событие вполне себе эмпирическое, и именно в контексте данного стихотворения игра будет являться событием.

Ночь как событие у Г. Иванова зачастую носит негативный, пессимистичный характер. В качестве примера приведем стихотворение «Луна взошла совсем как у Верлена…»  [Иванов Г. В., 1994, с. 83]. Событие в основе опять двоякое – речь идет об измене, которая обозначает данную ночь как принципиально значимую в жизни лирического субъекта: «Зачем тобой совершена измена...» / — Рыдал певец, томясь в мишурном горе, / И сонная у скал шуршала пена» [Иванов Г. В., 1994, с. 83]. Чтобы не усомниться правильности соотнесения данного стихотворения с эмпирической событийностью, подкрепим свою версию мыслью о том, что опыт человеческих отношений, в т. ч. измену, можно отнести к жизненному, бытовому опыту человека.

Свидание тоже отнесем к эмпирической событийности. Возьмем для анализа стихотворение «Простодушные березки…»  [Иванов Г. В., 1994, с. 97]. Начинается стихотворения с дискриптивных конструкций, описывающих окружающую персонажей природу, которая своими яркими красками олицетворяет внутреннее состояние лирического субъекта перед свиданием: «Простодушные березки / У синеющей воды, / На песке, как в желтом воске, Отпечатаны следы» [Иванов Г. В., 1994, с. 97]. Здесь нет четкого указания на саму ситуацию, она выявляется из контекста: «Платье пестрое из ситца, / Туго косы сплетены. / Сердце—сердца не боится / В дни веселые весны» [Иванов Г. В., 1994, с. 97].

Чтобы далеко не отходить от темы скрытого любовного свидания, разберем схожее с вышеописанным стихотворение «Вот роща и укромная полянка…»  [Иванов Г. В., 1994, с. 156]. Несмотря на то, что ситуация сама по себе стандартна, посчитаем данное свидание событийным, ведь если автор решил о нем рассказать, событие является значимым для лирического субъекта: «Закатный луч заметно увядает, / Шуршат листы, клубятся облака, / И скромно поцелуя ожидает, / Как яблоко румяная, щека» [Иванов Г. В., 1994, с. 156].

Свидание накануне расставания, свидетельствующее о смене точки зрения, встречаем в стихотворении «Уже бежит полночная прохлада …»  [Иванов Г. В., 1994, с. 221]. В нем мы так же встречаем очередную привязку к местности, если быть точнее, к дубу, приютившему влюбленных (подобную локацию мы встречали в ранее проанализированном стихотворении): «Рассветный час! Урочный час разлуки! / Шумит влюбленных приютивший дуб» [Иванов Г. В., 1994, с. 221]. Событийный характер встрече последующее окончательное расставание: «Последний раз соединились руки, / Последний поцелуй холодных губ» [Иванов Г. В., 1994, с. 221].

Если смерть мы рассматриваем в лирике Г. Иванова как событие экзистенциальное, то убийство будет скорее относиться к эмпирической событийности. Ситуация в основе стихотворения «Беспокойно сегодня мое одиночество…»  [Иванов Г. В., 1994, с. 102] проста – разглядывание лирическим субъектом портрета своего деда и размышление над его судьбой. Но в основе сего рассуждения – убийство дедом своей жены. Именно это убийство повлекло за собой рефлексию субъекта; важна так же временная привязка – сегодня. Любопытно, что событие, произошедшее довольно давно, вызывает рефлексию у лирического субъекта сейчас. Это значит, что событие прошедших лет не утратило актуальности и по сей день.

Перейдем к ситуации расставания, так же относящейся к эмпирической событийности. В стихотворении «Закат золотой. Снега…»  [Иванов Г. В., 1994, с. 162] сразу обнаруживаем привязку к местности: «Закат золотой. Снега / Залил янтарь. / Мне Гатчина дорога, / Совсем как встарь» [Иванов Г. В., 1994, с. 162]. Точка зрения лирического субъекта, как уже встречалось нам в ранее проанализированных стихотворениях, смещается от ситуации встречи к ситуации расставания: «Калитку лишь отвори, / И мы — вдвоем», а далее: «Все прежнее: парк, вокзал... / А ты — на войне, / Ты только прости сказал, / Улыбнулся мне; Улыбнулся в последний раз / Под стук колес» [Иванов Г. В., 1994, с. 162]. «…Стихотворение не любовное, оно обращено к Гумилеву, находящемуся на фронте, напечатано было в сборнике «Петроградские вечера» [Е. Виктовский, 1994, с. 33].

Проанализировав стихотворения Г. Иванова, в основе которых лежат ситуации макрокосма, попробуем дать определение эмпирической событийности: эмпирическая событийность – это событийность, связанная определенным жизненным опытом лирического субъекта, основанном на изменении внешнего мира, включенная в хронотопическую структуру стихотворения и основанная на ситуациях макрокосма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэзия М.Цветаевой как лирический дневник эпохи

Урок по теме "Поэзия М.Цветаевой как лирический дневник эпохи"  можно провести в форме литературной гостиной в 11 классе...

Лирический образ русской природы в поэзии Ивана Бунина

Материалы к уроку литературы для 10 - 11 классов...

Лирический герой поэзии П.Ф.Морякова (Научно-исследовательская работа)

Научно-исследовательская работа по литературному краеведению...

Конспект урока по литературе в 9 классе по теме: Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзия.

Этапы отношения М.Ю. Лермонтова к Родине, ко времени, в котором он жил, к поколению, к государственности; выявить противоречия лирического героя.Формирование любви к русской литературе, русской природ...

Презентация "Поэзия военных лет" Поэты-фронтовики г. Иваново

В презентации использованы фотографии и стихи поэтов - фронтовиков г. Иваново: Н. Майорова, М. Дудина, В. Жукова, А.Лебедева, В. Догадаева. Для урока внеклассного чтения в коррекционной школе VIII вид...