Классный час А.Твардовский "Василий Теркин" Сценарий главы "О награде"
классный час по литературе (11 класс)

Подмастерьева Наталья Александровна

Данный материал может быть использован как  предпраздничная инсценировка ко Дню Победы,  как дополнительный материал при изучении творчества А.Т. Твардовского и как самостоятельное выступление.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл terkin.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС,

ПОСВЯЩЕННЫЙ ПОБЕДЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ, ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ

 А.Т. ТВАРДОВСКОГО «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»

Пояснительная записка

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современная молодежь мало знает о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. С каждым годом всё меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться. Необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм; знакомить детей с произведениями о войне, организовывать встречи с ветеранами. И такие мероприятия помогают осуществить поставленные цели и задачи.

Актуальность и обоснование выбора темы

Великая Отечественная война – серьезное испытание для нашей страны, важное крупное событие ХХ века. Около 27 млн. солдат и мирных жителей потеряла в этом кровопролитном бою наша страна. Фашистами были полностью уничтожены сотни советских городов, сел, поселков, деревень, промышленных предприятий, железнодорожных путей, разграблено и разорено сельское хозяйство. Несмотря на это множество подвигов, было совершено обыкновенными русскими солдатами, которые, несмотря на тяжелые испытания, смогли противостоять врагу и победить.  

Роль и место образовательного мероприятия в системе работы

Эта сценическая зарисовка призвана помочь окунуться в тяжелые военные годы. Сегодня, в весьма сложной и противоречивой ситуации развития России, победа 9 мая 1945 г. над фашизмом имеет особое значение.

Она служит для всех нас объединяющей идеей, формирует чувство гордости за историческое прошлое страны, сдерживает нарастание негативных и разрушительных тенденций. В целом, Победа способствует сохранению Российской Федерации как локальной цивилизации. Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. как многомерное и сложное явление в настоящее время актуализируется в общественном сознании.

Эта память – верьте, люди, -

Всей земле нужна.

Если мы войну забудем,

Вновь придёт война. (Р.Рождественский)

Целевая аудитория:

 Проект предназначен для студентов или обучающихся старших классов

Цели: 

  • Воспитать у школьников патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной войны, готовность к жертвенным поступкам во имя величия и процветания России.
  • Способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге.
  • Формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни.
  • Учить детей ценить мир на Земле.

Задачи:

Образовательные

1) Погрузить детей в атмосферу военного времени.

2) Расширить знания школьников о событиях 1941-1945 гг.

3) Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.

Воспитательные

1) Воспитание у учащихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.

2) Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.

3) Воспитание уважения и благодарности к ветеранам Великой  Отечественной войны.

4) Воспитание честности, благородства, сострадания.

5) Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.

6) Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.

Развивающие

  1. Развивать интерес к изучению истории.
  2. Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.
  3.  Расширять интерес к родному краю
  4. Способствовать популяризации творчества уроженцев Смоленщины: А.Т. Твардовского и М. В. Исаковского

Планируемые результаты

1.Применять знание фактов для характеристики исторической эпохи

2.Использовать материал как историческую карту для понимания эпохи СССР

3.Характеризовать основные этапы и соотносить историю Великой Отечественной войны и всеобщую историю 1939-1945 годов.

Технологии, методы, приемы, формы работы

  • Здоровьесберегающие технологии;
  • информационно-коммуникационные;
  • развивающие;
  • игровые;
  • личностно-ориентированные.

Методы

К игровым, относятся разыгрывание ролей и деловые игры различных модификаций. Они заполняют тот пробел в учебном процессе, которую не могут компенсировать другие методы (например, словесные методы, практические занятия и др.), 

Метод инсценировки имеет много общего с театром, который вызывает сильные чувства и, соответственно, влияет на эмоционально-волевую сферу личности. Один из древнейших методов обучения, он наиболее эффективен и на сегодня, потому что обеспечивает условия максимального приближения дидактического процесса к действительности. 

Приемы

Инсценирование - перевод в визуальный ряд, сценическая адаптация художественного материала, не предназначенного для сценического воплощения.

Сюжетный– прием, при котором сохраняется причинно-следственная связь исходного произведения, на основе её строится событийный ряд инсценировки, сохраняются основные персонажи и их образные характеристики, 

Ассоциативный – прием, при котором на первый план выступает стилистика автора, его индивидуальность, идейно-тематический замысел.

Формы работы

Ролевое чтение текста

Пантомима

Ожившие картины: использовалась картина В. Чеканюк «Теркин на привале»

Материально-технические, информационные, кадровые и методические
ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

Визуально: имитация снега и костра. Ель, под которой собрались бойцы.

Музыкальное сопровождение: звуки зимней вьюги, далекие звуки выстрелов. Вальс М.  Блантера «В лесу прифронтовом». Можно со словами М.Исаковского

Участники: обучающиеся старших классов.

Основная часть.

Глава «О награде»

В углу сцены сидят солдаты в военной форме. Зима. Много снега. Можно использовать синтепон. Солдаты у костра греются. Звуки выстрелов вдали. И Теркин рассказывает:

– Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.

На медаль. И то не к спеху.
Вот закончили б войну,
Вот бы в отпуск я приехал
На родную сторону.

Буду ль жив еще? – Едва ли.
Тут воюй, а не гадай.
Но скажу насчет медали:
Мне ее тогда подай.

Обеспечь, раз я достоин.
И понять вы все должны:

Дело самое простое –
Человек пришел с войны.

Вот пришел я с полустанка
В свой родимый сельсовет. (
Мечтательно переходит в центр сцены. Звуки выстрелов стихают)

Я пришел, а тут гулянка.

Выходит к нему девочка, уставшая и замотанная в платок:

Нет гулянки!

Теркин:

Ладно, нет.

Я в другой колхоз и в третий –
Вся округа на виду.
Где-нибудь я в сельсовете
На гулянку попаду.

И, явившись на вечерку,
Хоть не гордый человек,
Я б не стал курить махорку,
А достал бы я (
мечтательно)"Казбек".

Садится в центре сцены, к нему подходят девушки и парни.

И сидел бы я, ребята,
Там как раз, друзья мои,
Где мальцом под лавку прятал
Ноги босые свои.

И дымил бы папиросой,
Угощал бы всех вокруг.
И на всякие вопросы
Отвечал бы я не вдруг.

К нему подходят люди, одетые по-домашнему, в платья – лето наступило, всем тепло. Разговор с собравшимися:

Как, мол, что? – Бывало всяко.
– Трудно все же? – Как когда.
– Много раз ходил в атаку?
– Да, случалось иногда.

Звучит вальс «В лесу прифронтовом» М. Блантера. Собравшиеся танцуют.

Теркин: И девчонки на вечерке
Позабыли б всех ребят,
Только слушали б девчонки,
Как ремни на мне скрипят.

И шутил бы я со всеми,
И была б меж них одна...

Прощается с девушкой и отходит снова в зиму к бойцам. Звучат выстрелы:

И медаль на это время
Мне, друзья, вот так нужна!

Ждет девчонка, хоть не мучай,
Слова, взгляда твоего...

Бойцы: – Но, позволь, на этот случай
Орден тоже ничего?
Вот сидишь ты на вечерке,
И девчонка – самый цвет.

– Нет,
– сказал Василий Теркин
И вздохнул. И снова: –
 Нет.
Нет, ребята. Что там орден.
Не загадывая вдаль,
Я ж сказал, что я не гордый,
Я согласен на медаль.

 Кланяются и уходят.

Рекомендации по использованию методической разработки

Данный материал может быть использован как  предпраздничная инсценировка ко Дню Победы,  как дополнительный материал при изучении творчества А.Т. Твардовского и как самостоятельное выступление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои награды

Размещение некоторых моих результатов педагогической деятельности....

мои награды

Благодарность Законадательного собрания Ленинградской области...

мои награды

грамоты,дипломы и благодарственные письма....

мои награды

достижения мои и моих  учеников....

мои награды

1.jpg 2.jpg 3.jpg 5.jpg 5.jpg...

Награды

Грамота...

Мои награды и награды моих учеников

Некоторые мои награды 2009 - 2012 гг.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12855266","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"343"}}]][[{"type":"media","vie...